Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельного подхода в обучении биологии
методическая разработка по биологии по теме
Методический материал, отражающий поле деятельности в области формирования деятельного подхода в обучении биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovat_metod.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Суркова Лина Анатольевна
учитель биологии
МБОУ СОШ № 176 г.о.Самара
Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельного подхода в обучении биологии
На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативная.
Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования прогрессивных образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает проектная технология.
Актуальность использования этой технологии мы видим в том, что, во-первых, в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации; во-вторых, проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.); в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся. Данная технология подразумевает выполнение обучающимися большого объёма работы как под руководством учителя, так и самостоятельно, в частности, в процессе поиска, обработки и использования информации позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Школьники овладевают умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации защиты своего проекта. В методе проектов привлекает атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся, её нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностный и общественно значимый результат. В нём изменяются ролевые функции ученика и учителя. Школьник является полноправным субъектом взаимодействия с преподавателем. Основной функцией педагога становится консультирование.
Использование на уроках персонального компьютера и проектора создаёт возможность качественно изменить содержание и организационные формы обучения, способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучающихся, обеспечивает активное и комплексное изучение вопросов и тем. При этом деятельность учащихся может быть организована как в форме индивидуальной работы учащихся с компьютером, так и групповой.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это отдельные схемы и рисунки, графики и диаграммы или компьютерные презентации. Использование информационно-коммуникативных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несёт в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. А ведь мотивационная сфера подростков представлена широким спектром мотивов, интересов и увлечений. Ситуация развития личности учащегося в данном возрастном периоде обуславливает его стремление к самоутверждению, завоёвыванию статусной позиции среди сверстников, желание актуализировать и испытать свои возможности, проявив самостоятельность. Подросток, увлечённый работой над проектом, обращает основное внимание не на получение отметки, а испытывает своего рода творческое удовольствие от самого процесса познания. Стимулирование такого мотива позволяет школьнику:
Открыть для себя новый смысл познания как процесса самообразования и творческой самореализации.
Встретить поддержку своим творческим усилиям со стороны учителя и одноклассников.
Испытать удовольствие от процесса самостоятельного открытия новых знаний.
Самостоятельно выдвинуть и апробировать различные гипотезы, собрать, обработать и оформить материал, свободно ориентируясь в информационном пространстве.
Обменяться новыми познаниями и опытом работы на персональном компьютере с “коллегами-одноклассниками” в процессе работы над проектом.
Получить дозированную помощь от учителя и более сильных партнёров, что позволит обеспечить стабильность его положительной мотивации.
При выполнении учащимися проекта была поставлена следующая цель:
Разработать и презентовать проекты о многообразии насекомых.
Модель учебного занятия в режиме проектного обучения
(исследовательский проект)
Этап занятия | Этап работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Запуск проекта | Учитель объявляет тему, формирует группы | Объединяются в группы, подготавливают рабочее место |
Целеполагание и мотивация | Планирование работы | Разрабатывает вопросы, задания для групп, подбирает литературу, ставит проблему, мотивирует познавательную деятельность | Анализируют проблему, определяют обязанности участников при выполнении заданий |
Актуализация знаний и умений | Определение уровня готовности к поисковой работе | Подготавливает учащихся к выполнению исследования | Выделяют пути достижения цели, определяют основные понятия темы, отбирают содержание и решение проблемы |
Первичное усвоение знаний | Сбор информации | Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует | В ходе групповой работы изучают материал, отбирают главное, работают с источниками информации. |
Осмысление учебного материала | Структуирование информации | Направляет самостоятельную деятельность учащихся | Выполняют задания, предлагают решения поставленной проблемы |
Закрепление учебного материала | Обмен информацией | Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности учащихся | Находят партнёра по проблеме, знакомят его со своими результатами решения проблемы, обмениваются вопросами, разрабатывают форму творческого проекта |
Применение знаний и умений | Оформление результатов работы | Наблюдает за деятельностью учащихся, помогает подготовить творческое представление результатов | Оформляют проект |
Презентация и оценка результатов | Защита | Организует выступление групп, помогает оценить продукт проекта | Выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы |
Подведение итогов урока | Рефлексия | Высказывает собственное суждение о достижении цели урока | Оценивают результаты своей деятельности, определяют пути достижения успеха |
Урок по теме «Многообразие насекомых»
Описание методической разработки.
Урок «Многообразие насекомых» проводится по окончании изучения темы «Тип Членостоногие. Класс Насекомые». Продолжительность урока 2 часа.
