Методическая разработка урока «Методы здоровьесбережения учащихся, посещающих музыкально-теоретические дисциплины»
материал по теме
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._razrabotka_uroka_metody_zdorovesberezheniya.docx | 32.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского
Методическая разработка урока
«Методы здоровьесбережения учащихся, посещающих музыкально-теоретические дисциплины»
в ДМШи ДШИ
Автор:
Светлова С.И., преподаватель теоретического отделения.
Место выполнения работы: МБУ ДО
Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского
г. Вязьма 2017
Аннотация
Светлова С.И.
Методическая разработка урока «Методы здоровьесбережения учащихся, посещающих музыкально-теоретические дисциплины» разработана на примере урока сольфеджио в четвёртом классе восьмилетнего срока обучения. Представляет интерес для педагогов музыкально-теоретических дисциплин и других групповых дисциплин в учреждениях дополнительного образования.
В разработке проанализирован опыт ведущих психологов и педагогов, представлены различные формы и методы классно-урочной работы.
Содержание работы
- Тема урока стр.3
- Цели и задачи стр.3
- Тип, вид и методы урока стр.3
- Методы здоровьесбережения используемые на уроке: стр.3
- Актуализация стр.4
- Введение стр.4-5
- План-конспект урока стр.5-7
- Выводы стр.8
- Используемая литература стр. 8
Тема: «Аккордовая последовательность»
Цель: Обобщить знания учащихся в раздел гармонического анализа и гармонического музыкального мышления.
Задачи:
обучающие – отработать навыки построения аккордовых последовательностей и слухового анализа гармонических оборотов.
развивающие – умение в результате поставленных задач самостоятельно осваивать новый уровень гармонических связей между аккордами.
воспитывающие – развитие инициативы, уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели
Оборудование:
- доска
- фортепиано
- столбица, таблицы
- Сборник «Сольфеджио. Одноголосие» Калмыков – Фридкин.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: практический, основанный на принципе бинарности – взаимодействия деятельности учителя и учащегося
Методы урока: метод алгоритмических предписаний - инструктирование учащихся.
Методы здоровьесбережения используемые на уроке:
- Смена видов деятельности: посадка, позы, физкультминутки, правильное дыхание при пении
- Мотивация: позвала, поддержка, соревновательный момент
- Психологический климат: комфорт, сотрудничество, активность, заинтересованность
- Эмоциональная разрядка: шутка, улыбка, поговорка.
Актуализация: «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. создание эмоционального настроя, оценку степени готовности отдельных учащихся к восприятию нового материала и т.д. Актуализация – более широкое понятие, чем опрос.
Исходя из этого, можно использовать такую структуру урока:
- Актуализация прежних знаний.
- Формирование новых понятий и способов действия.
- Формирование умений и навыков.
Введение
Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков является наиболее актуальной на сегодняшний день. В связи с этим возрастает роль школы, призванной обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни современного общества, но и способной к творческому саморазвитию, к творческому преобразованию окружающего мира.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей как решается задача сохранения здоровья учеников. Отсюда, главное условие реализации любой образовательной программы - «Не навреди!».
В образовательных учреждения дополнительного детского образования большое внимание уделяется правилам безопасности. Систематически проводятся инструктажи по технике безопасности. В помещении проводится вентиляция. Но самое главное – это формирование методов здоровьесбережения, направленных на разумную организацию учебного процесса. Здесь можно перечислить условия, необходимые для качественного обучения и сбережения здоровья учащихся.
- Обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение в классе.
- Моменты оздоровления: правильная посадка учащихся при письме и при пении, смена поз, динамические паузы, гимнастика дыхательная, для глаз, для тела.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
- Создание на уроке благоприятного климата: направленность на успех, создание ситуации сотрудничества, заинтересованность.
- Активность. Разнообразие видов учебной деятельности.
- Смена деятельности, включающая различные виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа, практическая работа.
- Разнообразие методов активизации: свободная беседа, деловая игра, обсуждение, дискуссия.
- Методы, направленные на самопознание, развитие: самооценки, взаимооценки.
- Эмоциональные разрядки на уроке: шутка, улыбка, поговорка, афоризм и др.
Подводя итог, можно сказать, что важнейшую роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся в образовательном процессе играет тесное взаимодействие учащихся и преподавателей на всех эмоциональных уровнях, ответственность педагога за формирование здоровой гармонически развитой личности.
План-конспект урока:
- Распевание: а) гамма cis-moll гармонический,
б) пение кадансов цифровками в гармоническом миноре
(пение вместе и по одному) – оценить пение поющих сольно –
(самопознание, обсуждение)
- Тема урока: « Построение аккордовых последовательностей»
Задание: построить аккордовую последовательность в тональности C –dur:
T53 - D64 – T6 – S53 – T64 – S6 – D53 – T64 – D53
Порядок построения аккордовой последовательности:
- Подписать внизу ступень, на которой строится данный аккорд – преподаватель подписывает с помощью учащихся (ситуация сотрудничества)
- Выписать басовый голос аккордовой цепочки – уч-ся работает на доске
- Достроить аккорды - работает следующий учашийся.
