Использование игровых технологий при реализации совместно-деятельного подхода на уроке изо "народные промыслы России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Нестеренко Любовь Петровна

Методическая разработка открытого урока по изо 5 класс "Народные промыслы России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52» г.Оренбург

Тема выступления:

«Использование игровых технологий при реализации системно - деятельного подхода на уроке изобразительного искусства «Народные промыслы России»                 

      Учитель ИЗО 1категории

Нестеренко Любовь Петровна

                   

                                                       

Л.С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя». 

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» так сказал Василий Сухомлинский

Педагогические игры – одна из форм организации педагогического процесса. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Целью игровых технологий является снижение утомляемости учащихся на уроке. С помощью игровых моментов сделать обучение более доступным и комфортным. В игре дети получают массу положительных эмоций: радость творчества, сотрудничества, общения, сопереживания, азарта, чувство победы, возможность проявить свои таланты. Такие уроки дети любят, а их глаза излучают радость творчества. Счастье и радость в глазах ребят – лучшая награда для учителя!

Игровые занятия по изобразительному искусству помогают привить интерес к творчеству. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, выражать свои мысли, получать необходимые навыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке.

Объяснения содержания игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным и понятным. Длительность одной художественно-дидактической игры или упражнения от 3 до 5 минут. При разработке художественно-дидактических игр и упражнений учитываются четыре вида деятельности: рисование с натуры, тематическое, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве.  

По форме игры и упражнения могут быть:

изобразительными (рисунок, живопись, ДПИ);

устными (ответы по теоретическим вопросам);

письменными (анализ произведений искусства).

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

Художественно-дидактические игры можно разделить на несколько видов: игры путешествия или экскурсии, игры соревнования или эстафеты, игры загадки, игры лото, композиционные игры. Игровая форма на уроках создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игры и упражнения могут быть ещё одной формой проверки и закрепления знаний по изобразительному искусству. В процессе их дети учатся правильному восприятию формы предмета, его цвета, величины, пропорций, положения в пространстве относительно других предметов. Художественные игры и упражнения могут предварять новый материал, побуждая у учащихся желания овладеть им, закреплять пройденное, служить повторением. Учитель заранее определяет место и роль игры в учебном процессе, её связь с другими методами работы, продумывая возможные варианты усложнения или облегчения, её органическую связь с другими частями урока. При этом обязательно следует выделить те знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся.

 В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:

внимание;

- развивающие глазомер;

- тренирующие наблюдательность;

- развивающие творческие способности;

- воздействующие на эмоции и чувства;

- раскрывающие личностные возможности ребенка.

Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.

Игровая деятельность состоит из набора развивающих игр, которые при всём своём многообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые учащиеся решают с помощью карточек, узоров, рисунков, модели и т.д. задачи даются в устной и практической форме. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет уч-ся идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по его определенным признакам; группы игр воспитывающих художественный вкус.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя  школы. 

Практическая часть

 Декоративное рисование

1.  Городецкие узоры ,  Дымковская игрушка , Филимоновская  игрушка,  Хохлома,  Гжель.   (слайды  росписи)

 Игра на соответствие изображения и названия народных промыслов. Игры позволяют познакомить учащихся с народными промыслами, их особенностями, отличиями,  развивают кругозор, наблюдательность, глазомер.

2. «Игра-конкурс « К какому декоративному искусству относятся эти работы?» Учитель демонстрирует слайды с сувенирами, выполненными в классической технике различных жанров, учащиеся должны назвать материал изготовления, исходя из жанра. Побеждает ученик, давший наибольшее  количество правильных ответов.

3. «Игра литературная викторина»  Отгадывание название народного промысла по литературным строчкам.

1.

 Удивляя, проростая,

Как-то празднично жива,

Молодая, непростая

Черно-красная трава.

От дыхания зимы

Входим в царство Берендея,

Мир волшебной (Хохломы).

2.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы. ( Дымковская игрушка)

3.

Кутюрье народные

Наряжают  нас

Все в расцветки модные.

Мы имеем свою марку,

Свой фасон, фактуру, цвет.

Полосатые игрушки

Больше точно нигде нет. (Филимоновская игрушка)

4.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре-

Это называется Синяя купель.

Просто роспись (Гжель).

4. Коллективная работа «Создание композиционной выставки  народных промыслов»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные промыслы России

Слайд 2

Вопрос 1 Старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелеными и золотистыми тонами по черному фону. Гжель Хохлома Городец Жостово Палех

Слайд 3

Вопрос 2 Один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России. Роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Хохлома Гжель Городец Дымка Жостово

Слайд 4

Вопрос 3 Один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города. Городец Дымка Хохлома Гжель Жостово

Слайд 5

Вопрос 4 Русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи , также один из традиционных российских центров производства керамики. Жостово Городец Гжель Хохлома Филимоновская

Слайд 6

Особенности глины придают столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлинённые пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз её поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он её невольно вытягивает – так и родился этот стиль, который не спутаешь с другими. Так же при раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый (в народе фуксиновый),жёлтый и синий. Жостово Городец Гжель Хохлома Филимоновская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий при контроле знаний и умений на уроках биологии

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию формы (сценарии, которые можно наполнить любым содержанием( уроков контроля знаний в разделах "Растения" и "Животные" с использованием элементов игры...

Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка» с приложением (Дидактические игры, материалы по предупреждению неуспеваемости, психолого-педагогическая характеристика)

Мастер-класс проведен на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Работа со слабоуспевающими учащимися должна быть направлена на преодоление трудностей и привитие интере...

Использование игровых технологий для реализации программы внеурочной деятельности «Французский со сказкой» в 1 классе

Программа «Французский со сказкой» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Прог...

«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе  развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...

«Использование игровых технологий для формирования и развития УУД на уроках географии»

Данная работа посвящена одной из наиболее значимых и актуальных на современном этапе развития образования проблем: использованию игровых технологий в курсе географии для формирования и развития УУД уч...