Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС
учебно-методический материал по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_produktivnyh_tehnologiy_kak_sredstvo_realizatsii_sistemno.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС.
Одним из требований ФГОС нового поколения является формирование коммуникативной компетентности учащихся, поэтому особую актуальность в современной методике приобретает проблема обучения английскому языку как средству общения. Всё большее распространение получает системно-деятельностный подход, который стимулирует интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности, активизирует её потенциальные возможности, развивает критическое мышление. Системно-деятельностный подход формирует определённые интеллектуальные умения для ведения дискуссии, общения; умение анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивать аргументы и контраргументы.
Так как при системно-деятельностном подходе цель учителя научить учащихся самостоятельно добывать знания на основе уже имеющихся умений и навыков, я на своих уроках уделяю внимание не просто обучению основам языка - чтению, письму, грамматике, словарному запасу, аудированию, устной речи, но, главное, формированию УУД: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Чтобы создать на уроке условия для активной познавательной деятельности я использую специальные приёмы организации учебной деятельности школьников: приёмы и методы коммуникативного, проблемного и личностно-ориентированного обучения. Эти методы ориентированы на активизацию самостоятельности учащихся, их творческого потенциала. Основной формой взаимодействия учащихся на уроке является парная и групповая работа (диалогическое общение, полилог, проектная деятельность). Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся. Учитель и ученики оценивают не только результат деятельности, но и процесс. Широко используется самооценка и взаимооценка. Использование приёмов продуктивных технологий для реализации системно-деятельностого подхода позволяет вовлечь практически всех учащихся в процесс познания.
Какие это приёмы?
Приёмы по обучению лексике:
1. Give the definitions to the words/match words and their definitions
2. Paraphrase using new words
3. Fill in the gaps using new words
4. Cоставь предложения с новыми словами
5. Соедини разрозненные части предложения
6. Заполни кроссворд, чайнворд
7.Закончи предложение, используя картинку
8. Посмотри на картинку и назови предметы
9. Переведи на иностранный язык
10. Прослушай и закрась предметы правильно
11. Составь слово из букв и слогов
12. Определи слово, не подходящее к данной группе
13. Назови слово по его дефиниции
14. Подбери синонимы/ антонимы к данному слову
15. Дай свою дефиницию слова
Приёмы по обучению грамматике:
1. Объясни, почему ты любишь это время года
2. Ответь на общие вопросы.
3. Отреагируй на высказывание.
4. Возрази, используя предложенную структуру.
5. Составь как можно больше предложений с опорой на подстановочную таблицу.
6. Расскажи о том, что ты делал вчера.
7. Вставь в предложения пропущенные слова is или are.
8. Выбери правильный вариант из четырех предложенных.
9. Составь свой текст с опорой на модельный текст, используя другие ЛЕ.
10. Соотнеси начало и конец предложений в правой и левой колонках.
11. Объясни, для чего ты изучаешь ИЯ.
12. Поставь вопросы к выделенным словам.
13. Прочитай письмо, заменяя картинки словами в соответствующей форме, выражающей действия.
14. Составь предложения из слов.
15. Расскажи о том, чем ты больше всего любишь заниматься на уроках ИЯ.
16. Раскрой скобки. Поставь прилагательные в сравнительную и превосходную степень.
17. Расспроси одноклассника о его домашнем питомце. Узнай, кто он, какой, что умеет делать.
Коммуникативные приёмы по обучению говорению.
Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:
1. Ответы на вопросы (краткие, полные, развернутые).
2. Постановка узловых вопросов к тексту.
3. Диалогизация прослушанного и прочитанного монологического текста.
Составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию.
4. Драматизация монологического текста.
5. Дополнение или видоизменение диалога; составление направленного (или самостоятельного) диалога по содержанию рассказа.
6. Объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог.
7. Положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его.
8. Завершение диалога с ориентацией на подсказку.
Речевые упражнения для обучения подготовительной монологической речи:
1. Воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения.
2. Составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко).
3. Описание картины или серии картин, связанных с изучаемо темой.
4. Воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы.
