Мастер-класс на тему "Борьба длиною в бесконечность..."
учебно-методический материал на тему
Мастер-класс на тему "Борьба длиною в бесконечность..." Тема равнодушия и отзывчивости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.zip | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
учителя русского языка и литературы Козачанской А.А.
на тему «Борьба длиною в бесконечность…»
- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Борьба длиною в бесконечность…»
- Для начала прошу Вас обратить внимание на слайд. Как вы думаете, что объединяет эти изображения? (не хочу видеть, слышать, проблемы чужих не волнуют, безразличие, равнодушие)
- Что такое по-вашему равнодушие? (ответы)
- Проверим, близки ли мы к истине.
- это отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как безразличие, покой, холодность, безучастность, невозмутимость по отношению к каким-либо людям, действиям, событиям;
- это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо;
- это состояние человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему.
- Чей ответ оказался верным? Почему нет единственно правильного определения? (ответы)
- Наверное, истины нет! У каждого своё мировосприятие, своё мнение, своя правда! Буддисты на этот счёт имеют свою точку зрения, об этом нам рассказывают статуэтки 3-х обезьян, известные во всём мире, одна из которых закрывает рот, другая уши, а третья – глаза. Что же обозначает их символика? Три обезьяны символизируют идею буддистов о так называемом не деянии зла и полной отрешенности от неистины. Считается, что если ты не видишь зло, не слышишь зло и не говоришь о зле, то ты от него имеешь защиту. Это буддийская мудрость, заметьте. Но можно посмотреть на это и с другой стороны: человек не желает видеть и слышать проблемы других людей.
А есть ли что-нибудь похожее у нас в России? Может кто-то знает? Нет? А я вас попытаюсь сегодня удивить! Я была поражена, будучи в Москве, когда посетила Болотную площадь, а ведь там есть замечательный памятник Равнодушию. Хотя памятником, в классическом понимании этого слова, наверное, его назвать сложно. Это скульптурная композиция, целая история, которую не расскажешь в двух словах. Она называется «Дети – жертвы пороков взрослых». Памятник действительно выглядит неоднозначно и непривычно. Он входит в десятку самых скандальных памятников Москвы. Композиция состоит из 15 фигур, две из которых маленькие дети – мальчик и девочка лет 10. Как и все в этом возрасте, они играют в мяч, у них под ногами лежат книги сказок. Но у детей завязаны глаза, они не видят, что вокруг стоят 13 страшных высоченных фигур, монументов, тянущих к ним руки-щупальца. Каждое изваяние олицетворяет какой-то порок, который может развратить детские души и навсегда ими завладеть. В центре композиции - Равнодушие. Скульптор затронул проблему, о которой нужно не говорить, а кричать. Только Михаил Шемякин сделал это не при помощи слов, свои взгляды и убеждения автор увековечил в бронзе.
- Попробуем подобрать синонимы к слову равнодушие: (ФОКУС-ГРУППА)
- Проблемный вопрос: Зачем на Болотной площади в Москве поставили памятник Равнодушию? Кому он нужен?
Слово ФОКУС-ГРУППЕ
- индифферентность
- безучастность
- апатичность
- Синонимов множество… А теперь давайте подберем антоним к слову равнодушие. (отзывчивость, доброта, милосердие)
-Что такое отзывчивость?
- положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду;
- готовность помочь другому;
- способность к сочувствию.
- Подберем синонимы к слову отзывчивость: (ФОКУС-ГРУППА)
-Мне хотелось бы поделиться с вами интересным фактом:
Проблемный вопрос: Психологи Мичиганского университета (США) выяснили, что отзывчивые люди живут в среднем на девять лет дольше, чем равнодушные. Как вы думаете, почему?
Слово ФОКУС-ГРУППЕ
- душевная щедрость
- великодушие
- умение прощать
- Уважаемые коллеги, а как вы думаете, есть ли скульптура или памятник отзывчивости? Нет. Почему? Почему есть памятник равнодушию, а отзывчивости нет? (ответы) Потому что отзывчивость, как и любая другая добродетель, – она в душе, она не напоказ! Монументы нам даны в назидание, в напоминание о человеческих пороках.
- Так всё-таки, как вы думаете? Что одержит победу в борьбе за человеческие души: равнодушие или отзывчивость? Я предлагаю фокус-группе примерить на себя маски Демона и Ангела. Подготовьте небольшое высказывание, используя слова-помощники.
Приём «Маска»
1-я группа примеряет на себя маску Демонов
2-я группа примеряет на себя маску Ангелов
- А пока фокус-группа работает, я хочу спросить: как вы думаете, сложно ли подготовить подобное высказывание? Не сложно, если говорить об этом. А ведь мы учителя, на нас лежит ответственность и за воспитание поколения. Понятно, что на уроке русского языка мы прививаем грамотность, но есть ещё и литература. Прошу заметить, лучшая в мире! А это уроки нравственного воспитания. В 5-6 классах мы говорим о добре и зле на примере сказок. В 7-8 классе мы вводим концепты и архетипы, такие как смелость и трусость, отзывчивость и равнодушие. Ученики примеряют на себя маски, и тогда ребенку несложно рассуждать на такие темы. Я принимаю любую мысль ребят, главное, чтобы они проаргументировали и доказали её либо на жизненном примере, либо на литературном материале. Хочу услышать фокус-группу, давайте послушаем Ангелов Отзывчивости и Демонов Равнодушия.
- Я услышала интересные мысли! В завершение мне хотелось бы отметить, что тема отзывчивости и равнодушия, борьбы добра и зла, Ангела и Демона за человеческую душу была актуальна 5 веков назад, она актуальна на сей день, она будет актуальна ещё через 5 веков после нас! Поэтому поставить точку нельзя… Путем диалога мы, педагоги, приобщаем молодое поколение к правилам этики и морали. Затем они решают сами, какую сторону принять. Пусть каждый из вас сегодня просто подумает, какие силы превалируют в вашей душе: темные или светлые… Это извечно философский вопрос…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Мастер-класс "Упражнения с короткой и длинной скакалкой"
Цель мастер-класса показать разнообразные упражнения с короткой и длинной скакалкой, которые можно использовать в урочной и внеурочной деятельности. Данные задания можно применять при проведении разли...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
Мастер - класс "Длинные и короткие скакалки".
Мастер - класс "Длинные и короткие скакалки". Для развития прыгучести эти упражнения применяются на тренировках по баскетболу и волейболу....
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....