1.2.2.Программы воспитательной работы
методическая разработка по теме
1.2. Воспитательная программа Центра содействия семейному воспитанию и устройству детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей "Мой дом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.2.2.vospitatelnaya_programma_tsssv.docx | 91.79 КБ |
programmapoprofilakt.docx | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус»
«Утверждаю» Директор __________Ооржак А.С. « » __________ 2017 г. |
Воспитательная программа
Центра содействия семейному воспитанию и устройству детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Мой дом»
I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семейное воспитание детей в условиях интернатного учреждения - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в интернатные учреждения в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника в учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
В Центре содействия семейному воспитанию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитываются дети, попавшие из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в, то, же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменят никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.
Программа разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках интернатных учреждений.
В каждой такой семье 10 – 12 детей, некоторые из которых связанны родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним.
Программа рассчитана на долгосрочное пользование. Четко определен круг вопросов, которые воспитанникам необходимо освоить за время пребывания в Центре содействия семейному воспитанию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках ЦССВ).
Программа «Мой дом» включает в себя пять теоретико – практических блока:
1 блок - «Семья и её функции»;
2 блок - «Духовно - нравственные основы семьи»;
3 блок – «Домашний труд в семье»,
4 блок - «Хозяйство семьи и бюджет»;
5 блок – «Самосовершенствование личности».
В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указано как их решать).
Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.
Блок «Самосовершенствование личности», строится на основе курса разработанный Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» в соответствии с возрастными особенностями детей.
Кроме основной части в программе предусмотрены дополнительные курсы: «Азбука кухни», «Мужчина в доме», «Рукодельница». Цель этих занятий – дать более подробные, глубокие знания и сформировать навыки, необходимые для ведения конкретного вида домашнего хозяйства.
В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:
- Специально организованные занятия:
- Беседы;
- Рассказы воспитателя;
- Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;
- Семейные чтения;
- Разбор ситуации на определенную тему;
- Дискуссия диспут;
- Устный журнал;
- Разговор за семейным столом;
- Демонстрация фильмов;
- Выставка высказываний на определенную тему;
- Практические занятия;
- Составление рукописной семейной газеты;
- Сочинение детей на заданную тему;
- Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.);
- Создание семейных фильмов;
- Оформление рукописного журнала (Сказки для малышей, придуманные старшими).
- Семейные походы, экскурсии.
- Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.
- Семейные вечера на выбранную тему.
- Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен, инсценирование сказок, чтение стихов т.д.).
- Семейные игры.
- Анкеты, тесты.
- Час семейного отдыха.
II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Методологическими основами программы являются:
- идеи «природосообразности воспитания... как гармонично воздействующего на ум, сердце и руку и вызывающего стремление к совершенству и совершенствованию человеческих сил» (Г. Песталоцци);
- «нравственного образования» как «отмены принуждения» (С.И. Гессен);
- «педагогического процесса как усовершенствования личности» (П.Ф.Каптерев) и др.;
- основные идеи теории семейного воспитания (Т.А. Марковой), родительства (И. Кон), деятельности детей в семье (Г.Н. Гришиной, Д.О. Дзинтаре);
- основы идей семейного воспитания (Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили);
- положения педагогики саморазвития о характеристиках, структуре,
особенностях становления процессов саморазвития личности (Л.Н. Куликова, Г.К. Селевко), - концепция гуманистических воспитательных систем (Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Е. Степанов и др.);
- «свободного воспитания» как содействия саморазвитию и формированию творческой личности - индивидуальности» (К.Н. Вентцель);
- основные положения синергетического подхода, рассматриваемые в контексте проблематики педагогических явлений и позволяющие увидеть феномен воспитательной системы как неравновесной, нелинейной, имеющей «зоны неопределенности - неупорядоченности» с определенностью в параметрах порядка (А. Венгеров, И.А.Еаин, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, И.Пригожий, Г.Хакен и др.).
Выбор программного обеспечения основывается на педагогическом наследии Л.С. Выготского, на психологических идеях А.Запорожца, А.Н.Леонтьева, а также теории личностно-ориентированного обучения и воспитания И. С. Якиманской.
Основные принципы воспитания:
- Личностный: Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
- Средовой: Учет, использование в процессе воспитания социальной среды (семьи).
- Природосообразный: Учет в работе с детьми половозрастных, психофизических особенностей.
- Деятельностный: Организация деятельности с детьми на основе ведущей для данного возраста: для дошкольников - игре; младших школьников -учении; учащихся основной школы - общении; старшеклассников -учебно-профессиональной деятельности.
- Культуросообразный: Опора в воспитании на национальные традиции народа; его культуру, духовность.
- Дифференцированный: Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.
- Человековедческий: Не только на специальных занятиях, но и в повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать воспитаннику в создании "Я - Концепции".
- Эмоциональный: Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
- Отношенческий: Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: коллективности-индивидуальности; традиции-новации; общения-обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления; воспитания-самовоспитания.
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основные цели программы:
- Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.
- Способствовать адекватной полоролевой самоидентификации детей и подростков.
- Подготовка молодых людей к супружескому выбору и к полноценной семейной жизни.
Практические задачи программы:
- Помочь каждому ребенку, подростку, юноше и девушке в познании культуры семейных отношений.
- Активизировать и развивать социальные наклонности.
- Создать комфортные условия для проживания, всестороннего индивидуально - личностного развития участников программы.
- Повышение нравственной и эстетической культуры воспитанников, воспитание у них культуры здорового образа жизни.
- Обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.
- Социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным детей и подростков, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды.
IV. ПРИНЦИПЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА
Принцип системности Процесс воздействие окружающей среды на ребенка также представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского, педагогического).
Принцип гуманистического подхода основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве между педагогами и детьми.
Принцип коллективной творческой деятельности. Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.
Принцип индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности.
Принцип творческого саморазвития реализуется посредством побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества, т.к., чем больше свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в творческом саморазвитии. Восхождение на вершину творчества детей подготавливается в ежедневной деятельности, в том числе через сквозную работу центров различных направлений.
Принцип демократического сотрудничества реализуется на основании признания равенства прав и свобод ребенка в процессе совместной деятельности и предоставлении возможности соуправления.
Принцип свободы выбора и доступности. Одним из условий развития личности является свобода выбора деятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности, посредствам занятий в различных центрах, объединениях, участия в мероприятиях, групповых и общих делах.
Программа воспитательно-образовательной
работы в семейной группе:
*Примечание:
В летний период работа ведется в соответствии с программой летней оздоровительной группы.
Практическая часть по формированию и развитию навыков самообслуживания и ведения домашнего хозяйства
(«Азбука кухни», «Мужчина в доме», «Рукодельница»)
«АЗБУКА КУХНИ»
«МУЖЧИНА В ДОМЕ»
«РУКОДЕЛЬНИЦА»
Рекомендации по планированию и проведению воспитательно-образовательной работы с детьми в семейной группе:
2.Роль отца и матери в семье | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Роль отца и матери в семье», «Искусство быть матерью» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни.) Разговор за семейным столом: «К чему ведёт невыполнение материнских обязанностей» Работа с пословицами: «Добрая жена дом сбережёт, а худая рукавом растрясет», «От хозяйского глаза и конь добреет» Девичник «О девичьей чести» Мальчишник «Разве тот мужчина» Устный журнал: «Отец – это сила, ум, опора семьи» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М.: 1997) Психологическое упражнение «Семейный портрет» Психологическая игра «Дружная семья» (Решение жизненных ситуаций по типу «Как поступить?» Чтение худ. литературы отрывок из «Путешествия с багажом» В.К.Железникова | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «О бабушке», «Колыбельная матери» (Воспитание школьника, 2000, №8), «Отец в семье» Практическое занятие «Мамины вечера» (Е.Ю.Сашина Азбука домоводства для больших и маленьких) Разговор за семейным столом: «Зачем человеку имама?» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М.: 1997) Работа с пословицами: «При солнышке тепло, при матери добро», «Муж – голова, жена – душа» Чтение худ. литературы: Е.А.Благина «Вот какая мама», А.Н.Майкова «Кукушка», «Мать и дети», А блок «Снег да снег» | |
Для всех детей | |
Сочинение «Каким бы я хотел видеть отца, мать?» Беседа «Бабушка и дедушка – источник мудрости» Работа с пословицами: «У кого есть дед – у того и обед», «Была бы моя бабуся – никого не боюся» Праздник «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!» (Начальная школа, 1999, №2) Практическое занятие «Письму к моему ребёнку, когда ему будет 12 – 15 лет» | |
3.Семейные традиции и праздники | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: Что такое традиция?», «Воспитание традиций» (Дошкольное воспитание, 2000,№1) Устный журнал «Красный день календаря» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М.: 1997) Разговор за семейным столом: «Наше любимое место отдыха на природе» Работа с пословицами: «Частые пирушки изведут полушки», «Ленивому всегда праздники» Рассказ воспитателя «Обряды и ритуалы семейных событий» (С использованием видеозаписей),( Л.Антипина Семейное воспитание, 1999) | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседа «Наши семейные праздники» Разговор за семейным столом «За что ялюблю праздники» Сочинение «Какие праздники будут в моей будущей семье» Работа с пословицами: «Доплясались, что без хлеба остались», «Сердись, бранись, а за хлебом – солью сходись» Чтение худ. литературы: И.Суриков «Детсво», Л.Воронкова «Девочка из города», А.Толстой «Детство» | |
Для всех детей | |
Сочинение «Зачем нужны праздники в семье» Устный журнал «Радость семейных праздников» (Домашнее воспитание, 2015, №2) Праздник «Не здесь ли сегодня до блеска полы намыты и для каждого двери открыты?» (Начальная школа,2015, №12) Разговор за семейным столом «Мы жили по соседству» (Взаимоотношения, совместные праздники, вечера, отдых) Рассказ воспитателя «Христианские праздники» | |
Тема: Роль интеллекту-ального развития в становлении личности ребёнка» 1.Семья как фактор интеллекту-ального развития личности. | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседа «Красна птица пером, а человек – умом»,»Родители и «почемучки» (А.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова Ступени общения: от года до семи лет, М.,2014) Работа с пословицами: «Век живи – век учись», «Сырое дерево гниёт, пока не высохнет, ребёнок учиться, пока не вырастет» Устный журнал «Я познаю мир» Сочинение «Что значит «Ума палата»?» Упражнения на развитие мышления | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Что за чудо – эти бабушкины сказки!», «Зачем детям читают сказки»,»Домашняя школа», «Чтобы умнее стать, надо много знать» Сочинение «Золотая голова» Домашний Эрмитаж: выставка детских книг на познавательные темы Праздник: «Час вопросов и ответов» Размышление: «Хорошо ли быть умным?» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Что значит «быть умным»?», «Какие знания даёт семья ребёнку?» Практические занятия по ознакомлению с окружающим миром:
| |
