эссе "Я -учитель"
материал на тему

Расова Людмила Алексеевна

Автор - составитель: Расова Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа - детский сад" пст. Заозерье

Аннотация

 Эссе познакомит Вас с моими педагогическими принципами, убеждениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа - детский сад" пст. Заозерье

Эссе

«Я - учитель»

Участник районного конкурса «Педагог года-2018»:

РАСОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА

2018 г.

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь…

В. Ключевский

Меня зовут Людмила Алексеевна Расова. Я четвертый год работаю в МБОУ «СОШ-детский сад» пст. Заозерье и учу детей. Могла ли я подумать много лет назад, что школа, из которой мы - юные мечтатели, так хотели быстрее выпорхнуть во взрослую жизнь, станет мне вторым домом, что у меня будут дети, которые назовут меня «классной мамой» и что учителя, на которых я смотрела с благоговейным трепетом, станут моими коллегами и друзьями?...

Учитель… сколько чистого, светлого, искреннего и непредсказуемого таит в себе это слово. Нет на свете прекраснее и милее, чем профессия-учитель. С самого первого вступления на порог школы учитель заменяет самого дорого человека - маму. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания. Именно от него зависит уровень образованности всей нашей великой державы. Учитель делает из маленького человека, пришедшего в школу, Человека с большой буквы в будущем. Именно он учит отличать добро от зла, воспитывает культуру поведения и общения, передаёт свой огромный багаж знаний маленькому человеку.

Такой была моя первая учительница Ушакова Лидия Степановна. Любовь к детям, умение выслушать, дать совет, помочь, поддержать, стать другом – вот её кредо. Это она дала мне понять, что учитель – не просто человек, передающий свои знания детям, а нечто большее, что нельзя просто так описать словами. Восхищёнными, полными надежды глазами дети смотрят на своих наставников из года в год, и задача настоящего педагога – не дать потухнуть этой искорке.

 Ах, судьба, как круто ты иногда поворачиваешь нашу жизнь. 2001 год... Я - выпускница Визингской средней школы. Сданы экзамены, на руках аттестат. И передо мной много дорог, а выбрать надо одну. Да так, чтобы на всю жизнь! И я решаюсь. Поступаю в Сыктывкарский государственный университет на специальность «Филология».

 Выбор специальности не был случайным, ведь моим школьным учителем русского языка и литературы была Уляшева Ирина Вениаминовна, которая привила мне любовь к этим предметам, дала мне много знаний и умений. Каждый её совет был ярким, особенным и поучающим. Я горжусь, что являюсь бывшим учеником таких замечательных педагогов! Именно Лидия Степановна и Ирина Вениаминовна повлияли на мой профессиональный выбор. Стать замечательным учителем – вот, что стало моей мечтой. Я так хотела, как и мои любимые учителя, все знать, все уметь, а главное - учить этому других. Спасибо им за это!

Сколько я себя помню, я всегда любила читать. Чтение – это особый мир, важная часть нашей жизни. Человек, читающий книги, уже разносторонне развит. Работа филолога как раз представляет собой тесное взаимодействие с литературными произведениями. Работа с текстами, на мой взгляд, требует грамотности и ответственности. Меня, безусловно, привлекает в этой профессии возможность прикоснуться к неизведанным тайнам как русского, так и родственных ему языков, привить любовь к слову будущему поколению, проявить себя, поэтому именно филологом мне предстоит идти по жизни и стремиться зажечь костёр любви к нашему языку в сердцах других людей!

У каждого человека есть свой путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. И счастлив тот человек, кто может определить свой путь и, идя по нему, не сожалеть о своём выборе.

Но жизнь иногда распоряжается не так, как хотелось бы человеку и вносит свои коррективы. Мне пришлось на время забыть свою пристань «Школа» и попробовать себя в другой сфере. Прошли годы, и я поняла, что это не мое. И лишь в 2014 году мне вновь улыбнулась удача продолжить педагогическую деятельность.

О своей педагогической философии до решения об участии в конкурсе «Учитель года - 2018» я никогда не задумывалась. Сегодня села писать эссе и поняла, как это сложно. Анализируя свою ежедневную работу в школе, я сформулировала для себя несколько непреложных истин, составляющих мою педагогическую философию. Главная из них – это любовь к детям. Думаю, что каждый учитель в душе чуть-чуть ребёнок! Ведь только дети могут понять друг друга. Настоящий учитель не может быть равнодушен к своим детям. Без содружества «учитель – ученик» не может быть хорошего учителя. Здесь сразу вспоминаешь слова В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».  И если это чувство живет в моём сердце, значит мне удастся и научить, и воспитать детей, которые будут не только обладать знаниями по предмету, но и смогут сами любить, заботиться друг о друге, сопереживать, быть счастливыми.

Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и ещё много других очень важных качеств. Главное- каждый из них должен стать яркой индивидуальностью, личностью.

В последнее время становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с гражданской идентичностью и, на мой взгляд, центральной задачей новой российской школы должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. Конечно же, среди учебных дисциплин, обеспечивающих предметную основу для формирования гражданской идентичности личности, на первый план выходят такие предметы, как русский язык и литература. Именно эти предметы, как я думаю, представляют духовно-нравственное общекультурное наследие человечества и народов и выступают как часть историко-культурной и собственно литературной традиции. 

