Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича
опыты и эксперименты на тему
Публичное представление собственного педагогического опыта
педагога дополнительного образования
МБОУДОД Дом творчества школьников
с. Тээли муниципального района
«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
Хертек Сергека Борисовича
В каждом ребенке есть талант, и его надо развивать. На занятиях в учреждениях дополнительного образования детей ребенок проявляет интерес к творчеству, осознает, что он тоже может сделать своими руками красивые вещи, нарисовать удивительную картину. И как успешно развить способности ребенка, во многом зависит от педагога. Перед каждым педагогом дополнительного образования встает вопрос: как организовать работу с детьми так, чтобы дать возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Как сделать занятия более интересными, плодотворными, используя наиболее эффективные средства всестороннего развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_khertek_sb.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного педагогического опыта
педагога дополнительного образования
МБОУДОД Дом творчества школьников
с. Тээли муниципального района
«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
Хертек Сергека Борисовича
В каждом ребенке есть талант, и его надо развивать. На занятиях в учреждениях дополнительного образования детей ребенок проявляет интерес к творчеству, осознает, что он тоже может сделать своими руками красивые вещи, нарисовать удивительную картину. И как успешно развить способности ребенка, во многом зависит от педагога. Перед каждым педагогом дополнительного образования встает вопрос: как организовать работу с детьми так, чтобы дать возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Как сделать занятия более интересными, плодотворными, используя наиболее эффективные средства всестороннего развития детей.
Я убедился, что именно на таких занятиях дети знакомятся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного искусства, учатся владеть различными видами техники работы с материалами, инструментами, приспособлениями, необходимыми в работе. Этого всего можно достичь, используя современные педагогические технологии.
Именно поэтому с 2008 года я работаю над проблемой «Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства».
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
В учебном процессе я работаю по программе дополнительного образования «Юный мастер», которая направлена на эстетическое развитие детей. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству и педагога, и детей. Актуальность ведения кружка продиктована тем, что и художественное воспитание в состоянии решать задачи, связанные с необходимостью эстетического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Именно с помощью декоративно-прикладного искусства можно воспитать уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности детей. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.
Степень новизны заключается в интеграции художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи различных направлений по приобщению детей к народной культуре, как эффективного средства в художественно-эстетическом воспитании детей.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование
выдвигаемых принципов и приемов)
Если в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию использовать разные виды педагогических технологий, способствующие развитию интереса к народной культуре через декоративно-прикладное творчество, создавать специальные условия для этого, работать в определённой системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать:
- формированию у детей интереса к художественному творчеству.
- поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе,
- заложит основы духовно-нравственного воспитания.
- развитию речи детей, активизации словаря
- развитию у них умения рассуждать, сравнивать и работать коллективно.
а самое главное – будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к народной культуре и гармоничному развитию личности каждого ребёнка.
Главная цель на моих занятиях - пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия педагога. Поэтому я превращаю свои занятия в совместную творческую деятельность с учащимися.
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации творческой деятельности детей. Использую методы исследовательского характера, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий.
Наличие теоретической базы опыта
За время работы каждый педагог находится в постоянном творческом поиске, сочетая традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания и умения моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.
Основной целью художественного образования считаю развитие творческой личности ребёнка, которое способствует психическому и физическому оздоровлению. В процессе занятия прикладным творчеством дети постепенно учатся разговаривать на языке художников, воспринимать терминологию по изобразительному искусству. Каждое занятие я планирую с учётом интересов детей к декоративно-прикладному искусству, его востребованности в современном мире, в быту и других ситуациях. Включаю в занятия разнообразные игры (творческие, дидактические, импровизированные, познавательные), направленные на развитие творчества, фантазии, воображения, логического мышления, художественно-эстетического вкуса детей. Игровая обстановка способствует созданию комфортной эмоциональной обстановки в детском творческом объединении, когда дети входят в образы художника, мастера, гончара, скульптора (появляются возможности для профессиональной ориентации). Новые области народного творчества раскрывают перед детьми разнообразные выразительные возможности орнаментальной и сюжетной композиции. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить родную природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых.
В своей педагогической деятельности активно использую технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям творческой деятельности, типам памяти, умению учиться.
Использую задания:
- с наличием образца выполнения;
- со вспомогательными вопросами;
- с инструкциями;
- с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
Еще плодотворно используется работа в паре, которая позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.
Применение парной формы на занятиях приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Также эффективна технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка выполнения творческой работы. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.
Использование технологии проектирования даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.
Также широко использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Ребятам очень нравятся уроки, объединяющие учебный материал по декоративно-прикладному искусству и другим дисциплинам: истории, музыке, литературе.
Использую в процессе обучения и здоровесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.
Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к декоративно-прикладному искусству, развивает внимание, память, пробуждает желание изготавливать красивые вещи своими руками, научиться рисовать как художники.
Ведущая педагогическая идея
В процессе работы с детьми я учу детей тому, чтобы они понимали тесную связь практического назначения предмета и его формы, материала, элементов украшения, научились отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного. При обучении детей декоративно-прикладному искусству осуществляются воспитание у детей интереса к предметам искусства в быту.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в различных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Оптимальность и эффективность средств
Практика показывает, что на каждом этапе занятия возможно и необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации.
Основной задачей при объяснении материала - является актуализация полученных ранее знаний обучающимися. Форма проверки может быть разнообразной. Например, ведется работа по ознакомлению с росписью изделий различных мастеров, с художественными особенностями росписи: на этапе объяснения нового материала детям предлагается выбрать понравившееся ему изделие, объяснить, почему он выбрал именно его, к какому промыслу оно относится, по каким признакам он это определил. Выполнить это задание ребёнок может самостоятельно или с помощью педагога, но при этом он получают разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, планов, памяток.
Использование коллективных и индивидуальных заданий при закреплении знаний, умений и навыков зависит от специфики задач занятия, уровня подготовленности и интереса к обучению. Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого обучающегося.
Задания можно классифицировать на три вида:
- Тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки: упражнения по кистевой росписи, различные виды швов.
- Частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения и декорирования предметов. Для того, чтобы ребёнок действительно развивался в процессе занятий, нужно дать ему возможность самому придумывать, комбинировать, создавать, пробовать.
- Творческие, где характерна новизна, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь. К заданиям творческого характера относятся: роспись изделий по мотивам народных промыслов, сюжетные аппликации, изготовление куклы в праздничном народном костюме.
Применение современных образовательных технологий в процессе занятий по декоративно-прикладному искусству помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых)
В результате посещения кружка «Юный мастер» дети знают название основных и составных цветов; понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, линия, орнамент, аппликация, асимметрия, силуэт, пятно;
---- изобразительные основы декоративных элементов;
---- названия инструментов и приспособлений;
---- правила безопасности труда и личной гигиены;
Дети умеют:
--- пользоваться инструментами: карандашами, краской, кистью, палитрой;
---- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
---- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
---- применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание поверхности;
---- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
----- планировать, организовывать и контролировать свой труд;
Дети занимаются с удовольствием, успешно участвуют в конкурсах, выставках, стараются углубить свои умения, знания, обогащать свое мастерство.
Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:
- Развитие способностей каждого ученика,
- Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою творческую деятельность,
- Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,
- Формированию личностных качеств ученика,
- Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
Мои ученики ежегодно участвуют в муниципальных, региональных этапах конкурсов («Бумажная Вселенная», «Город мастеров», «Символы Отчизны», «Дети. Техника. Творчество»). Еще участвуют в дистанционных творческих конкурсах, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся.
Результатом работы по проблеме можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к обучению в специальных профессиональных учебных заведениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ключевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственность и переход к ФГОС ООО в образовательных учреждениях Чеди- Хольского кожууна Республики Тыва
Ооржак Чойгана Калдар-ооловна.методист по дисциплинам МБУ ММЦ Чеди-Хольского кожууна, учитель иностранных языковМБОУ Хову-Аксынская СОШКлючевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственностьи пе...
История МБОУ СОШ с. Межегей Тандинского кожууна Республики Тыва
Здесь описана история школы...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Дачная СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Поповой Надежды Владимировны
Тема инновационного педагогического опыта:«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время»....
План работы ШМО учителей математики, физики и информатики МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва на 2018-2019 учебный год.
План работы ШМО учителей математики, физики и информатики МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва на 2018-2019 учебный год...
Памятники, мемориальные доски и улицы, воинские захоронения, находящихся на территории администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
Реестр памятников, мемориальных досок и улиц, воинских захоронений, находящихся на территорииадминистрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва»...