Представление инновационного опыта работы учителя английского
материал по английскому языку по теме

Представление инновационного опыта учителя английского языка по теме: "Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка посредством использования информационно-коммуникационной технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizaciya_moego_opyta.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из нашего практического опыта следует, что применение на уроках разных типов разнообразных цифровых образовательных ресурсов во всех видах речевой деятельности повышает познавательный интерес учеников к предмету (Таблица 1), а соответственно и мотивацию к изучению иностранного языка.  

Анкета: «Использование ИКТ на уроках английского языка»          Таблица 1

Мне не нравиться, когда использует учитель ИКТ на уроках

-

Мне нравиться, когда учитель использует ИКТ на уроках

87% учащихся

Мне интересно работать с интерактивной доской на уроках

89% учащихся

       Использование ИКТ технологий для развития познавательных УУД на уроках иностранного языка в начальной школе дает определенный результат (Таблица 2).

http://www.chel-edu.ru/competitions/masters/uchitegoda/uchitegoda2013/

«Информационно-коммуникационная  технология как средство формирования коммуникативных УУД на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности»

Тема моего инновационного педагогического опыта: «Информационно-коммуникационная  технология как средство формирования коммуникативных УУД на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности»


Данный проект  сформировался в МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района, где обучаются 245 обучающихся в 14 классах-комплектах с наполняемостью классов от 14 человек. Школа работает по учебному плану, в котором нашли отражение федеральный, региональный и школьный компоненты, она является центром культуры, воспитания и образования на селе. МКОУ «Пригородненская СОШ» присвоен статус базовой школы.
В школу дети приезжают из близлежащих сёл: слобода Пригородняя, Козловка, Ново-владимировка, Куликовка, и лишь  небольшая часть из города. а также дети из приюта.
Все учащиеся проживают в семьях с различным социальным статусом и материальным положением.

 Можно выделить 4 основных условия, характерных для нашего местного социума и определяющие целесообразность применения информационно-коммуникационной технологии на уроках иностранного языка в нашей школе для формирования коммуникативных УУД: 1) проживание обучающихся  в отдалении от школы;2)отсутствие разнообразия учреждений дополнительного образования для всестороннего развития детей в внеучебное время; 3)90% обеспечение контингента школьников компьютерами и доступом к сети интернет в домашних условиях (близость к городу);

4) разноуровневые знания и способности обучающихся (связано с притоком детей из разных социальных сфер).

В 2011 году школьным педагогом-психологом в 6-ых параллельных классах проводилось диагностическое исследование (анкетирование), результаты которого подтвердили  положительное отношение детей к использованию информационно-коммуникационной технологии на уроках иностранного языка для эффективного формирования коммуникативных УУД, определили потребность, желание  и осознание детьми необходимости саморазвития посредством информационных технологий, продемонстрировали их потенциальное осознание трудностей адаптации и общения со сверстниками после завершения школы,. Результаты  анкетирования выявили  необходимость внедрения новых форм обучения для повышения мотивации, интереса к учебе, организации учебного процесса в свете новых требований жизни (большинство детей играли в компьютерные игры, общались в социальных сетях, что вступает в противоречие с целями и задачами школы).

На сегодняшний день Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.

В соответствии с приоритетным Национальным  проектом «Образование», национальной образовательной инициативой «Наша Новая школа», Концепцией модернизации российского образования, приход в школу новых технологий обучения,  должен обеспечить эффективность образовательного процесса.

В нашем регионе разработан региональный стандарт профессиональной деятельности учителя. Главной стратегической целью развития образования в Курской области  является создание условий для успешной социализации подрастающего поколения,  его интеграции в современном обществе.

Эффективным в политике образования Курской области признано оптимальное использование возможности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, Формирование готовности обучающихся к внедрению информационно –коммуникационных технологий в образовательную деятельность.

Закон об образовании также предусматривает возможность применения дистанционной и электронной формы  обучения детей в современной школе.

Одной из задач профессиональной деятельности учителя сегодня, является  оптимальное использование современных образовательных технологий, включая информационные и коммуникационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Основная цель уроков иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.

Для достижения цели в условиях нашей школы необходимо предоставить возможность практического овладения иностранным языком каждому из учащихся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам.

