Использование педагогических технологий при реализации компетентностно ориентированного подхода
методическая разработка по русскому языку по теме
из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических технологий
при реализации компетентностного подхода
Ульянова Мария Борисовна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Уралинская ООШ»
Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой
и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Актуальность данной темы заключается в том, что современное состояние образовательного института характеризуется нарастанием в нём кризисных явлений, что связано, с одной стороны, с массовой задержкой физического и психического развития детей, с другой – с постоянно возрастающим разрывом между потенциальным уровнем усвоения учебного материала учащимися и используемыми в школе педагогическими технологиями. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии во многом зависит качество обучения.
Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором:
- уметь жить;
- уметь работать;
- уметь жить вместе;
- уметь учиться.
Это отвечает новым требованиям компетентностного подхода в обучении. Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то одной конкретной технологии, тем более, что преподавание литературы – это всегда полилог. Он предполагает культурологический подход, как основу для интеграции знаний из области философии, культуры, литературы… Счастье, жизнь и смерть, любовь и дружба, поиски смысла жизни, воля и своеволие, Родина – все это литература. Здесь и духовная встреча, и сопереживание, и диалог, внешний и внутренний, поэтому я считаю оправданным использование элементов интегрированного подхода, но ведущей технологией в моей практике учителя-словесника является технология проблемного обучения с элементами ИКТ.
Проблемное обучение – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю. На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся («Зачем и почему Обломов лежит на диване?», «После бала» - это рассказ о жестокости или о любви?» и др.). Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.
Для того, чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, обязательны короткие письменные работы, экспресс-опросы (ответы) и их глубокий анализ. В ходе изучения и анализа произведения сильным ученикам даются задания исследовательского характера:
- проанализировать, как в рассказе передается течение времени;
- сопоставить звуки и краски;
-выдвинуть гипотезу и предположить, какова роль молодых людей в раскрытии основной мысли рассказа?
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. А ведь ещё известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.
В своей работе информационные технологии использую в трёх направлениях:
-Использование готовых ЦОР
-Создание наглядных методических пособий средствами PowerPoint
-Создание тестов (при помощи тестовой оболочки).
В результате использования на уроках ИКТ повысилась учебная мотивация (по результатам анкетирования 100% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотрим фрагменты балетов, спектаклей, фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.
Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. Я тоже постоянно ищу эти формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не состоится диалог. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.
Выводы, к которым я пришла в результате практического опыта при использовании современных технологий:
Задача педагога, c т.з. компетентностного подхода - личностно ориентированное развитие учащихся, их познавательных и общекультурных умений, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».
Достоинства инновационных технологий:
- дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания;
- развивают самостоятельность в учебной деятельности;
- увеличивают время проговаривания учебного материала на уроке;
- создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает;
- повышается коммуникативная культура;
- растет мотивация к дальнейшему образованию;
- повышается самооценка ученика;
- положительный валеологический аспект, снимается психологическое напряжение ученика и учителя.
Инновационная деятельность дает учителю возможность:
- профессионального роста;
- эмоциональную удовлетворенность;
- возможность саморазвития;
- организации дифференцированного обучения;
- прогнозирование результатов обучения;
- ранней диагностики и коррекции учебных результатов.
Ученику дается выбор:
- уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного);
- информационного источника для усвоения выбранного объема знаний;
- способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными характеристиками (тип мышления, особенностями памяти);
- темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам;
- формы, вида и времени контроля и самоконтроля;
- партнера для диалогового общения;
- роли слушающего или объясняющего.
В процессе вырабатываются навыки:
- самостоятельной деятельности;
- коммуникативной деятельности.
Таким образом, наблюдаются положительные изменения в процессе образования. Педагоги стали активнее участвовать в различных конкурсах школьного, районного и городского уровней. В результате применения инновационных технологий накапливается банк педагогических идей, разработок уроков и тем с их применением. Методические разработки и комментарии, накопленные школьным МО, могут использоваться педагогами при переходе на новую форму обучения.
Библиографический список
1. Атутов П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов // Педагогика. - 1996. - № 2.
2. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Науч. ред. Т. И.Шамова, П.И.Третьяков. — М.; Тюмень, 1994
3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336
4. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации.