Нестандартная организация уроков
методическая разработка на тему

Мельник Наталья Владимировна

Как провести урок-лекцию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-lektsiya.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ЗСОШ №1

Тема по самообразованию:

Нестандартная организация уроков

 русского языка и литературы

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Мельник Наталья Владимировна

Урок – лекция.

Существенную помощь в преподавании литературы учителю-словеснику могут оказать нестандартная организация уроков. Целью такой организации уроков увеличить удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществить индивидуальный подход и развить творческие способности каждого ученика. Дело в том, что активность или пассивность занятия определяется не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию.  Одной из активных форм преподавания  мы назовем лекцию, т.к в ней заложены богатые возможности.

Лекция способна не только сообщать информацию, но, выстраивая систему знаний, убеждая, может формировать мировоззрение слушателей. Слово учителя вызывает эмоционально-эстетическое отношение, пробуждает «чувства добрые», помогает становлению личности. Наконец, с помощью лекции осуществляется руководство различными видами деятельности учащихся на уроке и вне урока, формируются разнообразные умения.

Слушание лекции – это сложный психологический процесс. Прежде всего ученики при слушании лекции должны уметь выделить главную мысль прослушанного. В современной методике литературы выделяются следующие типы лекций: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция - пресс-конференция, лекция-консультация, лекция-провокация, лекция-диалог, лекция с применением игровых методов.

1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися самостоятельно.

2. Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

3. Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух учителей, а в старших классах возможно учителя и ученика, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания.

4. Лекция - пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

5. Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Различие - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.

6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".

7. Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.

Условиями эффективного проведения лекции являются:

- четкое продумывание и сообщение учащимся плана лекции;

- логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них;

- логичность связей при переходе к следующему разделу;

- доступность, ясность излагаемого;

- использование разнообразных средств наглядности и ТСО;

- обучение учащихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.;

- итоговая беседа по теме лекции.

При анализе лекции необходимо выявить:

- оптимальность выбора темы лекции, ее цели, ведущие идеи, основные понятия;

- оценку оптимальности содержания материала лекции:

- рациональность логики изложения;

- полнота раскрытия темы;

- выделение главных мыслей, ведущих понятий;

- воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала;

- приемы мобилизации внимания, интереса учащихся, стимуляции их познавательной активности:

- актуализация темы, ее практическая значимость;

- четкость структуры и плана лекции;

- эмоциональность и проблемный характер изложения материала;

- создание ситуаций новизны, занимательности и т.д.;

- использование ТСО;

- осуществление межпредметных связей;

- умения, формируемые у учащихся в процессе лекции, и степень их сформированности;

- характер взаимодействия учителя и учащихся, способы осуществления обратной связи;

- методика закрепления, характер вопросов и заданий, вынесенных на закрепление;

- манера поведения и характер общения учителя и учащихся;

- качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень усвоения знаний.

Приемы активизации внимания при слушании лекции.

1. «Постоянные вопросы». После каждой небольшой логически закопченной части текста учитель задаёт один-два вопроса и просит каждого ученика написать ответы на листочке. Потом листочки можно собрать и поставить оценки.

2. «Карточки-сигналы». На лекции можно использовать карточки-сигналы, например, карточки согласия или несогласия. Время от времени учитель может останавливаться и просить всех показывать с помощью карточек своё понимание или непонимание объяснения. Восклицательный знак — всё ясно, вопросительный — что-то неясно, есть вопросы.

3. «Рабочий гул». Учитель прерывает объяснение, задаёт вопрос и просит каждого ученика выслушать ответ на него своего соседа по парте. Затем учитель просит нескольких учеников рассказать о том, что думали соседи и согласны ли они с их мнением. С помощью этого приёма можно просить выслушать ответ на вопрос учителя, просить придумать и задать свой собственный вопрос, продолжить предложение, привести свой пример и т.д.

