Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича
опыты и эксперименты на тему

Хертек Сергек Борисович

Публичное представление собственного  педагогического опыта

педагога дополнительного образования

МБОУДОД Дом творчества школьников

 с. Тээли муниципального района

«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»    

Хертек Сергека Борисовича  

В каждом ребенке есть талант, и его надо развивать. На занятиях в учреждениях дополнительного образования детей ребенок проявляет  интерес к творчеству, осознает, что он тоже может сделать своими руками красивые вещи, нарисовать  удивительную картину. И как успешно развить способности ребенка, во многом зависит от педагога. Перед каждым педагогом дополнительного образования встает вопрос: как организовать работу с детьми так, чтобы дать возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Как сделать занятия более интересными, плодотворными, используя наиболее эффективные средства всестороннего развития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie_khertek_sb.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного  педагогического опыта

педагога дополнительного образования

МБОУДОД Дом творчества школьников

 с. Тээли муниципального района

«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»         

Хертек Сергека Борисовича  

В каждом ребенке есть талант, и его надо развивать. На занятиях в учреждениях дополнительного образования детей ребенок проявляет  интерес к творчеству, осознает, что он тоже может сделать своими руками красивые вещи, нарисовать  удивительную картину. И как успешно развить способности ребенка, во многом зависит от педагога. Перед каждым педагогом дополнительного образования встает вопрос: как организовать работу с детьми так, чтобы дать возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Как сделать занятия более интересными, плодотворными, используя наиболее эффективные средства всестороннего развития детей.

Я убедился, что именно на таких  занятиях дети знакомятся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного искусства, учатся владеть различными видами техники работы с материалами, инструментами, приспособлениями, необходимыми в работе. Этого всего можно достичь,  используя современные педагогические технологии.

Именно поэтому с 2008 года я работаю над проблемой «Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства».

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

В учебном процессе я работаю по программе  дополнительного образования «Юный мастер», которая направлена на эстетическое развитие детей. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении  учащихся и побуждает к творчеству и педагога, и детей.  Актуальность ведения кружка продиктована тем, что и художественное воспитание в состоянии решать задачи, связанные с необходимостью эстетического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Именно с помощью декоративно-прикладного искусства можно воспитать уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности детей.  Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Степень новизны заключается в интеграции художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи различных направлений по приобщению детей к народной культуре, как эффективного средства в художественно-эстетическом воспитании детей.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование

выдвигаемых принципов и приемов)

Если в работе с детьми по художественно-эстетическому  воспитанию использовать разные виды педагогических технологий, способствующие развитию интереса к народной культуре через декоративно-прикладное творчество, создавать специальные условия для этого, работать в определённой системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать:

- формированию у детей интереса к художественному творчеству.

- поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе,

- заложит основы духовно-нравственного воспитания.

- развитию речи  детей, активизации словаря

- развитию у них умения рассуждать, сравнивать и работать коллективно.

а самое главное – будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к народной культуре и гармоничному развитию личности каждого ребёнка.

Главная цель на моих занятиях - пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия педагога. Поэтому я превращаю свои занятия в совместную творческую деятельность с учащимися.

       Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации творческой деятельности детей. Использую методы исследовательского характера,  беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий.

Наличие   теоретической базы опыта

      За время работы каждый педагог находится в постоянном творческом поиске, сочетая традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания и умения моих учеников  соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологии уровневой  дифференциации, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.

Основной целью художественного образования считаю развитие творческой личности ребёнка, которое способствует психическому и физическому оздоровлению. В процессе занятия прикладным творчеством дети постепенно учатся разговаривать на языке художников, воспринимать терминологию по изобразительному искусству. Каждое занятие я планирую с учётом интересов детей к декоративно-прикладному искусству, его востребованности в современном мире, в быту и других ситуациях. Включаю в занятия разнообразные игры (творческие, дидактические, импровизированные, познавательные), направленные на развитие творчества, фантазии, воображения, логического мышления, художественно-эстетического вкуса детей. Игровая обстановка способствует созданию комфортной эмоциональной обстановки в детском творческом объединении, когда дети входят в образы художника, мастера, гончара, скульптора (появляются возможности для профессиональной ориентации). Новые области народного творчества раскрывают перед детьми разнообразные выразительные возможности орнаментальной и сюжетной композиции. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить родную природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых.

       В своей педагогической деятельности активно использую технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям творческой деятельности, типам памяти, умению учиться.

       Использую задания:

  • с наличием образца выполнения;
  • со вспомогательными вопросами;
  • с инструкциями;
  • с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).

              Еще плодотворно используется работа в паре, которая позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.

       Применение парной формы на занятиях приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Также эффективна технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка выполнения творческой работы. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.

Использование технологии проектирования даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

       Также широко использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Ребятам очень нравятся уроки, объединяющие учебный материал по декоративно-прикладному искусству и другим дисциплинам: истории, музыке, литературе.

       Использую в процессе обучения и здоровесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

       Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к декоративно-прикладному искусству, развивает внимание, память,  пробуждает желание изготавливать красивые вещи своими руками, научиться рисовать как художники.

Ведущая   педагогическая идея

В процессе работы с детьми я учу детей тому, чтобы они  понимали тесную связь практического назначения предмета и его формы, материала, элементов украшения, научились отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного. При обучении детей декоративно-прикладному искусству осуществляются воспитание у детей интереса к предметам искусства в быту.

Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в различных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Оптимальность и эффективность средств

Практика показывает, что на каждом этапе занятия возможно и необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации.

Основной задачей при объяснении материала - является актуализация полученных ранее знаний обучающимися. Форма проверки может быть разнообразной. Например, ведется работа по ознакомлению с росписью изделий различных мастеров, с художественными особенностями росписи: на этапе объяснения нового материала детям предлагается выбрать понравившееся ему изделие, объяснить, почему он выбрал именно его, к какому промыслу оно относится, по каким признакам он это определил. Выполнить это задание ребёнок может самостоятельно или с помощью педагога, но при этом он получают разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, планов, памяток.

Использование коллективных и индивидуальных заданий при закреплении знаний, умений и навыков зависит от специфики задач занятия, уровня подготовленности и интереса к обучению. Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого обучающегося.

Задания можно классифицировать на три вида:

Тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки: упражнения по кистевой росписи, различные виды швов.

Частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения и декорирования предметов. Для того, чтобы ребёнок действительно развивался в процессе занятий, нужно дать ему возможность самому придумывать, комбинировать, создавать, пробовать.

Творческие, где характерна новизна, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь. К заданиям творческого характера относятся: роспись изделий по мотивам народных промыслов, сюжетные аппликации, изготовление куклы в праздничном народном костюме.

              Применение современных образовательных технологий в процессе занятий по декоративно-прикладному искусству помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых)

В результате посещения кружка «Юный мастер» дети знают  название основных и составных цветов; понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, линия, орнамент, аппликация, асимметрия, силуэт, пятно;

---- изобразительные основы декоративных элементов;

---- названия инструментов и приспособлений;

---- правила безопасности труда и личной гигиены;

Дети умеют:

--- пользоваться инструментами: карандашами, краской, кистью, палитрой;

---- полностью использовать площадь листа,  крупно изображать предметы;

---- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

---- применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание поверхности;

---- моделировать художественно выразительные формы геометрических и   растительных форм;

----- планировать, организовывать и контролировать свой труд;

Дети занимаются с удовольствием, успешно участвуют в конкурсах, выставках, стараются углубить свои умения, знания, обогащать свое мастерство.

       Результатом применения вышеперечисленных технологий  могу назвать следующее:

  • Развитие способностей каждого ученика,
  • Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою творческую деятельность,
  • Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,
  • Формированию личностных качеств ученика,
  • Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

       Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

Мои ученики ежегодно участвуют в  муниципальных, региональных этапах   конкурсов («Бумажная Вселенная», «Город мастеров», «Символы Отчизны», «Дети. Техника. Творчество»). Еще участвуют в дистанционных творческих конкурсах, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся.        

Результатом работы по проблеме можно считать  следующее:  создание каждым ребёнком своего оригинального продукта,  его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к  обучению  в  специальных профессиональных учебных заведениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ключевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственность и переход к ФГОС ООО в образовательных учреждениях Чеди- Хольского кожууна Республики Тыва

Ооржак Чойгана Калдар-ооловна.методист по дисциплинам МБУ ММЦ Чеди-Хольского кожууна, учитель иностранных языковМБОУ Хову-Аксынская СОШКлючевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственностьи пе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Дачная СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Поповой Надежды Владимировны

Тема инновационного педагогического опыта:«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время»....

План работы ШМО учителей математики, физики и информатики МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва на 2018-2019 учебный год.

План работы ШМО учителей математики, физики и информатики МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва на 2018-2019 учебный год...

Памятники, мемориальные доски и улицы, воинские захоронения, находящихся на территории администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Реестр памятников, мемориальных досок и улиц, воинских захоронений, находящихся на территорииадминистрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва»...