5. Объяснение на иностранном языке заголовка.
6. Определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа.
7. Выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их.
8. Пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме).
9. Сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа (незначительное), передача информации несколькими фразами.
10. Составление плана прослушанного рассказа.
11. Изложение диалога в монологической форме.
Речевые упражнения по обучению неподготовленной диалогической речи:
1.Составление аргументированных ответов на вопросы.
2. Проведение комбинированных диалогов.
3. Проведение ролевых игр и викторин.
4. Проведение дискуссии и диспута.
5.Беседа за круглым столом.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:
1.Придумывание заголовка и его обоснование.
2. Описание картин и карикатур, не связанных с изученной темой.
3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт и ранее прочитанное.
4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам.
5. Определение и обоснование квинтэссенции высказывания.
6. Характеристика действующих лиц.
7. Оценка прослушанного или прочитанного.
8. Составление кратких объявлений и текстов и текстов открыток.
9. Прокомментировать пословицу
10. Сравнить героев, животных, басни, сказки, города, страны и т.д.
11. Составить рассказ с данными словами.
12. Поставь вопросы к выделенным словам.
13. Прочитай письмо, заменяя картинки словами в соответствующей форме, выражающей действия.
14. Составь предложения из слов.
15. Расскажи о том, чем ты больше всего любишь заниматься на уроках ИЯ.
16. Раскрой скобки. Поставь прилагательные в сравнительную и превосходную степень.
17. Расспроси одноклассника о его домашнем питомце. Узнай, кто он, какой, что умеет делать.
Развитию коммуникативной компетенции учащихся на среднем и старшем этапе способствуют такие приёмы организации учебной деятельности, как ролевые игры, дискуссии, уроки-конференции, работа с обучающими компьютерными программами, Интернет-ресурсами.
1. Ролевые игры. Они позволяют совершенствовать речевые умения и навыки учащихся, формируют учебное сотрудничество и партнерство. На разных этапах, в разных классах они могут изображать один элементарный коммуникативный акт (знакомство, поздравления, покупку и др.) и, сложный коммуникативный акт, состоящий из серии элементарных актов, объединенных общей коммуникативной целью и ситуацией. Ролевые игры обучают естественному общению, так как в них проигрываются разнообразные ситуации реальной действительности, и участники игры сами определяют свое речевое поведение. Я использую ролевые игры как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом.
2. Дискуссии способствуют активному и свободному развитию личности в деятельности, учат школьников свободно выражать свои мысли и чувства в процессе общения. Это может быть дискуссия по какому-либо проблемному вопросу, например, выбор профессии, планы на будущее, отношения в семье, со сверстниками, защита окружающей среды. В старших классах классе мы проводим «Круглый стол», на котором обсуждаем такие важные проблемы, как защита окружающей среды, экологическую обстановку в нашем городе, легко ли быть молодым, как сохранить дружбу и т.д.
Учащиеся 10-11 классов с желанием вступают в разговор о том, что значит счастливая семья в их представлении, обмениваются мнениями об отношении к теории Ч.Дарвина, существовании снежного человека, НЛО, древних цивилизаций.Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, я использую различные способы поощрения учащихся. Так, во время урока ученики могут заработать баллы за удачный вопрос или ответ, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.
3. Метод проектов, как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умение доступно и кратко формулировать мысли. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от его практического использования, учатся слушать и слышать иноязычную речь, понимать друг друга при защите проектов. Проектная методика позволяет учащимся составлять собственных монологических и диалогических высказываний, глубже изучить, например, страноведческий материал, сделать анализ и сопоставить культуры разных народов и стран.
Проекты могут быть объемными и длительными по количеству времени работы над ними. Данные проекты обычно имеют исследовательский или информационный характер и часто предназначены для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, особенно в старшей школе. Из практики преподавания английского языка я могу назвать примерные темы проектов, вызывающие интерес у учащихся: Достопримечательности Лондона, Достопримечательности Москвы, Достопримечательности Нью-Йорка, Города Великобритании, Города России, Города Соединенных Штатов Америки, Известные города Европы, Литература Великобритании, Литература Америки, Музыка Великобритании, Знаменитые ученые мира, Культура англо-говорящих стран, Великие открытия и другие. Работая над такими проектами, ученики создают довольно объемные текстовые работы и мультимедийные презентации с использованием наиболее интересного материала и видеоряда их сопровождения. Проекты такого типа могут использоваться полностью, а также фрагментарно. Текстовые материалы могут быть использованы учащимися для самостоятельной подготовки к урокам и итоговым аттестациям во внеаудиторное время.
На уроках иностранного языка более распространены учебные проекты. На их разработку требуется меньшее количество времени, и они небольшие по объему. Данные проекты предназначены для использования на конкретном уроке и имеют определенные цели. Проекты такого типа актуальны для использования на обобщающих и итоговых уроках по темам курса. В УМК М.З. Биболетовой, И.Н. Верещагиной они предусмотрены авторами. Задача учителя: правильно сформулировать темы проектов, определить круг необходимых вопросов, направленных на реализацию целей и задач конкретного урока. Можно привести примерную тематику учебных проектов: Моя любимая книга, Любимый фильм, Мои каникулы, Мой друг, Праздники, Поход на выставку, Путешествие, Телевидение, Кино, Домашние животные, Новый год, Мой любимый сезон и другие.
Также большое значение в обучении иностранному языку играют мини-проекты. Учащиеся выполняют их дома при подготовке домашнего задания или непосредственно на уроке. Проекты могут быть выполнены не только в письменной форме, но и в устной. Основные формы мини-проектов: монологические и диалогические высказывания, таблицы, рисунки. Тематика мини-проектов зависит от конкретных целей и тем текущих уроков, разрабатывается учителем и обсуждается с учащимися. Хочется еще раз подчеркнуть эффективность использования проектной методики в формировании и совершенствовании основных умений и навыков учащихся в различных видах речевой деятельности.
Подлинное общение возможно, если обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. В этом случае учащиеся высказываются от своего лица, все участники общения равноправны, каждый может говорить, о чем он хочет, и что он считает изни. Такое общение я организую во время речевой зарядки (в среднем и старшем звене) используя приём «мозговой штурм» при обсуждении и принятии решения по какому – либо конкретному вопросу (посещение выставки, организация вечера, сбор макулатуры, организация субботника).
4. Урок-пресс-конференция. Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь. Урок-пресс-конференцию провожу с целью обобщения и закрепления изученного материала. Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: экологов, историков, искусствоведов и т. д. Проводя разного вида уроки-пресс-конференции, я поняла, что они как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно.Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта.
5. Образовательные компьютерные программы.
Компьютер позволяет моделировать условия коммуникативной деятельности; овладевать лексико-грамматическими навыками; индивидуализировать и дифференцировать обучение; повышать мотивацию; увеличивать объем языковой тренировки; способствовать выработке самооценки учащихся; обеспечивать перенос языкового материала. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Я на своих уроках использую обучающие компьютерные программы « Витаминный курс», «Профессор Хиггинс», «Английский для школьников», которые сочетают в себе технологию компьютерного обучения и новые образовательные методики. Учащиеся предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Для подготовки к высказыванию на уроке использую Интернет-ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме (например, сообщения по теме «Английские праздники», «Великобритания» « Британский Парламент ». Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.
Современные педагогические технологии такие, как когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии), сотрудничающие (драматизация, ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление рассказов), контролирующие (тестирование, конкурсы и олимпиады), мультимедийные (аудио-, видео-, компьютерные программы, Интернет-ресурсы) и здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядка, динамические паузы) помогают реализовать системно-деятельностный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их склонностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.
“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход...
Игровые технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода
Игровые технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода...
Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как условие формирования УУД.
Коцептуальная основа «Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования» - методология проектирования «Программы развития универсальных учебных дейст...
Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как условие формирования УУД. Презентация опыта
Коцептуальная основа «Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования» - методология проектирования «Программы развития универсальных учебных дейст...
Мастер-класс для классных руководителей «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»
план мастер-класса для классных руководителей по теме «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»...
Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Тема самообразования...
План самообразования по теме "«Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных к...