Программа кружковой работы
рабочая программа на тему

Федеральный государственный  образовательный стандарт  определяет  раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений:  о планете Земля,  как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов. (Пункт 2.6). Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, детской любознательности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx103.4 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка.

      Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется  формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Федеральный государственный  образовательный стандарт  определяет  раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений:  о планете Земля,  как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов. (Пункт 2.6). Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, детской любознательности.  Реализация  этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Однако в  практике дошкольного воспитания мы видим, что в ходе занятий дети практически лишены возможности задавать вопросы – весь материал выдается  в  готовом виде, зачастую без учета интереса детей. А временные рамки занятия не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через вовлечение в разные виды деятельности. Кроме того, в известной степени страдает и форма подачи такого материала. Она или избыточно сложна, или дается детям в виде «готовых понятий», которые принимаются детьми как аксиома, без попыток понять причинно-следственные связи. Поэтому для многих педагогов этот раздел представляет определенные трудности.

Приоритетная цель программы – формирование у дошкольников элементарных естественнонаучных представлений, путем вовлечение ребенка в разные виды деятельности.

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка в этот возрастной период. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка мы  взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности. Это означает, что  совместно с родителями,  объединив усилия, должны сообща решать следующие образовательные и воспитательные задачи:

  • Способствовать развитию познавательной сферы ребенка и активному овладению им способами познавательно-практической деятельности, имеющими социальное происхождение;
  • Развивать у ребенка чувство  сопричастности с окружающей действительностью (миром), которое позволяет ему приобщаться к миру и опыту взрослых;
  • Обогащать познавательную сферу  ребенка информацией, лежащей за  пределами непосредственно воспринимаемой действительности;
  • Передавать детям информацию посредством слова, т.е. много рассказывать детям, черпая различные доступные и близкие ребенку сведения из разнообразных сфер жизни;
  • Побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов; побуждать постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения;
  • Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
  • Направлять поисковую деятельность детей;
  • Помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
  • Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; опосредованно создавать проблематику познавательного общения;
  • Поощрять возникновение проблемных вопросов.

Однако этого недостаточно. Развитие ребенка во многом определяется его собственной активностью. Именно поэтому в данной программе большое внимание уделяется свободной самостоятельной деятельности детей и экспериментированию. 

        Вклад географии в эту область трудно переоценить. В соответствии с целями обучения географии в основу ее содержания положена идея экологизации. Все экологические вопросы, рассматриваемые в связи с географией можно разделить на три группы. В ДОУ наиболее традиционной является изучение первой группы вопросов, которые касаются охраны отдельных компонентов природы (воздуха, атмосферы, растительности, животного мира и пр.) Менее представлена вторая группа вопросов, в которой проводится ресурсный подход к изучению природы, ресурсопользованию.  Третья группа вопросов образует собственно экологическую «составляющую», поскольку они касаются охраны среды обитания и деятельности человека. Введение этих вопросов в программу экологического воспитания дошкольника - дело новое и перспективное.Содержание работы по формированию географических представлений об окружающей среде отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте, а также в некоторых современных программах воспитательно-образовательной работы с детьми, таких как «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой, раздел «Ребенок познает окружающий мир» и должно быть подчиненно принципам научности, доступности и принципу воспитывающего и развивающего характера знаний.

          1)Принцип научности заключается: Во включении основных идей и географических понятий в содержание знаний дошкольника.  В формировании понимания детьми идеи единства и взаимосвязи всех явлений в природе.          

        2)Принцип, лежащий в основе отбора содержания знаний при составлении программы, - это принцип доступности. Согласно данному принципу, для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности. Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определенной возрастной группы. Принцип доступности прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми.          

      3)Принцип, реализуемый в работе - это принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. В соответствии с данным принципом отобрано содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что помогает им в конструктивно-игровой деятельности. 

Географические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающей природе. Освоение системы географических представлений требует постепенного усвоения все более сложных способов познания и обеспечивает переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логическим. Необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию при формировании естественнонаучных знаний об окружающем мире приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания. В процессе решения обучающих задач география способствует выработке логического мышления как способа познания окружающего мира, вооружает знаниями для понимания законов природы. Оно учит связывать и перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира, правильно оценивать явления природы.

 Формируя географические представления у дошкольника, воспитатель решает большие задачи, направленные на развитие умственной деятельности ребенка. При изучении конкретных объектов и явлений развиваются способности к наблюдению, что помогает понять их сущность и взаимосвязь. Все это имеет немаловажное значение для развития мыслительной деятельности ребенка, выработки у него логического мышления, желания познавать окружающий мир. Именно география учит логическим методам индукции и дедукции, формируют умение путем умозаключений проникать в глубины явлений, скрытых подчас от глаз наблюдателя.  Изучение объектов и явлений природы представляет чрезвычайно ценный материал для формирования логического мышления. Учитывая роль чувственного восприятия в мыслительном процессе, необходимо широко использовать наглядность и организовать наблюдения учащихся. Правильно организованное наблюдение помогает решать задачи не только образовательного, но и воспитательного характера. Наряду с формированием начальных географических представлений и понятий география имеет и воспитательное значение. На экскурсиях дошкольники знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы вызывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждаются интерес и любовь к природе.

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка в этот возрастной период. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка мы  взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности. Это означает, что  совместно с родителями,  объединив усилия, должны сообща решать следующие образовательные и воспитательные задачи:

  • Способствовать развитию познавательной сферы ребенка и активному овладению им способами познавательно-практической деятельности, имеющими социальное происхождение;
  • Развивать у ребенка чувство  сопричастности с окружающей действительностью (миром), которое позволяет ему приобщаться к миру и опыту взрослых;
  • Обогащать познавательную сферу  ребенка информацией, лежащей за  пределами непосредственно воспринимаемой действительности;
  • Передавать детям информацию посредством слова, т.е. много рассказывать детям, черпая различные доступные и близкие ребенку сведения из разнообразных сфер жизни;
  • Побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов; побуждать постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения;
  • Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
  • Направлять поисковую деятельность детей;
  • Помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
  • Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; опосредованно создавать проблематику познавательного общения;
  • Поощрять возникновение проблемных вопросов.

Однако этого недостаточно. Развитие ребенка во многом определяется его собственной активностью. Именно поэтому в данной программе большое внимание уделяется свободной самостоятельной деятельности детей и экспериментированию. 

Формирование историко-географических представлений у дошкольников представлено двумя науками: географией и историей. 

Ожидаемые результаты:

 • внедрение географических представлений  в систему дополнительного дошкольного образования

 • развитие любознательности, самостоятельности, творческих способностей у детей;

 • овладение элементарными представлениями о географии;

 • устойчивый интерес к познанию новых знаний, желание заниматься в кружке.

 Достижение цели и решение задач проекта обеспечивается путем реализации системы мероприятий, сгруппированных по ключевым направлениям деятельности, которые становятся основой для введения предмета «география» в систему дополнительного дошкольного образования.

Предлагаемая программа рассчитана на детей 5-7 лет

 Форма занятия: кружковая работа.

 Сроки реализации программы - 3 года  в группах детского сада общего типа.

 Время проведения: 1 раз в неделю; 

Занятия проводятся по подгруппам (10-12 человек) 1 раз в неделю. Фронтальное проведение занятий нецелесообразно, т. к. в ходе такой организации трудно обеспечить активное участие каждого ребенка, а также создать безопасные условия для самостоятельного проведения детьми опытов и экспериментирования. Таким образом, в месяц проводится по 2 занятия с каждой подгруппой

 Длительность занятия: 20 мин.  – средняя группа, 25 мин. – старшая группа, 30 мин –подготовительная группа (согласно СанПиН 2.4.1.1249-03)

 

 Базовые средства: беседы, опыты, эксперименты, игры, опорные карточки, календарь природы, карты «Физическая карта, Мира», контурная карта мира, глобус.

