Программа адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида в условиях школы интерната
рабочая программа по психологии (10 класс) по теме

Предлагаемая программа групповой работы с обучающимися 1 класса поможет облегчить процесс адаптации детей к условиям школы-интерната, быстрее и успешнее войти в новую школьную жизнь.

Игры и упражнения направлены на снижение внутренней напряженности детей,    формирование    адекватной    самооценки,    учебной    мотивации, ощущения эмоционального комфорта в школе.

Программа     предназначена     для     школьных     психологов,     учителей,

работающих с первоклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptatsii_1_kl.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение «Зарубинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Программа адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида

в условиях школы-интерната

Автор-составитель:

Некрасова Светлана Викторовна

педагог-психолог

Зарубино

2013

Автор-составитель:

Некрасова С.В.        

Предлагаемая программа групповой работы с обучающимися 1 класса поможет облегчить процесс адаптации детей к условиям школы-интерната, быстрее и успешнее войти в новую школьную жизнь.

Игры и упражнения направлены на снижение внутренней напряженности детей,    формирование    адекватной    самооценки,    учебной    мотивации, ощущения эмоционального комфорта в школе.

Программа     предназначена     для     школьных     психологов,     учителей,

работающих с первоклассниками.


Содержание

Пояснительная записка.

Сценарии занятий

Занятие 1. Знакомство.

Занятие 2. Я и моя школа.

Занятие 3. Я в школе.

Занятие 4. Школьные правила.

Занятие 5. Учебный день школьника.

Занятие 6. Я и мои друзья.

Занятие 7. Умею ли я дружить?

Занятие 8. Умение договариваться.

Занятие 9. Школьные трудности и радости.

Занятие 10. Школьные трудности и радости (продолжение)

Занятие 11. Школьные трудности и радости (продолжение)

Занятие 12. Домашние трудности.

Занятие 13. Домашние трудности (продолжение)

Занятие 14. Почему я радуюсь? Почему я злюсь?

Почему я удивляюсь? Почему я боюсь?

Занятие 15. Радуга красок эмоций и чувств.

Занятие 16. Эти разные эмоции и чувства.

Занятие 17. Знакомство с чувством страха.

Занятие 18. Как справиться со страхом.

Занятие 19. «Горькое» чувство - обида.

Занятие 20. С каким чувством дружит гнев?

Занятие 21. Приятное чувство - радость.

Занятие 22. Поделись радостью с другим, и она к тебе не раз

еще вернется.

Занятие 23. Чувствоведы.

Занятие 24-25. Игротека.

Список литературы

Приложение

Приложение 1. «Режимные моменты»

Приложение 2. «Собери картинку»

Приложение 3. «Пиктограммы основных эмоций»

Приложение 4. «Картинки животных с различной мимикой»

Приложение 5. Методика определения уровня тревожности у детей


Пояснительная записка

Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию (Битянова М.Р., с.21). Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной  среде.

Наше учреждение работает в сложных условиях обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, среди которых родительские дети, практически постоянно проживающие в стенах нашего учреждения,  дети-сироты,  дети, оставшиеся без попечения родителей. На школу перекладывается значительная часть воспитания, в том числе и семейного.

 Задачей школы интернатного типа является  обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, а также социально-психологическая и бытовая адаптация детей.
       Особого внимания заслуживает адаптация первоклассников к условиям школы-интерната, так как  является первой и архиважной для дальнейшего пребывания этих детей в стенах школы. Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что сказывается на формировании всей личности ребенка. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности. Он должен вставать в строго определенное время и идти в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков.

 Готовность ребенка к школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, который позволит быстро адаптироваться к школьным нагрузкам, иному режиму дня, питанию, а самое главное самостоятельному проживанию (без родителей) в чужой для новичка среде школы-интерната. С целью смягчения этого периода необходимо организовать режим двигательной активности, занятия по формированию и укреплению культурно-гигиенических навыков с соблюдением достаточно высокого темпа выполнения различных бытовых дел (есть, убирать свои вещи, одеваться, совершать утренний и вечерний туалет). Впервые, оказавшись в стенах еще чужой школы-интерната, ребенка встречает чужая обстановка: большие помещения, спальня на несколько человек, в которой надо остаться на долгую ночь без мамы и многое другое, все это может вызывать у ребенка дополнительный стресс.          

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его. Наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

У первоклассников, особенно в первые дни (недели) пребывания в школе, снижается сопротивляемость организма: замечается нарушение   сна, аппетита, повышение температуры, обострение хронических заболеваний.

 Причиной тому могут быть:

  • уровень подготовленности ребенка к школе;
  • режимные  трудности  (они  заключаются  в  относительно  низком  уровне
    производительности регуляции поведения, организованности);
  • коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих
    малый   опыт   общения    со    сверстниками,    проявляются    в    сложности
    привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
  • проблемы взаимоотношений с учителем;
  • особенности   воспитания  в  семье,   внутрисемейных   отношений  детей  и
    взрослых.

Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения, которые происходят в ребенке во время его учения. Большое внимание отводится интеллектуальному развитию ребенка и поэтому личностное развитие уходит на второй план. Конечно, развитие интеллекта имеет особенное значение, но оно может сыграть как позитивную, так и негативную роль,  т.е. может укрепить психологическое состояние ребенка, а может и подорвать его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции.

Одним из путей выхода их этой ситуации может быть внедрение в учебный процесс технологий, которые поспособствуют сохранению и улучшению, как физического состояния и самочувствия, так и психологического благополучия детей в период школьной адаптации.

Данная программа является инструментом решения проблемы адаптации первоклассников в школе. О повышении психологической комфортности детей в школе и снижении уровня тревожности свидетельствуют результаты диагностических исследований в начале и в конце учебного года.

 


Цель программы: Создание условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться к школе-интернату.

Основные задачи:

  • формировать учебную мотивацию у детей;
  • обеспечить усвоение правил школы-интерната;
  • способствовать снижению тревожности у детей в период адаптации в школе;
  • обучить способам регуляции эмоционального состояния;
  • развивать социально-приемлемые и полезные способы поведения детей;
  • развивать коммуникативные умения;
  • воспитывать ощущение собственной ценности.

Основные принципы работы с детьми на занятии.

  • Принцип человечности (гуманизма), предполагающий создание атмосферы
    уважительного   и   доброжелательного   отношения   к   каждому   ребенку. Проявление эмпатии и веры в ребенка. Необходимо помнить, что ребенок нормально развивается в организуемом процессе воспитания  при условии его позитивного внутреннего состояния     (жизнерадостности,     счастья,    хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих).
  • Принцип самоценности каждого возраста, предполагающий, полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста, а также опору на достижение предыдущего этапа развития, создающее предпосылки для  успешного   перехода  ребенка   на   следующую   социальную   ступень развития.
  • Принцип индивидуальности, предполагающий обеспечение максимального
    проявления  возможностей каждого ребенка.

-     Принцип оптимизма - вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания. 

Основные этапы работы:

1 этап:  Психодиагностическое обследование учащихся. Проводится для обучающихся 1 класса с целью определения готовности к школьному обучению, уровня тревожности и общей самооценки.

2 этап: Групповая работа. На этом этапе осуществляется реализация намеченной программы

3 этап: Аналитический этап. На данном этапе оценивается результативность занятий.

Методические рекомендации проведения занятий

Программа  рассчитана на 25 встреч по 20 – 40 минут 1 раз в неделю. Занятия могут проводиться со второй - третьей недели обучения первоклассников к школе.  Форма проведения занятий - круг. Круг - это возможность несколько побыть вместе, глаза в глаза, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь, задать вопрос, высказать свое мнение.

Ребенок сам оценивает свое состояние в начале и в конце занятия в форме цвета (красный - веселое, радостное; зеленый - немного грустное; синий - грустное, хочется плакать).

Ребенку, чтобы глубже познать и понять самого себя и других, необходимы не столько когнитивный, сколько игровой и эмоциональные компоненты -  соучастие, сочувствие, сопереживание. Поэтому программа уделяет серьезное внимание сказкам и играм. Так как через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Таким образом, дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы и находить способы решения.

У первоклассников еще недостаточно развито «Я» - рефлексивное и отсутствует широкий опыт межличностного общения, что хорошо прослеживается на занятиях в получении «обратной связи».