В связи с модернизацией современного образования, социальным заказом общества и условиями обучения, характерными для нашей школы, можно считать тему  моего проекта актуальной, необходимой и важной именно на данный момент времени.

   Основные  противоречия, решаемые в данном проекте:

·         между темпом высокой информатизации современного общества и ограниченными возможностями формирования УУД у обучающихся нашей школы;

·         между необходимостью иметь хорошо сформированные коммуникативные УУД  и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;

·         между однообразием содержания учебного материала и многообразием форм развития творческого потенциала детей на школьных и внешкольных занятиях.

С учетом выявленных противоречий была определена  проблема исследования: низкая степень социализации школьников нашей школы всвязи с их проживанием в ограниченной информационной среде; в то время как современное общество высоко информативно и требует   от них сформированности коммуникативных УУД.

Таким образом, объект исследования - образовательный процесс, способствующий формированию и развитию коммуникативных УУД посредством использования  ИКТ.

Предмет исследования – эффективность формирования коммуникативных УУД в предметной области «Иностранные языки» у обучающихся первой и второй ступеней путем использования информационно-коммуникационной технологии.

Мое исследование базируется на следующих основополагающий идеях:

- сотрудничество со школьниками на основе взаимного уважения и доверия;

- максимальная помощь ученику в познании и самоутверждении;

- - учение без принуждения, основанное на достижении успеха, на подлинном интересе;

-формирование учебных умений и систематических знаний на основе практики ведения систематических дистанционных занятий по предмету;

– учет возрастных особенностей детей, степени владения ими языковыми средствами.

Работа над проектом ведётся  3 года и включает в себя три основных этапа:

  1. первый этап (2011 - 2012 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, разработка и определение задач исследования;

второй этап (2012 - 2013 гг.) - реализация основных теоретических положений проекта на уроках и во внеурочной деятельности по иностранным языкам для формирования коммуникативных УУД  при внедрении информационно-коммуникационной технологии.

  1. третий этап (2013 - 2014 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

На сегодняшний момент я нахожусь на втором этапе моего исследования.

Диапазон опыта охватывает систему уроков по английскому языку в классах 1 и 2 ступеней общеобразовательного уровня с использованием учебно-методического комплекса “SPOTLIGHT”, авторы Ваулина Ю. Е., Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.

Методологической основой описываемого опыта являются научные

теории и положения Е.С. Полат и А.Н.Леонтьева, технология личностно-

ориентированного обучения Е.И. Пассова и В.П. Кузовлева.

На формирование опыта меня вдохновили научные теории и положения Е.С. Полат и А.Н.Леонтьева, , а также научные и учебно-методические работы Климентьева Дмитрия Дмитриевича, доцента кафедры теории языка Курского государственного университета, заведующего лабораторией мультимедийных обучающих технологий.

Изучив его статьи: «Обучение иностранным языкам с помощью компьютера», «Из опыта разработки интерфейса компьютерных обучающих программ», «Автономные обучающие компьютерные курсы в структуре дистанционного обучения иностранным языкам», «Опыт внедрения компьютерных технологий в процесс преподавания и изучения иностранных языков в школе и ВУЗе», и апробировав на своих уроках  Интерактивный компьютерный курс «Listen + Read + Learn», (по  материалам передач радиостанции «Голос Америки»), я пришла к выводу, что применение данной технологии на уроках иностранного языка будет эффективным и полезным для обучающихся нашей школы. 
Изучив  данные психолого-педагогичеких и дидактических исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), был сделан вывод о том, что необходимым потенциалом в развитии коммуникационной сферы обучающихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий, так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации и т. д.

Новизна проекта заключается в разработке новых подходов к формированию и развитию коммуникативных УУД в предметной области «Иностранные языки», основанных на использовании информационно-коммуникационной технологии.

В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что использование средств ИКТ будет способствовать формированию коммуникативных УУД.

Исходя из всего вышесказанного, ставлю перед собой следующую цель:  создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках иностранного языка и во внеурочное время путём  применения информационно-коммуникационной технологии.

Для достижение поставленной цели решаю  следующие задачи:

  1. формировать и развивать коммуникативные УУД  за счёт использования ЭОР,  ресурсов сети интернет, дистанционного обучения;
  2. использовать возможности дистанционного обучения для занятости детей в каникулярное время, период непогоды, а также для детей, находящихся на индивидуальном обучении   (посредством программы oovoo, дистанционных заданий на сайте);
  3. предоставлять детям возможность  общения  с носителями языка всвязи с практической направленностью предметной области.