Структура занятия:

 - ставить проблему;

 - принимать и ставить цель;

 - решать проблему;

 - анализировать объект и явления;

 - выдвигать гипотезы;

 - осуществлять эксперимент;

 - делать выводы.


Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников.

        

№/п

Разделы программы

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.

«Земной шар»

Познакомить детей с моделью Земли – глобусом (показывают моря, реки). Учить сравнивать изображение суши и водного пространства.

Познакомить детей с картой Новосибирской области. Показать населённые пункты: города, сёла. Продолжать знакомить с моделью Земли – глобусом (показать северный и южный полюсы, океаны, моря).

Познакомить с картой мира. Знакомить с картами стран (Белоруссия, Казахстан, Китай и др.). Продолжать знакомить с картами растительного и животного мира, полезных ископаемых мира.

2.

«Природные явления»

Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, ветер, лёд, облака, капель, восход и заход солнца, радуга, гроза, иней, роса.        

Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, ветер, лёд, облака, капель, восход и заход солнца, радуга, гроза, иней, роса, туман, заморозок.         

Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, град, ветер, лёд, облака, капель, восход и заход солнца, торнадо, вихри, пылевые бури.

3.

«Природно-климатические зоны»

Познакомить детей с природными зонами – лес, степь, горы.

Знакомить с природными зонами:

севера – тундра,

юга – джунгли.         

Знакомить с природными зонами:

севера (тундра, тайга);

средней полосы (лес, лесостепь, степь, горы);

юга (пустыни, тропики, субтропики, джунгли).

4.

«Стихийные бедствия»

Дать детям понятие о пожаре, засухе и извержении вулкана, как стихийном бедствии.

Познакомить детей с стихийными бедствиями: наводнение, землетрясение.

Продолжать знакомить детей со стихийными бедствиями: наводнение, землетрясение, лесные пожары, оползни, смерчи, ураган.

5.

«Виды ландшафта»

Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы, равнины.        

Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы, равнины, овраг.        

Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы, равнины, овраг, плато.

6.

«Природные богатства недр земли»

Продолжать развивать представление детей о природных богатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк.        

Продолжать развивать представление детей о природных богатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк, каменный уголь, нефть, газ.        

Продолжать развивать представление детей о природных богатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк, каменный уголь, нефть, газ, золото, железная руда, поваренная соль, минеральная вода.

7.

«Страны и населяющие их народы»

Дать детям представления о людях разных национальностей, населяющих Новосибирскую область: русские, татары, украинцы, белорусы.

Познакомить детей с народами близлежащих стран: Казахстана,  Китая, Украины.

Дать понятие о расах (белая, желтая, черная). Закреплять знания детей о людях разных национальностей, населяющих Новосибирскую область..

Познакомить с национальностями народов населяющих страны мира.

8.

«Поселения людей»

Познакомить детей с городом, как одним из видов поселения людей. Дать детям представления о городе и селе, как видах поселения людей.        

Продолжать знакомить детей с вилами поселения людей: городом, селом, деревней, посёлком.        

Закреплять знания детей о видах поселения людей: город, село, деревня, посёлок, аул, кишлак.

Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников.

(Средняя группа)

Раздел

Содержание образовательной деятельности

«Земной шар»

Рассматривание глобуса.

Дидактическое упражнение «Назови и покажи» (вода – суша).

Рисование по шаблону «Глобус».

Лепка «Глобус».

Аппликация «Глобус».

Дид. игра «Найди на глобусе то, что назову».

Дид. игра «Составь из частей».

Аппликация «Глобус».

Рассматривание иллюстраций (энциклопедия «Мир вокруг нас»).

Дид. упражнение «Найди город на карте». Дид. упражнение «Обведи по контуру границу Новосибирской области». Экспериментирование «Как возникла Земля»

«Природные явления»

Наблюдения за природными явлениями: снег, дождь, ветер, лёд, облака.

Элементарные опыты «Таяние снега», «Замерзание воды».

Дид. игра «Почему так бывает».

Дид. игра «Загадки и отгадки».

Элементарные опыты:

«Цветные льдинки»

«Ледяные узоры»

«Снежные фигуры»

«Освобождение из плена»

«Природно-климатические зоны»

Прогулки и экскурсии в лес.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Рисование «Лес».

«Путешествие Незнайки» (лес, степи, горы).

Лото «Кто пришел».

Работа с макетами

С/р игра «Горы». Экспериментирование «Образование гор»

«Стихийные бедствия»

Дидактическая игра «Берегись пожара»

Создание макета действующего вулкана, извержение вулкана

Дид. игра «Наводнение - засуха».

Рисование  видов вулканов

Экспериментирование «Песчаная буря»

Работа с макетом.

«Путешествие по пустыни»

«Виды ландшафта»

Равнины.

Прогулки и экскурсии в лес, к реке.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Дид. игра «Где спряталась матрешка».

Создание коллажа «На морском дне».

С/р игра «Моряки».

«Природные богатства недр земли»

Создание коллекций природных ископаемых.

Опыты с глиной.

Опыты с песком: песчаный конус, свойства рассеянного песка, свойства мокрого песка, своды и тоннели, песочные часы.

Создание коллекции «Удивительные камни».

Экскурсия в краеведческий музей.

«Страны и населяющие их народы»

Знакомство с национальными костюмами: русским; татарским; украинским;

Дид. игра «Одень куклу в национальный костюм». Дид. игра «Найди на карте соседей».

Обощение «Как мы дружим»

Рисование «Русские, украинцы,  татары живут дружно».

«Поселения людей».

Рассматривание фотографий и иллюстраций г. Куйбышева

Беседа «Мой город».

Экскурсии по улицам города.

Дид. игра «Найди флаг города».

Беседа «Наша область  и ее соседи».

Рассматривание иллюстраций, картин «Города и села Новосибирской области».

Рисование «Улицы нашего города».

Аппликация «Село» (коллективная работа).

Дид. Игра « Памятники нашего города».

Беседа «Труд людей в селе».

Общение «Чтобы я сделал, чтобы наш город стал красивее».

        

Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников.

(Старшая группа.)

Раздел

Содержание образовательной деятельности

«Земной шар»

«Земля – наш дом».

«Моя маленькая Родина – Куйбышевская земля»

Коллективная работа, создание модели Земли (папье – маше).

Дид. игра «Подбери правильно».

Дид. упражнение «Найди на карте Новосибирской области города и села».

Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций,  рисунки других детей.  

Фотовыставка «Мы  любим  нашу Землю » Презентация «Из чего состоит Земля» 

Ручной труд: оригами «Голубь», «Тюльпан»

«Природные явления»

Опыты: «Лед – твердая вода», «Лед легче воды», «Радуга»

Наблюдения за явлениями природы. Затмения.

Схематическое изображение явлений природы в календаре погоды

Виртуальные экскурсии в космос

Рисование «Северное сияние»

«Природно-климатические зоны»

«Кругосветное путешествие» по морям.

Сказка-путешествие «С севера – на юг».

Дид. игра «Кто где живет»

С/р игра «Джунгли».

«Стихийные бедствия»

Дид. Игра « Узнай по описанию».

Моделирование извержения вулкана.

С/р игра «Вулканологи».

Гейзеры. Опыт.

Экскурсия на кухню показать схему

«Виды ландшафта»

Создание макета «Лес».

Дид. игра «Назови правильно»

С/р игра «Мы плывем по р. Омь». 