Поэтому во время занятий необходимо обращать внимание на особые периоды «закрытости», когда ребенок активно не хочет (а точнее сказать, не может) говорить о себе. Причем следует отличать их от таких случаев, когда ребенок хочет что-то сказать, но не имеет средств и способов выражения, стесняется и т.п. Важно обеспечить возможность проявиться всем «вытаскивать» молчунов и в то же время дать ребенку не говорить о себе, если он этого не хочет. С этой целью можно использовать прием «запрещающий знак». Суть его состоит в том, что ведущий и участники группы заранее договариваются о возможности пользоваться в особых, строго оговоренных случаях знаком, свидетельствующим что к данному участнику обращаться нельзя. Особое внимание следует обращать на детей, часто использующих подобные знаки, поскольку они нуждаются в специальной индивидуальной работе. Как правило, это дети с низкой самооценкой, неуверенные в себе, застенчивые.

Также во время занятия необходимо поощрять естественность, изобретательность в самовыражении, отношение к себе с юмором, подчеркивать и хвалить выразительную мимику и речь, жестикуляцию, гибкость в поведении.

Не следует обращать внимание на покраснения оговорки, запинки, демонстративное упрямство. Возможно не только косвенное проявление невербальной эмоциональной поддержки в особо серьезных случаях (доброжелательно посмотреть в глаза, слегка дотронуться до плеча.) Благоприятно созданное психологическое пространство помещает ребенка в мир безопасности, доверия, придает чувство уверенности и эмоционального комфорта.


Основные методы работы с младшими школьниками

Основной метод работы - групповая дискуссия. Ее суть в том, чтобы высказался каждый участник группы. Этот метод групповой динамики повышает уровень доверия и сплочения, формирует адекватную самооценку, включает детей в поток самых разных эмоций и переживаний, позволяет подобрать и апробировать наиболее удобный для каждого стиль поведения, общения, способов адаптации к окружающему.

Ведущий в такой дискуссии — взрослый, он дает слово, помогает себя выразить и благодарит детей за участие в работе группы.

Игровой метод.

Игра - не только удовольствие и радость для ребенка, что уже само по себе важно. В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении, преобразовании окружающей среды. Ребенок учится действовать в реальной и в воображаемой ситуации, учиться опираться как на действия, так и на внутренние мотивы. В игре он усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний, проблем. В целом игра - это способ подготовки детей к жизни, психолого-педагогическое средство их развития и воспитания.

Психогимнастика

Чаще всего используется как разминка, подготовка к работе. Психогимнастика помогает ребенку освободится от эмоциональной напряженности, скованности, стеснительности и перейти к следующему этапу занятия.

Релаксационные методы

Используется как снятие психомышечного напряжения, через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела, а также использование дыхательных техник.

Эмоционально-символические методы.

  1. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха,
    печали, интереса...
  1. Использование рисования на определенные темы.


Разделы программы

I Раздел. «Это гордое слово - первоклассник» (занятия 1-5)

Цели:

  1. Помощь детям в осознании позиции ученика.
  1. Знакомство детей со школьными правилами и их практическим
    применением.
  1. Развитие у детей интереса к общению друг с другом.

II Раздел. «Я и люди вокруг меня» (занятия 6-8)

Цели:

  1. Осознание ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого
    человека.
  2. Развитие чувства принадлежности к группе, групповой сплоченности.
  3. Развитие навыков позитивного поведения и отношения к сверстникам.

III Раздел. «Мои первые трудности » (занятия 9-13)

Цели.

Формирование адекватной установки в отношении преодоления трудностей, с которыми ребенок встречается в школе и при выполнении домашних заданий.

IV Раздел. «Мой мир эмоций и чувств» (занятия 14-25).

Цели.

  1. Знакомство детей с основными базовыми эмоциями и чувствами.
  2. Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других
    людей.

Ход работы занятия.

1. Приветствие - способствует выяснению психологического самочувствия детей и установлению эмоционально-позитивного контакта общения.

2. Разминка - включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень активности в процессе занятия.

3. Основной - включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы.

4. «Ритуал прощания» - способствует отрефлексированию состояния и чувства «здесь и сейчас»


Тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во 

часов 

I Раздел. «Это гордое слово - первоклассник» 

5ч. 

Знакомство 

1ч. 

Я и моя школа. 

1ч. 

Я в школе. 

1ч. 