2.Роль игр в семейном воспитании для интеллекту-ального развития детей. | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Игра – ключ к познанию», «Игры, развивающие ум» Разговор за семейным столом: «Мамины игры и игры с папой» Устный журнал: «Познавательные игры в семье – источник информации» Сочинение «В какие игры я играю с младшими» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Рассказ воспитателя «Любимые игры в моём детстве» Чтение худ. литературы: отрывки из книг А.Толстого, С.Аксакова, В.Драгунского, Н.Носова Сочинение «В какие игры я бы хотел играть с мамой» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Совместные семейные игры» Устный журнал: «Вечером, когда делать нечего» Конкурс: Самая познавательная детская игра Практическое занятие: Изготовление материалов к дидактическим играм | |
3.Увлечения и интересы ребёнка при формировании его познавательной активности | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Мои увлечения», «Влияние увлечений на выбор профессий», «Увлечение и познание окружающего» Практическое занятие: Изготовление альбомов, папок по увлечениям Разговор за семейным столом: «Интересы – потенциальные способности» Сочинение: «Моё хобби» Устный журнал «Эти разные разные интересы» (А.В.Петровский Общая психология) | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Увлечения и интересы», «Мой любимый урок в школе» Рассказ воспитателя «Интерес – путь к познанию» Сочинение «Чем я люблю заниматься»Разговор за семейным столом «Расскажи о хобби» | |
Для всех детей | |
Анкета по выявлению интересов Выставка работ «Моё хобби» Чтение худ. литературы по интересам детей) Семейный вечер «Расскажи мне обо мне» Встречи с руководителями дома творчества, спортивных центров | |
Тема: «Роль домашней работы в жизни семьи» 1.Домашний труд, обязанности. Родительский пример в трудовом воспитании. | Для детей старшего подросткового возраста |
Рассказ воспитателя «История развития домашнего труда» Беседы: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось», «Пример отца – урок для молодца» (З.П.Васильцова Мудрые заповеди народной педагогики) Разговор за семейным столом «Распределение обязанностей в обычной семье и у нас» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько Семейное воспитание. Краткий словарь) Работа с пословицами: «Дом не велик, да лежать не велит», «Дом вести – не лапоть плести», «Домом жить – обо всём тужить» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Что мы знаем о домашнем труде», «Домашнее хозяйство – забота всей семьи», «От велика до мала – в доме каждому дела» Рассказ воспитателя: «А в моём доме делается так…» Работа с пословицами: «Где работано, там и густо, а в ленивом дому – пусто», «Что припасёшь, то и пожуёшь» | |
Для всех детей | |
Анкета: Моё участие в домашних делах» Практические занятия:
Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Девочка из города», К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла», С.Семёнов «Первый трудный день», Л.Толстой «За ягодами» | |
2.Проблема поощрения и наказания в трудовом воспитании детей. | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Человек славен трудом», «Умение в быту – радость в семье» Разговор: «Что у меня в семье не так» (Уют, чистота, порядок) Дискуссия: «Как наказывать и поощрять ребёнка» (Н.Е.Щуркова, О.В.Кардашина, М.М.Мукамбаева Собрание пёстрых дел) Сочинение: «Мне нравиться трудиться в семье (не нравиться) потому, что..» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Зайти приятно в дом – если порядок в нём», «Благодарность семьи – самая высокая награда», «Безделье, лень и неуменье вызывают отвращенье» Сочинение: «Какие награды я хотел бы получить за домашний труд» | |
Для всех детей | |
Беседы: «За что награждают людей», «Награды за домашний труд» Чтение худ. литературы: «В.Пермяк «Пичугин мост» | |
3.Роль родителей в выборе профессии ребёнком | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Роль семьи в выборе профессии», «Формирование профессиональной пригодности в семье» Дискуссия: «Кем быть?» Профориентационная игра «Дело мастера боится» (Е.Д.Волохова,Т.А.Макарченко) Диагностика профессиональных способностей и интересов Семейный совет: «Могу? Хочу? Надо? – Что важней?» Практическое занятие: Составление карты профессий детского дома | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Организация досуга – подготовка к выбору будущей профессии», «Профессии детского дома» Сочинение «Можно ли дать ребёнку профессию в семье?» Рассказ воспитателя «Моя профессия» Игра – путешествие «В мире профессии» (Е.Д.Волохова, Т.А.Макарченко Социально – профессиональное самоопределение учащихся) Профориентационная игра «Все работы хороши» (Е.Д.Волохова, Т.А.Макарченко Социально – профессиональное самоопределение учащихся) Викторина знатоков профессий (Е.Д.Волохова, Т.А.Макарченко Социально – профессиональное самоопределение учащихся) | |
Для всех детей | |
Анализ ситуаций (Е.Д.Волохова, Т.А.Макарченко Социально – профессиональное самоопределение учащихся) Экскурсии на предприятия и учреждения района и города Конкурс рисунков о профессии Психологические тренинги, анкеты, упражнения Встречи с представителями разных профессий | |
Тема: «Роль вещей в жизни человека» 1.Отношение к вещам | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Вещи и их место во взаимоотношениях с людьми», «По одёжке встречают, по ней и провожают» Работа с пословицами: «Хвалят на девке шёлк, если в девке толк», «Сапог – то скрипит, да в горшке не кипит», «Шапка в рубль, а щи без круп» Анализ ситуаций: «Вещи, их использование» Устный журнал: «Из истории вещей – откуда взялись брюки» Сочинение: «Безразличие к вещам – хорошо это или плохо?» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Значение одежды в жизни человека» , «Всякая вещь трудом создана» Практическое занятие: «Путешествие в мир вещей» Анализ ситуаций: «Опрятность в одежде» Разговор за семейным столом: «Мама купи мне…» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Вещи и их место в жизни семьи»(Т.М.Афанасьева Семья) Практическое занятие «Салфетка надевает смокинг» Сочинение «Что бы я сделал, чтобы получить вещь, которую хочу» | |
