Нестандартные формы уроков в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина
статья по литературе (8 класс) по теме
Значение образования и способностей не ограничивается только экономическими последствиями, а имеет многоаспектное воздействие, представляя собой основной фактор совокупного развития человека и общества. Возможности экономического прогресса любого человека все больше зависят от степени его образования – чем оно выше, тем больше возможностей для восхождения на верх общественной пирамиды.
Повышение уровня образования способствует и повышению общего уровня жизни, поэтому необходимо искать пути, способы и средства его совершенствования и повышения эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные формы уроков в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина
Лукьяшко О.В.,
учитель русского языка
НП ЦО «Лицей «Столичный»,
город Москва.
Значение образования и способностей не ограничивается только экономическими последствиями, а имеет многоаспектное воздействие, представляя собой основной фактор совокупного развития человека и общества. Возможности экономического прогресса любого человека все больше зависят от степени его образования – чем оно выше, тем больше возможностей для восхождения на верх общественной пирамиды.
Повышение уровня образования способствует и повышению общего уровня жизни, поэтому необходимо искать пути, способы и средства его совершенствования и повышения эффективности.
«Важнейшая задача, которая стоит перед всеми общественными институтами, – научить ребенка тому, чтобы он сам прежде всего и в первую очередь стал субъектом образования своей личности, отчего и зависит высокое качество получаемого им образования и всей его последующей жизни» (5,22).
Образование не может пассивно идти вслед за событиями и изменениями в обществе, оно должно быть в авангарде, ориентировать общественную среду на новые перспективы. Развивая познавательную деятельность школьников, учителя одновременно готовят их к открытию нового, непознанного, укрепляют в них новаторский, творческий дух. Нововведения как в обществе, так и в воспитании и образовании одновременно являются и результатом, и эффективным путем, и средством преобразования общества. Инновации в образовании направлены на достижение непосредственных учебных целей и долгосрочных задач.
Гуманитарным наукам особое внимание начинают уделять в инновационном плане только в последние два десятилетия. Судьбу долгих общественных наук разделяет и педагогика. Инновационное обучение характеризуется по функциональным свойствам: как особый тип овладения знанием, альтернативный по отношению к традиционному, «нормативному» обучению. Если «нормативное обучение» направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях, то инновационное обучение подразумевает развитие способностей к совместным действиям в новых ситуациях.
На сегодняшний день в инновационном обучении занимает не последнее место проблема диалогового общения, и хотя она не является новой, все-таки в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. Диалог предстает не только как средство обучения, но и как сущностная характеристика технологий, определяющая ее цель и содержание (3, 123).
Диалог подразделяется на:
- Внутриличностный (противоречие сознания и эмоций).
- Культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.
- Как речевое общение людей.
Диалог имеет свои цели:
1.Формирование диалогического сознания и мышления, освобождающего его от плоского рационализма,
2.Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, несводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.
Помимо целей, диалог содержит в себе концептуальные идеи:
- Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.
- Многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.
- Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.
В «Диалоге культур» диалог выступает в двух функциях:
- Форма организации обучения.
- Принцип организации самого содержания науки:
а) Диалог – определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий.
б) Диалог культур в контексте современной культуры развивается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления.
в) Диалог в сознании ученика (и учителя) как основа реального развития гуманитарного мышления.
Наша задача заключается как раз в постепенном развитии гуманитарного мышления школьников, в побуждении учащихся формулировать и высказывать имеющиеся у них идеи, «сталкивать» школьников с явлениями действительности.
Этой цели может служить урок-диалог в восьмом классе на тему: «Унылая пора! очей очарованье…» (по пейзажной лирике А.С. Пушкина).
Данная форма урока позволяет расширять кругозор школьников, закреплять понятие «пейзаж в литературе», рассматривать особенности пушкинских творений, понимать чувства поэта, пробуждать в учащихся желание мыслить, а также развивать навыки общения.
Для осуществления данной цели может помочь:
- музыкальный фон урока (чтобы придать большую эмоциональность уроку, следует подобрать мелодию с легким шумом дождя и колыханием ветра, например Emilia-Twist of Fate);
- художественное оформление класса (в начале работы вывешиваются иллюстрации с изображением осеннего пейзажа).