Болото. Коллекция болотных растений

Праздник «Да здравствует вода»

«Природные богатства недр земли»

Создание коллекций природных ископаемых.

С/р игра «Золотоискатели».

Проблемно-поисковая ситуация «Найди и назови».

Экспериментирование «Выращиваем кристаллы» (из соли).

«Страны и населяющие их народы»

Беседа «Кто живет в Новосибирской области».

«Такие разные люди в нашей области»

С/р игра «».

Аппликация «Мы дети планеты Земля»

«Поселения людей».

«Мы – горожане».

Игра – путешествие «Главная улица города».

Создание макета «Село».

Дид. игра «Где город – где село».

Дид. игра «Узнай поселение».

Игры на празднике «Сабантуй»

Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников.

(Подготовительная группа.)

        

Раздел

Содержание образовательной деятельности

«Земной шар»

 «Мы любим нашу планету».

«Планета Земля в опасности».

Коллективная работа, создание модели Земли (папье – маше).

Мини-викторина «Путешествие капитана Немо».

С/р. игра «Экскурсоводы».

Дид. упражнение «Найди на карте (Новосибирск, Москва ) то, что назову».

Аппликация «На льдине»

«Природные явления»

Экспериментирование: «Тонет – не тонет» (лед)

«Рассматривание снежинок под лупой»,  рисование

Проблемная ситуация «Откуда появляется радуга».

Импровизация: восход и заход солнца, гроза.        

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений»Цель: Научить определять части у разных растений; находить общее и отличительные признаки.

«Природно-климатические зоны»

«Сказка - путешествие капитана Немо».

Составление рассказа «Мое путешествие по Северу».

Коллективная работа «Охраняйте животных тайги».

Игра-путешествие «По пустыням и степям».

С/р. игра «Зов джунглей».

«Стихийные бедствия».

Коллективная работа, создание плаката «Пожар в лесу».

Дид. игра «Что опасно для человека и живой природы».

КВН «Помоги себе сам».

«Виды ландшафта»

Рисование «Холмы, овраги», «Кодры Приднестровья».

С/р. игра «Путешествие на батискафе».

Дид. игра «Экспедиция «Чистая река».

«Природные богатства недр земли»

Создание коллекций природных ископаемых.

Экспериментирование: свойства соли, каменного угля, известняка, глины, песка.

 «О пользе и вреде природного газа».

«Страны и населяющие их народы»

 «Я живу в Сибири».

 «Путешествие по Сибири, Белоруссии, Китае».

Рисование «Девочка в национальном костюме».

Рисование «Герб Новосибирска».

Беседы:

Жизнь детей разных стран».

Народы, населяющие Евразию.

Дид. игра «Мы едем в Италию».

Игра-путешествие «Народы Американского континента».

С/р. игра «Карнавал в Бразилии».

«Поселения людей»

 «Новосибирск– столица Сибири».

Беседы:

Жизнь людей на селе.

Куйбышев – небольшой городок.

Конструирование «Сельская и городская улицы».

Создание макета городской улицы.

Дид. игра «Разные дома».

Основным методом диагностики усвоения знаний детьми есть  педагогическое наблюдение. У данного метода  существует ряд преимуществ. В первую очередь - это естественные условия деятельности ребенка, следовательно - высокая степень достоверности. Во-вторых, наблюдение дает достаточно большой объем информации для анализа. В - третьих, нет необходимости в создании специальных условий, в подготовке стимульного материала, специального оборудования (что имеет немаловажное значение в условиях  детского сада и с учетом загруженности воспитателей).

В нашем детском саду была разработана следующая система диагностики:

  • оценка знаний детей,
  • оценка психологического комфорта детей,
  • самооценка педагогами организации обучения детей,
  • оценка психического развития детей.

Для фиксации результатов диагностики предлагаются диагностические карты.

«Карта  развития  познавательных  процессов»  заполняется  два  раза  в  год  (сентябрь,  май)  воспитателем,  основываясь  на  наблюдениях  за  детьми.

Каждый  из  критериев  оценивается  в  трех  баллах. Итоговый вывод определяет уровень: -  высокий,-  средний,-  низкий.

1.  Уровень  наглядно-образного  мышления  можно  определить  по  тому,  как  ребенок  находит  несоответствия.  Например:  на  картинках  по  сезонам  (зимой  растут  грибы,  яблоки),  пытается  объяснить,  почему  так  не  бывает.

Можно подобрать  и другие  варианты:  мамы  и  детеныши,  дикие  животные  -  домашние,  животные  Севера  -  Юга.

2.  Наличие  элементов  логического  мышления  определяется  в  беседе  при  помощи  вопросов  «почему?».  Ребенок  может  объяснить  некоторые  явления: Почему  растаял  снег?  Почему  замерзла  вода?  

3.  Развитие  памяти  определяется  при  помощи  вопросов  по  содержанию  занятия,  которые  задаются  детям  на  следующий  день.

В  беседе  воспитатель  спрашивает:

-  О  чем  мы  вчера  разговаривали  на  занятии?

-  Что  тебе  понравилось  на  занятии  больше  всего?  

В основном, детям  запоминаются    самые  интересные,  яркие,  занимательные  моменты,  тогда  нужно  задать  наводящие  вопросы  по  ключевым  моментам  занятия, напомнить при помощи наглядного материала.

4.  Активность  восприятия  определяется  в  наблюдениях:  насколько  ребенок  заинтересован,  не  отвлекается,  принимает  поставленную  задачу  или  наоборот  -  отходит  в  сторону,  оглядывается  по  сторонам,  не  участвует  в  беседе,  находит  себе  другое  занятие.

5.  В  наблюдениях  за  детьми  выявляется  также  их  заинтересованность  в  различной исследовательской    деятельности:  исследованиях,  опытнической  работе,  наблюдениях,  сборе  коллекций,  поделках  из  природного  материала  и  т.д.  

На  начало  года  может  быть  зафиксирована  неуверенность,  пассивность,  отказ  от  деятельности.  Повышение  заинтересованности  будет  проявляться  в  активности  детей,  уверенности,  желании  заниматься  этой  деятельностью,  повторять  уже  известное.

По  итогам  обследования  делается  вывод:  

-  высокий  уровень  -  если  больше  половины  оценок  3  балла;

-  средний  уровень  -  если  преобладает  оценка  2  балла;

-  низкий  уровень  -  если  большинство  оценок  1  балл.

Для оценки  уровня  формирования  естественнонаучных представлений  детей  в  разных  видах  деятельности,  разработана  соответствующая карта). В  ней  воспитатели  указывают  разделы государственного стандарта, значком  «+»  отмечают  усвоение  детьми  этих  знаний.  Таблица   заполняется  в  течение  года,  по  мере  прохождения  занятий.  В  совместной  деятельности  воспитатель  отмечает  активность  или  пассивность  детей.  Какая  это  может  быть  деятельность?  Посадка  семян,  растений,  уход  за  животными,  птицами,  рыбками,  сбор  коллекций,  поделки  из  природного  материала,  изготовление  макетов,  наблюдения,  целевые  прогулки,  экскурсии,  выполнение  проектов  и  т.д.  Причем  дети  могут  просто  выполнять  задания,  поручения,  пассивно  слушать,  не  задавать  вопросов,  не  участвовать  в  беседе  -  это  пассивная  позиция.

Активная  позиция  проявляется  в  том,  что  ребенок  задает  вопросы  уточняющего  и  познавательного  характера,  привносит  собственные  элементы  в  выполнение  заданий,  вносит  свои  предложения  (а  давайте  добавим...).

Оценивается  на  начало  и  конец  года.  Оценка  на  начало  года  -  по  наблюдениям  в  течение  сентября  месяца,  в  конце  года  -  наблюдения  за  май.