2.Мода и вещи | Для детей старшего подросткового возраста |
Рассказ воспитателя «Культура одежды» Беседы: «Быть как все или не быть», «Мода рождается на улице, а умирает дома», «Что такое вкус» Разговор за семейным столом: «Как быть красивой» Устный журнал: «Читаем журнал мод» Выпуск семейной газеты: 3»Культура внешнего вида» Практическое занятие: «Как одеваться дома» (с демонстрацией одежды) | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Моды разных времён», «Культура одежды» Сочинение: «Красота и уродливость в одежде» Дидактическая игра «Угадай вид одежды» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Современная одежда», «Мода на и стиль» Разговор за семейным столом: «Что значит вкус и как его воспитать» Вечер: «Карнавал костюмов» Устный журнал: «Виды одежды» | |
3.Вторая жизнь вещей | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «По одёжке – протягивай ножки», «Кто своё добро бережёт, тот хорошо живёт» Практические занятия: «Изделия из отслуживших вещей», «Правила ухода за меховыми вещами» Разговор за семейным столом: «Источники творчества на кончиках пальцев» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Бережливость дороже богатства» Практическое занятие: «Наша обувь» Смотр: «Каждой вещи своё место» Работа с пословицами: «Как на огне горит», «Лучше скуповато, чем мотовато», «Всякая тряпица потом пригодиться» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Хранение вещей и уход за ними» Дидактическая игра «У волшебного сундучка» Практическое занятие: «Реставрация новогодних костюмов» Смотр помещений в группе: «Рукодельные изделия в интерьере» | |
Тема «Приусадебное хозяйство» | Для всех детей |
Беседы: «Сельский дом и сельская местность», «Домашние животные родного края», «Значение домашних животных для человека», «Зимнее и летнее содержание домашних животных» Экскурсии на подворья Практические занятия: Работа на ферме в течение лета Конкурсы, викторины, творческие проекты по теме | |
Тема | Работа с детьми |
Тема: Нравственное, физическое и психическое здоровье членов семьи. 1.Взаимоотношения в семье, ценности семьи, воспитание детей в семье. | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Нам счастья не сулит обида чья – то», «Семья – убежище души» (Классный руководитель, 2001, №3) Устный журнал: «Значение отношений супругов в воспитании детей» Работа с пословицами: «С доброй женой горе – полгоря, а радость – вдвойне», «Железо уваришь, а злой жены не уговоришь» Разговор за семейным столом: «Как стать авторитетным отцом» Сочинение: «Что такое бестактность» Анализ ситуаций: «Семейные трудности» (Воспитание школьника, 2001, №3) | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Слова – учат, примеры – влекут», «За что уважать старших» Сочинения: «Что такое «Каменное сердце» («Золотые руки»)?» Работа с пословицами: «Любовь да совет – так и горя нет», «У доброго батьки – добрые дитятки» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Поощрения и наказания в семье» (Домашнее воспитание, 2000, №2), «Уроки семейной этики» (Домашнее воспитание, 2000, №5) Анкета по изучению взаимоотношений :Воспитаний школьеика2001, №2) Чтение худ. литературы: А.Гайдар «Утренняя прогулка, «Голубая чашка», А.Алексин «Про нашу семью», рассказы из хрестоматии по этике ( В.А.Сухомлинский Хрестоматия по этике. М., 1990) Практическое занятие: «Что я выбираю: Спор, диалог, драку?» Сочинение: «Что такое счастье?» | |
2.Психологический климат в семье, досуг семьи. | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Психологический климат и совместимость в семье», «Уроки семейного лада» (Классный руководитель, 2015, №3) Разговор за семейным столом: «Кого в доме интересуют мои проблемы» Устный журнал: «Семейный досуг» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: « Дом, в котором мы живём», «Что главное в семье» Психологическая игра: «Наши роли» Психологический тренинг «Обида» Сочинение: «Чем я хочу заниматься в моей семье» | |
3.Физическое здоровье членов семьи. | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «У постели больного», «Что такое Здоровая семья», «Народная медицина» Устный журнал: «ЗОЖ – залог счастливой семейной жизни» Сочинение: «Как я сохраняю своё здоровье» Практическое занятие: «Создание выставки здоровья» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Роль родителей в сохранении и укреплении здоровья детей», «Какое бывает здоровье» Разговор за семейным столом: «В каком возрасте нужно здоровье» Анкета: «Считаю ли я себя здоровым человеком» | |
Для всех детей | |
Акция: «Мы выбираем Здоровый образ жизни» (Классный руководитель, 2003, №4) | |
Тема: Семья и школа. 1.Школа в жизни человека, отношение к ней | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Школа – дом – семья» (Домашнее воспитание, 2015, №2), « Почему возникает желание не ходить в школу?» Сочинение: «Мне хотелось бы, чтобы учитель относился ко мне…» Анализ ситуаций: «Учитель – ученик» Устный журнал: «За что любят школу» (Воспитание школьника, 2004, №4) Разговор за семейным столом: «Влияние школьных успехов и неудач на взаимоотношения в семье» Вечер: «Учительница первая моя» с приглашением учителей (Домашнее воспитание, 2000, №1) | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы:«Что я знаю о профессии учитель?»,«Мама–учительница– я» Сочинение: «Мой любимый предмет» «Играем в школу» Разговор за семейным столом: «Мои успехи в школе» Конкурс стихов о школе | |
Для всех детей | |
Беседы: « Зачем нужна школа?» Разговор за семейным столом: «Моё участие в школьных делах и праздниках» Развлечение: «Весёлые истории услышать не хотите ли?» (из школьной жизни) Чтение худ. литературы: «Валенки» (Домашнее воспитание, 2001, №1), В.А.Сухомлинский Хрестоматия по этике. М, 1990 «Шпаргалка», Ю.Бондарева «Простите нас», Ю.Яковлева «Всё начинается с учителя» М, 1983 «Самая высокая лестница» | |