Методист-словесник М.А. Рыбникова считает, что успех педагогической деятельности зависит от понимания детских душ, от того, как учитель преподносит сложный материал и вкладывает его в сознание ребенка. Ученая пишет, что «обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия ребят, на органы чувств и на разные сферы сознания». (4, 295-296)
Иными словами, обращаясь к нашей форме урока, учитель должен позаботится об обстановке в классе, которая способствует повышению эмоционального восприятия школьников. Кроме того, нам очень важно диалоговое общение, суть которого заключается в постепенном развитии гуманитарного мышления школьников.
Итак, задача подобного урока заключается в развитии коммуникативных навыков, а также в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина.
Дальнейшая работа предполагает задействование одиннадцати человек в выразительном чтении стихотворения «Осень», так как данный отрывок состоит из одиннадцати строф.
В начале работы над творением напоминаем, что необходимо проанализировать форму произведения, которая тесно связана с содержанием.
Известно, что «форма» и «содержание» - это философские категории, во взаимосвязи которых, содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. «Форма» есть способ существования и выражения содержания. Г.Н. Поспелов в качестве первичного разделения берет такие общие категории, как «содержание» и «форма». Данная методологическая тенденция в большей степени отвечает реальной структуре произведения. Она более обоснована с точки зрения философии и методологии. Категории «содержания» и «формы», превосходно разработанные еще в системе Гегеля, стали важными категориями диалектики и неоднократно успешно применялись в анализе самых разных сложно организованных объектов.
«Содержание» литературного произведения мы можем определить как его сущность, духовное существо, а «форму» – как способ существования этого содержания. Содержание, иными словами, - это «высказывание» писателя о мире, определенная эмоциональная и мыслительная реакция на те или иные явления действительности. «Форма» - та система средств и приемов, в которой эта реакция находит выражение, воплощение. «Форма» художественного произведения имеет две основные функции: внутреннюю (выражает содержание) и внешнюю (обнаруживается в воздействии произведения на читателя). Значение второй функции состоит в том, что «форма» оказывает на читателя эстетическое воздействие, потому что именно она выступает носителем эстетических качеств художественного произведения. В пределах художественного произведения «содержание» обладает безусловностью, в отношении его нельзя поставить вопрос «зачем оно существует?», его нельзя выдумать – оно непосредственно приходит из первичной реальности (из общественного бытия людей или из сознания автора). «Форма» существует для «чего-то» – для воплощения содержания. В настоящий момент изучение художественных произведений «от формы к содержанию» не имеет принципиального значения, потому что любой подход может найти свои оправдания (А.Б. Есин, 1998).
На этапе анализа «формы» стихотворения большое значение для организации диалога имеют следующие вопросы и задания:
1. Рассмотрите соотношение «читатель» и «лирический герой» «Осени». 2.Каково отношение «лирического героя» к временам года? 3.Согласны ли Вы с мнением поэта?
Ответ на первый вопрос предполагает скрытый диалог с «лирическим героем» произведения. Школьники, читая творение, приходят к выводу, что в «Осени» сильно звучащее «я» поэта, которое воздействует на читателя. Учащиеся сопоставляют чувства и мысли «лирического героя» с собственными впечатлениями от прочитанного:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
(1, 373)
Я снова жизни полон – таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм)
(1,374)
«Лирический герой» ведет задушевный разговор с читателем. Каждая строка творения проникнута откровенностью и добротой: «Сказать Вам откровенно, из годовых времен я рад лишь ей одной» (1,373).Обращения, используемые поэтом в стихотворении, побуждают читателя к размышлениям.
Ответ на второй вопрос позволяет вникнуть в содержание творения, понять мировоззрение писателя.