Очень  важно,  как  используют  дети  полученные  знания  в  своей  самостоятельной  деятельности.  Для  определения  даны  две  оценки:

С  -  действует  самостоятельно,  проявляет  инициативу  в  организации  игр  с использованием естественнонаучных представлений.

О  -  отсутствует  инициатива  в  организации  такой деятельности.

Эта оценка  может  зависеть  и  от  личных  особенностей  ребенка  (робкие  дети,  пассивные),  также  у  детей  есть  возможность  выбирать  любой  другой,  интересующий  их  вид  деятельности,  игры  различной  тематики.  Поэтому  наличие  такой  оценки  не  может  расцениваться  как  отрицательный  результат.  

Итоговая  оценка  определяется  в  конце  года,  проставляется  высокий,  средний,  низкий  уровень.  Оценка уровня описана в карте.

Как  один  из  вариантов  можно предложить  форму  ведения  дневника  наблюдений   «Дневник  педагогических наблюдений  формирования  элементарных естественнонаучных представлений у  детей»  ведет  воспитатель.  Для  подведения  итогов  предложен  арифметический  метод,  поэтому  для  оценки  даны  баллы  от  1  до  5  (в  колонках  3 - 12)

В  колонки  3 - 12  заложены  названия  разделов  государственного стандарта

№3  свойства веществ

№4  виды и характеристики движения

№5  основные физические явления

№6  земной шар, атмосфера

№7  природно-климатические зоны

№8  разные виды ландшафта

№9  природные богатства недр Земли

№10  страны и народы

№ 11 виды поселения людей

№ 12 Солнечная система

В  каждом  из  разделов  проводится   несколько  занятий  (3 - 5),  по  итогам  можно  провести  беседу,  выяснить,  как  дети  усвоили  знания;  или  заполнять  колонки  постепенно,  по  мере  проведения  занятий.

В  нижней  строке  -  итоговая  оценка  по  разделу  (складываются  все  баллы  в  колонке). За норму мы принимаем (Х═ 4 балла умножить на  «кол-во детей в группе»)

Карта развития познавательных процессов у детей

Ф.И.

ребенка

Мышление

Память

Восприятие

Интерес к деятельности

примечания

Психологический комфорт детей в педагогическом процессе.

№ п/п

Ф.И.Ребенка

Рисунок

Беседа

Эмоциональный отклик

Игра

примечания


Оценка уровня сформированности  элементарных естественнонаучных представлений у детей.

№ п/п

Ф.И.Ребенка

Свойства веществ

Виды и характеристики движения

Основные физические явления

Земной шар, атмосфера

Природно-климатические зоны

Разные виды ландшафта

Природные богатства недр Земли

Страны и народы

Виды поселения людей

Солнечная система

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

итог


Дневник педагогических наблюдений

формирования естественнонаучных представлений у детей

№ п/п

Ф.И.Ребенка

Свойства веществ

Виды и характеристики движения

Основные физические явления

Земной шар, атмосфера

Природно-климатические зоны

Разные виды ландшафта

Природные богатства недр Земли

Страны и народы

Виды поселения людей

Солнечная система

итог


Уровни сформированности географических представлений у дошкольников, контрольный эксперимент (кол-во детей)

Географические представления

Уровни сформированности географических представлений, кол – во детей

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

Географическое положение, рельеф, почва, климат

Водный бассейн области

Население области

Ландшафт области и охрана природы

   

Примерное содержание программы

Календарный план работы с детьми   средней, старшей, подготовительной  групп.

                                      СЕНТЯБРЬ

    Занятие "На лугу"

     Цель: Дать представление детям об экосистеме луга, его обитателях (насекомые, птицы), луговых растениях. Учить находить взаимосвязи между растениями и животными луга. Приобщать детей к общению с природой (слушать пение птиц, стрекотание кузнечиков, ходить босиком по траве)                                 Экологические связи: луговые травы - насекомые - птицы, семена трав - мышь – лисиц                                                                                                                     Словарь: луг, луговые травы, мятлик, тимофеевка, подорожник, кузнечик, бабочка, трясогузка                                                                                                    Материал: видеозапись "Жизнь на лугу", картины животных луга, сухие травы; большой лист, фломастеры (для составления пищевых цепочек, показа взаимосвязей живой и неживой природы                                                                                                                                                                                               Методические приемы: рассматривание картин, беседа, изобразительная деятельность, моделирование.

 Занятие «Путешествие по планете Земля                                                                                                                                                                                                       Цель: Закрепить знания детей о том, что  Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца).  Помочь детям найти на глобусе  воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению  Земли, на которой мы живем - как к планете.

Словарь: глобус, океан, море, равнины, леса, пустыни, люди, растения, животные.                                                                                                                                  Материал: глобус, детали для моделирования водной поверхности Земли, суши, игрушки Хрюша и Степашка.                                                                              Методические приемы: беседа, работа с моделями, игровая ситуация, художественное слово:

                              И только милая Земля

                                   Во всём пригодна для меня,

                                   Так и летим на шарике

                                   Без крыльев и руля,

                                  На нашем тёплом шарике

                                                                                                                  ОКТЯБРЬ

    Занятие «Может ли быть природа живой и неживой?»                                                                                                                                                                       


Цель: Обобщить представления  детей  о живой и неживой  природе. Помочь понять какая существует взаимосвязь между живой и неживой природой.       Формировать  экологическое  сознание  у детей.

       Экологические связи:   Солнце, вода, воздух  -  неживая природа  - условия для жизни животных и человека.

       Материал: записи звуков природы (шум воды, ветра, пение птиц, крики животных).

      Методические приемы: эвристическая  беседа, наблюдения, практическая деятельность.

    Занятие «Кому нужен воздух?»

     Цель: Уточнить представление детей о необходимости воздуха для жизни человека, животных, растений. Рассказать о свойствах воздуха- нагревается и охлаждается, переносит запахи, звуки…

     Экологические связи: растения - чистый воздух - дыхание (человек, животные, растения)

Материал: картинки- символы: человек, растение, птица, рыба, зверь, предметы неживой природы.

   Методические приемы:  беседа, опытническая работа, группировка картинок – кому нужен воздух.

    Занятие «Что сокрыто в Земле Сибирской?»

     Цель: Дать представление об  имеющихся на территорий нашего края залежах нефти, газа, торфа, минеральных источниках, их использование человеком. Рассказать, что полезные ископаемые Земли образовывались на протяжении долгого времени и  не восстанавливаются. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

    Экологические связи: древние животные, растения - время  -  полезные ископаемые.

     Словарь: нефть, торф, полезные ископаемые.

     Материал: нефть в баночке, кусочки глины, камни, макет слоев почвы, карта Томской области, условные обозначения полезных ископаемых.

    Методические приемы: рассказ воспитателя, опыты.                          

НОЯБРЬ

         Занятие «Степной орел»

     Цель: Приобщать детей к познанию взаимосвязей в экосистеме степь (животные- растения, живая- неживая природа. Развивать любознательность.

    Связи: в степи летом жарко - сухо   -  степные травы  быстро желтеют, семена трав   - суслик  -  коршун

   Словарь: степь, ковыль, суслик, коршун, степной лунь.

   Материал: видеозапись "Жизни в степи", материал для составления панно "Степь".

 Методические приемы: просмотр видеофильма, изобразительная  деятельность.

Занятие   «Мы живем в Сибири»

     Цель: Знакомить детей с жизнью людей в Сибири (климатические условия - длинная, холодная зима) бытом, традициями коренного населения. Воспитывать уважение к окружающим людям. Обобщить представления о климатических условиях в Новосибирской  области.

    Экологические связи: Сибирские леса  -  дикие звери, птицы  -  охотничий промысел.

    Словарь: родной край, Сибирь, тайга, болото.

    Материал: атлас, карта  Новосибирской  области, национальные костюмы.

    Методические приемы: рассказ воспитателя, творчество детей (составление детьми рассказа о своем крае).

     

     Занятие «Горы  и  равнины»

     Цель: Формировать представления о том, что на поверхности Земли есть горы, равнины, впадины. Учить детей находить горы на глобусе, карте мира. Рассказать о различии в климате в горах и на равнине.

     Экологические связи:  горы – холодно- снег, равнина –тепло- вода.

     Словарь: горы, равнины.

     Материал: глобус, карта мира для малышей , макет горы.

     Методические приемы:  моделирование, исследовательская работа, практическая деятельность

                                         

ДЕКАБРЬ

Занятие «Чудеса магнита»

     Цель: Дать понятие о том, что магнит притягивает железные предметы. Воспитывать любознательность, желание экспериментировать.

 Словарь: магнит, притяжение.

     Материал: деревянные, металлические, пластмассовые предметы, бумага, емкость с водой, металлические скрепки, магнит.

   Методические приемы:  рассказ воспитателя, опыты.

 Занятие "Страны и народы"

     Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.  

 Словарь: народ, национальность.

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов.

   Методические приемы: рассказ воспитателя, просмотр видеофильмов, беседа.

ЯНВАРЬ

                                             

    Занятие «Как найти дорожку в детский сад?»

     Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Учить определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: большой лист бумаги, листы на каждого ребенка, цветные карандаши, карта местности.

     Методические приемы: моделирование, исследовательская работа, практическая деятельность.

   Занятие «Железные помощники»

   Цель: Расширять и конкретизировать знание детей об орудиях труда и механизмах, облегчающих деятельность человека. Обсудить вопрос, из чего изготовлены эти механизмы и как они используются  людьми.

 Логические связи: человек   - лопата    - перекопка небольшого участка земли;  человек   -  трактор   - обработка большого поля; стиральная доска - стиральная машина - облегчение труда человека.

    Словарь: техника, бытовые приборы, транспорт.

    Материал: игрушечные виды транспорта, пылесос, фен, мясорубка, игрушка «железный дровосек».

   Методические приемы: рассматривание картинок с изображением механизмов, экскурсия по детскому саду, беседа. Провести экскурсию внутри детского сада, отметить какие  орудия труда и механизмы облегчают деятельность работникам детского сада.

ФЕВРАЛЬ

   

    Занятие «Где растет клюква?»

     Цель: Познакомить   детей с жизнью сообществ животных и растений болот, учить устанавливать взаимосвязи животных и растений на болоте, их приспособление к среде обитания, рассказать о том, что  в Новосибирской области  находятся  крупные болота  (Васюганские болота).

    Экологические связи:  комар    -  лягушка  -  журавль. Болото - обеспечение запасами воды ближайших лесов.

   Словарь: мох, торф, клюква, глухарь, лягушка, журавль, комар, Васюганские болота.

   Материал:  фигурки для составления панно болота, запись пения лягушек, крика журавля, клюква.

     Методические приемы: чтение рассказов М. Пришвина, В. Бианки, моделирование, изобразительная деятельность.

   

    Занятие «Куда течет река?»

     Цель: Познакомить детей с жизнью обитателей реки, их взаимосвязях. Обсудить вопрос о том, как меняется жизнь реки по временам года. Рассказать в общих чертах  о реках и притоках Новосибирской области. Учить созерцать красоту водоемов своего края.

     Экологические связи:  мелкая рыба     -    утки    - хищная птица;  крутой  берег реки   -   норки- гнезда   ласточек - береговушек

     Словарь: река Обь, ее приток Омь.

     Материал:  иллюстрация экосистемы реки, записи криков чаек, уток, шума реки, альбомные листы, карандаши.

     Методические приемы: видеозаписи, беседа, рисование.

     Занятие «Почему весна приходит на смену зиме?»

     Цель: Формировать представления детей о причинах смены времен года, учить наблюдать за изменениями в природе при смене сезонов. Развивать интерес к окружающему миру, любознательность.

    Экологические связи: движение Земли вокруг Солнца    - смена времен года

    Словарь: времена года, движение Земли, год.

    Материал: глобус, лампочка, краски, кисточка, альбомные листы.

    Методические приемы: опытническая работа, беседа, наблюдения, рисование.

    Занятие «Спутник Земли – Луна»

     Цель: Обобщить представление о спутнике Земли - Луне,  размерах и изменениях ее внешнего вида. Учить созерцать красоту ночного неба, Луны, звезд. Накапливать положительный опыт в процессе общения с природой.

     Логические связи:  пасмурное небо   -  ночью на небе Луны не видно.

     Словарь:  Луна - спутник Земли.

     Материал: макет Луны, глобус, фотографии поверхности Луны.

    Методические приемы: наблюдения, беседа, моделирование.

МАРТ

    Практическая работа «Огород на окне»

     Цель: Объяснить необходимость выращивания рассады для получения урожая в Сибири, уточнить особенности климатических условий Сибири. Закрепить с детьми понятие о том, какие условия необходимы для выращивания рассады дома (тепличка, своевременный полив, хорошее освещение).

     Экологические связи: достаточная влажность воздуха - свет  -  хороший рост молодых растений

     Словарь: теплица, посев, рассада, полив, выращивание.

     Материал: комнатная тепличка или пустой небольшой аквариум, почва, семена растений.

   Методические приемы: практическая деятельность, наблюдения, беседа.

    Наблюдение на метеостанции  «Первые вестники весны»

     Цель: Обобщить представление об установлении  связей в живой и неживой природе в весенний период. Отмечать  увеличение тепла, таяние снега, появление первоцветов, набухание  почек на деревьях, прилет скворцов.

     Экологические связи: первые проталины    -     первоцветы, появление первых насекомых   - прилет птиц.  

  Словарь: кандык, мать - и - мачеха,  ветреница, скворец, трясогузка.    

 Материал: альбом, кисточки, краски.  

 Методические приемы:  предшествующая целевая прогулка, наблюдения, беседа, рисование.  

       Занятие   «Э- лект- ри- чест- во»   

Цель: дать детям понятие об электричестве, его проявлениях и использовании человеком, учить соблюдать технику безопасности при включении и выключении электрических приборов.                                                                                                                                                                                                        Логические связи:  электричество - приборы  - облегчение труда человека.

Словарь: электрический ток, провод, батарейка.  

 Материал: игрушки на батарейках, электрические приборы (фен, светильник, пылесос)  

Методические приемы: практическая деятельность, беседы.  

       Занятие  «Звездный зонтик» 

   Цель: Закрепить понятия: звезда, планета, спутник, метеорит, созвездия (Малая, Большая медведица), Прививать интерес наблюдать звезды на ночном небосклоне.  

  Словарь:  звезда- Солнце, планеты -  Земля,  Юпитер, Марс..., спутник, метеорит.  

   Материал: макет звездного неба в планетарии, макет планет Солнечной  системы, цветная бумага, фломастеры, чистые листы бумаги.    

Методические приемы: рассказ воспитателя, исследовательская работа, моделирование, изобразительная  деятельность.  

АПРЕЛЬ

     

    Беседа  «Давным-давно» (доисторические животные).

     Цель: Расширять знания детей о ранее живших на Земле животных, о палеонтологических находках археологов. Вызвать интерес к знакомству с информацией о древних животных, населявших нашу планету.

   Экологические связи: динозавры и другие древние животные -     время   -  современные животные.

     Словарь:  мамонт, динозавр, пещера, наскальный рисунок.

     Материал: иллюстрации древних животных, фотографии ведения раскопок археологами.