2.Организация школьного и домашнего учебного труда. Проблема неуспеваемости. | Для старших детей |
Беседы: «Что нужно делать в школе, чтобы хорошо учиться?», «Папы и мамы и школьные отметки» (Диалоги о воспитании) Разговор за семейным столом: «Причины неуспеваемости и как их преодолеть» Конкурс рисунков: «Как я делаю домашнее задание» Дискуссия: «Что значит пословица «Лень вперёд тебя родилась»?» Сочинение: «Почему у меня плохие оценки по…», «Роль родителей при подготовке детей к урокам» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Подготовка к урокам – основа успеха в школе», «Условия Для выполнения домашнего задания» Разговор за семейным столом: « Твой распорядок дня» Чтение худ. литературы: В.А.Сухомлинский Хрестоматия по этике. М, 1990 «Как Федя делал домашнее задание», «По капле» Сочинения: «Самый трудный урок для меня…», «Роль родителей в подготовке домашнего задания» Конкурс рисунков: «Я учу уроки» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Могу – Хочу – Надо», «Корень учения горек, а плод его сладок» Разговор за семейным столом: «А как ты делаешь уроки?» Устный журнал: «Учебный труд дома» Чтение худ. литературы на тему учебного домашнего труда | |
3.Одарённый ребёнок (склонности, способности) | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Каких детей называют одарёнными» (Семья и школа, 1999,№6), «Кто такие «Вундеркинды»?» (Крыша, 1998, №9), (Семья и школа, 1990, №12) Сочинения: «Мои увлечения» Устный журнал: «Кто такой умный человек и как им стать?» (Домашнее воспитание, 2000, №3) Тест: «Школьные успехи ребёнка» (Начальная школа, 2012) Разговор за семейным столом «Что такое способности?» Работа с пословицами: «Нету таланту - пришьёшь к сарафану», «Дурака пошли, да сам следом иди», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Кто хочет много знать, тому надо мало спать», «Одарённые люди в детстве» (Дошкольное воспитание, 1996, №9) Работа с пословицами: «Где ум, там и толк», «Не копьём побивают, а умом», «Был бы ум, будет и рубль, не будет ума, не будет и рубля», «Пустой колос выше других стоит», «Не пером пишут, а умом» Сочинение: «Что означает «Ума палата» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Талантливые люди планеты» Встречи с интересными людьми города и района Чтение худ. литературы из серии «Жизнь замечательных людей» Разговор за семейным столом: «Есть ли у нас в группе одарённые дети» Вечер: «Знаменитые люди нашей страны» | |
Тема: Различные виды труда при воспитании трудолюбия в семье. 1.Воспитание в семье трудолюбия у детей. | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Слагаемые комфорта», «Значение материальной стороны в жизни человека» Устный журнал: «Как поведёшь хозяйство, так и пожнёшь семейное счастье» Разговор за семейным столом: «Духовные ценности семьи» Работа с пословицами: «Горе тому, кто не порядком живёт в дому», «Любовь да совет – так и нужды нет», «Живёт в тоске и спит на голой доске» Сочинение: «Что такое трудолюбие» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Каково на дому, таково и самому» Работа с пословицами: «Где лад – там и клад», «Худо тому, у кого ничего нет в дому», Конкурс рисунков: «Мой будущий дом» Сочинение: «Что нужно иметь в доме, чтобы было приятно жить в нём» Рассказ воспитателя: «Добрые отношения в семье – уют и достаток в доме» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Как живёшь, так и живёшь», «Не дом красит хозяина, а хозяин дом» Разговор за семейным столом: «Порядок или непорядок в доме» Чтение худ. литературы Конкурс рисунков на тему: «Богат как сот, а живёт как скот» | |
2.Воспитание уважения к людям и результатам труда | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Уют и красота в нашем доме» Работа с пословицами: «Коли изба крива, то хозяйка плоха», «Домом жить – обо всём тужить» Размышление: «Что такое лицо дома» Рассказ воспитателя: «Интерьер: понятие, типы» Сочинение: «Что такое «Холодный дом»?», «Мой любимый уголок дома» Практическое занятие: Работа с макетами, планами комнат, предметами обстановки | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Если выдумку приложить, ты свой дом украсить сможешь» Конкурс рисунков: «Моя комната в будущем» Работа с пословицами: «Горе тому, кто непорядком живёт в дому», «Дом не велик, да лежать не велит» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Мой красивый дом» Практическое занятие: «Домашний уют своими руками» Конкурс: «Уютный уголок» | |
3.Овладение трудовыми умениями и навыками | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Сам себе мастер» Рассказ воспитателя: «Домашние заботы» Работа с пословицами: «Дом вести – не лапти плести», «Не чем хвалиться когда всё из рук валиться» Сочинения: «Почему ценятся ручные изделия» Практические занятия: «Рукодельные изделия» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «У умной головы сто рук», «Умелые руки не знают скуки», «Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся» (Воспитание школьника, 2001, №2) Работа с пословицами: «Тот и господин, кто может всё сделать один», «Авось да небось хоть брось» Практическое занятие: «Мастерская самоделкина» | |
Для всех детей | |
Чтение худ. литературы на данную тему Конкурс: «Умелые руки не знают скуки!» Практические занятия: «Украшаем свою комнату» Чтение худ. литературы | |
Тема: «Бюджет и хозяйство семьи» 1.Деньги, их функции | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «От чего зависят цены», «Зарабатывание и трата денег» Устный журнал: «Зачем нужны деньги» Разговор за семейным столом: «Дети и деньги» Работа с пословицами: «Денег вволю, да грехов много», «Кто деньги бережёт, тот без нужды живёт», «Не по деньгам товар» Практическое занятие: Поход в магазин | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Деньги, их роль в жизни человека», «Деньги – мера труда» Чтение литературы о роли денег в жизни человека Работа с пословицами: «Деньги – что вода, пришли и ушли», «Много денег, много и хлопот» | |
