Организация внеурочной деятельности детей-инвалидов
материал на тему
Особенности организации внеурочной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности детей-инвалидов в школе-интернате.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей-инвалидов средствами музыкально-ритмической деятельности.
Детям - инвалидам очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке, каковой является для них школа - интернат, в который они приезжают. Это новая среда, вокруг новые дети, новые педагоги. В то же время для обучения и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно.
Перед педагогом стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка развивающую среду, а с другой - помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации.
Учитывая особенности ребенка-инвалида, имеющего проблемы общения, педагог сначала пассивно погружает его в атмосферу танца, давая ему возможность со стороны наблюдать за действиями детей, т.е. принять новый стереотип поведения. Иногда он сам сразу же включается в работу под впечатлением общего движения, ритма, музыки, иногда - через какое-то время. В отличие от остальных, такие дети обычно пропускают в своем развитии очень важный этап обучения через подражание. В результате занятий ритмикой такие дети начинают подражать действиям других людей, что создает новые возможности для их обучения.
Расторможенные дети сразу входят в атмосферу танца. Такой ребенок ждет похвалы и поощрения от выполненного задания, но в тоже время педагог должен вовремя сменить ему деятельность, уловив момент «пресыщения», предложив, например, пройти шагом по кругу. И через какое-то время вновь ввести его в мир танца. Малоподвижные дети вялы, пассивны. Быстро устают. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать. Они нуждаются в постоянной помощи взрослого. Малоподвижного "спящего" ребенка, на занятиях надо постоянно «подталкивать», «одергивать» и постепенно от пассивного передвижения он переходит к активному ("всплески") и опять уходит в себя. Занятия ритмикой полезны и для детей с эмоционально - волевыми нарушениями, и для детей, у которых на первый план выступают познавательные проблемы.
Для решения эмоционально-волевых проблем важно, что по ходу занятия ритмикой ребенок естественно оказывается в ситуации взаимодействия с другими детьми, не приобретая при этом негативного опыта общения. Даже дети, которые никогда не позволяют прикасаться к себе, во время выполнения движений и танца держат друг друга за руки. Танцуя, ребенок веселится и радуется, забывая о своих дефектах. Разнообразие движений оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекции. Постепенно дети учатся согласовывать свои действия с действиями других людей, и тогда движения и сам танец становится более организованными и ритмичными.
У обучающихся с познавательными проблемами на фоне положительного эмоционального подкрепления формируется моторная и зрительно-моторная координация, развиваются пространственные представления, двигательная память, серийная организация действий.
Для всех детей – инвалидов важно, что на занятиях ритмикой они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им.
Работая с детьми – инвалидами педагог должен определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальную и двигательную память, наличие ограничений, и т.д., способствовать формированию комфортной обстановки через музыкальные танцевальные игры. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, уважения и признания в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом на занятиях ритмикой. Как правило, дети – инвалиды в силу снижения двигательной активности испытывают дефицит общения, что по-разному сказывается на психике ребенка. У детей с ПОДА из-за трудностей освоения пространства возникает неуверенность, замкнутость, повышенное внимание к себе, робость стеснительность. У детей с проблемами интеллекта преобладают черты психики, характеризующиеся неумением подчиняться требованиям, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможенностью поведения и т.п. При работе с детьми - инвалидами все внимание направлено на формирование таких мотивов деятельности, которые были им близки и понятны. Дети - инвалиды независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное требование к занятиям – они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми.
Среди детей – инвалидов много детей, неуверенных в себе, а занятия ритмикой способствуют повышению самооценки у таких детей (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т.д.), развитию их творческих способностей в ходе работы над танцами.
Подготовка к общешкольным мероприятиям и выступления детей-инвалидов формируют устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни путем стимулирования творческой активности, развивают у детей умение творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способствуют развитию их индивидуальности.
Через танцевальные игры развивают коммуникативные способности детей. Важно не забывать о чрезвычайной хрупкости души ребенка-инвалида. Неосторожное, неумелое обращение способно нанести психологическую травму, и тогда ребенок может «уйти в себя». Невнимание, равнодушие или суровое отношение со стороны окружающих могут погасить тот эмоциональный всплеск, который переживает ребенок во время занятий и, особенно во время проведения танцевальных игр. Ему нужна поддержка, помощь, похвала даже за самые маленькие успехи. В процессе танцевальных игр не только выражаются наклонности ребенка-инвалида и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.
Танцевальные занятия и творческая деятельность детей - инвалидов способствует приобретению положительного социального опыта.
Занятия ритмикой с детьми - инвалидами носят комплексный интегративный характер, так как направлены на интеграцию разных видов деятельности ребенка (физкультура, музыка, танец), охватывают основные направления его развития. Музыкально - ритмическая деятельность способствуют физическому совершенствованию (коррекция и развитие координации, осанки, мелкой моторики, укрепление мышц тела). Выполнение движений под музыку положительно влияет на развитие зрительной, слуховой, двигательной реакции и памяти, творческих способностей, эмоционально-личностной сферы (отношение к окружающим, способность к самооценке, к волевому усилию и т. д.).
Содержание и дозировка нагрузки на занятиях ритмикой должны предусматривать постепенность усложнения, чередование заданий по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к занятиям.
Занятия ритмикой в рамках внеурочной деятельности создают благоприятные условия для приобщения детей-инвалидов к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции детей – инвалидов в общество здоровых сверстников.
Список литературы:
1. Касицына М.А. Бородина И.Г. – М.: Гном и Д. 2005. Практическое пособие «Коррекционная ритмика»
2. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике - М. Издательство «Музыка» 2011
3. Лопухина И.Г.. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта» 1997
4. Михайлова М.А., Н.В. Воронина. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. М.; 2001.
5. Плотникова Р.М.. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург, 1999.
6. Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей: учебно-методическое пособие – М.: ВЛАДОС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН работы по организации дистанционного обучения детей-инвалидов
от 31.08.2012 г....
ПЛАН психолого-педагогического сопровождения работы по организации дистанционного обучения детей-инвалидов
от 31.08.2012 г....
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
Кейс – технологии как способ организация самостоятельной работы детей – инвалидов на уроке английского языка с использованием дистанционных образовательных технологий
Дистанционное обучение открыло новые возможности для детей с особыми потребностями....
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов...
Проект «Организация социально-значимой деятельности детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования»
Исследования ученых показывают, что отсутствие творчества в жизни детей с ограниченными возможностями ведет к глубокому внутреннему дисконфорту, тяжелыми переживаниям пустоты и бессмысленности жизни. ...
Проект «Организация внеурочной деятельности для детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами духовно- нравственного воспитания: «Мы дети твои, Земля!»
Состав рабочей группы по проекту: Руководитель рабочей группы Кобзарь Т.В.. Члены рабочей группы воспитатели ГПД: Колычева Е.А., Тарасова В.В., Чернецова С.К.., Захарова М.Ю.; Педагог – библиоте...