Сейчас, имея трехлетний опыт работы в школе, я четко осознаю, что учитель – это не только красивый и строгий костюм, учебники, журнал и тетради. Учитель – это важная, сложная профессия, предполагающая большую ответственность.

Моя работа – это моё постоянное творчество, мой прогресс и моё самовыражение. Каждый день, входя в школу, я чувствую волнение. Что «день грядущий мне готовит»? Какие открытия принесёт? Мне приходится и радоваться, и грустить, сопереживать, надеяться на лучшее. Но ни в коем случае не разочаровываться.

Каждый день – это испытание. Пройти его с честью поможет ещё и профессионализм в своей предметной области. Именно он позволяет учителю быть интересным для своих учеников. Здесь мне хочется вспомнить слова Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель». Мне очень хочется приблизиться к понятию – «совершенный учитель». Вот почему я всегда нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Совершенство не знает предела. Работа над собой бесконечна, потому что компетенция учителя должна быть на порядок выше компетенции его учеников.

Для того, чтобы достичь понимания, педагог в ходе педагогического взаимодействия должен постоянно поддерживать у воспитанника желание приобщаться к миру человеческой культуры, укреплять и расширять его возможности, предоставлять каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности, создавать коммуникативные условия для поддержки самоценной активности учащихся, стимулировать правильные взаимоотношения в различных системах общения: «ученик-учитель», «учитель-ученик», «учитель-учитель», «ученик-ученик», стимулировать совместное с учеником продуктивное общение в разных сферах его активной жизнедеятельности.

Учащиеся должны достигать личностные результаты путем получения опыта самостоятельного решения проблем. Необходимо взаимодействие учебного предмета с другими составляющими образовательного процесса. Также должна быть решена проблема мотивации учебной деятельности школьников путем реализации модели «учения с увлечением». Думаю, что ФГОС нацелен именно на то, чтобы выпускник школы   имел нечто большее, чем голова, заполненная кучей формул и правил. ФГОС нацелен на воспитание творческой личности, способной нести ответственность за свой собственный выбор. Главная цель —  организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. Внедрение новых стандартов образования - это веление времени. Сейчас жизнь ставит перед людьми новые задачи, особенно требуя от каждого из нас творческого отношения ко всему, коммуникабельности, умения находить решение в любых ситуациях.        

Учитель является ключевой фигурой при реализации ФГОС. Строить новую школу и начать изменения с себя, не противиться, не критиковать, не отвергать, а принять, считаю, как миссию по воссозданию нового.

Каким же должен быть учитель на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС? В первую очередь, любящим свою профессию. Быть в постоянном поиске, научить школьника добывать знания, свободно рассуждать, высказываться и отстаивать свою точку зрения.

Центральным звеном в современной системе образования, на мой взгляд, должны быть не своды правил и установки, а сами обучаемые. Система образования должна заинтересовывать, а не заставлять. Нужно решать актуальные задачи и вопросы, а не выдуманные, а ученики должны играть роль основных исследователей в поисках ответов. Образовательные учреждения должны побуждать к самостоятельному и командному поиску ответов, по достоинству оценивать неординарные подходы к решению задач и мотивировать к дальнейшим результатам.

В своей педагогической практике применяю методики, основанные на традиционном обучении с элементами инновационных технологий. Чем обоснован мой выбор? Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. А инновация – это не что иное, как принципиально новые средства, приемы, способы для решения уже существующих или вновь возникающих проблем.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными, на мой взгляд, являются личностно-ориентированные, развивающие технологии, Интернет - технологии, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве и метод проектов. Именно эти технологии, как мне кажется, самым органическим образом переплетаются и дополняют друг друга. Ведущую роль отвожу проектной технологии, Интернет - технологии и проблемному обучению. Поэтому на уроках часто использую Интернет-ресурсы.

Важным педагогическим средством для меня также является Портфель достижений. Достигнутые результаты не означают, что это вершины, за которыми нет дальше пути и некуда двигаться. Учитель заканчивается тогда, когда он заканчивает учиться сам. Сегодня стремительно идёт вперёд наука, совершенствуется техника, появляются новые технологии. Обучая и воспитывая детей, воспитатель просто не имеет права оставаться на обочине. Учитель должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Поэтому систематически повышаю свою квалификацию на очных и дистанционных курсах, участвую в конкурсах и вебинарах различного уровня, изучаю методическую литературу. 

В моем представлении современный учитель – это не только профессионал своего дела, идущий в ногу с прогрессом, но это, прежде всего, человек, живущий по нравственным законам, не отступающий от моральных принципов, своего рода эталон порядочности, пример для подражания. Только формируя у себя подобные качества, учитель способен работать в современном учебном учреждении.

Таким образом, учитель   XXI века   должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях, быть компетентным в новых педагогических технологиях, а ещё он должен быть искренним, чутким, коммуникабельным и, главное, счастливым! Быть учителем для меня – значит быть счастливой.

Василий Розанов говорил: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом всё остальное». Я горжусь, что я - Учитель! Как хорошо, что я - УЧИТЕЛЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...