Представление инновационного опыта
статья по теме
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В связи с новыми требованиями в образовательный процесс интенсивно внедряются новые инновационные технологии. Возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволят за достаточно короткий срок передать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения обучающимися изучаемым материалом и закрепить его на практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в процессе обучения информатике на основе применения кейс-тенолоии
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход.
Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
В связи с новыми требованиями в образовательный процесс интенсивно внедряются новые инновационные технологии. Возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволят за достаточно короткий срок передать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения обучающимися изучаемым материалом и закрепить его на практике.
Тема моего ИПО «Компетентностный подход в процессе обучения информатике на основе применения кейс-тенолоии».
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции и исследовательские навыки. Мотивационные компетенции включают в себя ценностные ориентации, потребности, созидательную направленность личности, способность брать на себя ответственность, способность защищать личные убеждения. Инструментальные компетенции состоят в освоении учащимися универсальных способов деятельности, видении ими вариативности достижения цели, планомерности и самоконтроле собственной деятельности. Когнитивные включают знания, предметные умения, навыки, владение творческими методами решения проблем. Ученику необходимо обладать высоким уровнем креативности, быть способным брать ответственность за свое образование и нравственное развитие, активно участвовать в позитивном преобразовании общества и социума, раскрывая свой творческий потенциал. Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а должно включать систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технология обучения и воспитания ориентированы на субъект-субъектные отношения, активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности.
В связи с этим для меня наиболее интересным стал метод кейс-технологий, который позволяет заинтересовать обучающихся при обучении предмету. Этот метод способствует активному усвоению знаний и навыков сбора и обработки информации, характеризующей различные ситуации, учит искать необычные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения, способствует творческому решению проблемы и формированию умения анализировать ситуации и принимать решение.
Суть кейс-технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор и передаче их обучающимся.
Каждый кейс представлет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач.
Организацию обучения с помощью кейс - технологии можно разбить на следующие этапы:
- Подготовительный этап;
- Ознакомительный этап;
- Аналитический этап;
- Итоговый (заключительный) этап.
На первом этапе преподаватель определяет тему и цели занятия, разрабатывает соответствующую конкретную ситуацию и сценарий урока. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:
- пример должен логично продолжать содержание теоретического курса предмета и соответствовать будущим потребностям сегодняшних школьников;
- сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей обучающихся, т.е. с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;
- желательно, чтобы содержание отражало реальные жизненные ситуации, а не выдуманные события и факты;
- ученикам должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.
На втором этапе преподаватель знакомит учащихся с конкретной ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь. Педагог информирует участников о содержимом кейса (теоретические материалы, практические и творческие задания, мультимедийные CD-диски, видеолекции, тесты, дополнительные и справочные материалы, контрольные вопросы для самопроверки, компьютерные модели и т. д.), временных условиях и правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.
На третьем этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной жизненной ситуации, пытаясь достичь поставленной цели. Анализ начинается после знакомства учеников с предоставленными фактами. Результативность работы группы увеличивается благодаря совместной аналитической работе обучающихся, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы. Такой пример помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым учеником, развивает познавательную деятельность и способность принятия чужих вариантов решения проблемы без предвзятости.
На итоговом этапе формулируются выводы и осуществляется рефлексия.
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали обучающиеся в процессе урока. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается заключительным словом педагога.
При разработке интерактивного занятия с кейс - технологией необходимо обратить особое внимание на следующие моменты по использованию кейс - технологии:
- проблемная ситуация, как правило, не бывает ограничена одной темой или предметом, обычно она взаимосвязана с другими проблемами и вопросами, поэтому обучающиеся должны использовать навыки нахождения межпредметных связей;
- кейс должен быть написан интересно, простым и доходчивым языком, отличаться драматизмом и проблемностью, выразительно определять сердцевину проблемы, показывать как положительные, так и отрицательные примеры;
- в ходе анализа проблемной ситуации ученики должны уметь выявить именно внутренние причины, а не их внешние проявления;
- не следует останавливаться, обнаружив один проблемный аспект ситуации, следует попытаться найти другие проблемы и направления анализа;
- ученикам рекомендуется привести примеры из личного опыта, подтверждающие правильность анализа и предложенные рекомендации;
- учащиеся должны обладать знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания; нехватка знаний приведет к тому, что учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения данного задания;
- инструкции должны быть максимально четкими; маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках;
- времени на выполнение задания должно быть достаточным;
- хороший Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- не устаревать слишком быстро;
- иметь национальную окраску;
- быть актуальным на сегодняшний день;
- иллюстрировать типичные проблемные ситуации на основе фактов из реальной жизни;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию;
- иметь несколько решений.
