Методическая разработка "Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин"
методическая разработка
Методическая разработка "Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 22.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств р.п. Белореченский»
Инновационные подходы в преподавании
музыкально-теоретических дисциплин
Методическая разработка
Составитель: преподаватель ДШИ
Пархоменко Елена Петровна
Вступление
Данная работа это мой многолетний опыт преподавания сольфеджио на музыкальном отделении Детской школы искусств. Мои размышления касаются самого предмета преподавания, роли педагога-теоретика в музыкально-образовательном процессе, основных требований к уроку и его структуре, педагогических находок и приемов, дающих положительные результаты, и осуществление контроля над учебной работой учащихся.
Важнейшими условиями понимания элементов музыкальной речи, выразительных возможностей и средств музыки являются развитие музыкального слуха, памяти, ритма и внутренних музыкально-слуховых представлений.
Музыкальный слух развивается на уроках сольфеджио, в ходе учебного процесса путем специальных упражнений. Развитый слух дает возможность воспринимать и осознавать музыку, переживать ее.
Как правило, внутренние музыкально-слуховые представления вначале бледны и фрагментарны. Их точность и яркость во многом зависят от музыкальной памяти, которая имеет особое значение в их развитии.
Что касается ритма, то его эмоциональное воздействие очень сильно, а эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.
На уроках сольфеджио, кроме узкоспециальных музыкальных навыков, формируется творческое начало, проявляющееся в изобретательности, находчивости, сообразительности. Творческое мышление необходимо каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем. Привитые желание и умение желать и творить скажутся в любой сфере будущей деятельности детей, когда они станут взрослыми.
Гармоничное сочетание занятий на инструменте с уроками сольфеджио становится основой музыкального воспитания, которая способствует выработке качеств настоящего музыканта. Вместе со специальностью сольфеджио формирует у учащегося умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, активно контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного и осмысленного исполнения.
Когда мы говорим о формировании музыкальности, имея в виду музыкальный слух, позволяющий переживать и понимать музыку, свободно в ней ориентироваться, мы вспоминаем не только уроки специальности, но и уроки сольфеджио.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ТЕОРЕТИКА
В любой учебно-воспитальной деятельности решающим фактором является личность педагога, его индивидуальность. Большую роль играет также правильное планирование учебного материала в целом, а также тщательная подготовка педагога к каждому уроку, Творчески вдумчивый педагог постоянно ищет новые пути, экспериментирует, совершенствует методику своей работы.
Для преподавателя сольфеджио необычайно важно четко и ясно представлять себе цели и проблемы этого предмета, так как их знание позволит ему выбирать эффективные методы и средства своей педагогической деятельности. В процессе повседневного труда они становятся его опорой и руководством.
Кроме того, ему чрезвычайно необходимо осознавать те стратегические задачи, которые стоят перед ним в области развития слуха в плане достижения всеобщей музыкальной грамотности и культуры нашего народа. Велика ответственность преподавателя в выполнении этих задач, требующих терпения, настойчивости, педагогического такта, глубоких знаний детской психологии, использования в процессе обучения технических средств.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
Урок сольфеджио, имея сложную структуру, представляет собой единый комплекс, в котором рационально переплетаются и сочетаются различные виды занятий: пение по нотам с соблюдением чистоты интонирования, анализ и запись услышанной музыки, теоретические сведения, слушание музыкальных произведений и распевания учащихся в начале каждого урока. Последние помогают педагогу расширить внутренние музыкально-слуховые представления детей, вокально подготавливая их, настраивая интонационно к предстоящей работе.
В процессе пения по нотам происходит теснейшее взаимодействие между интонированием и музыкальным слухом. Являясь первоосновой певческой интонации, музыкальный слух сам активно совершенствуется под воздействием чистого пения. Поэтому-то привитие учащимся чистой интонации во время пения – одна из важнейших задач предмета сольфеджио. Основные причины затруднений учащихся при интонировании – это слабость их внутренних музыкально-слуховых представлений, неспособность оперировать ими и неподготовленность голосового аппарата. Необходимо уделять внимание, особенно на начальном этапе обучения, выработке правильных певческих навыков: дыхание, звукоизвлечение, фразировка, посадка при пении, сознательное отношение к нотному тексту.
На уроках сольфеджио очень важно научить детей, верно, петь с листа, то есть мысленному, зрительному опережению того, что непосредственно поется в данный момент. Поющий охватывает взглядом музыкальный текст, забегая вперед, предвосхищая внутренним слухом то, что еще не спето. Чем более развит внутренний слух, тем дальше учащийся видит при пении, тем точнее и конкретнее его внутренние слуховые представления звуковысотных и ритмических компонентов прочитываемых мелодий. Поэтому чтение с листа необходимо проводить регулярно и систематически.
Слуховой анализ, воспроизведение и запись услышанного музыкального материала являются главным разделом работы на уроках сольфеджио. Причем, эти способности развиваются предшествующей тренировкой памяти путем пения вслед за слушанием.
В этой части занятий по сольфеджио запись музыкального диктанта представляют собой самую сложную форму работы над развитием слуха и памяти. Если при пении по нотам помогает зрительный фактор, то диктант воспринимается только на слух. Этим и объясняется вся сложность записи мелодии. В диктанте как бы обобщаются все знания, умения и слуховые навыки учащихся. Он является лучшей формой воспитания внутренних музыкально-слуховых представлений, требующей тщательной предварительной подготовки.
