Публичное представление собственного педагогического опыта
методическая разработка

Труханова Галина Анатольевна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt_truhanova_g.a.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

Трухановой Г.А. учителя истории и обществознания

МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка

«Мы слишком часто даем детям ответы,

 которые надо выучить,

а не ставим перед ними проблемы,

 которые надо решить».

У любого человека, начинающего свою профессиональную деятельность в дальнейшем накапливается опыт, который является его личным багажом, позволяющий ему реализовать свои способности и добиться профессионального успеха. Состоит он, как правило, из определенных знаний, навыков и умений в данной профессии. Начиная свой профессиональный путь после завершения обучения в вузе в должности учителя истории, мне удалось в дальнейшем накопить свой багаж. Сегодня я могу определить педагогический опыт как результат педагогической деятельности учителя на основе принципов педагогики, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач, с учетом конкретных условий, особенностей обучающихся и собственной личности. Стаж моей педагогической деятельности 30 лет. Начиная с изучения и активного применения блочно-модульного обучения на основе опорных конспектов, переходя в дальнейшем на использование активных и интерактивных технологий в своей педагогической практике за все эти годы, находясь в постоянном поиске, на мой взгляд, мне удалось определить для себя главные принципы и подходы, необходимые в работе учителя. При этом одновременно все это время изменялись общие подходы в системе российского образования. Особенно это сегодня заметно в связи с кардинальными изменениями и переходом на ФГОС уже третьего поколения, когда учителю в таких условиях необходимо пересмотреть цели, подходы, основные приемы и методы работы с детьми. Он решает, как добиться нового результата в обучении.

Сама жизнь показала нам, что школа должна перейти от передачи знаний к формированию действий, которые помогут современным детям ориентироваться в будущем. Оценивая традиционную систему образования, осознавая свой пройденный путь в педагогике,  сегодня понимаешь что много из того чему учили в школе, в университете не пригодилось в реальной жизни. А на практике больше всего потребовалось умение учиться, то есть способность самого себя к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Тогда выходит, что и ученика в школе мы должны вооружать не суммой огромного количества знаний, а научить его учиться. Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Школа должна «научить учиться».  Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Именно это требование к системе образования выдвигает сегодня ФГОС.

Длительная работа по учебникам ОС «Школа 2100», использование в своей педагогической практике методических приемов и технологий данной системы, а также поиск и самостоятельное чтение литературы помогло мне в понимании современных процессов в системе образования при переходе на ФГОС. Приходилось ломать прежнюю систему традиционного урока и перестраиваться самой. Очень помогали обучающие семинары, посещение курсов, участие в работе по внедрению технологий данной образовательной системы в МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка как федеральной экспериментальной площадке по теме: «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы на период 2012-2017 уч. годы», запись видеоуроков и отзывы авторов и методистов на них. Главным в моем понимании современного образования оказалось формирование умения учиться. Именно это является основной целью образования: научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

На сегодняшний день я  стала сторонником именно такого взгляда на процесс образования детей. Многолетний  опыт развивающего обучения многих поколений педагогов  обобщен при принятии нового ФГОС, главным требованием которого является переход на достижение нового образовательного результата на основе деятельностного подхода. Накопленный опыт работы помог мне перейти к новым стандартам.

Ни у кого уже не вызывает сомнения, что процесс получения знаний в результате собственной психической активности и мышления обеспечивает ученику более успешное, прочное усвоение учебного материала; способствует развитию у него универсальных учебных действий: коммуникативных, познавательных, регулятивных; зачастую позволяет с опережением осваивать новое знание. Воплотить эту идею в жизнь позволяет применение современных технологий.

Что же сегодня является определяющим в деятельности учителя: инновационный образовательный процесс или традиционные технологии обучения и воспитания учащихся? Безусловно, в своей работе, я отдаю предпочтение современным технологиям.

Так возникла тема моего педагогического опыта:  «Современные технологии как средство формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС».

На сегодняшний день существует множество образовательных технологий позволяющих реализовывать на практике требования ФГОС ООО.  Примерный перечень образовательных технологий, направленных на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД у учащихся может быть представлен следующим образом:

1) Информационно–коммуникационные технологии (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные).

