Продуктивное использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Власкина Наталья Викторовна

Использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Больше – Подовеченская школа»

Продуктивное использование современных

образовательных технологий, направленных

на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении

 Учитель математики

Власкина Н.В.

                                             д.Селезневка

                                                                2017г

Работая по Стандартам второго поколения, мы должны перестроить свой урок. Ученику не дается готовый материал, а создается такая ситуация на уроке, где ребёнок должен Сам: сам задать и ответить на вопрос: «Зачем ему это надо? Зачем ему этот материал?»; сам, сталкиваясь с проблемой, находить пути её решения и средства, с помощью чего он их достигнет. Учитель на уроке выступает уже в роли помощника, наталкивая на ту или иную деятельность.

Поэтому современные уроки могут содержать постановку проблемы; возможные пути её решения, чтобы ученик сам определялся с дальнейшими действиями; схемы, классификацию понятий, задания на соотнесение; задания, действия и условия, которые заставляли бы учащегося мыслить.

Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса. Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков.
             Перечислю
основные технологии, которые содержатся в моей педагогической системе.

Осуществляю системно-деятельностный подход и проживание учебного

материала. Дети хотят учиться, только осознавая, как это делается. Учу действовать, перевожу ученика из объекта преподавания в субъект обучения. Создаю условия, предъявляю требования, при которых ученики  будут преодолевать трудности, прилагать максимум усилий для создания человеческого в человеке. Только это обеспечивает выделку его возможностей, самоактуализацию. Мои ученики знают структуру учебной деятельности: 1) мотивацию, 2) целеполагание, 3) учебные действия, 3) контроль, 4) рефлексию. Владеют общеучебными способами деятельности, общими поисковыми навыками. Учу переносить умения и навыки в новую ситуацию, комбинировать известные способы деятельности. Стараюсь сложное и непонятное сделать простым и ясным, громоздкое – компактным, распределённое и рассредоточенное – концентрированным, фрагментарное – цельным. Изучая принципы  Ф. Шаталова и многих других, сочла целесообразным применение графической техники уплотнения учебной информации. Опорные конспекты в виде блок-схем, граф-схем, логико-смысловых моделей и когнитивных карт помогают в усвоении абстрактного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи между объектами, запоминать, воспроизводить и оценивать информацию. Создание логических схем помогает учащимся увидеть изучаемую тему в системе, представить её элементы и взаимосвязи. Ребёнок учится мыслительным операциям. Он классифицирует, анализирует, синтезирует, сравнивает, обобщает и т. п.

Алгоритмическое освоение умений позволяет индивидуально применять способы выполнения действий, обеспечиваемых совокупностью приёмов и мыслительных операций. Например, алгоритмы вычисления НОД и НОК, решения неравенств методом интервалов, построения графиков функций и  др. Это позволяет 100 % учеников осваивать учебную программу.

Л. С. Выготский доказал, что мышление развивается при условии развития

речи. Для этой цели применяю технологию учебного диалога (Е. И. Пассов и др.). Происходит реабилитация детей с отклонениями, восстановление каких-либо утраченных способностей, функций, формируется положительная «Я-концепция». У продвинутых детей участие в диалоге формирует способность к самостоятельным оценочным суждениям по существу проблемы, способность к успешному общению в любое время и с любым социальным партнёром. Именно в обучающем диалоге происходит осознание собственных позиций в речевом взаимодействии, разных видов общения и приёмов самовыражения. Организую тренинг уверенного поведения при деловом общении в диалоге, когда стимулирую не столько достижения конечной цели и скорость получения результатов, сколько уверенное участие в диалоге. Учебный диалог пронизывает все мои уроки.

Для активизации учебно-познавательной деятельности использую приемы продуктивной деятельности, в частности проектные обучающие технологии, позволяющие учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле (подробное описание в разделе «Описание системы работы по применению проектных технологий »).  Дети представляют  продукт собственного труда на уроках и в рамках предметных недель по математике. Данный метод позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает учащемуся возможность развить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, что в целом повышает интерес школьников. Предлагаю задания исследовательского характера, которые вызывают усиленный интерес и приводят к глубокому и прочному усвоению материала. Практические задания использую как источник новых  знаний.

Технология  развития критического мышления  в моей работе связана с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики "открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности. Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Приведу примеры использования "проблемных ситуаций”.

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 90, 120, 60. Побуждающий диалог.

Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.). А затем, в результате рассуждений приходим к выводу, что такой треугольник построить невозможно.

Формулировка учебной проблемы. При изучении темы в 7 классе по геометрии « Сумма углов треугольника»происходит диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.

- Начертите треугольник.

- Измерьте его углы транспортиром.

- Найдите сумму углов.

- Какие результаты у вас получились?

- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

- Сверим вывод с учебником.

- А почему у вас получились неточные результаты?

Технология разноуровневого обучения облегчает организацию занятия в классе, создает условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. Технология применяется и в домашней работе. Я составляю дифференцируемые домашние задания, контрольные работы, зачеты по геометрии тоже содержат разноуровневые задания.

Тестовые технологии  я использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Часто тестовые задания использую при проведении зачетов по геометрии, алгебре в 5- 11 классах. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Тематические тесты очень удобно проводить после изучения всей темы. В результате тестирования можно увидеть, насколько качественно, полно, осознанно ученик овладел материалом.

На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность.