В диалог с читателем вступает Пушкин, он делится своим мнением о временах года, с теплом отзывается о суровой зиме, не любит пробуждения природы, то есть весны, и вздыхает о лете, которое заставляет нас страдать от засухи, пыли и зноя:
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель, вонь, грязь – весной я болен;
Суровою зимой я более доволен, люблю ее снега
………………………………………………………
Ох, лето красное, любил бы я тебя,
Когда б не зной, да комары, да мухи…
(1, 372)
Какая любовь чувствуется в многострадальном сердце поэта, когда он пишет о «золотой поре»! «Сказать Вам откровенно, из годовых времен я рад лишь ей одной» (1,372). Искренность лирического героя звучит в данных строках. Осенняя природа подобна деве, осужденной на смерть: «Бедняжка клонится без ропоты, без гнева… Она жива еще сегодня, завтра нет» (1, 374). Осень вселяет оптимизм в душевный мир Пушкина: «И с каждой осенью я расцветаю вновь; здоровью моему полезен русский холод; к привычкам бытия вновь чувствую любовь… я снова счастлив, молод» (1, 374). Желание творить вырывается наружу, «пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут…» (1, 375). Отметим, что на протяжении всего стихотворения писатель не теряет контакта с читателем, он ведет диалог, заставляет размышлять вместе с ним, а в этом помогают вопросительные и восклицательные предложения: «А зимних праздников блестящие тревоги?.. Но надо знать и честь, полгода снег да снег…», «Как это объяснить? Мне нравится она…», «Унылая пора! очей очарованье!» (1,374).
Давая ответ на третий вопрос, школьники высказывают собственные мнения о временах года. Кто-то соглашается с точкой зрения писателя, кто-то противоречит его суждениям. Таким образом, становятся очень важными рассуждения учеников, которые учатся работать в коллективе, пополняют словарный запас, выражают вслух собственную точку зрения на происходящие события.
Для усиления эмоционального восприятия детей, следует заострить внимание на пейзажной зарисовке октября:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает…
После прочтения отрывка учитель задает вопросы:
1. Каким образом поэт убеждает нас в превосходстве осени над всеми временами года? 2. Какие бы тона красок использовали бы Вы, если бы писали картину октябрьской поры?
В описание осеннего пейзажа вложена вся душа поэта. Легкой кистью вырисовывается умирание природы: «роща отряхает последние листы», «пруд уже застыл»… Но по-прежнему милой для Пушкина остается «золотая пора», блистающая смиренно тихою красой. Ища ответы на поставленные вопросы, школьники не только рассуждают, обращаясь постоянно к тексту, но и развивают собственное воображение и фантазию.
Отметим, что Пушкин – мастер слова, поэт почти не пользуется цветописью в стихотворении, но по таким строчкам, как «и будит лай собак уснувшие дубравы», «и мглой волнистою покрыты небеса», «но гаснет краткий день», можно представить осеннюю пору, когда последний желтый лист опадет с ветки дерева и напомнит человеку о скором приходе зимы, когда нашему взору предстанут голые поля, а по утрам тонкий слой льда покроет лужицы. Эпитеты «багровый» цвет, «пышное» увяданье помогают ярче представить красоту осени. В желтых, оранжевых, коричнево-зеленых красках блистает природа под чуть пригревающими лучами солнца. И только Пушкин мог сказать, что «увяданье» природы действительно «пышное».
Итак, анализируя «форму» произведения, мы акцентируем внимание на диалоговом общении. Так как учащиеся ведут «диалог» с Пушкиным, то важной стороной является взаимопонимание и проникновение в мир чувств и переживаний друг друга. Поэт сумел донести до наших дней свои мысли и вызвать читателя на диалог.
В процессе анализа пейзажной лирики А.С. Пушкина нельзя оставить вне внимания стихотворения «Погасло дневное светило», (1820), «Редеет облаков летучая гряда» (1820)… В работе с этим стихотворением можно увеличить долю самостоятельности школьников. Помимо предложенных творений восьмиклассники находят пейзажные стихотворения и обмениваются мнениями, демонстрируя навыки анализа.
Обойти упоминающиеся выше стихотворения нельзя. Все дело в том, что щедрая, праздничная, сияющая природа Причерноморья пленила воображение поэта, поэтому писатель во многих своих творениях запечатлел жизнь этой поры. В данных произведениях скрывается и волнение сердца, и светлая печаль воспоминаний о юности, и упоение радостями жизни, и яркие краски крымского пейзажа.