2) Технологии личностно–ориентированного обучения (педагогика сотрудничества; технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.); гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.) и др.);

3) Технологии деятельностного типа (познавательной, творческой, художественно–эстетической, коммуникативной деятельности):

– проблемного обучения (проблемно–диалоговое, проблемное, проблемно–модульное обучение);

– игровые технологии (ролевые и деловые игры и др.);

– коммуникативные (коллективные и групповые способы обучения: обучение в сотрудничестве, работа в группах и др.);

- проектно–исследовательская;

- учебно–исследовательская технологии и др.

Мой педагогический опыт на сегодняшний день – это применение проблемно-диалогической технологии, использование в педагогической деятельности активных способов обучения, информационно-коммуникационной технологии, метода проектов. Ведь основу деятельности ученика при использовании данных технологий составляет модель «учусь сам», а не модель «меня учат».

Ведущей идеей моей педагогической деятельности является выявление и создание условий для учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через внедрение в педагогическую практику современных технологий, в частности проблемно-диалогического обучения. Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь». Вовлечь детей в процесс познания на уроке, превратить их в активных субъектов деятельности и через осмысление своего участия прийти к пониманию его сути с помощью учителя-наставника - вот главное к чему я хочу привести свих учеников.

Концептуальность опыта заключается в применении системно-деятельностного подхода в развитии УУД учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологии проблемно-диалогического обучения. Основополагающими принципами являются: принцип деятельности, принцип целостного представления о мире, принцип непрерывности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.

Именно эти семь принципов являются необходимыми и достаточными для реализации современных целей образования в педагогике развивающего обучения. В своей работе ставлю задачу на основе системы продуктивных заданий и посредством проблемно-диалогической технологии достичь предметных целей, а с их помощью обеспечить метапредметные результаты и, в конечном итоге, достичь цели образования – развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных способов деятельности.

Системно-деятельностный подход в образовании, основанный на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования вешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Целью образования становится  развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных способов деятельности. Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе cистемно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Деятельностный подход, ориентация на формирование умения учиться реализуется посредством технологии проблемного диалога. Данная технология разработана психологом Е.Л. Мельниковой на основе исследований проблемы развития эвристического мышления – в контексте психологии мышления и творчества (С.Л. Рубинштейн, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, О.К. Тихомиров и др.), проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов и др.), учебного диалога (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, А.А. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.).

Цель проблемного диалога – обучать самостоятельному решению проблем, а средство – открывать новые знания вместе с учениками: создавая проблемные ситуации, формулируя проблемы, выдвигая версии и проверяя их в ходе работы с новым материалом. Слово «проблемный» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть  проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация - проблема - поиск способов ее решения - решение проблемы. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что  ученик проходит четыре этапа творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Если сопоставить традиционный урок и урок по технологии проблемного обучения, то можно увидеть, что на проблемном уроке больше возможностей для развития речи, мышления, творческих способностей учащихся и универсальных учебных действий.

В соответствии с ФГОС эта технология обеспечивает метапредметные результаты (регулятивные – умение ставить цель, планировать и действовать по плану; коммуникативные – вести диалог; познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.) и личностные результаты – в случае если ставиться проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора. Сегодня является очевидным преимущества проблемного обучения над традиционным. Проблемный урок дает более прочные знания, чем традиционный. На таком уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, т.е. усваивают новое знание творчески, а на традиционном  - репродуктивно (слушают и запоминают учителя). На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь, обретают творческие способности, отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу. В итоге проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.

Четкое следование методике в организации проблемных диалогов, системность в работе приводит к тому, что дети вырабатывают самостоятельность, повышается познавательная мотивация, формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности.

Мой опыт применения проблемно-диалогической технологии возник с активного изучения этой темы, апробации  применения на уроках данной технологии. И как итог получение лучшего результата в обучении. Интерес к таким урокам у обучающихся выше, чем к урокам в традиционной технологии. Постепенно на основе применения технологии стал складываться планомерный опыт. Он целенаправленно, постепенно формируется,  при этом я последовательно реализую свой замысел, по необходимости осуществляя коррекцию исходного замысла и накапливающегося опыта.

В последние годы проблема эффективности использования современных технологий (в том числе проблемно-диалогического обучения) была ключевой в ходе инновационной деятельности лицея. Я принимаю участие в работе по внедрению технологий деятельностного типа в МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка. В результате формирования планомерного опыта проводила открытые уроки.