Для всех детей | |
Беседы: «История возникновения и природы денег», «Роль и функции денег в жизни человека. Виды денег» Дидактические и творческие игры «Магазин», КВН «Деньги разных народов» | |
2.Экономика семейного бюджета | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Экономика», «Бедность. Причины бедности. Социальное обеспечение» Устный журнал: «Структура семейного бюджета» Работа с пословицами: «Нужда научит горшки обжигать», «Борода по колено, а дров - ни полена» Сочинение: «Мои будущие доходы и расходы» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Материальное обеспечение семьи» Сочинение: «Богатство – это… Нищета – это…» Выставка рисунков: «Достаток в доме» Работа с пословицами: «Худо жить тому, у кого нет ничего в дому» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Бюджет семьи. От чего он зависит» Устный журнал: «Что такое спонсорство» Практическое занятие: «Разработка семейного бюджета» | |
3.Планирование бюджета: доходы и расходы | Для детей старшего подросткового возраста |
Дискуссия: «Доходы семьи – тратить или копить?» Беседы: «Из чего складывается доход» Сочинение: «Почему говорят: Бережливость лучше богатства» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Работа с пословицами: «По доходу и расход», «Пошёл за хлебом до рынку, а купил волынку», «Не приходом люди богатеют, а расходом» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Доходы и расходы в семье», «Планирование расходов» Устный журнал: «Затраты – обязательные, желательные, приятные» Экономические игры, решение практических задач | |
Тема: «Подготовка почвы. Выращивание рассады. Теплица. Парник». | Для всех детей |
Беседы: «Природа родного края», «Подготовка семян к посадке», «Выращивание рассады» Чтение худ. литературы «В.Крутогоров «Изумрудные города» Практические занятия: «Обработка почвы и подготовка к посеву», «Посев овощных семян» Дидактическая игра «Угадай растение» (по семенам) Устный журнал: «Требования к выращиванию овощных культур» Рассказ воспитателя «Теплицы. Виды теплиц» | |
Тема: «Выращивание овощей на даче» | Для всех детей |
Беседы «Значение овощей в жизни человека», «Способы ухода за различными растениями» Практическое занятие на приусадебном участке Работа с пословицами: «Летний день – год кормит» Дидактическая игра: «Угадай, что вырастет», «Вершки и корешки» Инсценировка сказки: «Колобок» Конкурс рисунков: «Мой огород» | |
Тема: «Осенние работы. Уборка урожая, сохранность и заготовка овощей» | Для всех детей |
Беседы: «Осенний труд – сбор урожая», «Последовательность и особенности уборки урожая», «Подготовка к зимнему хранению» Устный журнал: «Переработка овощей» Практические занятия на по сбору и заготовке овощей Дидактическая игра: «От семечка до овоща» Вечер – карнавал: «Огород – хоровод» |
VI. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Рост уровня общей социализированности воспитанников.
- Адекватная полоролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье.
- Развитие гуманных коллективистских отношений в группах - «семьях».
- Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы - «семьи».
- Знание воспитанниками культуры российской семьи.
- Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.
- Готовность молодых людей к семейной жизнедеятельности.
- Знание детьми и подростками норм и правил семейного общежития, общения и взаимодействия с соседями.
Предварительный просмотр:
«Принято» «Утверждаю»
на Педагогическом совете зам. директора по ВР школы-интерната
от «____» ноября 20 г ___________Саая А.А.
Приказ № ___ от: от «____» ноября 20__ г
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Кызыл - 2015 г.
Комплексная программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Тыва «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Кызыла.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних 2015-2018гг.
Паспорт программы
Наименование программы Комплексная программа профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Цель программы Комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Задачи профилактической работы:
- Создание благоприятного психологического микроклимата для учащихся и воспитанников школы-интерната;
- Всестороннее развитие способностей, творческой, социальной и физической активности учащихся и воспитанников школы-интерната;
- Воспитание духовно-нравственных ценностей, патриотизма и любви к Родине, родному краю;
- Психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений;
- Коррекционная работа с детьми дэвиантного поведения.
Правовой всеобуч учащихся:
- Проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся и воспитанников школы-интерната;
- Разъяснение учащимся ответственности за заведомо ложных сообщения о фактах терроризма;
- Проведение тематических бесед и лекций по правам вопросам с привлечением специалистов по праву;
- Изучение документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка
Срок реализации программы 2015-2018 годы
Исполнители мероприятий программы администрация образовательное учреждение, дополнительное образование, библиотека, медпункт, инспектор ОПДН г. Кызыла, специалисты школы-интерната (педагог-психолог, соц.педагоги, зав. интернатом, ст. воспитатель, юрист, ст. вожатый и.т.д.).
Ожидаемые конечные результаты реализации программы Cтабилизация числа беспризорных детей и подростков; преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность – следствие современной социально – экономической и духовно – нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
• Рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
• Массовые нарушения прав детей;
• Рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведет к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними;
• Омоложение преступности;
• Увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей, из семей не имеющих средств к существованию.
