Рабочая программа адаптации 5-х классов
рабочая программа (5 класс) по теме
Переход в среднее звено очень важный и сложный этап в жизни любого школьника. У пятиклассников в этот период меняется социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, а для ребенка особенно. Пятиклассники переживают эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях новых учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и т.д. Возникает состояние внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Целью данной программы является оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_adaptatsii_5_klassov.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2051»
Юридический адрес: 111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2
Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru
Рассмотрено на заседании | Согласовано на заседании | Утверждаю: |
Методического объединения | Педагогического Совета | |
учителей | Протокол №1 | Директор ГБОУ Школа №2051 |
Протокол №1 от | от | Семенова Е.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Адаптации 5 классов
Педагог-психолог: Костина Наталья Владимировна | |
Москва, 2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Переход в среднее звено очень важный и сложный этап в жизни любого школьника. У пятиклассников в этот период меняется социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, а для ребенка особенно. Пятиклассники переживают эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях новых учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и т.д. Возникает состояние внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Наиболее подверженными дезадаптации становятся ослабленные дети ( а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше).Собственная тревожность мешает ребенку адекватно воспринимать школьную жизнь, строить отношения с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличный может превратиться в отстающего и прогульщика. Поэтому необходимо сделать естественный процесс адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене менее болезненным и более интенсивным.
В связи с этим возникла необходимость разработки программы занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы.
Цель:
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Задачи:
1. Формирование у обучающихся:
· представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;
· навыков взаимодействия с другими людьми на основе самоприятия, самораскрытия и принятия других;
· адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
· представления о себе как о человеке с большими возможностями развития.
2. Ознакомление обучающихся:
· с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований;
· с разными формами коммуникации;
· с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.
3. Создание условий для:
· снижения тревожности;
· развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
· выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.
Методы работы: беседа, рисование, рассказ, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, развивающие упражнения или игры и их обсуждение, психодиагностические задания.
Ожидаемый результат: предотвращение школьной дезадаптации у обучающихся, снижение тревожности; развитие творческого потенциала детей, приобретение ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; формирование умения приобретать знания.
Организация занятий:
В данной программе представлены 12 тем, по одному занятию в две неделю. Организационные моменты:
· на занятии дети сидят на стульях, которые стоят по кругу
· занятие длится столько же, сколько урок;
· форма занятий соответствует основным этапам урока: вводная часть; основная тема урока; заключительная часть (обратная связь; домашнее задание).
На занятиях не ограничивается самостоятельность и активное участие детей в решении задач. Использование детской гипотезы позволяет раскрыть возможности и способности ребенка через творческую деятельность в учебном процессе.
Тематический план занятий:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
№ | Т е м а з а н я т и я: | Кол-во часов: |
1 | «Создание группы» | 1 |
2 | «Находим друзей» | 1 |
3 | «Что поможет мне учиться» | 1 |
4 | «Легко ли быть учеником?» | 1 |
5 | «Чего я боюсь?» Сказкотерапия (страх самовыражения): «Мне одиноко, но я боюсь открыться» | 1 |
6 | «Мир информации» | 1 |
7 | «Трудно ли быть настоящим учителем?» | 1 |
8 | «Конфликт или взаимодействие?» Сказкотерапия (демонстративная агрессивность и страх самовыражения): «Мне одиноко, хочу чтобы меня заметили» | 1 |
9 | «Работа с негативными переживаниями» | 1 |
10 | «Понимаем ли мы друг друга?» | 1 |
11 | «Ставим цели» | 1 |
12 | Подведение итогов | 1 |
Литература:
- Голубева Ю, Григорьева М, Илларионова Т, Расулова О, Семенченко А, Сулимова К.// Тренинги с подростками, Издательство «Учитель» 2012
- Коробкина С, Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы) Система работы с детьми, родителями, педагогами Издательство «Учитель» 2012
- Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс! Программа адаптации детей к средней школе.//Генезис,2003
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е, Психологическое консультирование и психологическая коррекция,.-М.: Юрайт,2013
- Эксакусто Т.В. Групповая психокоррекция; Феникс, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида в условиях школы интерната
Предлагаемая программа групповой работы с обучающимися 1 класса поможет облегчить процесс адаптации детей к условиям школы-интерната, быстрее и успешнее войти в новую школьную жизнь.Игры и упражнения ...
Рабочая программа "Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования навыков чтения".
Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...
Рабочая программа " Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования элементарных математических представлений".
Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...
Программа Адаптации учащихся 10 класса
Рабочая программа психолога...
Психологическая программа адаптации для 1 класса
Программа является модифицированной и составлена на основе программы формирования психологического здоровья обучающихся «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В....
Рабочая программа адаптации учащихся 5 класса 2018-2019 учебный год
Рабочая программа...
Программа адаптации кадетов 5 класса к корпусу "Первый раз в кадетский класс"
Основные направления работы психологической службы в период адаптации детей к кадетскому корпусу.На этапе перехода детей из начальной школы в кадетский корпус психологической службе предстоит решать с...