Выступала на уровне общеобразовательной организации с представлением собственного педагогического опыта на заседаниях школьного методического объединения учителей истории и географии по следующим темам:

•        «Системно-деятельностный подход и его принципы в преподавании истории и обществознании в условиях внедрения ФГОС ООО» (28.12.2018 г.);

•        «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках школьного предмета обществознания» (30.12.2019 г.);

•        «Использование мотивирующих способов контроля и оценивания знаний учащихся на уроках истории» (29.12.2020);

•        «Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС СОО» (29.12.2021).

Выступала на школьном педагогическом совете по теме: «Индивидуальный проект как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования» (30.12.2019 г.). Имею публичные выступления на муниципальном уровне на августовских районных семинарах учителей истории и обществознания по теме «Современные модели гражданского образования учащихся общеобразовательных учреждений РФ» (26.08.2019 г.).

 Использование на уроках технологии деятельностного типа способствует снижению личностной тревожности, повышению уровня интеллекта, глубокому овладению понятиями, развитию логического мышления, формированию умений переносить полученные навыки на другие учебные предметы, ориентироваться в сложных ситуациях, появлению интереса к процессу познания.

Обобщая работу по использованию проблемно-диалогической технологий на уроках истории и обществознания, могу сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону:

  • для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету;
  • у многих появилась положительная реакция не только на новый материал, но и на способ решения новой задачи;
  • на уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;
  • развиваются творческие способности.

Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися, эффективное развитие интеллекта, умений творческой деятельности посредством диалога с учителем. В результате дети открывают и осваивают «новое знание». Моя роль превратилась в роль наставника, который разделяет общую ответственность за результат, и я по праву являюсь равноправным участником диалога. Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса. Овладение этой технологией помогает мне выстраивать работу не только с детьми, но и с коллегами. Являясь руководителем районного методического объединения учителей истории и обществознания, при организации семинаров часто использую умение выстраивать проблемную ситуацию и вести диалог. Проведены мастер-классы на муниципальном уровне на темы: «Использование проблемно-диалогического обучения на уроках истории» на примере темы: «Начало промышленного переворота в России» (27.08.2018 г.), «Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории» (15.04.2022 г.).

Работая по данной технологии, могу отметить положительные результаты обучения. Результативность применения на практике современных образовательных технологий видна в успехах и достижениях моих учащихся:

Всероссийская олимпиада школьников по истории, обществознанию, праву

Муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников

год

№ п/п

Ф.И. ученика

Класс

Предмет

Результат

2018-2019 уч. год

1

Комкина Наталья

10

история

Призер

2

Анушян Елизавета

7

обществознание

Призер

3

Тюленева Дарья

7

обществознание

Призер

4

Гаврилин Никита

9

обществознание

Призер

5

Зорькина Мария

9

обществознание

Победитель

6

Комкина Наталья

10

обществознание

Призер

7

Асеинова Елизавета

11

обществознание

Победитель

8

Гаврилин Никита

9

право

Победитель

9

Полушкин Семён

9

право

Призер

10

Комкина Наталья

10

право

Победитель

11

Асеинова Елизавета

11

право

Победитель

2019-2020 уч. год

12

Комкина Наталья

11

история

Призер

13

Анушян Елизавета

8

обществознание

Призер

14

Преснякова Юлия

8

обществознание

Победитель

15

Зорькина Мария

10

обществознание

Призер

16

Полушкин Семён

10

обществознание

Призер

17

Комкина Наталья

11

обществознание

Победитель

18

Гаврилин Никита

10

право

Победитель

19

Полушкин Семён

10

право

Призер

20

Комкина Наталья

11

право

Победитель

2020-2021 уч. год

21

Преснякова Юлия

9

обществознание

Призер

22

Зорькина Мария

11

обществознание

Призер

23

Анушян Елизавета

9

право

Призер

24

Преснякова Юлия

9

право

Призер

25

Гаврилин Никита

11

право

Призер

26

Полушкин Семён

11

право

Призер

2021-2022 уч. год

27

Тараканова Ксения

10

история

Победитель

28

Марсанов Захар

10

история

Призер

29

Анушян Елизавета

10

обществознание

Победитель

30

Логинова Ольга

10

обществознание

Призер

31

Анушян Елизавета

10

право

Призер

Региональный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников

        

год

Ф.И. ученика

Класс

Предмет

Результат

2018

Комкина Наталия

9

право

Призер

Антонова Светлана

11

право

Призер

2019

Зорькина Мария

9

обществознание

Призер

  • Участники, призеры и победители конкурсов:

                 

Республиканский уровень

Год

Название мероприятия

ФИ ученика

Класс

Результат

2018

Олимпиада школьников  Средне-Волжского института (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» «В мир права» по предмету «Обществознание»

Антонова Светлана

11

Победитель

(диплом)

2019

Всероссийский конкурс постеров акции «Русский Крым и Севастополь» движения «Сделаем вместе!» (региональный этап)

        Святкина Дарья

7

Победитель

(диплом)

Тараканова Ксения

7

Победитель

(диплом)

Белова Эллина

7

Победитель

(диплом)

2020

Конкурс «Лидер» Всероссийской акции «Победа одна на всех» движения «Сделаем вместе!» (региональный этап) 

Нагиева Дарья

8

Победитель

(диплом)

Логинова Ольга

8

Победитель

(диплом)

Российский уровень

Год

Название конкурса

ФИ ученика

Класс

Результат

2019

Олимпиада школьников «В мир права»  ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» по обществознанию

Преснякова Юлия

7

Победитель (диплом

 II степени)

Зорькина Мария

9

Победитель (диплом

 II степени)

Комкина Наталия

10

Победитель (диплом

 II степени)

2019

Конкурс «Лидер» Всероссийской акции «Русский Крым и Севастополь» движения «Сделаем вместе!» (федеральный этап)

 Назимкина

Екатерина

10

Победитель

(диплом)

Федорова

Анастасия

10

Победитель

(диплом)

2020

Конкурс «Лидер» Всероссийской акции «Победа одна на всех» движения «Сделаем вместе!» (федеральный этап)

Нагиева Дарья

8

Победитель

(диплом)

Логинова Ольга

8

Победитель

(диплом)

Трудности и проблемы при использовании данного опыта, встречающиеся при использовании данного опыта при применении проблемно-диалогической технологии, связаны в основном с не сформированным положительным отношением к обучению, умением включаться в самостоятельную учебно–познавательную деятельность, индивидуальными психологическими и личностными качествами учащихся. А также требование  высокой  профессиональной самоотдачи учителя.

Мой девиз: «Образование через всю жизнь». Считаю, что учитель навсегда остаётся учеником. И это тоже моё педагогическое кредо: учиться всегда и учиться везде. Поэтому постоянно работаю над собой, повышая свой методический уровень. Прошла обучение на курсах повышения квалификации:

  • Программа «Подготовка председателя и экспертов комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по обществознанию» в объеме 24 ч., ГБУ ДПО «МРИО»  г. Саранск, 2018г.
  • Программа «Условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» в объеме 72 ч., ФГБОУ ВО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева» г. Саранск, 2018 г.
  •  «Современные требования к преподаванию истории и обществознанию в условиях реализации ФГОС общего образования» в объеме 108 ч., ГБУ ДПО «МРИО» г. Саранск, 2019 г.
  • Программа «Подготовка председателя и экспертов предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ЕГЭ/ГВЭ) по обществознанию» в объеме 36 ч., ГБУ ДПО «МРИО»  г. Саранск, 2019 г.
  • Программа «Программа «Мастерская наставника», курс «Наставник для школьного проекта: теория и практика» в объеме 86 ч., Открытый университет Сколково, 2020 г.
  • Программа «Персонализация образования в условиях цифровой трансформации в обществе» в объеме 144 ч., АНО «Платформа новой школы» г. Москва,  2020 г.
  • Программа «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» в объеме 36 ч., ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» г. Саранск, 2022 г.
  • Программа ««Школа Минпросвещения России»: новые возможности для повышения качества образования» в объеме 48 ч., ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»  г. Саранск, 2022 г.

Имею публикации:

http://nsportal.ru/user/181115

В заключении хочется сказать о том, что успех придет только к человеку умеющему трудиться. Работать  нужно всегда с полной отдачей. Школа стала моей жизнью. Я убеждена, что учитель – это не профессия, а призвание и образ жизни. Для меня быть учителем – значит, каждый час и день своей жизни посвящать детям, любимому делу. Испытываю большое удовлетворение от того что могу помогать своим детям достигать  больших и малых побед, видеть результат своего труда.  Ради этого стоит быть учителем. С моими ребятами я познаю мир, учу их и учусь сама вместе с ними, ищу новое и внедряю его в свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

"Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта:- актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая зна...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное прил...

Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича

Публичное представление собственного  педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Респу...