Школьные правила 

1ч. 

Учебный день школьника. 

1ч. 

II Раздел. "Я и люди вокруг меня" 

З ч. 

Я и мои друзья. 

1ч. 

Умею ли я дружить? 

1ч. 

Умение договариваться. 

1ч. 

III Раздел. "Мои первые трудности". 

5ч. 

Школьные трудности и радости. 

З ч. 

Мое домашнее задание. 

2ч. 

IV Раздел. "Мой мир эмоций и чувств" 

12ч. 

Почему я радуюсь? Почему я злюсь? Почему я удивляюсь? Почему я боюсь?

1ч. 

 

Радуга эмоций и чувств. 

1ч. 

Эти разные эмоции и чувства. 

1ч. 

Знакомство с чувством страха. 

1ч. 

Как справиться со страхом. 

1ч. 

Горькое чувство - обида. 

1ч. 

С каким чувством дружит гнев? 

1ч. 

Приятное чувство - радость. 

1ч. 

Поделись радостью с другим, и она к тебе не раз еще 

1ч. 

вернется. 

1ч. 

Чувствоведы. 

2ч. 

ВСЕГО 

25ч. 


Список литературы

  1. М.М.Безруких «Ребенок идет в школу», Москва. 1996г. - 236с.
  2.  Л.И.Божович «Проблемы формирования личности», Москва - Воронеж,
    1995г.-352с.
  3. В.В.Ветрова «Уроки психологического здоровья», Москва, 2000г. – 190 с.
  4. И.В.Дубровина «Психология», Москва, 1999г. — 460 с.
  5. Дорис Вольф, Рольф Меркле «Как понимать чувства и справляться с проблемами», Новосибирск, 2000г. - 130с.
  6. И.Ю.Кулагина «Возрастная психология», Москва, 1998г. - 176с.
  7. И.Никольская, Г.Бардиев  «Уроки психологии  в начальной  школе»,
    Петербург, 1998г. - 75с.
  1. «Практическая психология образования» (под ред. И.В.Дубровиной, Москва, 2000г. - 530с.)
  2. «Психическое здоровье детей и подростков» (под ред. И.В.Дубровиной, Екатеринбург, 2000г. - 170с.)
  3. «Природа ребенка в зеркале автобиографии» (под ред. Б.М.Бим - Бада, О.Е. Клшелевой, Москва, 1998г. - 425с.)
  1. Л.Н.Рожина «Развитие эмоционального мира личности», Минск, 1999г. -256с.
  2. Л.К.Рахлевская «Педагогическая антропология»  (человековедение в системе непрерывного образования), Томск, 1997г. - 158с.

13.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему я», Москва, 2001г. - 179с.

  1. Л.Ф.Обухова   «Детская   психология:    теории,    факты,    проблемы», Москва, 1995г.-340с.
  2. Н.В.Клюева,   Ю.В.Касаткина   «Учим   детей   общению»,   Ярославль, 1997г.-233с.

Приложение 1

Психодиагностическое обследование учащихся в период адаптации к школе

Методика «Беседа о школе»

Методика определения самооценки по шкале Т. В. Дембо - С. Я. Рубенштейна

Методика определения уровня тревожности у детей

Методика изучения психологической комфортности детей в школе «Сказка»

Проективная методика «Что мне нравится в школе?»

Анкета для учащихся «Психологический климат в классе»

Анкета для родителей первоклассников о состоянии здоровья детей

Анкета для родителей «Особенности адаптации детей к школе»

Опросник для учителя

«Причины неуспеваемости и дезадаптации первоклассников.

Схема изучения социально-психологической адаптации детей к школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторизированная образовательная программа Танцевальная студия «Веретёнышко» Для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида

Необходимость создания программы обусловлена тем,  что способствует удовлетворению индивидуальных потребностей и запросов учащихся. Создаёт условия для развития личности аномального ребёнка...

Курсовая работа "Проблемы социальной реабилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида". х)

Цель : показать проблемы ребилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида. ...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...

Рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида

Данный материал представляет собой рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида по письму, чтению, математике, развитию речи, игротерапии....

рабочая программа по миру растений для обучающихся с тяжелой структурой дефекта 7 класс коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по миру растений в 7 классе составлена на основе   Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// -...

рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида

Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....