Как показывает анализ, количество учащихся состоящих на учете ОПДН, ВШУ, состояние правонарушений среди несовершеннолетних в ГБОУ РТ ШИ, связанных с самовольными уходами, употреблением спиртных веществ, беспризорности увеличивается.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Дети «Группы риска»
Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по предупреждению беспризорности и безнадзорности является приоритетной в общеобразовательном учреждении.
Для того чтобы систематизировать работу общеобразовательного учреждения в области профилактики, было решено создать комплексную Программу профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Правовая основа Программы
Правовую основу комплексной программы профилактики правонарушений составляют Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указы президента РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, иные соответствующие нормативные акты, принимаемые в общеобразовательном учреждении.
- Письмо Минобнауки от 24.09.2009 №06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи учащимся и воспитанникам».
Механизм реализации Программы
Главным исполнителем Программы является ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Кызыла, которая осуществляет следующие функции:
- разрабатывают профилактические мероприятия по выполнению комплексной программы: создается банк данных, проводятся рейды, месячники, акции, конкурсы газет, плакатов, родительские собрания, разрабатываются и распространяются памятки, листовки, буклеты;
- функционирует Совет профилактики, координирующий деятельность участников общеобразовательного процесса по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечивает реализацию программы.
Критерии отслеживания эффективности Программы
• Появление у подростков устойчивых интересов;
• Изменение количества подростков, состоящих на разных видах учета;
• Изменение количества детей, состоящих в «группе риска»;
• Изменения количества причин, по которым дети попадают в «группу риска».
Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика состояния правонарушений, преодоление тенденции роста числа правонарушений, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.
1. Содержание Исполнители Срок исполнения
1. Организационные мероприятия по выполнению Программы
1. Кадровое обеспечение программы Совет профилактики в течение месяца с момента принятия программы
2. Координация деятельности участников Программы Совет профилактики Ежегодно
3 Осуществление постоянного контроля за организацией профилактической работы Совет профилактики 2015-2018г. г.
2. Контролирующие мероприятия
1. Создать банк данных и отслеживать информацию о несовершеннолетних, в возрасте от 7 до 18 лет, не посещающих или систематически пропускающих занятия в общеобразовательном учреждении без уважительной причины социальный педагог. В течение месяца с момента принятия программы. Отслеживать систематически
2. Создать базу данных и постоянно анализировать информацию о детях, нуждающихся в социальной помощи. Социальный педагог в течение месяца с момента принятия программы. Отслеживать систематически
3. Социально – психологическое сопровождение профилактической деятельности
1. Формировать банк данных о многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семьях. Социальный педагог Ежегодно.
2. Проводить рейды, с целью наблюдения за поведением несовершеннолетних в общественных местах, за соблюдением учащимися режима дня Совет. По плану социального педагога
3. Оказывать помощь в организации и проведении месячников, акций по профилактике правонарушений, наркозависимости среди несовершеннолетних. Ежегодно – ноябрь, апрель
4. Разрабатывать и распространять среди несовершеннолетних памятки (листовки) о порядке действия при совершении в отношении них правонарушений, об ответственности за совершение ими противоправных действий, о способах противостояния вовлечению их в любые формы наркомании. Ежегодно
5. Проводить индивидуальные консультации для подростков и родителей по профилактике ВИЧ-СПИДа, наркозависимости, вредных привычек. Медики Ежегодно, по запросам
6. Подготовить и распространить памятки, буклеты для педагогов, родителей по профилактике ПАВ. Администрация. Ежегодно
4. Информационно – методическое обеспечение профилактической работы
1. Обеспечить реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию детей и старших школьников зам директора по ПВ и ППН. Ежегодно
2. Проводить консультации для классных руководителей, ответственных за профилактическую работу в классах, социального педагога по организации профилактической работы с несовершеннолетними зам директора по ВР, зам. директора по УВР, зам. директора по ПВ и ППН. Ежегодно, по запросам
3. Организовать выставки методической литературы по профилактике правонарушений и вредных зависимостей среди несовершеннолетних. Библиотекарь, учителя истории. Ежегодно, в апреле
5. Организация воспитательно – профилактической работы
1. Проводить конкурсы газет, плакатов по проблемам профилактики СПИДа и вредных зависимостей Старшая вожатая. Ежегодно
2. Организовать и проводить массовые мероприятия для учащихся с сопутствующей пропагандой ЗОЖ. Руководитель дополнительного образования. Ежегодно, по плану воспитательной работы школы
3. Проводить рейды по проверке учащихся, состоящих на разного вида учетах, неблагополучных родителей, с привлечением педагогов и родительских комитетов, участковым, инспектором ОПДН, зам. директора по ПВ и ППН. Ежегодно
4. Вести просветительскую работу с родителями:
а) родительское собрание с целью информирования о росте правонарушений и беспризорности, безнадзорности;
б) родительское собрание с целью активного подключения родителей к отдельным направлениям совместной с подростками деятельности;
в) индивидуальные и групповые беседы с родителями по профилактике правонарушений.
Администрация ОУ. Ежегодно, по плану общеобразовательного учреждения
5. Привлекать родителей к совместной работе по проведению праздников, вечеров отдыха, спортивных мероприятий, дней здоровья и т. д. зам директора по ВР, педагог-организатор 2015-2018 г. г.
