Рабочая программа адаптации учащихся 5 класса 2018-2019 учебный год
рабочая программа по психологии (5 класс)
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsii_uchashchihsya_5_klassa_2018-2019_uchebnyy_god.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Тарасовский район, п.Тарасовский
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Тарасовская Средняя Общеобразовательная Школа №1
«Утверждаю»
Директор МБОУ ТСОШ №1
Приказ от _________ №___
Подпись руководителя__________ (Малов А.С.)
ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
между начальным и основным общим образованием
«Пятиклассник»
Кл. руководитель Линькова В.В.
2018-2019
Адаптация пятиклассников к предметному обучению
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Критерии школьных дезадаптаций
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этими трудностями, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Термин «дезадаптация» обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие «школьная дезадоптация» - более узкое и подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.
Критерии школьной дезаптации:
- неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;
- нарушение эмоционально – личностного отношения к обучению, учителям жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивное – безучастное, негативно – протестное, демонстративно – пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;
- повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопостановлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный «вандализм»).
Готовность к обучению в средней школе
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу?
Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
Надо заметить, что с понятие «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить следующие составляющие такой готовности:
- сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное условие программного материала;
- новообразование младшего школьного возраста:
- произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами);
- рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психологических актов и состояний;
- мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
- способность к саморегуляции;
- качественно иной тип взаимоотношений (более «взрослый») с учителями и одноклассниками;
- ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).
Психолого – педагогическое и медико – социальное сопровождение пятиклассников
В нашей школе разработана программа преемственности между начальным и основным общим образованием «Пятиклассник» (приложение), осуществляется психолого – педагогическое и медико – социальное сопровождение пятиклассников в адаптационный период.
В рамках преемственности в марте учителя 4-х классов проводят открытые уроки для учителей старшего звена с целью знакомства с учащимися с программой обучения в начальном звене. Педагог – психолог проводит тестирование учебников 4-х классов школы и игру «Дорога в 5-й класс» с целью выявления уровня готовности детей 9-10 лет к переходу в среднюю школу.
Медицинский работник предоставляет данные о здоровье обучающихся, т.к. у детей с ослабленным здоровьем при переходе из начального в основное звено школьная дезадаптация проявляется в нарушениях состояния здоровья. педагог – психолог и социальный педагог знакомят учителей 5-х классов с рекомендациями по работе с детьми «группы риска», предлагают тематику классных часов на тему «Учись учиться», проведение которых поможет учащимся рационально организовать свой учебный труд, развивать свои способности, ум и мышление, сделать обучение увлекательным и эффективным.
Работа с родителями
Для родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением педагога – психолога и учителей – предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать его личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, - завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, к классу в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Родителям рекомендуется:
- обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;
- основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Атмосфере поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов.
ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
между начальным и основным общим образованием
«Пятиклассник»
Программа преемственности между начальным и основным общим образованием
«Пятиклассник» (далее – Программа) представляет основные направления работы по реализации преемственности между начальной и основной школой, обеспечивающей взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания.
Пояснительная записка
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а в период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижение самооценки, высокий уровень ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьника постоянно растет.
Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителей, администрации школы, специалистов психолого – педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
- сменой социальной обстановки;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- отличием систем и форм обучения;
- различием требований со стороны учителей – предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдение за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная Программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно – воспитательного процесса, психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено.
Цель программы: создание условий для адаптации учащихся I ступени обучения при переходе на II ступень обучения и успешного продолжения образования в 5-м классе.
Основные задачи программы:
- сохранение и укрепление психологического и физического здоровья детей;
- создание психолого – педагогических условий, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе «инструмент» (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу) в разных учебных ситуациях;
- создание в совместной деятельности учащихся и учителя возможных образовательных пространств для решения личностных задач младших подростков;
- повышение учебной мотивации учащихся.
Принципы реализации программы
Реализация Программы базируется на следующих принципах:
- программно – целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы;
- обеспеченность участников образовательного процесса информацией о ходе реализации Программы;
- включение в решение задач Программы всех субъектов образовательного процесса.
Сентябрь
Понедельник | 3 Линейка памяти жертвам Беслана | 10 Беседа по ТБ | 17 Выборы актива класса | 24 Анкетирование учащихся | |
Вторник | 4 Беседа по соблюдению правил поведения. | 11 Беседа о здоровом образе жизни | 18 Беседа со школьным психологом | 25 Индивидуальные беседы с родителями | |
Среда | 5 Изучение медкарт учащихся | 12 Оформление классного уголка | 19 Разработка рекомендаций для родителей | 26 Анализ входного контроля | |
Четверг | 6 Наблюдение за уч-ся на переменах, на уроках, во время подвижных игр | 13 День здоровья | 20 Индивидуальное собеседование с родителями | 27 Беседа о правилах поведения в школе | |
Пятница | 7 Наблюдение за уч-ся на переменах, на уроках, во время подвижных игр | 14 Беседа ПДД- Закон улиц и дорог | 21 Генеральная уборка кабинета | 28 Родительское собрание Адаптация учащихся 5-го класса | |
Суббота | 1 Линейка, посвященная 1 сентября. Урок Безопасности | 8 | 15 | 22 День Поселка Участие в выставке «Мы-Тарасовцы» | 29 |
Октябрь
Понедельник | 1 Анкетирование учащихся | 8 Беседы со слабоуспевающими учениками | 15 Изучение эмоционально- психологического климата в классном коллективе | 22 Индивидуальное собеседование с родителями | 29 Кл.час « Мир эмоций» |
Вторник | 2 Кл.час «Ищу друга» | 9 Изучение динамики успешности обучения и развития | 16 Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю школу | 23 Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 б класса | 30 Изучение динамики успешности обучения и развития |
Среда | 3 Изучение эмоционально- психологического климата в классном коллективе | 10 Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования | 17 Беседа о правилах поведения по дороге в школу и домой | 24 Беседа «Профилактика простудных заболеваний» | 31 Индивидуальное собеседование с родителями |
Четверг | 4 Беседа «Профилактика простудных заболеваний» | 11 Индивидуальное собеседование с родителями | 18 Кл.ч. «Культура питания» | 25 Собрание родителей 5б класса « Результаты адаптации» | 1 Трудовой десант: «Наш чистый класс» |
Пятница | 5. Международный День Учителя . Поздравление учителей | 12 Беседа о правилах поведения в школе | 19 Трудовой десант: «Наш чистый класс» | 26 Беседы со слабоуспевающими учениками | 2 Кл.час Итоги первой четверти Профилактическая беседа: «Каникулы. Правила поведения» |
Суббота | 6 | 13 Поездка в г.Каменск | 20 | 27 | 3 |
СОГЛАСОВАНО
Завуч по воспитательной работе
_______ ( Толченникова М.В.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе на 2018-2019 учебный год.
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературедля 5-9 классов, допущенной Департаментом общего среднегго образования Министерства образования РФ: Сборник программ по литературе ...
рабочие программы по математике за 2018-2019 учебный год
рабочая программа по математике 5 класс к учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. к Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС....
Рабочая программа по русскому языку 2018-2019 учебный год
5.6,8,11 класс...
Рабочие программы по английскому языку 2018-2019 учебный год
Представлены рабочие программы по английскому языку к УМК М.В.Вербикой и Ю.А.Комаровой: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, использованная литература...
Рабочая программа по технологии на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по технологии на 2018-2019 учебный год...
Рабочие программы по русскому языку 2018-2019 учебный год
Учебник. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.Русский язык....
Рабочая программа учителя-логопеда на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеда....