Рабочая программа адаптации учащихся 5 класса 2018-2019 учебный год
рабочая программа по психологии (5 класс)

Линькова Вита Викторовна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область Тарасовский район, п.Тарасовский

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение  Тарасовская Средняя Общеобразовательная Школа №1

«Утверждаю»

                                                                                           Директор МБОУ ТСОШ №1

                                                                                           Приказ от _________ №___

                                                                                            Подпись руководителя__________ (Малов А.С.)

ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

между начальным и основным общим образованием

«Пятиклассник»

Кл. руководитель Линькова В.В.

2018-2019

Адаптация пятиклассников к предметному обучению

        Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы,  необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

        Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

        Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

Критерии школьных дезадаптаций

        Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этими трудностями, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

        Термин «дезадаптация» обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие «школьная дезадоптация» - более узкое и подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка  найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.

        Критерии школьной дезаптации:

  • неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;
  • нарушение эмоционально – личностного отношения к обучению, учителям жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивное – безучастное, негативно – протестное, демонстративно – пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;
  • повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопостановлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный «вандализм»).

Готовность к обучению в средней школе

        Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу?

Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

        Надо заметить, что с понятие «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить следующие составляющие такой готовности:

  • сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное условие программного материала;
  • новообразование младшего школьного возраста:
  • произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами);
  • рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психологических актов и состояний;
  • мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
  • способность к саморегуляции;
  • качественно иной тип взаимоотношений (более «взрослый») с учителями и одноклассниками;
  • ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).

Психолого – педагогическое и медико – социальное сопровождение пятиклассников

        В нашей школе разработана программа преемственности между начальным и основным общим образованием «Пятиклассник» (приложение), осуществляется психолого – педагогическое и медико – социальное сопровождение пятиклассников в адаптационный период.

        В рамках преемственности в марте учителя 4-х классов проводят открытые уроки для учителей старшего звена с целью знакомства с учащимися с программой обучения в начальном звене. Педагог – психолог проводит тестирование учебников 4-х классов школы и игру «Дорога в 5-й класс» с целью выявления уровня готовности детей 9-10 лет к переходу в среднюю школу.

        Медицинский работник предоставляет данные о здоровье обучающихся, т.к. у детей с ослабленным здоровьем при переходе из начального в основное звено школьная дезадаптация проявляется в нарушениях состояния здоровья. педагог – психолог и социальный педагог знакомят учителей 5-х классов с рекомендациями по работе с детьми «группы риска», предлагают тематику классных часов на тему «Учись учиться», проведение которых поможет учащимся рационально организовать свой учебный труд, развивать свои способности, ум и мышление, сделать обучение увлекательным и эффективным.

        

Работа с родителями

                Для родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением педагога – психолога и учителей – предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы  внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.

        Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать его личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

        Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, - завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, к классу в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

        Родителям рекомендуется:

  • обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;
  • основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

        Атмосфере поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов.

ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

между начальным и основным общим образованием

«Пятиклассник»

        Программа преемственности между начальным и основным общим образованием

«Пятиклассник» (далее – Программа) представляет основные направления работы по реализации преемственности между начальной и основной школой, обеспечивающей взаимодействие  основных задач, содержания и методов обучения и воспитания.

                                                    Пояснительная записка

        Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а в период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижение самооценки, высокий уровень ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения  при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

        Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьника постоянно растет.

        Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителей, администрации школы, специалистов психолого – педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • отличием систем и форм обучения;
  • различием требований со стороны учителей – предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми.

        Наблюдение за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная Программа, которая создана  с целью координации, более эффективной организации учебно – воспитательного процесса, психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено.

        Цель программы: создание условий для адаптации учащихся I ступени обучения при переходе на II ступень обучения и успешного продолжения образования в 5-м классе.