Основной педагогической идеей моей работы является стремление научить учащихся, самостоятельно анализируя информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.
Задачи:
- На основе компетентностного подхода обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности)
- Развивать творческий потенциал учащихся через организацию кейс-метода.
Ожидаемые результаты:
- Высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности; повышения уровня обученности, высокая степень удовлетворенности субъектов деятельности;
- Ценность творческого открытия, понимания личностных смыслов и целей своей учебной, социально-проектной, учебно-профессиональной деятельности и развития творческих способностей как овладение системой образовательных результатов, основанных на применении методов и средств творческого мышления;
- Ценность образовательных результатов как изменения в личностных ресурсах обучаемых (мотивационной, инструментальной и когнитивной), которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.
Методологической основой моей работы является: теория развивающего обучения (Дж.Дьюи, Ильина Т.А., Якиманская Н.С.), система креативного образования и самообразования на основе принципов эвристического обучения(А.В.Хуторской), системно-деятельностный, проектный, кейс-метод, компетентностный подходы в школьном образовании. Объединяет эти подходы идея креативного развития ребенка в образовательном процессе, которые включают не передачу ученику опыта прошлого, а проектирование ситуаций развития и формирование творческих способностей к преобразованию себя и совей деятельности.
Компетентностный подход определяет становление системы компетентности ученика и учителя как универсальной способности проектировать и реально обеспечивать новое качество образования и новый образовательный результат. В работах А.В.Хуторского представлена технология конструирования компетентностного похода. Основная идея - не только обеспечить учащихся запасом знаний и умений, но и гармоничное всестороннее развитие личности. Именно на этой основе возможно формирование компетенций. Компетенции должны конструироваться и формироваться средствами содержания образования. Методы, предлагаемые для достижения целей компетентностного подхода: проектный, творчески-проблемный, метод исследования, метод обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие, кейс-метод.
Кейс-метод выступает практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля. В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов ее решения.
Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли.
Таким образом, суть кейс-метода в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.
Основной педагогической идеей моей работы является создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению ( в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками умениями и развитие мыслительной способности), использование элементов компетентностного подхода.
Сущность опыта заключается в том, чтобы привлечь школьника к самостоятельному поиску новых знаний, научить его осмысливать изученное, помочь ему стать творческой и ответственной личностью.
Новизна проявляется в оптимальном сочетании современных приемов и методов обучения на основе проблемного обучения, кейс-технологии, компетентностного подхода и ИКТ.
Результативность опыта.
Благодаря инновационному подходу к организации образовательного процесса, в результате моей целенаправленной деятельности наблюдается позитивная динамика учебных достижений школьников – повысилось качество знаний обучающихся, школьники стали более активны на уроках, их увлекает процесс добывания знаний. О стабильности уровня и качества усвоения программного материала свидетельствуют результаты внешнего мониторинга и административных контрольных работ (см. в справке)учащиеся активно принимают участие в лицейских, муниципальных, заочных, Всероссийских предметных олимпиадах и конкурсах.
Диссеминация педагогического опыта проходит на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""
Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Смольяновой Татьяны Ивановны
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературыСмольяновой Татьяны Ивановны Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопро...
Представление инновационного опыта работы учителя английского
Представление инновационного опыта учителя английского языка по теме: "Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка посредством использования информационно-коммуникационной технологии...
Представление инновационного опыта
В данной статье представлен инновационный опыт работы учителя технологии Чернядьевой Т. А....
Представление инновационного опыта
Использование компьютерных технологий...
Публичное представление инновационного опыта.
Публичное представление инновационного опыта учителя биологии и химии по теме "Исследовательский подход в процессе обучения биологии на уроках и во внеурочное время"...