    Методические приемы: моделирование, диафильм, беседа.

                                                 

Май

     .   Опытническая работа  «Путешествие капельки»

     Цель: Дать понятие о круговороте воды в природе. Провести опыты, демонстрирующие изменение состояния воды в природе. Приобщать к наблюдению за живой природой.

     Логические связи:  весна   -   лужа  - яркое солнце  - вода в луже испарилась.

    Словарь: роса, капли, водоем, испарение, осадки.

     Материал: емкости с водой, горелка.

     Методические приемы: беседа, опытническая работа.

   

   КВН  «Космическое путешествие»

       Цель:  систематизировать имеющиеся знания детей о космосе. Заинтересовать детей загадочным миром космоса.

       Логические связи: земля - воздух - жизнь, солнце - свет - тепло.

        Словарь: земля, космос, скафандр, полёт в космос

        Материал: модели космических объектов, видеофильм.

        Методические приёмы: игровая ситуация, викторина.

Примерное календарное планирование работы

с детьми  подготовительной группы

СЕНТЯБРЬ

 «Экскурсия в виртуальный планетарий»

    Цель: расширение представлений о космосе. Воспитание любознательности, желание познавать окружающий мир.

     Словарь: планетарий,  телескоп, астроном, звезды, планеты, кометы, спутники, космос, космонавты, космические полеты.

    Методические приемы: экскурсия, рассказ воспитателя, изодеятельность.

    Занятие «Загадочная Луна»

    Цель:  обобщить представления детей о Луне, ее фазах. (полнолуние, новолуние, растущая и убывающая Луна).

Словарь: полнолуние, новолуние, прилив, отлив.

  Материал: рисунки различных фаз Луны, графическая модель вращения Луны вокруг Земли.

   Предшествующая работа: наблюдали Луну, зарисовывали ее в альбоме в течение месяца.

    Методические приемы: моделирование, рассматривание рисунков и обобщение, беседа.                        

ОКТЯБРЬ

Занятие   «Воздушная информация»

    Цель: расширение представления детей о том, как животные с помощью слуха и обоняния получают информацию об окружающем мире, общаются между собой. Показать, что по воздуху  звук и запах проходят быстрее, чем через препятствие.

    Связи: отрывистый крик сороки – все сороки разлетаются  (сигнал предупреждения - близко опасность!), едкий запах отпугивает хищников.

Словарь: звук, голос, свист, пение, рев; слух, обоняние, запах.

   Материал: записи голосов животных, фотографии зверей и птиц.

   Методические приемы: опытническая работа (прохождение звука по воздуху и через подушку, определение запаха в открытом и закрытом сосуде).

    Занятие   « Как движется Земля» (день и ночь, времена года)

     Цель: обобщить представления детей о Земле как о планете; ее движении вокруг собственной оси, вокруг Солнца. Дать элементарные представления о природных  климатических зонах земли (полярная, холодная умеренная, теплая умеренная, субтропическая, зона пустынь и степей, тропическая зона). Воспитывать умение логически мыслить,  рассуждать.

    Словарь: природные зоны Земли, климатическая зона.

    Материал: карта природных зон Земли, глобус, лампа, картинки животных Северного полюса, тундры, лесов, степей, пустынь, тропиков.

     Занятие   «Двенадцать месяцев»

     Цель: расширять и обобщать представления детей   о годичном цикле, о ритмах в природе. Уточнить, от чего зависит смена времен года. Рассказать о том, что каждый месяц года отличается от другого  температурными условиями, состоянием растительного и животного мира, внешним обликом растений, неповторимым сочетанием красок природы. Воспитывать желание наблюдать за состояниями природы, получать радость от своих открытий.

     Экологические связи:  в октябре холодный  воздух, мало солнца -  промерзшая почва,  побуревшие травы, «прозрачный» березовый лес.

     Словарь: температура воздуха, признаки, осадки, поведение животных, состояние растений.

     Материал: календарь Томской природы, термометр, картины природы  времен года.

    Методические приемы: работа на детской метеостанции, наблюдения, изодеятельность.

                                             

НОЯБРЬ

    Занятие  «Первые полеты в Космос»

    Цель: дать общее представление о выдающихся Российских ученых в космонавтике ( Циолковском К.Э., Королеве С.П., первом космонавте Ю.А. Гагарине). Рассказать о том, что это были обычные люди, которые мечтали, читали, вычисляли, думали, фантазировали о покорении космоса. Помочь понять детям, что их мечты и фантазии могут воплотиться в жизнь, стать открытиями.

     Словарь: ракета- носитель «Спутник», космодром, выход в открытый космос.

    Методические приемы: рассказ воспитателя, беседа, просмотр видеофильма

     Занятие  «Солнечная семейка»

     Цель: уточнить имеющиеся у детей знания о  Солнечной системе, помочь детям различить понятия «звезда», «планета», «спутники». Дать понятия о вращении Земли и солнечном затмении.

     Словарь: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

     Материал: макет планет Солнечной системы в планетарии; пластилин, линейка, рейка метровой длины, 2 термометра, настольная лампа.

    Методические приемы: просмотр  диафильма (видеофильма), моделирование, опытническая работа художественное слово:

«Светом Солнца обогреты,

 тесно связанные с ним,

 мирно кружатся планеты

по орбитам  по своим»

 (Р.Алдонина  О звездах и планетах. М,, Махаон, 2000г.)

ДЕКАБРЬ

     

     Занятие   «Бывает ли дом изо льда?»

     Цель: дать детям общее представление о том, какие бывают дома человека в разных природных зонах (на Севере, в Сибири, в тропиках и др.) Уточнить понимание о значении жилища для человека; воспитывать уважение к жизни людей родного края, других стран.

     Связи: теплый климат - дом с тонкими стенами, в Сибири - теплые дома с отоплением.

     Словарь: дом, жилище, изба, хижина.

     Материал: иллюстрации жилищ человека.

     Методические приемы: рассматривание иллюстративного материала, беседа, на прогулке постройка дома из снега.

ЯНВАРЬ

   

    Занятие  « Таежные жители»

     Цель: закрепить представление детей о лесе, как о природном комплексе. Познакомить детей с типами лесов (темнохвойный, смешанный, лиственный), и их обитателями. Помочь понять значения леса в природе и для человека (лес - создатель и хранитель атмосферы; накопитель воды и хранитель ее чистоты; среда обитания организмов; сырье для человека,  эстетическое значение).

     Связи: ель (шишки)- клёст,  растительность леса - чистый, свежий воздух

     Словарь: тайга, лиственный, смешанный, темнохвойный лес.

     Материал: кора, хвоя деревьев, сухие листья, записи звуков лесных птиц, зверей, иллюстрации типов леса, бумага, клей, краски, кисточки (для изготовления макетов растений леса), карта растительности Новосибирской  области.

     Методические приемы: предварительная экскурсия, работа с иллюстративным  материалом, беседа.

 

     Тема 3.  «Наше государство - Россия»

     Цель: уточнить представление детей о том, что наше государство - Россия, оно расположено в двух частях света: Европе и Азии; столицей ее является Москва. Воспитывать интерес к родному краю.

    Словарь:  Государство, страна, Россия, город, население.

     Материал: карта мира, глобус, фотографии великих людей России.

 Методические приемы: рассказ воспитателя, работа с иллюстративным материалом.

ФЕВРАЛЬ

 Занятие   «Страна северных оленей»

     Цель: формировать представление детей  о жизни животных и растений тундры, их приспособленности к условиям вечной мерзлоты,  низкой температуры. Помочь понять детям на модели некоторые особенности климата в тундре.

     Экологические связи:  мало света - мало тепла -  замерзшая земля   - скудная растительность тундры - низкие деревья.