На уроках математики в 5 – 6 классах предлагаю учащимся творческие задания. Это составить кроссворд по пройденной теме, придумать задачу с рисунком, отображающим условие задачи.

Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах здоровьесбережения. Сохранять и укреплять здоровье учащихся мне помогают здоровьесберегающие технологии.

Как учитель, я должна на уроках создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому:

  • на уроках соблюдаю требования САНПиНа;
  • на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
  • чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная– двигательная;
  • использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности; предлагаемые упражнения для физминутки органически вплетаются в канву урока;
  • на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровый образ жизни”, “правильное питание”, “экология”;
  • осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • провожу тренинговые мини-занятия для уменьшения степени тревожности учащихся, такие как “Учитесь поддерживать друг друга”, “Приветствия бывают разными”, “Работа в группах”, “Мы и успех”.

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. ИКТ использую для поиска, обработки, структурирования информации и для современных способов оформления  исследовательских материалов;  на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН; формирую информационную культуру школьников.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; Использование информационных технологий ориентирую,  главным образом, на самостоятельную работу учащихся, что делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. 

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ

  1. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы.  Например, при изучении тем «Функции и их графики», преобразования графиков уроки провожу с помощью программы Advanced grapher. Ученики на экране монитора прослеживают всю динамику последовательных действий. Затем составляют алгоритм преобразования и делают выводы. Такие уроки, на мой взгляд, очень эффективны, т.к. ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата.  В ходе решения задач обучающийся может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Использую энциклопедические программы из серии: “Открытая математика”, “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” и др. Работая с обучающейся программой, он получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат.
  2. Применение мультимедийного оборудования для показа видео по различным

темам разделов курса математики (иногда в качестве фрагмента урока). Это позволяет эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся. Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность, т.е. ученик является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.

В качестве дополнительного материала при изучении некоторых тем учащиеся используют презентации.

Уроки - презентации, созданные в программе Microsoft Office Power Point играют важную роль. Они реализуют принципы доступности, наглядности, эффективны своей эстетической привлекательностью; между учителем и учеников существует посредник- компьютер, что способствует эффективному взаимодействию. Урок – презентация так же обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. Обычная школьная доска не вмещает всю нужную для урока информацию. Слайд такую возможность реализует. В своей практике я использую презентации, которые составляю сама, либо пользуюсь готовыми, которые нахожу в Интернете. Естественно нужно потратить огромное количество времени, чтобы подготовить слайды, но оно того стоит. Эти же слайды ведь можно использовать и на следующий год! Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Из этого можно сделать вывод, что компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. К тому же всегда можно вернуться к предыдущему слайду.

При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Можно использовать презентацию при закреплении учебного материала для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.

         Я использую презентацию для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии: предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторяю демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовываю устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.

Применяю презентации и во внеурочной деятельности. На современном этапе ни одно мероприятие не обходится без сопровождения материала в виде слайдов. Учащиеся осуществляют поиск необходимой информации для конкурсов, рефератов по внеурочной деятельности, при самостоятельной работе над созданием проекта, презентации.

  1. При подготовке к сдаче ОГЭ  и на уроках самостоятельной работы по математике использую контролирующие программы в виде онлайн-тестов. При этом можно не только пройти тест , но и сразу узнать результаты, обратить внимание на ошибки и западающие темы. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Могут быть использованы для самоконтроля.
  2. Следует отметить преимущество информационных технологий при проведении консультаций в индивидуальном дистанционном режиме (для учащихся, пропустивших занятия, и при подготовки к ЕГЭ). 
  3. Компьютер позволяет мне быстро создавать и хранить набор методических материалов, получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности, производить отчетность по результатам деятельности. По результатам промежуточного, входного, итогового контроля провожу мониторинг обученности учащихся с использованием компьютера. 

Использую технологии воспитания на основе суъбект-субъектных отношений сотрудничества С. Л. Соловейчика, В. А. Сухомлинского, гуманно-личностные технологии Ш. А. Амонашвили. Тем самым адаптирую ребёнка к условиям среды, развиваю нравственно-эстетические качества, снимаю нервно-психологические нагрузки.

Результатом применения современных технологий на уроках является повышение квалификации самого учителя, то есть меня, вовлечение большего количества учащихся в активную деятельность, активизирует внимание учащихся, усиливают их мотивацию, возрастает интерес учеников к предмету, развивает воображение и фантазию, а с этим и повышается эффективность урока.

Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что мои ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах, в мероприятиях внеурочной деятельности, снижен процент пропусков занятий по болезни, а также процент уровня тревожности у учащихся. Все это служит залогом глубоких и прочных знаний по предмету и предопределяет развитие личности учащегося. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельного подхода в обучении биологии

Методический материал, отражающий поле деятельности в области формирования деятельного подхода в обучении биологии....

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...

Возможности интерактивных технологий в реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках литературы

Новые стандарты  ставят перед учителем задачу  внедрения системно-деятельностного подхода, основной целью которого является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных спосо...

«Развитие профессиональной компетентности учителя через использование новых технологий на основе системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы»

Предлагаю вашему вниманию основные формы работы с текстом : «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», &laqu...

Использование игровых технологий при реализации совместно-деятельного подхода на уроке изо "народные промыслы России"

Методическая разработка открытого урока по изо 5 класс "Народные промыслы России"...