Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии
методическая разработка на тему

Зубцова Нина Николаевна

Данная работа является зачётной на курсах ПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_2.docx43.09 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

 Итоговая работа

На тему: «Проектирование урока  географии в режиме  технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ВБ: 20.01. 2014 г. 24. 01. 2014 г. «Проектирование учебного

занятия на основе современных образовательных технологий»

Выполнила учитель географии

ГБОУ СОШ с. Летниково

Алексеевского района

Зубцова Нина Николаевна

В последние десятилетия и в жизни нашего государства, и в международном сообществе в целом произошли существенные социальные и экономические перемены. Стремительное развитие человеческой цивилизации, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы.

Возникла потребность в подготовке активного, думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, ведущего здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни, способного на эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального к информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной. Образовательная модель 21 века – это целостная система основополагающих идей, целей, принципов и методов обучения и воспитания. Следовательно, процесс модернизации Российского образования на современном этапе предъявляет школе, учителю, ученику новые требования. Эти требования заложены в Стандарте основного общего образования: Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям

Следовательно, главное в образовательном  процессе – это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.

Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.

Итак, актуальность нашей работы заключается в том, что сегодня требуются не просто грамотные специалисты, а мыслящие, творческие, подлинно культурно компетентные личности. Поэтому обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать; логически мыслить; отстаивать собственные мнения; исправлять свои и чужие ошибки; адекватно выражать свои мысли;  уметь работать с текстами, владеть богатствами выразительной речи. Современная система образования  не всегда соответствует данным требованиям общества, поэтому мною апробируется технология развития критического мышления через чтение и письмо.

 2. Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

  • Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
  • Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
  • Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
  • Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
  • Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
  • Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Чем же инновационный урок отличается от традиционного?

Схема урока

Традиционный урок

Инновационный урок

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.
  1. Мобилизующий этап.
  2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.
  3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Рефлексия.

В мобилизующий этап может быть включена проверка домашнего задания. Далее предугадывание того, что ученики должны сделать на уроке. Объяснение начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Заканчиваться урок должен непременно рефлексией.

В ходе определения технологий, которые отвечают этим требованиям, мы вышли на технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Что же такое критическое мышление?

           Во-первых  критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.

  •     Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). Сравним условиями для развития мышления учащихся в традиционной классической системе и традиционной развивающейся системе.

 Теоретической  основой опыта являются публикации американских и российских педагогов, работающих в рамках проекта Института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Этот проект разработали американские педагоги Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл и С. Уолтер. Он реализуется более чем в 16 странах мира с 1997 года, а с 2000 года и в пяти российских  регионах:  Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске при поддержке Консорциума Демократической педагогики и Международной читательской Ассоциации.

        Американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис  Мередит разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии, а также методические приёмы (перепутанные логические цепочки, маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «-», «?», заполнение кластеров, таблиц).        Ольга Громова, преподаватель из Москвы, в статье «Критическое мышление - как это по-русски?» показывает родственную связь технологии критического мышления с основами российской системы развивающего обучения, которая базируется на идеях Л. Выготского, М. Гальперина, П. Лейбенгруба и многих других ведущих советских педагогов и психологов. Главная цель этой технологии, по мнению автора, обучение «общению и сотрудничеству со всеми людьми, подготовка граждан открытого общества». В статье большое внимание уделено организации творческого сотрудничества учителей и учеников, необходимости строить эти отношения на основе доверия и открытости.

        Кандидат педагогических наук, преподаватель Российского педагогического университета им. А.И.Герцена С.Заир-Бек в своей статье «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма» даёт собственную интерпретацию понятия «критическое мышление», указывая взаимосвязь и взаимообусловленность критического и творческого мышления. Автор подробно описывает сущность самой технологии, её возможностей для активизации познавательной деятельности учеников.

Преподаватель психологии из Санкт-Петербурга И.Загашев в статье «Умение задавать вопросы», опубликованной в журнале «Библиотека в школе» №12, 2001г., на основе осмысления работы Д. Халперн даёт классификацию различных типов вопросов, описывает их функции и методику, развивающую умение задавать вопросы.

В журнале «Методист» №2,2002г. Была опубликована статья «Технология развития  критического мышления: научно-методическое осмысление». В ней И.В. Муштавинская, зам. директора гимназии №177 Санкт-Петербурга, представляет описание основных, наиболее часто применяемых, приёмов данной технологии и иллюстрирует их применение на представляемых уроках.

        Вслед за американскими коллегами российские педагоги и исследователи С.И. Заир-Бек и И.В.Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов: вызов, осмысление, рефлексия.

Зачем нужна «ТРКМ»?

  1. Навыки критического анализа, развиваемые посредством приёмов данной технологии, являются неотъемлемыми характеристиками современного ученика.
  2. ТРКМ входит в банк технологий, которые призваны активизировать образовательный процесс в школе и повысить самостоятельность учащихся.
  3. При применении ТРКМ на уроках русского языка происходит активное развитие умений критического анализа, данная технология обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся.
  4. Но данная технология «не привязана» к предметной области – её можно использовать при изучении самого широкого комплекса предметов, к тому же за счёт учебного курса практически целиком в рамках данной технологии, делая её использование системным и методичным.

      Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта. Внешних норм и правил. Однако провести чёткую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

      Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело владеть информацией, но критически её оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать её вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и оценочности данной информации.

     Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трёхфазной структуре. Сначала я начала использовать отдельные приёмы данной технологии, а затем, приобретя опыт и увидев плоды своего труда, начала разрабатывать целые блоки учебных занятий и тем. Фазы ТРКМ хорошо согласуются с привычными дидактическими циклами занятий.

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ: 

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

  Технологические этапы данной технологии представлены в следующей таблице:

Технологические этапы

1 стадия /фаза/ Вызов

2 стадия /фаза/ Осмысление содержания

- актуализация имеющихся знаний

- пробуждение интереса к получению новой информации

- постановка собственных целей обучения

- получение новой информации

- корректировка поставленных целей обучения

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.
Работа ведется индивидуально, в парах или группах

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция).
Работа ведется индивидуально или в парах

Функции данной стадии

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний)

Возможные методы и приемы

Составление списка «известной информации»:

- рассказ-предположение по ключевым словам;

- графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т. д.

-«Корзина идей, понятий, имён...», «Составление кластера», «Составление таблицу ЗХУ».

Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы. - «Пометки на полях», «Взаимоопрос», «Зигзаг».

Мною используется технология развития критического мышления на уроках географии при изучении следующих тем: в 6 классе «Температура и солёность вод Мирового океана», «Океанические течения», в 8 классе «

Мною разработана технологическая карта урока в 6 классе по теме: «Свойства вод Мирового океана:

Используемые технологии: технология развития критического мышления посредством чтения и письма – приём «шесть шляп мышления», сводная таблица.

Цель урока: изучить понятия  солёности вод Мирового океана и температурах условий

Задачи урока:

Образовательные:

        Сформировать представления о солёности вод океанов и температуре поверхностных вод.

        Установить причины различной солёности вод океанов и температурных характеристик.

Развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы;  творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Продолжить формирование умений работать с картой (обозначение значками на настенной карте и атласе показателей солёности воды и температуры).

Воспитывающие: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения.

        Продолжить работу над формированием естественно-научного мировоззрения

        Продолжить формирование  с работать в группе.

Оборудование: Настенная физическая карта полушарий; атласы; контурные карты; тетради учащихся; раздаточный материал «Письмо в «Академию юных знатоков географии»; значки с цифрами, показывающими солёность и температуру в разных частях Мирового океана; «шляпы мышления» белого, жёлтого, чёрного, зелёного и синего цвета.

Этапы урока

Деятельность учителя

Методы и приёмы

Деятельность обучающихся

Вызов

       

Осмысление

Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,

на которые хотел бы получить ответ. Информация,

полученная, выслушивается,

обсуждается, работа ведется

индивидуально - парами - группами.

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией

Непосредственный контакт с новой информацией с текстом

работа ведется индивидуально – парами – группами с использованием «шляпы мышления»

.

Мозговая атака

Методы активного чтения:

Инсерт.

«6 шляп», дискуссия

.

- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

- строят предположения о содержании текста, исходя из содержания текста

 

Читают текст, делают на полях  маркировку текста с использованием значков,

обсуждение в группах, представляют свои впечатления и мысли в соответствии с цветом шляп, заполняют таблицу, делают выводы, работают с картами атласа

Осмысление

Вернуть учащихся к первоначальным предположениям,

установление причинно- следственных связей между

блоками информации;

Творческая переработка, анализ, интерпретация

изученной информации, работа ведется индивидуально

– в парах – группах

Заполнение таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация круглого стола и дискуссии.

: синквейн,

- Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

- самооценка и самоопределение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗЕЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие солёность воды и температура воды

умение  ориентироваться  по географической карте

Регулятивные

самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

Познавательные

закрепляют  навыки и умения применять алгоритмы; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания по теме «ГИДРОСФЕРА».

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Личностные

формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

Для оценивания результативности  были разработаны критерии:

  1. Думает  критически, проявлять любознательность и использует исследовательские методы:
  2. Ставит перед собой вопросы и осуществляет планомерный поиск ответов

     3.  Может применять навыки критического мышления в различных жизненных ситуациях

  критерии оценки  критичности мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

Оценка (Где ошибка)

Диагноз (В чем причина)

Самоконтроль (Каковы недостатки)

Критика  (Согласны ли вы? Опровергните,  приведите контраргументы).

Прогноз (Постройте прогноз).

На основе данных показателей  составлена анкета «Критичность мышления»

Анкета

 всегда проявляется данный критерий-  4 баллов;  иногда проявляется 3;   не проявляется – 2 балла

Критерии

Всегда

Иногда

Не могу

Оценка

Я могу найти ошибку в своих или чужих суждениях.

Диагноз

Могу найти причину ошибочных суждений

Самоконтроль

Могу увидеть недостатки в своих суждениях

Критика

Могу опровергнуть какие-либо доводы, привести контраргументы

Прогноз

Могу сделать прогноз какого-либо явления, процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем  мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии

Представляю вашему вниманию разработки конспектов уроков с использованием    современной  открытой  образовательной  технологии –    технологии...

Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"

Представлен подробный конспект урока литературы  с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инно...

Урок русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии" с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Цель урока:1.         Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;2.         Фор...

Технологическая карта урока русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо" в ИОС

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме; "Строение и грамматическое строение словосочетаний"...

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии»

Мастер-класс представляет опыт работы по технологии РКМЧП на уроках биологии...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....