Публичное представление собственного педагогического опыта
учебно-методическое пособие на тему

Табачкова Валентина Ефремовна

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_ipo_-_tabachkova.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МБОУ «Зубово-Полянская основная общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия

Табачковой Валентины Ефремовны

Тема инновационного педагогического  опыта (ИПО)

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики».

                   Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

                  то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,                    

           так как мало   таких, которые бы, научившись копировать,  

                  умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

                                                                                                           Л.Толстой
 Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Развитие творческих способностей школьников – одна из главных образовательных задач современной школы. Школа должна готовить учащихся к творческому труду, формировать у них потребность работать инициативно, развивать их творческие возможности, познавательную самостоятельность, т. е. формировать каждого школьника как самостоятельную творческую личность.

Задача современного образования - формирование личности, способной самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и обновлять свои знания путём самообразования, творчески применять их в действительности. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Традиционно математика с ее проблемным способом изучения  считается учебной дисциплиной, формирующей и развивающей творческие способности учащихся. Уроки алгебры и геометрии учат логическому осмыслению упражнений, умению найти несколько решений и выбрать из них кратчайшее правильное решение, умению решать проблемы.

 Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и другие задания, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу. 

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование  выдвигаемых принципов и приемов)

Основной принцип формирования творческой личности – работа со всеми, все должны быть в равных условиях. Следующий чрезвычайно важный принцип – это глубокое взаимодоверие между учителем и учеником, построенное на подлинном, живом интересе друг к другу и истинном уважении. В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебных занятий: коллективные, групповые, индивидуальные, парные.

Важное место в организации обучения занимает исследовательская работа. Обучение исследованию начинаю через лабораторные работы , наблюдения, анализ результатов. Новина опыта состоит в применении современных образовательных технологий (связь математики  с другими предметами из учебного плана, использование ИКТ для развития творческих способностей, формирование  правильной аналитической  деятельности, проблемное обучение, проектно-исследовательская работа, здоровьесберегающие методики).

Наличие  теоретической базы опыта

Учебно-воспитательный процесс  строится на основе следующих психолого-педагогических теорий: 1) Теория поэтапного формирования умственных действий - П.Я. Гальперин, 2) Теория развития познавательного интереса - Г.И. Щукина,                  3) Теория содержательного обобщения - В.В. Давыдов, 4) Теория развивающего обучения - В.В Давыдов, Д.Б. Эльконин, 5) Теория оптимизации обучения - Ю.К. Бабанский, 6) Теория активизации учебной деятельности школьников - Т.И. Шамова.

Проблемам развития творческих способностей учащихся посвящены следующие труды: 1) А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,  2)Н.К. Винокурова «Развитие творческих способностей учащихся», 3)И.Я. Лернер «Проблемное обучение», 4)Основные концепции творчества и одарённости»  Д.Б.Богоявленской,5)А.Э.Симановский.«Развитие творческого мышления детей» .                                                                                                Ведущая  педагогическая идея. «Проблемное обучение на уроках математики» - ведущая идея моей педагогической деятельности. Работая над данной проблемой, я поставила перед собой такие цели: ставить  перед  детьми проблемные задачи при   решении составных заданий,  при сравнении  выражений, учить  использования известные детям закономерности и связи в новых условиях, анализировать упражнения геометрического содержания, которые часто требуют переосмысления приобретенных ранее знаний. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности.

Оптимальность и эффективность средств.

Цели и задачи своей работы реализую в первую очередь через содержание основного учебного материала, изучаемого школьниками по математике. Классная и внеклассная работа, на мой взгляд, должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к математике,  но и способствовать развитию креативности,  мыслительной деятельности личности -  умению выделять главное в проблеме; формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.  Важнейшими математическими операциями являются анализ и синтез.Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные и схожие свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта Развитию креативности способствует  и аналогия.  Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решении текстовых задач. Классификация - следующий  прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его -  в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Обобщение говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся. Решение задач - головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. Использую в работе  метод проектов. Первыми проектами для них становится домашнее задание, которое они готовят для своих  одноклассников.  С целью развития интереса к предмету использую различную наглядность (таблицы, схемы, картины). Во внеурочной работе использую различные виды деятельности: работа над проектами, создание собственных презентаций.                                                                           Результативность опыта                                                                                                                  В результате использования вышеописанных подходов в обучении удается: раскрыть всесторонние способности обучающихся; повысить заинтересованность ребят и увлечённость предметом; научить обучающихся использовать полученные знания в различных ситуациях; повысить качество знаний.                                           Возможность тиражирования                                                                                                   Опыт педагогической работы представлен на личном сайте: http://nsportal.ru/tabachkova-valentina-efremovna  

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

Разработаны и проведены открытые уроки (ежегодно в рамках предметной недели русского языка и литературы), внеклассные мероприятия конкурс, подготовлены выступления на школьных педагогических советах, методическом объединении учителей математики, составлены презентации к урокам алгебры и геометрии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

"Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта:- актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая зна...

Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича

Публичное представление собственного  педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Респу...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...