Формируя и развивая коммуникативные УУД на уроках иностранного языка посредством использования информационно-коммуникационной технологии, я использую:
    

  1. Метод проектов

Это хороший способ  организации самостоятельной деятельности обучающихся, предусматривающий вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. Парная или групповая работа обучаемых с использованием средств ИКТ оказывается намного эффективней объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.
     Школьники, работая в группах, разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи.

     К образовательному проекту школьник может подключиться самостоятельно, если он уже обучен работе с телекоммуникационными системами и обладает умениями использования соответствующих средств ИКТ. При реализации метода проектов вся проектная деятельность направлена на обучаемого, и не столь важно, пересекается он с ней в школе или дома. Самостоятельность в выборе учебной траектории позволяет школьнику выйти на новый, более высокий уровень работы с информационными и коммуникационными технологиями и рассматривать их как инструмент познания и саморазвития, что, в свою очередь, способствует проявлению социальной активности учащегося.

  1.  Метод информационного ресурса. 

Работа учащихся с книгой, учебником, справочной, научно-популярной и учебной литературой в дидактике считается одним из важнейших методов обучения. В настоящее время к этим источникам можно в полной мере добавить и электронные издания и ресурсы. Главное достоинство этого метода - возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Наибольшее распространение получили два вида работы с информационными ресурсами: на уроке, под руководством учителя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний.

Формы организации занятий с использованием ИКТ:

Самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады, Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются объективной и многоуровневой теоретико-методологической основой; аргументированностью выводов, положенных в основу проектирования и реализации образовательной информационно-коммуникационной среды обучения иностранным языкам в целях формирования коммуникативных УУД; использованием комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования.

Так, я обучаю детей со 2 класса. Детям в силу своего возраста сложно научиться слышать, слушать и понимать партнера, а это – важные   условия для формирования коммуникации на уроках английского языка. Также, многие дети проживают в отдалении от школы и иногда пропускают занятия всвязи с погодными условиями. Учитывая все выше сказанное прослеживается  целесообразность использования выбранной мной технологии в нашем социуме, так как ИКТ позволяет формировать индивидуальную образовательную среду, можно вернуться к неусвоенному материалу, стимулировать интерес детей к материалу  путем наглядности, новизны заданий. Также дети получают  возможность самостоятельного приобретения необходимой информации путем привлечения ресурсов интернет. А использование дистанционных методов позволяет мне помочь ребенку освоить непонятый или пропущенный материал путем подборки и прорешивания результативных заданий для каждого конкретного ребенка с учетом его возрастных, умственных возможностей и  состояния здоровья.

Также при реализации опыта я тесно работаю с другими социальными институтами  в нашем районе. Так,отмечается тенденция, что у современных детей  снижается интерес к чтению книг. Всвязи с этим мной проводятся мероприятия на английском языке в сельской  библиотеке в каникулярное время о пользе чтения (посредством использования информационно-коммуникативной технологии для достижения эффекта новизны, ознакомления детей с возможностями современной техники, изучения английскоий и русской литературы,  для прививания навыков самостоятельного добывания необходимой информации используя разные источники: технические средства, программное обеспечение, ресурсы сети интернет, электронные учебники, видео и аудио материалы). Дети учатся добывать необходимую информацию в рамках системно-деятельностного подхода, при этом активно работают в группах, пытаясь совместно решить поставленную перед ними задачу. Это, как известно и формирует коммуникативные УУД.  Часто подобные занятия проводятся с детьми из детского центра. Известно, что такие дети ограничены в  возможностях реализации своих коммуникативных потребностей, они информационно ограничены в среде своего проживания и, поэтому  подобные занятия помогают им подготовиться и адаптироваться к общению на иностранном языке на уроках в школе.

Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся  в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания  и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

В качестве планируемых результатов я прогнозирую возможность внедрения в сетевой проект дистанционного обучения по иностранным языкам в режиме телекоммуникаций среди школьников Курской области. Наша образовательное учреждение является школьным центром дистанционного обучения, и активно внедряет новые идеи в местном социуме; а я являюсь его руководителем. Также планируем развивать сотрудничество и формировать ситуации, приближенные к реальным, для развития коммуникативных УУД на английском языке, путём сотрудничества с носителями языка, используя дистнционное обеспечение.