Из огромного количества диктантов необходимо выбирать такие образцы, которые органически соединяют в себе изученные элементы музыкальной речи и, в то же время, пополняют знания детей в области музыкальной литературы.
Теория музыки учащимся необходима для освоения нотно-музыкальной грамоты, способствуя приобретению внутренних слуховых представлений, облегчает анализ и синтез музыки при ее пении и слушании. Теория музыки не составляет самостоятельного раздела в курсе сольфеджио, она органически связана с другими практическими формами работы: исходит из практики и к ней обращается. Абстрактные теоретические понятия выводятся из конкретного музыкального опыта, из его звуковых образцов, накопленных в памяти обучающихся.
Наряду с пением, диктантом, музыкальной грамотой очень важно на уроках сольфеджио уделять время слушанию музыки. При выборе произведений для слушания необходимо, чтобы они были художественно выразительны, логичны, и ярки в отношении музыкальной образности. Материалом могут служить мелодии, песни, небольшие музыкальные пьесы: от предложения или периода до простых двух-трех частных форм, не более. Так как домашние задания при этой форме работы почти невозможны, то необходимо стремиться слушать и анализировать музыку на каждом уроке.
Таким образом, слушание и сознательное восприятие музыкальных произведений является важнейшим элементом урока сольфеджио. И не следует ограничиваться только простым ознакомлением. С восприятием необходимо проводить анализ произведений, что способствует развитию художественного вкуса и культуры эстетических оценок. Благодаря живому контакту с музыкой растет эстетическая культура учащихся.
Методичность и последовательность в построении уроков, ясность и конкретность в объяснениях и постановке задач, четкая организация классной и домашней работы, требовательность к качеству выполняемых заданий и активному участию в работе группы – вот те основные требования, которые предъявляются к педагогу с методической точки зрения. В целом атмосфера занятий должна быть творческой, увлекательной и эмоционально-насыщенной.
Желательно, чтобы все вышеперечисленные формы работы использовались на каждом уроке, чтобы занятие было полноценным, а внимание учащихся – постоянно активным.
Необходимо не допускать однообразия и переутомления. Урок должен быть целостным, объединяющим все его составные части в общее понятие – музыка. Гармоничное соединение различных видов работы в едином педагогическом процессе – навык, приобретаемый с годами.
Именно на уроках сольфеджио учащиеся получают знания о том звуковом материале, из которого складывается музыка. У них формируется гармонический, звуковысотный, интонационный, ладовый и тембровый слух, чувство лада и ритма. Достаточно внимания уделяется привитию прочных навыков восприятия элементов музыкальной речи, способствующих лучшему пониманию музыки.
Уроки сольфеджио должны приносить удовлетворение, как детям, так и педагогу. Они должны вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенными музыкой. Педагогу-теоретику необходимо помнить, что из детей, посещающих музыкальное отделение ДШИ, пополняется слой музыкально-образованной аудитории, поэтому музыка, звучащая на уроках сольфеджио, должна стать притягательной силой для учащихся.
Если учебный материал подается педагогом в интересной форме, если он затрагивает не только ум, но и чувства учащихся, усвоение будет легким, а знания будут более прочными.
Занимаясь музыкальным воспитанием и обучением детей, педагог-теоретик должен также помнить и о формировании личности. Весь проходимый учебный материал должен соответствовать общему развитию и интересам учащихся, быть доступным их восприятию, иметь широкое воспитательное значение. Быть глубоким по содержанию, а не узко ограниченным только задачами развития отдельных профессиональных навыков.
Успех обучения во многом зависит от согласованности требований педагога со способностями детей принять эти требования, от разбуженного в них энтузиазма и верно понятой ими необходимости обучения, чтобы учащиеся учились с воодушевлением и получали радость от самого учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Экспериментальная деятельность в рамках взаимосвязи музыкально-теоретических дисциплин и инструментального музицирования в классе скрипки»
Несмотря на очевидную актуальность, данная проблема еще далеко не в полной мере нашла свое теоретическое решение и практическое применение в традиционных системах преподавания скрипки и сольфеджио в Д...
Реализация технологии дифференцированного обучения в процессе преподавания предметов музыкально-теоретического цикла
Индивидуализация и дифференциация учащихся – один из ведущих принципов развивающего обучения в музыкальной педагогике. На основе индивидуального и дифференцированного подходов можно учесть особенности...
Выступление на семинаре-практикуме: "Реализация интегрированного подхода в преподавании общеобразовательных дисциплин" доклад :"Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине химия"
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:· аудиторная;· внеаудиторная....
«Применение ИКТ в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ»
Информационно – компьютерные технологии обучения- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Применение современных компьютерных техно...
Методическая разработка урока «Методы здоровьесбережения учащихся, посещающих музыкально-теоретические дисциплины»
Методическая разработка...
Методическая работа «Межпредметная связь музыкально-теоретических дисциплин и инструментального музицирования»
Важным педагогическим условием развития творческих способностей является использование межпредметных связей и проблемно-поисковых ситуаций на занятиях, которые должны представлять собой не просто обуч...
Удостоверение о повышении квалификации "Современные подходы в преподавании естественно-научных дисциплин"
Удостоверение о повышении квалификации "Современные подходы в преподавании естественно-научных дисциплин"...