- Подписать внизу известные обороты, входящие в данную аккордовую последовательность
- Определение на слух аккордовой последовательности: T6 – D64 – T53 – S64 – T53
Порядок выполнения задания:
- Пропеть нижний голос (бас) аккордовой последовательности на произвольный слог при проигрывании её преподавателем на фортепиано.
- Воспроизвести басовый голос ступенями при втором проигрывании.
- Записать ступени басового голоса при третьем проигрывании.
- Пользуясь полученными ранее знаниями, подписать над ступенью баса функцию и вид аккорда, а также отметить известные гармонические обороты.
- При четвёртом проигрывании аккордовой цепочки преподавателем проверить написанное.
- Построить самостоятельно данную аккордовую последовательность в тональности B- dur (самостоятельная работа). Первый построивший цепочку без ошибок получает оценку «отлично» (соревновательный момент). Записать её на доске.
- Спеть аккордовую цепочку всей группой.
- Физкультминутка: гимнастика для спины:
- Потянуться к «солнышку» (руками тянемся вверх)
- «Ласточка» (руки назад, соединяем лопатки, голова вверх)
- Самолеты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели.
(руки в стороны) - Упражнения для глаз:
- сколько скульптурных фигур в классе стоит на шифоньере? (три)
- какие цветы украшают наш календарь? (ромашки)
- название коллектива, на большой афише? («Талака»)
- сколько плафонов на потолке? (восемь)
- сколько нотных строчек на доске? (три)
5. Пение номеров.
№ 346
- Спеть гамму E dur с дирижированием на 24 стоя и дирижируя двумя руками.
- Пропеть номер вместе.
- Проанализировать номер:
- сколько фраз? (четыре)
- Какие аккорды образуются звуками 1, 2, 4, 5 тактов (T53 , T53 , D53, T64).
4) Пропеть номер по одному.
№344
- Настроиться на тональность B dur, спеть 1-й каданс.
- Работа над пунктирным ритмом:
Ритм прохлопать со счётом, вспомнить ритмический рисунок.
- Пропеть всей группой.
- Ответить на вопросы:
- Характер мелодии? (торжественный )
- Только-ли в конце можно поставить точку? Где можно в песне «поставить точку» в первый раз? (в середине номера)
- затем следует новая мысль, или продолжение первой? (новая)
- Как мы называем такую музыкальную мысль? (вторая часть)
5) Проследить оттенки и спеть номер с оттенками.
6) пение номера по одному.
6. Спеть любой номер по желанию учащихся.
7. Запись домашнего задания: построить данные аккордовые цепочки в тональностях F dur, G dur, B dur , №346 наизусть, 348, 350 по нотам.
Выводы: Здоровьесбережение в образовательном процессе – это системный подход к обучению и воспитанию и главное условие реализации образовательной программы – обучение без нанесения вреда здоровью детей. Возникновение всё более новых объективных проблем в современном образовательном процессе: усложнение характера учебной нагрузки, выхода на первый план фактора оценки, усложнение характера взаимоотношений «учитель-ученик», межличностных отношений внутри класса – всё это требует пристального внимания со стороны педагога, педагога – новатора, педагога – творца, способного воспитать высокодуховную, нравственную и здоровую личность.
Используемая литература:
- Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.М.. Просвещение. – 220с.
- Кривоноженкова В.Э. Приёмы здоровьесбережения в образовательном процессе.
- Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса.1982г. – 480с.
- Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. / И.В. Никишихина; – Волоград: Учитель, 2008.
- Педагогические технологии в образовательном процессе: организация и проведение методической недели / авт.-сост. О.М. Новрузова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Смирнов В.Е. Образовательные технологии в современной школе. –
М.: АПК и ПРО. 2002г. – 62с.
- Ткачук М. Влияние положительных эмоций на здоровье школьников./ М.В. Ткачук; Воспитание школьников, № 9 2007
- Эффективнве образовательные технологии. – Ростов на Дону: Феникс. 2007. – 285с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие пресмыкающихся. Методическая разработка урока для учащихся 8 класса.
Урок "Разнообразие пресмыкающихся" проводится в 8 классе коррекционной школы VIII вида. В конспект включён материал учебника А.И.Никишова, А.В.Теремова и дополнительные сведения....
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...
Методическая разработка урока для учащихся 5 класса по правилам дорожного движения «ДОРОЖНЫЙ МАРАФОН»
Методическая разработка проведения урока или внеклассного мероприятия для обучающихся 5 класса по правилам дорожного движения "Дорожный марафон" в игровой форме....
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в ...
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....
Методическая разработка "Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин"
Методическая разработка "Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин"...