6. Организовать проведение мероприятий с несовершеннолетними, (праздники, спортивные соревнования, фестивали и т. д.) с целью организации их досуга зам директора по ВР, педагог-организатор, преподаватель физкультуры
7. Организовать тематические встречи с работниками правоохранительных и органов здравоохранения зам. директора по ВР и зам. директора по ПВ и ППН
8. Оформить правовой уголок зам. директора по ПВ И ППН и юрист. В течение месяца с даты принятия программы
6. Организация досуга и отдыха несовершеннолетних. Педагоги дополнительного образования, старший воспитатель, старший вожатый.
1. Создать условия для обеспечения занятости подростков во внеучебное время через организацию работы кружков, секций зам. директора по ВР, руководитель доп. образования.
7. Защита личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства
1. Выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести их учет, осуществлять их устройство. Социальный педагог
2. Участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с рассмотрением личных и имущественных прав несовершеннолетних. Юрист
3. Участвовать в выездных бригадах специалистов с целью выявления и посещения неблагополучных семей, проведение профилактической работы по предупреждению беспризорности и безнадзорности. Зам. директора по ПВ И ППН, социальный педагог.
8. Взаимодействие с другими специалистами
1. Совместно с инспекторами ОПДН проводить рейды в места массового скопления несовершеннолетних, в семьи, находящихся в социально – опасном положении, в места жительства подростков, состоящих на учете ОПДН. Зам. директора по ПВ и ППН и социальный педагог. Ежегодно, по плану ОПДН
Реализация программы на 2015-2016 учебный год.
Дата Мероприятия Участники.
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные | Исполнение |
1 | Изучение нормативно-правовых документов | постоянно | Администрация ГБОУ РТ ШИ г. Кызыла | |
2 | Обновление банка данных учащихся склонных к пропускам занятий и детей «группы риска» | сентябрь | Классные руководители, зам. по ВР., зам по ПВ и ППН. | |
3 | Выявление детей «группы риска» требующих повышенного внимания | в течение года | Классные руководители, зам. по ВР., зам по ПВ и ППН. | |
4 | Учет посещаемости учебных занятий учащимися; анализ пропущенных учебных занятий | ежедневно | Классные руководители, зам. по УВР. | |
5 | Мониторинг учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия | еженедельно, ежемесячно | Классные руководители, зам. по УВР.,соц. педагоги | |
6 | Занятость несовершеннолетних, состоящих на всех видах учета, в системе дополнительного образования детей | октябрь | зам. по ВР., ст. вожатая. | |
7 | Индивидуальные консультации с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины | в течение года | Классные руководители, воспитатели, учителя-предметники | |
8 | Проведение бесед и классных часов по темам «Учеба – твой главный труд», «Права и обязанности учащихся», «Учеба - твой путь к успеху», «Кружки и секции нашей школы» и т.д. | в течение года | Классные руководители, воспитатели. | |
9 | Индивидуальные беседы с родственниками обучающихся, склонных к пропускам учебных занятий без уважительной причины | в течение года | Классные руководители, воспитатели, соц. педагоги, зам. директора по УВР. | |
10 | Рейды по семьям учащихся, детей «группы риска» и склонным к пропускам уроков. | в течение года | Классные руководители, соц. педагоги, зам. директора по ВР., зам. директора по ПВ и ППН | |
11 | -Беседы на «Совете старшеклассников», «Учебная дисциплина и ее значение в жизни школьника». -Беседа с родителями «Сотрудничество семьи и школы – залог успешности учения ребенка» | ноябрь | ст. вожатая. Администрация ГБОУ РТ ШИ г. Кызыла | |
12 | Участие в акции: -«Добрые дети Мира» -«Встреча с ветеранами боевых действий» -Участие в недели «Мы за здоровый образ жизни» -«Подросток» | с 25 января по 25 февраля 2016 года. каникулярное время | Классные руководители, соц. педагоги, зам. директора по ВР., зам. директора по ПВ и ППН, ст. вожатая. | |
13 | - Мониторинг посещения учебных занятий -Совещания с педагогическим коллективом по вопросам предупреждения пропусков учебных занятий без уважительной причины учащихся | ежедневно в течение года | деж. администраторы зам. директора по УВР | |
14 | Заседание МО классных руководителей «Работа классных руководителей с учащимися, состоящими на учете ВШУ, ОПДН» | по плану МО классных руководителей | руководитель МО классных руководителей | |
15 | Заседание МО воспитателей «Организация профилактической работы с детьми, состоящими на учете ВШУ, ОПДН» | по плану МО воспитателей | зав. интернатом Доктугу Л. С. | |
16 | Индивидуальные и групповые консультации с педагогами и воспитателями по вопросам предупреждению пропусков учебных занятий учащимися | по плану работы психолога | психолог школы-интерната | |
17 | Изучение содержания деятельности классных руководителей и воспитателей школы-интерната по предупреждению пропусков учебных занятий. | по плану зам. директора по УВР | Заместители директора по УВР, ВР, ПВ и ППН | |
18 | Собеседование с классными руководителями и воспитателями о результатах работы по профилактике не обучения и безнадзорности учащихся | в течение года, не реже 1 раза в четверть | зам. директора по ПВ и ППН | |
19 | Рассмотрение вопроса по профилактике не обучения и безнадзорности учащихся на Педагогических Советах, совещаниях, Совете профилактики | в течение года | администрация ГБОУ РТ ШИ г. Кызыла | |
20 | Информирование через стенды, сайт школы-интерната о мероприятиях по привлечению к учебному процессу несовершеннолетних, не посещающих учебные занятия или склонных к пропускам | 1 раз месяц | зам. директора по ИКТ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...
Программа воспитательной работы. Развитие личности в процессе творчества и сотрудничества.
Программа рассчитана на четыре года (5- 8 классы)....
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...