Опираясь на классификацию основных педагогических компетенций Е.Е.Волковой [3; 207], считаем, что участие в реализации данного опыта дает педагогу возможность формировать такие важные  профессиональные компетентности как:

1) методическая (знания и умения конкретизировать общедидактические закономерности обучения и воспитания средствами учебных дисциплин для данной дисциплины и данного контингента уч-ся; методы методические приемы  и средства обучения данной дисциплине для конкретного содержания и этапа учебного процесса и др.);

2) технологическая (знания и умения проектировочной деятельности, обеспечивающей технологическое видение содержания обучения, учебного процесса и его результатов, а также изменения, которые должны произойти в личности ученика в образовательном процессе)

 Данный опыт может быть воспроизведен в любом ОУ, однако, важнейшим условием воспроизведения данного считаю продуманное планирование учебного процесса с учетом воспитательных и дидактических задач.

Что касается педагогического потенциала, мной накоплены достаточные теоретические знания, имеется опыт  в использовании технических средств,  готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег.

На сегодняшний момент, мной cозданы и используются :

  1. тематические презентации (лексический материал, грамматический материал);
  1. электронные лексико-грамматические тесты;
  2. тематические разработки для Smart Board;
  3. Комлект аудио-видео-материалов.

На уроках в начальной школе используются электронные приложения к учебникам, что помогает детям преодолеть страх и чувство дискомфорта в общении на английском языке путем привлечения в качестве партнера сказочных персонажей.

Дистанционное обучение как составляющая часть информационно-коммуникационной технологии реализуется посредством использования программного обеспечения oovoo, которое позволяет мне выходить на связь с учениками и формировать коммуникативную образовательную среду в внеурочное или каникулярное время, а также для занятий с детьми, находящимся на индивидуальном обучении. Нашим детям предоставлена возможность реализации своих коммуникативных потребностей на английском языке. Они состоят в клубах по переписке с детьми-носителями языка.

www.iearn.org

www.eun.com

www.Epals.com

www.penpalnet.com

www.mylanguageexchange.com        слайд (перечислю их)

www.abroadlanguages.com

www.languagelink.ru

Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе, показали следующее: обучающиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком.

Анкетирование, проведенное в 7-ых классах, показывает следующее:

  1. 80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера намного интереснее;  
  2. 51% считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;
  3. 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке мультимедийных презентаций;

В процессе реализации опыта на уроках английского языка дети проявляют большую степень интереса к предмету, а также повысилась эффективность обучения.

Качество знаний и уровень обученности учащихся за 3 года

Год

СОУ

Качество знаний

2009/2010

0,71

71%

2010/2011

0.72

76%

2011/2012

0,84

80%

2012/2013 (первое полугодие)

82%

Анализ контрольных и срезовых работ показал, что обучающиеся стали успешнее справляться с грамматическими и лексическими заданиями, а также с заданиями по работе с различными текстами, письму и говорению. В качестве примера приведу результаты работ учащихся 5-ого класса (14 человек) за I полугодие  2011 – 2012и 2012-2013 учебного года в сравнении:

Совершенствование ЗУН по основным видам речевой деятельности

Виды

речевой деятельности

I полугодие

2008-2009уч. год

I полугодие

2009-2010 уч. год

Аудирование

Чтение

Грамматика

Письмо

Говорение

69%

68%

65%

51%

75%

75%

82%

78%

65%

81%

Результатом работы с использованием ИКТ можно считать то, что дети перестают смотреть на компьютер как на дорогую игрушку,  а видят в нем средство, позволяющее решать собственные конкретные задачи, будь то работа с электронным учебником, отбор информации в сети Интернет, создание реферата, модели или проекта. А это значит, развивается творческая личность, которая не потеряется в современном информационном мире.

За последние два года результатом нашей работы по применению информационно-коммуникационных технологий стало заметное продвижение учащихся в овладении коммуникативными навыками. Это проявилось:

– в развитии речевой компетенции. Так, обучающиеся начальных классов умеют рассказывать о себе, семье и друге, составлять описание предмета или картинки в объеме до 10 фраз. Ученики среднего звена владеют навыками написания личного письма объемом до 60-80 слов. Обучающиеся старших классов умеют составить полилог из 8-10 фраз;

– в развитие социокультурной компетенции – приобщении обучающихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, формировании умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения с использованием Интернет-технологий и созданием мультимедийных проектов;

– в развитии языковой компетенции (овладение знаниями, умениями и навыками, выходящими за рамки государственного стандарта);

– в развитии компенсаторной компетенции (умения выйти из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации в результате увеличения объема лексических единиц);

– в развитии учебно-познавательной компетенции (умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде и использовать их в своей практической деятельности).

В 2011году большая часть класса  приняла активное участие в всероссийском дистанционном конкурсе «Весёлые праздники».  Они самостоятельно добывали информацию посредством использования информационных средств. Дети продемонстрировали умение общаться, работать в команде. Все были награждены дипломами участников.

В 2012 году 5- 9 классы учавствовали в Кембриджском онлайн-конкурсе, где также показали готовность  к коммуникации на иностранном языке посредством использования компьютера и сети интернет.

В 2013 году ученики начальной школы приняли участие в дистанционной олимпиаде по английскому языку и продемонстрировали сформированность навыков самостоятельно добывать необходимую информацию посредством использования технических средств и способности умело решать учебные задачи, приближенные к реальным.

На школьном и моем личном сайте в каникулярное время выносятся дистанционные творческие задания для занятости детей и реализации их потребностей в общении и саморазвитии. Готовые работы присылаются на мою электронную почту  и являются показателем эффективности применения информационно-коммуникационной технологии на уроках и внеурочное время.

Также на практике нами реализуется дистанционные занятия по английскому языку с школьниками посредством ПО OOVOO, которые имеют трудности на уроках всвязи с состоянием здоровья или причинами, связанными с удаленностью их проживания от школы.

Методика применения информационно-коммуникативной технологии может быть использована не только учителями иностранных языков, но и преподавателями других предметов. Применение данной технология позволяет удовлетворить запросы родителей, которые хотят видеть ребенка, способного принимать решение, реализовывать свой творческий потенциал, применять на практике полученные знания и как результат способных социализироваться в современном обществе.

           Используемые технологии могут найти широкое применение в    образовательных учреждениях разного типа, так как позволяют при наименьших затратах сил, времени учителя достигнуть более высоких результатов в обучении. Представленный педагогический опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий.

Трудоемкость: представленная технология предусматривает глубокую дифференцированную работу с каждым из учеников, учет его психологических особенностей и умственных способностей, ориентированность на побуждение внутренних мотивов познавательной деятельности.

В  целях обмена опытом с коллегами по исследуемой проблеме, я провожу  открытые уроки в рамках школы и района,  выступаю на семинарах, заседаниях РМО иностранных языков, давала урок в рамках стажировочной площадки ФГОС НОО. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают мне курсы повышения квалификации.       Я размещаю опыт своей работы  на страницах школьного и моёго личного сайта.

Сайт: www.shi-prig.ru                     www.cooluchitelangl.ru

Уже 2 года я являюсь руководителем РМО иностранных языков и активно делюсь с коллегами накопленными за время реализации исследования программными ресурсами, теоретическими знаниями, мы принимаем участие в различных вебинарах, проводимых издательствами ПРОСВЕЩЕНИЕ и ТИТУЛ, также я  и являюсь участником  разных педагогических интернет- сообществ учителей «Pedsovet.Su, tea4er.ru,  englishtips.orgenglishtips».На страницах этих сайтов размещаются материалы по исследуемой мной проблеме.

При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Методы активного обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Как считают современные ученые (Е.С. Полат), чтобы сформировать коммуникативную компетенцию недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования своих мыслей.