На этапе анализа стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» школьникам предлагается сравнить лирического героя «Осени» и данного стихотворения. Легко заметить, что перед нами совершенно другой образ. В произведении чувствуется легкая томность. Если в стихотворении «Осень» эмоции вырываются наружу, то в данном творении поэт ведет повествование об увиденном наяву, но пропущенного уже через сердце:
Редеет облаков печальная гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне…
(1,177)
Чтобы усложнить работу восьмиклассников, настроить их на диалог и в то же время сделать урок более интересным, мы предлагаем не просто найти эпитеты в стихотворении, но и подобрать эпитеты к существительным: «гряда», «звезда», «равнины», «свет», а также сопоставить их с художественными средствами, используемыми А.С. Пушкиным в стихотворении. Так, например, ученики подбирают следующие тропы:
Работа учеников | Эпитеты А.С. Пушкина |
Прощальная гряда Счастливая звезда Последняя звезда Уснувшие долины Тусклый свет | Печальная гряда Звезда печальная Вечерняя звезда Увядшие равнины Слабый свет |
Подобная работа позволяет расширять словарный запас школьников, действует на их эмоциональное состояние, активизируя одновременно и деятельность. После проделанной работы ученики ведут рассуждения, отвечая на вопрос учителя: Почему пушкинские эпитеты более удачны? С помощью данных художественных средств, поэт мастерски рисует читателю прелести и недостатки времен года. Далее школьники разбирают особенности и функции пейзажа, сравнивая стихотворения «Осень» и «Редеет облаков печальная гряда…». В ходе работы восьмиклассники приходят к выводу, что пейзаж Пушкина можно слышать, видеть, осязать: «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих, ровных рек…» (1, 373), «звенит промерзлый дол и трескается лед…» (1, 374). Картины природы действуют и на внутреннее состояние человека, нас пленяет красота русской местности и заставляет размышлять о жизни.
Чтобы проверить усвоенность пройденного материала, на дом учащимся можно предложить темы, которые вновь заставят их поразмышлять и повести диалог с Пушкиным:
- «Я» и пушкинская осень.
- Разговор с Пушкиным о зиме.
- «Я не люблю весны…» Размышления вслух: «за» или «против» мнения Пушкина.
- «Ох, лето красное, любил бы я тебя…» Общение с поэтом.
Восьмиклассники еще раз должны выявить отношение поэта к временам года, обращаясь к пейзажным стихотворениям Пушкина, а также выразить собственное мнение по данной проблеме, соглашаясь или вступая в спор с писателем.
Общение на уроке литературы в нестандартной ситуации ориентирует класс на положительный эмоциональный контакт, духовную общность, взаимное доверие, доброжелательность. Главными принципами диалогического общения являются эмоциональная и личностная раскрытость партнеров, психологический настрой на состояние друг друга, безоценочность, доверительность и искренность выражения чувств и состояний.
Примечание: 1. Пушкин А.С. Избранные сочинения: в 2-х т. Т.1 / Вст. ст. и примеч. Г. Макогоненко; Примеч. Д. Благого. М. «Художественная литература» 1980. 2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта. Наука. 1998. – С. 25-34. 3. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М. 1970. – 31-90. 4.Рыбникова М.А. Избранные труды. Академия педагогических наук РСФСР. М. 1958. – С.294-297. 5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие для пед. вузов и инст. Повыш. Квалиф. Ред. Народ. Образ. М. 1998 – С 123. 6. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие Под ред. М.М. Поташника. М. Пед. общ-во России 2000 – С.22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок"Эстетическое восприятие пейзажной лирики"Сочинение и декламирование поэтических строчек. Рисование по теме "Зимний пейзаж".
Интересно совмещение разнообразного материала на уроке и творческой работы учащихся....
Урок литературы в 9 классе "Пейзажная лирика А.С.Пушкина".
Анализ пейзажной лирики А.С.Пушкина....
Использование нестандартных форм урока географии как средство повышения интереса к предмету
Многие творчески работающие учителя используют необычные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, в корне отличающихся от традиционных форм организации уроков. Нет, они не заменяют э...

Тестовая работа. Пейзажная лирика А.С.Пушкина."Зимний вечер", "Зимнее утро"
Тестовая работа по лирике А.С.Пушкина....
Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ
Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на всех этапах обучения волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитан...