Нестандартная организация уроков
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ ЗСОШ №1
Тема по самообразованию:
Нестандартная организация уроков
русского языка и литературы
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Мельник Наталья Владимировна
Урок – лекция.
Существенную помощь в преподавании литературы учителю-словеснику могут оказать нестандартная организация уроков. Целью такой организации уроков увеличить удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществить индивидуальный подход и развить творческие способности каждого ученика. Дело в том, что активность или пассивность занятия определяется не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Одной из активных форм преподавания мы назовем лекцию, т.к в ней заложены богатые возможности.
Лекция способна не только сообщать информацию, но, выстраивая систему знаний, убеждая, может формировать мировоззрение слушателей. Слово учителя вызывает эмоционально-эстетическое отношение, пробуждает «чувства добрые», помогает становлению личности. Наконец, с помощью лекции осуществляется руководство различными видами деятельности учащихся на уроке и вне урока, формируются разнообразные умения.
Слушание лекции – это сложный психологический процесс. Прежде всего ученики при слушании лекции должны уметь выделить главную мысль прослушанного. В современной методике литературы выделяются следующие типы лекций: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция - пресс-конференция, лекция-консультация, лекция-провокация, лекция-диалог, лекция с применением игровых методов.
1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися самостоятельно.
2. Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.
3. Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух учителей, а в старших классах возможно учителя и ученика, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания.
4. Лекция - пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.
5. Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Различие - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.
6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".
7. Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.
8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.
Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.
Условиями эффективного проведения лекции являются:
- четкое продумывание и сообщение учащимся плана лекции;
- логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них;
- логичность связей при переходе к следующему разделу;
- доступность, ясность излагаемого;
- использование разнообразных средств наглядности и ТСО;
- обучение учащихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.;
- итоговая беседа по теме лекции.
При анализе лекции необходимо выявить:
- оптимальность выбора темы лекции, ее цели, ведущие идеи, основные понятия;
- оценку оптимальности содержания материала лекции:
- рациональность логики изложения;
- полнота раскрытия темы;
- выделение главных мыслей, ведущих понятий;
- воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала;
- приемы мобилизации внимания, интереса учащихся, стимуляции их познавательной активности:
- актуализация темы, ее практическая значимость;
- четкость структуры и плана лекции;
- эмоциональность и проблемный характер изложения материала;
- создание ситуаций новизны, занимательности и т.д.;
- использование ТСО;
- осуществление межпредметных связей;
- умения, формируемые у учащихся в процессе лекции, и степень их сформированности;
- характер взаимодействия учителя и учащихся, способы осуществления обратной связи;
- методика закрепления, характер вопросов и заданий, вынесенных на закрепление;
- манера поведения и характер общения учителя и учащихся;
- качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень усвоения знаний.
Приемы активизации внимания при слушании лекции.
1. «Постоянные вопросы». После каждой небольшой логически закопченной части текста учитель задаёт один-два вопроса и просит каждого ученика написать ответы на листочке. Потом листочки можно собрать и поставить оценки.
2. «Карточки-сигналы». На лекции можно использовать карточки-сигналы, например, карточки согласия или несогласия. Время от времени учитель может останавливаться и просить всех показывать с помощью карточек своё понимание или непонимание объяснения. Восклицательный знак — всё ясно, вопросительный — что-то неясно, есть вопросы.
3. «Рабочий гул». Учитель прерывает объяснение, задаёт вопрос и просит каждого ученика выслушать ответ на него своего соседа по парте. Затем учитель просит нескольких учеников рассказать о том, что думали соседи и согласны ли они с их мнением. С помощью этого приёма можно просить выслушать ответ на вопрос учителя, просить придумать и задать свой собственный вопрос, продолжить предложение, привести свой пример и т.д.
4. Задания перед лекцией
Перед началом лекции можно предложить детям записать на листочек ответы на несколько вопросов:
1. О чём, судя по названию, пойдёт речь в лекции?
2.0 чём я рассчитываю узнать из лекции?
3. Что я уже знаю по этой теме?
Дети записывают свои предположения и после лекции говорят, насколько сбылись их ожидания.
Можно перед лекцией дать несколько индивидуальных заданий такого типа:
- Отметить три наиболее интересных (вариант —спорных) утверждения лектора.
- Придумать и записать три примера (из жизни или других литературных произведений), подтверждающие или опровергающие утверждения лектора.
- Записывать по ходу рассказа вопросы по тому, что непонятно или вызывает сомнения.
После лекции учитель попросит учеников прочитать их заметки и проводит обсуждение.
5.Конспект «по следам». Учитель делит лекцию на несколько небольших частей и просит ребят ничего не записывать во время объяснения. После каждой части он останавливается и просит составить конспект (сделать записи) по памяти. После этого можно попросить кого-то из добровольцев прочитать свои записи и обсудить их с классом.
6. Конспект по плану. Учитель заранее готовит план своего рассказа и записывает его на доске или размножает на ксероксе. Задача учеников — дополнить план содержанием. Как и в «конспекте по следам», полученные записи обсуждаются в группах и всем классом.
7. Десять понятий. Учитель перед началом лекции просит каждого приготовиться записать десять (любое другое число в зависимости от длительности лекции) понятий, отражающих содержание лекции. После окончания лекции каждый ученик выстраивает иерархию из понятий в зависимости от их важности. Затем ученики объединяются в пары и четвёрки, составляя общие иерархии.
8. Рисуночный конспект. Необходимо составить конспект лекции, но не с помощью слов, а с помощью рисунков и символов. Дети вынуждены «переводить» слова лектора в образы. Для этого необходимо выделять ключевые идеи, обобщать сказанное, подбирать образы и символы, подходящие по смыслу, располагать их на листе так, чтобы было видно, какая между ними существует взаимосвязь. Эта работа требует большего внимания и интеллектуального напряжения, чем запись слов. Значит, выше вероятность более глубокого понимания и освоения материала. С другой стороны, конспект из рисунков непривычен, составить его достаточно сложно, поэтому первые опыты могут оказаться не совсем удачными. После лекции можно разобрать несколько конспектов и отметить их сильные и слабые стороны. Это поможет слушателям освоиться с таким методом работы.
9. Выборочное конспектирование. В начале занятия преподаватель объявляет, что сегодняшняя лекция будет состоять из пяти смысловых частей. Он разбивает слушателей на пять групп и даёт каждой группе порядковый номер — от одного до пяти. Задача каждой группы — слушая всю лекцию, уделить особое внимание той части, которая соответствует её порядковому номеру. Первая группа концентрируется на первой части лекции, вторая — на второй и т.д. Однако лектор не говорит, когда закончилась одна часть и началась другая, — задача слушателей определить это самостоятельно. После окончания лекции члены каждой группы собираются вместе и обобщают знания по своей части. Представители групп кратко отчитываются перед остальными слушателями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные формы уроков в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина
Значение образования и способностей не ограничивается только экономическими последствиями, а имеет многоаспектное воздействие, представляя собой основной фактор совокупного развития человека и обществ...
Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков
Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...
От нестандартного на уроке - к самостоятельному в жизни.
Статья на основе практического материала обосновывает необходимость формирования креативной личности через решение нестандартных заданий на уроках русского языка и литературы....
Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"
Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...
Нестандартные формы организации урока английского языка с использованием игровых технологий
Как организовать урок английского языка в школе? Как заинтересовать учащихся этим непростым, но таким важным предметом? Подобным вопросом задаются многие педагоги, и каждый находит какое-то свое решен...
Урок литературы "Нестандартное начало урока литературы"
В презентации предложены интересные этапы начала урока литературы...
Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...
- Мне нравится (1)