Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Анохина Нина Владимировна

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в преподавании литературы как предмета, формирующего личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_natashi_rostovoy.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н. Толстой «Война и мир».

Образ Наташи Ростовой.

(2 урока)

Цель урока: углубление знаний об образе главной героини романа; раскрыть взгляды  Толстого на роль женщины в жизни  общества;  показать, в чём смысл  истинной красоты человека;  заставить задуматься  над важнейшими  общечеловеческими  нравственными  проблемами,  которые   во все времена  привлекали людей;  раскрыть  художественное мастерство писателя в изображении  портретных  деталей действующих  лиц,  в психологии героев.

Оборудование: фрагменты видеофильма, иллюстрации к роману, диск с записью произведения Бетховена «Лунная соната», Прокофьева  «Война и  мир»

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания:

- С какими яркими женскими образами вы встречались при изучении литературы 19 века?

- Каков идеал женщины у Пушкина, Тургенева?

- Какой, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым в романе «Война и мир»?

Остановимся на тех сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда ощутима «диалектика её души».

  1. Основная часть урока.
  1. Первая встреча с Наташей (том 1, часть 1, глава 8, стр. 44).

- Какой мы её видим? Красива ли она? (Нет, Толстой много раз подчеркивает это).

- В чем, по-вашему, прелесть героини, её обаяние? (Её обаяние в простоте, естественности, жизнерадостности, непосредственности).

     3.2. Согласны ли вы с трактовкой образа Наташи у Шмаринова? Удалось ли художнику передать то, что думает о ней писатель? (Свет внутренней жизни).

Наташа – порох, она вся переполнена жаждой жизни. Наташа на именинах.

3.3.Вторая встреча с Наташей. Том 2, часть 3, глава 2, стр. 526.

Князь Андрей приезжает в Отрадное – имение Ростовых. Болконский искренне убежден, что «он должен доживать свою жизнь, не тревожась, ничего не желая». Что же случилось, что пробуждает его ото сна?

(Он завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как берёзка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как всё, что живет и любит жизнь.)

Ночь в Отрадном. Стр. 527. Выразительное чтение эпизода в сопровождении «Лунной сонаты» Бетховена.

(Ночь , проведенная в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.)

3.4. Первый бал Наташи. Том 2, часть 3, главы 15-16, стр. 570-576.

Вопросы.

- Какими чувствами переполнена Наташа на своём первом балу?

- Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа?

Выразительное чтение эпизода в сопровождении музыкального фрагмента из оперы Прокофьева «Война и мир».

3.5. Каким нравственным критерием оценивает Толстой своих героев? (Насколько они близки народу, природе. Ни разу не видим ни Элен, ни А.П. Шерер, ни Жюли Карагину среди лугов, в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их не касается понятие «люди как реки».)

Эпизод «У дядюшки». Том 2, часть 4, глава 7, стр. 636-638. Видеофрагмент фильма С. Бондарчука «Война и мир»  и  его  обсуждение.

- Как танцует Наташа и что удивляет в её пляске зрителей?

3.6. Что заставило князя Андрея на год отсрочить свадьбу? Как переносила Наташа разлуку с князем Андреем? Только ли она виновата в своей измене? Как вы относитесь к её поступку, к её увлечению Анатолем Курагиным? Том 2, часть 4, глава 9, стр. 647-650. Том 2, часть 5, глава 9, стр. 702-703.

Эпизод «В театре». (Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой. Наташа сама судит себя. Пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может быть женой князя Андрея. Всё, что она делает, делает искренне и честно. Том 2, часть5, глава 19, стр. 739)

3.7. Что же возрождает Наташу к жизни?

(Горе обрушилось на всю семью. Погиб Петя. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «… Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Гибель брата ,это новая рана, вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.

3.8. Докажите, что Наташа Ростова – это настоящий русский характер, настоящая русская душа.

(К ней хорошо относятся дворовые, восхищается дядюшкой, который поёт как народ. Её характеру свойственен патриотизм. Требует отдать подводы раненым! А на подводах приданое для дочерей. Том 3, часть 3, глава 16.)

(«Мерзость и гадость» то, что делают сейчас Ростовы. Такими словами вперемежку с ласковыми, извинительными (маменька, голубушка) надеется она образумить самого дорогого ей человека. Наташа возмущена тем, что мама оказалась в числе тех, для кого фарфор, хрусталь, ковры дороже людей. И Наташе близко настроение безымянного солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва!»)

3.9. Какой видим Наташу в эпилоге? В чем она нашла счастье? Как вы относитесь к её пониманию счастья? Наташа изменилась только внешне или и внутренне?

Эпилог, главы 10, 12, 16, стр. 687.

  1. Какую задачу решает Толстой в образе Наташи?
  2.  Что есть красота?

Учитель читает наизусть стихотворение Заболоцкого «Некрасивая девочка».

  1. На чьих образах раскрывается эта задача? (Элен, княжна Марья, Соня, Наташа)
  2. Ваше отношение к Элен.
  3. Кому близка и понятна Соня? Том 1, часть 1, глава 9, стр. 51. Том 2, глава 8, стр. 443, 655. Почему Толстой сравнивает её с кошкой? Соня в эпилоге. Стр. 680-681.
  4. Ваше отношение к княжне Марье. Княжна Марья – идеал Толстого. Эпилог глава 15, стр. 710-712.
  5. Наташа – любимая героиня Толстого, а княжна Марья – его идеал. А когда Наташа кажется вам наиболее привлекательной?
  6. В чем заключается красота женщины, по мнению Толстого? (Женщина, считает Толстой, должна быть красивой душевно, красота её полнее всего раскроется в семье.)

Домашнее задание

Составить тезисы «Наташа Ростова на пути к счастью». Что нужно для счастья? «Мысль  семейная» в романе «Война и мир».

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие пресмыкающихся. Методическая разработка урока для учащихся 8 класса.

Урок "Разнообразие пресмыкающихся" проводится в 8 классе коррекционной школы VIII вида. В конспект включён материал учебника А.И.Никишова, А.В.Теремова и дополнительные сведения....

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Методическая разработка урока для учащихся 5 класса по правилам дорожного движения «ДОРОЖНЫЙ МАРАФОН»

Методическая разработка проведения урока или внеклассного мероприятия для обучающихся 5 класса по правилам дорожного движения "Дорожный марафон" в игровой форме....

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогает в...

Методическая разработка урока литературы по теме: "А счастье было…"(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Итак, роман “Евгений Онегин” о русской жизни. Что есть Россия? В романе две России. Россия - Онегина, Россия - Татьяны. Что понял наш герой? Куда пойдет? От его выбора зависит будущее Росс...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....

Методическая разработка урока для учащихся 8-х классов по теме "Питание и пищеварение"

Предложенная методическая разработка урока для учащихся 8-х классов по теме "Питание и пищеварение" направлена на формирование знаний у обучающихся о процессе питания и пищеварения, а также ...