Процветание класса насекомых совершенно ни сравнимо, ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию его форм. Разве можно вообразить себе, что число видов насекомых превышает один миллион. Каждый год энтомологи в среднем описывают до 10 новых видов. Каждый вид по-своему уникален. Многие особенности организации делают насекомых приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования. Материал данной темы является благодатным для проектной деятельности. Проект рассчитан для учащихся 7 класса.
Описание проекта. Для начала, за неделю до урока, класс бал поделён на группы. Целью данного проекта было создание условий, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями, развивают исследовательские навыки. Учатся выдвигать проблему, анализировать собранный материал, отрабатывать навыки работы на компьютере. По доминирующей деятельности проект учащихся классифицируется как информационный (направлен на сбор информации); по компетентности — монопроекты; по продолжительности — краткосрочный. Итоговым продуктом должна стать мультимедийная информация (презентация).
Для выявления поставленной проблемы урок начинался с просмотра минутного ролика «Планета насекомых», демонстрирующий великое многообразие.
В ходе реализации названного проекта у учащихся формируются базовые компетенции:
общекультурные (опыт освоения учащимися научной картины мира);
учебно - познавательные (овладение креативными навыками продуктивной деятельности, рефлексия, самооценка, анализ, планирование, целеполагание);
информационные (самостоятельно находить, отбирать, структурировать, сохранять и передавать информацию);
коммуникативные (культура вербального и невербального взаимодействия);
личностное самосовершенствование.
Форма организациии — классно-урочная
Вид деятельности — проект.
Проблемный вопрос:: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор; на каждом компьютере, на рабочем столе находится папка с именами учащихся группы; здесь находятся папки для работы со следующими названиями: "наша коллекция"- пустая, "наша презентация"-пустая, "фото насекомых«-изображения, фотографии насекомых; энтомологические коробки, коллекции насекомых; программка на урок, выдаётся каждому ученику.
Подготовительная работа учителя: на основе фильма «Микрокосмос» сделан минутный ролик о многообразии насекомых (мотивационная часть урока), создал рабочие папки, где учащиеся будут создавать электронную коллекцию, презентацию отряда насекомых. В папке «фото насекомых» собран необходимый материал для работы учащихся на уроке — изображения, фотографии насекомых, в том числе местной энтомофауны.
Подготовительная работа учащихся: класс был заранее поделён на группы (по числу компьютеров). За неделю до урока группам была определена задача: найти, используя материалы интернет — ресурсов, электронные учебники (КМ -Зоология, «Физикон» — биология) дополнительную литературу (Жизнь животных — 3-ий том, «Жизнь насекомых», Ж. Фабра) по семи предложенным отрядам насекомых.
Создать именную папку на рабочем столе, где будут размещены собранные материалы.
Форма представления накопленного материала — презентация.
Пояснения: Объясню, почему группы собирают информацию о семи предложенных отрядах. По сценарию урока, при переходе к третьему этапу — созданию мини-проекта, учащиеся меняются отрядами насекомых, выпавших им при жеребьевке в начале урока. Такая процедура дает свои положительные результаты. При обсуждении проектов класс активно участвует в оценке презентации, задает вопросы выступающим, делятся своей информацией. Это способствует полному усвоению информации и выполнению поставленных целей и задач на урок.
Примечание: продолжительность занятия — два спаренных урока.
Урок первый. Ход урока.
Организационный этап: учитель знакомит учащихся с содержанием программки на урок. Рассказывает о планах на первый и второй урок.
Мотивационная часть: Для выявления поставленной проблемы урок начинается с просмотра минутного ролика «Планета насекомых», демонстрирующий великое многообразие класса шестиногих. Перед просмотром фильма, классу даётся задание: назвать виды, семейства насекомых. После просмотра учитель продолжает:
— Процветание класса насекомых, совершенно несравнимо ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию его форм. Это обилие свидетельствует о господствующем положении насекомых. Многие особенности организации делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования. Учитель ставит перед классом проблемный вопрос:
— Вспомните, какие особенности организации насекомых позволили этому классу приспособиться к жизни в самых различных условиях существования?
Учащиеся:
1. Сочетание прочности и лёгкости наружного хитинового покрова;
2. Способность к полёту и передвижение по различным поверхностям;
3. Возможность использования самой разнообразной пищи;
4. Возможность осуществления сложных инстинктивных действий;
5. Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных;
6. Усложнение многих систем организма (трахеи, ротовой аппарат и др.)
Итак, по данным характеристики Класса Насекомых перейдём к практической части нашего занятия.
А теперь нам предстоит повторить характеристики основных отрядов насекомых, и сделаем мы это в три этапа.
Этап первый. Сделаем виртуальную коллекцию насекомых. Для этого нам понадобится компьютер. Учащиеся рассаживаются по группам, согласно названию папок на рабочем столе. Проводится жеребьёвка: группы учащихся получают название одного из отрядов насекомых. Учитель определяет задачу: из папки «фото насекомых» перетащить картинки необходимых насекомых в папку «моя коллекция» (время выполнения 3 минуты). Затем учитель поочерёдно по сети выводит работы групп на экран для всеобщего обозрения. Проводится проверка полученных результатов на предмет соответствия заявленному отряду. Ошибочно занесённые в коллекцию насекомые выделяются (но не удаляются!). На этом первый этап завершается.
Этап второй. Работа с энтомологическими коллекциями. Учитель обращается к классу с вопросом.
-На основание каких данных, вы отнесли насекомых к предложенным отрядам?
Учащиеся отвечают по группам. Группа подходят к коллекционному материалу. Учитель ставит задачу: продолжить задание первого этапа, собирать в пустую энтомологическую коробку насекомых выбранного отряда, при этом дать его характеристику. По окончании ответа исправляются ошибки. После окончания этого этапа работы переход к электронной версии и с учётом характеристики каждого отряда её исправления. (В случае обнаружения ошибок неправильные ответы удаляются). Комментирование выявленных ошибок
Этап третий. Создание и защита проекта об одном из отрядов насекомых. Для того чтобы лучше закрепить пройденный материал, группы учащихся меняются названиями отрядов насекомых, выпавших им в начале урока.
Учитель комментирует программку, выданную в начале урока, где указаны требования к презентациям и критерии выставления оценок.
Урок второй. Ход урока:
Для создания простой линейной презентации отводится 15—20 минут. Защита должна пройти за 3—4 минуты. Алгоритм демонстрации презентации:
1. Вывод презентации на экран;
2. Выступление (защита);
3. Самооценка;
4. Оценка класса;
5. Оценка учителя
В качестве итога учитель предлагает на основе знаний о признаках рассмотренных отрядов выделить признаки присущие всему классу насекомых.
В итоге составляется следующая характеристика:
1) Тело расчленено на три отдела — голову, грудь и брюшко;
2) На грудном отделе 3 пары ног и обычно 2 пары крыльев;
3) Тело разделено на сегменты: грудной состоит из 3 сегментов - передне-, средне-, заднегруди, брюшко из 10 сегментов;
4) На голове расположены крупные фасеточные глаза. К передней поверхности головы прикрепляются усики, которые могут иметь разную форму;
5) Грызущий ротовой аппарат является формой, из которых сформировались все остальные;
6) Брюшко насекомых снабжено различными придатками, располагающимися на самом конце.
Учитель предлагает оценить значение насекомых для человека.
Полезные
Вредные
Переносчики заболеваний
Опылители растений — шмели, пчёлы, мухи;
Санитары леса — муравьи
Вредители плодово-ягодных и овощных культур — яблоневая плодожорка, капустная белянка
Переносчики малярии — малярийный комар;
Переносчик сонной болезни — муха це-це
Итог: в ходе урока вы проявили необходимые знания по биологии, пользовательские умения работы на ПК, все оценки, полученные в ходе урока будут выставлены в журнал, а ваши проекты послужат материалом для работы над общим проектом «Тип Членистоногие», где авторство ваших презентаций будет сохранено.
Учитель благодарит класс за работу на уроке!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Требования к содержанию презентации:
* Название;
* Характерные признаки отряда, представители;
* Приспособления, позволяющие насекомым вашего отряда, остаться в живых и продолжить существование вида;
* Редкие и охраняемые виды;
* Значение в природе и для человека.
* Презентация не должна превышать 5—6 слайдов.
Приложение 2
Критерии оценки презентаций:
Техническая подготовка
Содержание
Оригинальность решения проблемы
Эмоциональность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Использование компьютерных технологий на уроках изобразительной деятельности в С(К)ОУ VIII вида
Использование компьютерных технологий на уроках изобразительной деятельности в С(К)ОУ VIII вида...
Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием компьютерных технологий.
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических ус...
Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока
Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...
«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»
Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...
Использование компьютерных технологий в процессе обучения биологии
Мир новейших технологий вызвал лавинообразное увеличение объёма информации, получаемой человеком. Для того, чтобы соответствовать возрастающим потребностям в эпоху информационного взрыва, современная ...
Использование игровых технологий при реализации совместно-деятельного подхода на уроке изо "народные промыслы России"
Методическая разработка открытого урока по изо 5 класс "Народные промыслы России"...