     Словарь: тундра, северный олень, белая куропатка, песец, лемминги, лишайник, мох.

     Материал: емкости с водой, макет почвенного слоя тундры, макет «Солнце- Земля».

     Методические приемы: просмотр иллюстраций, моделирование, бесед

   Занятие   «Где живет синий кит?»

     Цель: уточнять и расширять представление детей о многообразии водных экосистем земли (океаны, моря, реки, озера, ручьи), о приспособлениях  животных и растений  к обитанию в воде. Рассказать о том, как человек использует водные ресурсы (промысел рыбы, судоходство, соль, водоросли). Наблюдать за жизнью аквариумных рыбок, их поведением, взаимоотношениями, приспособлением к среде обитания.

     Экологические связи: аквариумные рыбки  - кормит человек (живые червячки, сухой корм),  щука  - корм мелкие рыбки.

     Словарь: океан, море, озеро, река, ручей, родник.

     Материал: аквариум, альбомные листы, картинки рыб.

    Методические приемы: чтение научно- популярной литературы для детей, использование иллюстративного материала, наблюдения.

    МАРТ

    Занятие  «Богатства недр земли».

     Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем  строении земли.

    Словарь: каменный уголь, железная руда, металлы (железо, алюминий, золото, медь, сталь), ядро Земли, кора Земли, магма.

    Материал: модель среза почв Земли, беседа.

    Методические приемы: моделирование, рассказ воспитателя, беседа.

      Занятие  «Природные стихии»

      Цель: рассказать детям о том, что на Земле могут происходить стихийные события -землетрясения, извержение вулканов, наводнения,  пожары, ураганы, при которых люди, животные и растения могут  сильно страдать и, даже, могут погибнуть. Объяснить, что в такие моменты  необходимо действовать быстро, разумно, без паники. Уточнить знания детей о зонах на Земле, подверженных различным стихийным бедствиям.

     Связи: ветер - волны в море, ураган - разрушения, смещение слоев Земли  - землетрясение

     Материал: видеозапись «Стихия природы»; макет Земной поверхности, вентилятор для опытнической работы.

    Методические приемы: просмотр  видеозаписи, рассказ воспитателя, опытническая работа.      

АПРЕЛЬ

 Занятие  «Мир предметов»

     Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность.

     Связи : железная руда  - железо  -  каркас автомобиля

     Словарь: природные материалы, искусственные материалы.

     Материал: свечи, баночка для тушения свечей, металлическая подставка, растительное масло, толстая нить, кисточка, фигурная форма. Карандаши, таблички с правилами безопасности.

    Методические приемы: беседа, опытническая работа

    Занятие «Тайна звуков»

     Цель: расширять представление детей о многообразии окружающих звуков (живой и неживой природы). Уточнить, как человек  воспринимает различные звуки, как люди и животные реагируют на них. Учить различать звуки - звук капели, пение птиц, плеск воды, слушать шум ветра  и испытывать радость от услышанного.

      Связи: гроза - гром, прохождение воздуха через отверстие - свист.

      Словарь: звук низкий, высокий, барабанная перепонка, органы слуха.

     Материал: проволока без покрытия, деревянная рамка, свисток, бумага тонкая и плотная, иллюстрация из сказки «О глупом мышонке».

   Методические приемы: беседа, опытническая работа.

                                                 

МАЙ

 

Праздник Солнца

     ЦЕЛЬ: Учить детей понимать роль Солнца, без которого невозможна жизнь   организмов  на Земле. Установить вместе с детьми, что Солнце является началом экологических связей в природе. Рассказать об отношении к солнцу древних народов (поклонение Солнцу)

     Экологические связи:               растения

                          солнечный свет                       животные

                                                         человек

     Словарь: Солнце, Солнышко, «Ярило».

     Материал: Отрывок из мультфильма «Снегурочка»

    Методические приемы: дидактическая игра-составление экологической цепочки.

    Занятие  «Земля -  наш общий дом»

     Цель:  обобщить понятие детей о Земле, как об общем доме, в котором есть все условия для жизни растений, животных, человека (свет, тепло, вода, воздух, почва, пища). Формировать экологическое сознание  детей.

    Словарь: условия жизни, мир растений, мир животных, человечество.

   Материалы:  иллюстрации, книги, диа(видео)фильм.

       Методические приемы: просмотр фильма, беседа, художественное слово:

Три клада у природы есть:

Вода, Земля и воздух-

Три ее основы.

Какая бы ни грянула беда-

Целы они - все возродится снова (С. Викулова)

    Занятие   «Что такое радуга?»

     Цель: уточнить представление детей о том, что такое радуга, гроза, дождь, туман. Учить наблюдать изменения в неживой природе - узнавать приметы приближающегося дождя и его окончание. Различать виды дождя, правильно вести себя во время грозы. Воспитывать эстетическое восприятие мира.

    Связи: тучи - дождь - гроза - солнце – радуга.

     Словарь: явления природы.

    Материал: видеозапись «Гроза», альбомные листы, краски, кисточки.

    Методические  приемы:  просмотр видеозаписи, беседа, наблюдения, изодеятельность, музыкальное оформление.

    Рисование   «Нарисую большой Мир»

     Цель: систематизировать представление детей о Земле как о планете в Солнечной системе. Воспитывать умение видеть и радоваться красоте окружающего мира, отражать его в своем творчестве.

     Материал: альбомные листы, краски, кисточки, карандаши, фломастеры, звукозапись «Космическая музыка», световое оформление в планетарии.

   Методические приемы: обобщение знаний, изодеятельность, музыкальное сопровождение.

Примерный  перечень оборудования для

формирования элементарных естественнонаучных представлений

  1. Макет солнечной системы (большой подвесной).
  2. Макет солнечной системы (малый настольный).
  3. Макет космической ракеты.
  4. Кукла – космонавт.
  5. Куклы в национальных костюмах
  6. Макет искусственного спутника.
  7. Макет телескопа.
  8. Глобус.
  9. Панно: «День», «Звездная ночь».
  10. Модель «Солнце», «Луна».
  11. Рельефный макет горной экосистемы, вулкана.
  12. Рельефный макет горной реки и озера.
  13. Зеркальный шар
  14. Настольная лампа
  15. Сенсорные модули
  16. Макеты «Болото», «Лес», «Водный мир», «Космос», «Арктика», «Пустыня» и др.
  17. Объемный план экологической тропы
  18. Макет «Срез земли» для демонстрации добычи полезных ископаемых.
  19. Механизмы и приборы, вышедшие из стоя (для исследовательской деятельности детей): кинопроектор , калькуляторы, фотоаппараты, арифмометр, часы и др.
  20. Тематические папки «Космос». «О космонавтике».
  21. Календарь  погоды, фенологический календарь.

Коллекции:

  1. Искусственные камни.
  2. Натуральные камни.
  3. Поделочные камни.
  4. Спилы разных пород деревьев.
  5. Образцы бумаги и картона.
  6. Семена травянистых растений.
  7. Семена деревьев и кустарников.
  8. Гербарии.

Карты:

  1. «Новосибирская область».
  2. «Карта Мира».
  3. «Карта нашей родины».
  4. «Карта солнечной системы».

Наглядные пособия и оборудование для опытов:

  1. различные материалы для исследований: 

— образцы песка, глины, чернозема;

— образцы местных полезных ископаемых  (ракушечник, нефть, известняк и пр.); 

— камни (галька, гравий, керамзит); 

— медь, железо, уголь, магнит; 

— смола, асфальт, мел, резина, каучук; 

— семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, крылатки и др.),

 -  зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.); 

— семена огородных культур; 

— гербарии (растения, произрастающие в нашей местности); 

— хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; 

— кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа; 

— соль, сахар, лимонная кислота; 

— лепестки роз, мята, чеснок, ванилин и т.д.