        

        Основные задачи программы:

  • сохранение и укрепление психологического и физического здоровья детей;
  • создание психолого – педагогических условий,  при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе «инструмент» (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу) в разных учебных ситуациях;
  • создание в совместной деятельности учащихся и учителя возможных образовательных пространств для решения личностных задач младших подростков;
  • повышение учебной мотивации учащихся.

        Принципы реализации программы

        Реализация Программы базируется на следующих принципах:

  • программно – целевой подход, который предполагает единую систему планирования  и своевременное внесение коррективов в планы;
  • обеспеченность участников образовательного процесса информацией о ходе реализации Программы;
  • включение в решение задач Программы всех субъектов образовательного процесса.

Сентябрь    

Понедельник

3

Линейка памяти жертвам Беслана

10

Беседа по ТБ

17

Выборы актива класса

24

Анкетирование учащихся

Вторник

4

Беседа по соблюдению правил поведения.

11

Беседа о здоровом образе жизни

18

Беседа со школьным психологом

25

Индивидуальные беседы с родителями

Среда

5

Изучение медкарт учащихся

12

Оформление классного уголка

19

Разработка рекомендаций для родителей

26

Анализ входного контроля

Четверг

6

Наблюдение за уч-ся на переменах, на уроках, во время подвижных игр

13

День здоровья

20

Индивидуальное собеседование с родителями

27

Беседа о правилах поведения в школе

Пятница

7

Наблюдение за уч-ся на переменах, на уроках, во время подвижных игр

14

Беседа ПДД- Закон улиц и дорог

21

Генеральная уборка кабинета

28

Родительское собрание Адаптация учащихся 5-го класса

Суббота

1

Линейка, посвященная 1 сентября.

Урок Безопасности

8

15

22

День Поселка

Участие в выставке «Мы-Тарасовцы»

29

Октябрь

Понедельник

1

Анкетирование

учащихся

8

Беседы со слабоуспевающими учениками

15

Изучение эмоционально- психологического климата в классном коллективе

22

Индивидуальное собеседование с родителями

29

Кл.час « Мир эмоций»

Вторник

2

Кл.час «Ищу друга»

9

Изучение динамики успешности обучения и развития

16

Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю школу

23

Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 б класса

30

Изучение динамики успешности обучения и развития

Среда

3

Изучение эмоционально- психологического климата в классном коллективе

10

Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования

17

Беседа о правилах поведения по дороге в школу и домой

24

Беседа «Профилактика простудных заболеваний»

31

Индивидуальное собеседование с родителями

Четверг

4

Беседа «Профилактика простудных заболеваний»

11

Индивидуальное собеседование с родителями

18

Кл.ч. «Культура питания»

25

Собрание родителей 5б класса « Результаты адаптации»

1

Трудовой десант: «Наш чистый класс»

Пятница

5. Международный День Учителя . Поздравление учителей

12

Беседа о правилах поведения в школе

19

Трудовой десант: «Наш чистый класс»

26

Беседы со слабоуспевающими учениками

2

Кл.час

 Итоги первой четверти

Профилактическая беседа: «Каникулы. Правила поведения»

Суббота

6

13

Поездка в г.Каменск

20

27

3

СОГЛАСОВАНО

Завуч по воспитательной работе

_______              ( Толченникова М.В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе на 2018-2019 учебный год.

Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературедля 5-9 классов, допущенной Департаментом общего среднегго образования Министерства образования РФ: Сборник программ по литературе ...

рабочие программы по математике за 2018-2019 учебный год

рабочая программа по математике 5 класс к учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. к Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС....

Рабочие программы по английскому языку 2018-2019 учебный год

Представлены рабочие программы по английскому языку к УМК М.В.Вербикой и Ю.А.Комаровой: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, использованная литература...

Рабочая программа по технологии на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по технологии на 2018-2019 учебный год...

Рабочие программы по русскому языку 2018-2019 учебный год

Учебник. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.Русский язык....

Рабочая программа учителя-логопеда на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа учителя-логопеда....