4. Задания перед лекцией

Перед началом лекции можно предложить детям записать на листочек ответы на несколько вопросов:

1. О чём, судя по названию, пойдёт речь в лекции?

2.0 чём я рассчитываю узнать из лекции?

3. Что я уже знаю по этой теме?

Дети записывают свои предположения и после лекции говорят, насколько сбылись их ожидания.

Можно перед лекцией дать несколько индивидуальных заданий такого типа:

  1. Отметить три наиболее интересных (вариант —спорных) утверждения лектора.
  2. Придумать и записать три примера (из жизни или других литературных произведений), подтверждающие или опровергающие утверждения лектора.
  3. Записывать по ходу рассказа вопросы по тому, что непонятно или вызывает сомнения.

После лекции учитель попросит учеников прочитать их заметки и проводит обсуждение.

5.Конспект «по следам». Учитель делит лекцию на несколько небольших частей и просит ребят ничего не записывать во время объяснения. После каждой части он останавливается и просит составить конспект (сделать записи) по памяти. После этого можно попросить кого-то из добровольцев прочитать свои записи и обсудить их с классом.

6. Конспект по плану. Учитель заранее готовит план своего рассказа и записывает его на доске или размножает на ксероксе. Задача учеников — дополнить план содержанием. Как и в «конспекте по следам», полученные записи обсуждаются в группах и всем классом.

7. Десять понятий. Учитель перед началом лекции просит каждого приготовиться записать десять (любое другое число в зависимости от длительности лекции) понятий, отражающих содержание лекции. После окончания лекции каждый ученик выстраивает иерархию из понятий в зависимости от их важности. Затем ученики объединяются в пары и четвёрки, составляя общие иерархии.

8. Рисуночный конспект. Необходимо составить конспект лекции, но не с помощью слов, а с помощью рисунков и символов. Дети вынуждены «переводить» слова лектора в образы. Для этого необходимо выделять ключевые идеи, обобщать сказанное, подбирать образы и символы, подходящие по смыслу, располагать их на листе так, чтобы было видно, какая между ними существует взаимосвязь. Эта работа требует большего внимания и интеллектуального напряжения, чем запись слов. Значит, выше вероятность более глубокого понимания и освоения материала. С другой стороны, конспект из рисунков непривычен, составить его достаточно сложно, поэтому первые опыты могут оказаться не совсем удачными. После лекции можно разобрать несколько конспектов и отметить их сильные и слабые стороны. Это поможет слушателям освоиться с таким методом работы.

9. Выборочное конспектирование. В начале занятия преподаватель объявляет, что сегодняшняя лекция будет состоять из пяти смысловых частей. Он разбивает слушателей на пять групп и даёт каждой группе порядковый номер — от одного до пяти. Задача каждой группы — слушая всю лекцию, уделить особое внимание той части, которая соответствует её порядковому номеру. Первая группа концентрируется на первой части лекции, вторая — на второй и т.д. Однако лектор не говорит, когда закончилась одна часть и началась другая, — задача слушателей определить это самостоятельно. После окончания лекции члены каждой группы собираются вместе и обобщают знания по своей части. Представители групп кратко отчитываются перед остальными слушателями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы уроков в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина

Значение образования и способностей не ограничивается только экономическими последствиями, а имеет многоаспектное воздействие, представляя собой основной фактор совокупного развития человека и обществ...

Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков

Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

От нестандартного на уроке - к самостоятельному в жизни.

Статья на основе практического материала обосновывает необходимость формирования креативной личности через решение нестандартных заданий на уроках русского языка и литературы....

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Нестандартные формы организации урока английского языка с использованием игровых технологий

Как организовать урок английского языка в школе? Как заинтересовать учащихся этим непростым, но таким важным предметом? Подобным вопросом задаются многие педагоги, и каждый находит какое-то свое решен...

Урок литературы "Нестандартное начало урока литературы"

В презентации предложены интересные этапы начала урока литературы...

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...