- краски (гуашь, акварель)

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.

2. Оборудование для опытов:

-- Лабораторная посуда:  разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, мерные стаканчики, песочные формочки, ванночки, фляжки и т.д.); 

— шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито; 

— увеличительные стекла, лупы ,микроскоп;

— измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); 

— фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;

 — компас, бинокль; 

— пилочки, наждачная бумага, пипетки; 

— губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.; 

-  спиртовка, весы, набор гирь,  свечи,

- лампа дневного света, фонарики, зеркала, цветные фильтры, зеркальный шар для световых эффектов, софиты   (красный, зеленый, желтый), фильмоскоп, диапроектор, микроскоп.

3.  Бумага, карандаши для фиксации результатов, зарисовывания схем и моделей.

4.  Спецодежда для проведения опытов, фартуки, нарукавники, салфетки


 География как область знаний имеет свои особенности, отличающих ее от других областей. Это интегрированный цикл, который представляет собой систему обобщенных знаний о природе. Он в доступной форме знакомит дошкольников с предметами и явлениями, раскрывает связи между отдельными явлениями, помогает осмыслить закономерности развития окружающего мира.

       Основная задача географии - формирование у дошкольника широкой картины мира, которая постепенно обогащается по мере познания и накопления новых фактов и явлений. Дети дошкольного возраста воспринимают мир как единое целое, не разделяя его проявления на биологические, физические, химические явления. Интеграция знаний на первом этапе обучения позволяет сформировать правильное, целостное представление о явлениях природы, создает определенную базу для дальнейшего дифференцированного изучения наук о природе. В этом плане велико значение географии как пропедевтического курса. При его изучении закладываются основы понимания материальности и познаваемости мира взаимосвязи явлений, идеи закономерности и эволюции. Изучая географию, дошкольники получают первоначальные знания о живой и неживой природе, явления природы, телах и веществах, об их свойствах и использовании их человеком. Наряду с этим, дошкольники должны понять и неразрывную связь человека природой, необходимость бережного, внимательного от ношения к ней. В ДОУ становятся приоритетными экологические знания.

       Изучение вопросов охраны природы является стержнем для формирования географических представлений у дошкольника. В каждой теме дошкольники знакомятся с природоохранными мероприятиями, направленными на сохранение природных богатств. География входит в естественнонаучный цикл, поэтому важное место в получении знаний по этому предмету занимают методы научного познания природы: наблюдения за объектами и явлениями, эксперимент, изображение натуральных объектов, практическая работа. Особенно сильное впечатление оказывают на ребенка изучение живых организмов, природы Родного края, экскурсии в природу. На экскурсиях учащиеся познают природу во всем ее многообразии. Любовь к Родному краю воспитывается на основе познания его природы. Осознание ребенком меры ответственности человека перед природой, необходимости сохранения ее богатства и многообразия, является условием формирования экологически грамотной личности.

             Обучение дошкольников географическим знаниям способствует формированию у них целостного представления об окружающем мире; воспитывает любознательность, понимание красоты природы, любви и бережного отношения; развивает познавательный интерес к изучению наук о природе; творческое отношение к окружающей действительности.

Список литературы:

  1. Ашиков В. Семицветик — программа культурно-экологического образования дошкольников //Дошкольное воспитание. — 1998. — №
  2. Баранник Л.П. Природа — наш дом. —Кемеровское кн. изд-во, 1984.  Бех И.А., Калинин A.M., Таран И.В. Лес и жизнь. — Кемеровское кн. изд-во, 1985.  Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. - М., 1987.  Варли К., Майлз Л.
  3. География :энциклопедия. – М.:Росмен, 1994  
  4. Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе. // Дошкольное воспитание.- 1981.- №
  5. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. - М., 1985.  Гризик Т. И. Познаю мир: Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста. — М.,
  6. Залкинд Э. И. Руководство образованием представлений и понятий детей о природе на основе наблюдений: Дис. ... канд. пед. наук. -М., 1951.  
  7. Игнаткина Л. С. Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных: Дис. ... канд. пед. наук. — М., 1988.  
  8. Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / Под ред. В.И.Загвязинского. — Тюмень, 1998.  
  9. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К, Матвеева, Л.М. Маневцева и др.; Сост. Л.А. Каменева: Под. ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983 .  
  10. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей "Мы". Азбука Экологии. – СПб, 1996.  
  11. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. //Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.:Академия, 2001.  
  12. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. //Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.:Академия, 2001.  
  13. Крылов Г.В. Умей отдыхать и беречь природу. — Новосибирское кн. изд-во, 1986.  
  14. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. - М., 1990.  
  15. Методика обучения географии в школе/Под ред Л.М.Панчешниковой. – М.:Просвещение,1997.  
  16. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников/ Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: ДетствоПресс, 2003.  
  17. Моря и океаны/Пер с фр. Б.Д.Васильева. – М.:РОСМЭН, 1997. – (Мир дикой природы)  
  18. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М., 1995.  
  19. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. — М.: Новая школа, 1993.  
  20. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализации в детском саду. — М., 1999  
  21. Новиков Ю.В. Природа и человек. - М., 1991.  
  22. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе "Радуга". — М., 1999.  
  23. Потапова Т.В., Кикнадзе С.Г. и др.
  24. Надежда: Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека. — Пущино, 1998.  
  25. Программа "Развитие": (Основные положения).— М., 1994.  .
  26. Охрана природы и окружающей человека среды. - М., 1992.
  27. Реймерс Н.Ф Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб. методич. комплекс по эколог. Образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996.                                                                                                                                                                                                                                                                                         Рыжова Н.Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.  
  28. Терентьева Е. Ф. Формирование у детей 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1980.  Т
  29. Терентьева Е. Ф., Николаева С. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. — Нижний Новгород, 1991.  Федотова А. М. Формирование представлений о животном мире //Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для воспитателя детского сада. — Пермь, 1981.  
  30. 51.Энциклопедия для детей. Т.3. География. – М:Аванта+. – 1994   Я познаю мир: География: Энциклопедия/Авт.-составитель В.А.Маркин. – М.:АСТ, 2002.  
  31. Зебзеева В. А.  Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 288с.(87-88 с.)  К
  32. раеведение/Под редакцией А. В. Даринского.- М.:Просвещение, 1987.  
  33. Сухомлинский   В.А.   Сердце отдаю детям. — Киев, 1989.  Цит. по кн.: Бушуева Т. А., Дагель П. С.
  34. Закон охраняет природу. — М., 1980.  
  35. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. //Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.:Академия, 2001.  
  36. Астапенко М. П., Славен Дон. Ростовское книжное издательство, 1985  
  37. Левченко В. С.Б., Знай свой край. Ростовское книжное издательство,1977  
  38. Тягливый А. Е., Исакова Ю. Г. Волгодонск, Ростовское книжное  издательство, 1982  
  39. Под редакцией Ю. А. Жданова, Природа донского края, Ростовское книжное издательство, 1978.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс

Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...

Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"

Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...

программа кружковой работы по теме чувашский фольклор

Введение:Гуманистическая направленность и опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого являются основными принципами программы возрождения и развития чувашской школы, находящей...

рабочая программа кружковой работы по ПДД

Тематический план кружка по изучению ПДД...

Рабочая программа . Кружковая работа 1кл.

Живопись, аппликация,новогодние плакаты, бумажная пластика....

Дополнительная образовательная программа. Кружковая работа.

Выпиливание из фанеры, выжигание и моделирование – очень интересный, доступный и увлекательный вид деятельности для мальчиков. Именно здесь дети приобщаются к знаниям в области моделирован...