В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

-  потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- позитивное отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

Основной формой организации обучения, характерной для современной школы, является урок. Это необходимо учитывать при разработке и использовании средств ИКТ для системы общего среднего образования. Обучение школьников большинству учебных предметов в рамках классно-урочной системы идет в специальных кабинетах. Поэтому перспективы повышения эффективности классно-урочной системы связываются с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов уроков и их модулей. В этой связи на информационные и телекоммуникационные технологии возлагаются большие надежды.
     Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют говорить о предметном уроке в компьютерном классе, например, с интерактивной доской. Учитель на таком уроке, сохраняя почти весь арсенал имеющихся у него методических приемов, может многократно его преумножить возможностями ИКТ. Для этого необходимы, прежде всего, ОЭИ, которые можно легко встраивать в структуру урока.
     К сожалению, основные усилия отечественных разработчиков образовательных программных продуктов направлены на создание различного рода интеллектуальных обучающих систем, рассчитанных на индивидуализированное обучение. Тактически более целесообразно дать учителю такие средства ИКТ, которые он мог бы сам без значительных дополнительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы.
     На сегодняшний день одним из перспективных и важных может стать комплексный подход к использованию средств ИКТ при изучении некоторого относительно замкнутого раздела школьной программы (с достаточно стабильным содержанием и устоявшимися методиками обучения) в условиях класса, оснащенного необходимым оборудованием.
     Вряд ли можно говорить, что произошел какой-то существенный перелом в сознании учителей-предметников и методистов в отношении перспектив использования средств ИКТ в организации учебного процесса. В обозримом будущем массовая школа по-прежнему останется классно-урочной, а подавляющее большинство существующих средств ИКТ рассчитано на индивидуальную работу.
     В настоящее время для школ наиболее доступными образовательными средствами ИКТ являются имеющие сетевые версии мультимедийные CD-диски. Правда, за редкими исключениями эти материалы пока мало отличаются от обычных печатных изданий. По-прежнему основной теоретический материал представляется в знаково-символьной форме и сопровождается привычными готовыми статичными чертежами и рисунками. Учителей, в первую очередь, не устраивает то, что использование этих учебных материалов на уроке весьма проблематично. Такие средства ИКТ, как правило, рассчитаны на внеурочную индивидуальную самостоятельную работу.
     Необходимо переосмыслить и всесторонне использовать большой методический опыт, накопленный методикой обучения в области использования традиционных технических средств обучения. До недавнего времени все такие средства было принято подразделять на аудитивные (грамзаписи, магнитофонные записи), визуальные ("немые" кинофильмы и киноконцовки, диафильмы, серии диапозитивов, транспаранты - пленки с нанесенным на них рисунком - для графопроектора, наборы материалов для эпипроекции) и аудиовизуальные (звуковые кино- и видеофильмы, материалы телепередач, озвученные диафильмы).
     Имеется многочисленная методическая литература, посвященная использованию на уроке как отдельных технических средств, так и их комплексов. Описаны достоинства и недостатки конкретных технических средств обучения. Для разных видов технических средств разработаны рекомендации по их применению, созданы варианты заданий для самостоятельной коллективной и индивидуальной работы и пр.
     Несмотря на все сказанное, перечисленные технические средства обучения удачно (или неудачно) дополняли и сопровождали учебный процесс, но никогда не определяли его лицо. Компьютер и соответствующие средства ИКТ позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности перечисленных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех уроков.
     Специальный монтаж материала, записанного на разных носителях, позволяет реализовать достоинства учебного кинофильма: оптимальное сочетание разных выразительных языковых средств (текста, звука, статических и динамических демонстраций), выбор нужных планов и деталей изучаемого объекта, изменение его ракурсов и т.п. Столь же просто реализовать наиболее популярные приемы работы с графопостроителем: наложение и снятие пленок, каширование.
(Посмотреть флеш-анимацию)
     ИКТ позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить уроки.
     Информационные и коммуникационные технологии неизмеримо расширяют возможности организации и управления учебной деятельностью и позволяют реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.

 

    «В школе дети должны получить возможность

раскрыть свои способности, подготовиться к жизни

 в высокотехнологичном конкурентном мире» 

Д. А. Медведев

Включив информационно-коммуникационые технологии в учебный процесс изменилась роль как средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, так и сама учебная среда. Центром обучения стал сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности.

В 2011 году школьным педагогом-психологом в 6-ых параллельных классах проводилось диагностическое исследование (анкетирование), результаты которого подтвердили  положительное отношение детей к использованию информационно-коммуникационной технологии на уроках иностранного языка для эффективного формирования коммуникативных УУД.

. Результаты анкетирования, что более половины детей от общей выборки – 53%, отмечают не частое использование учителем мультимедиа-технологий на уроке математики. На вопрос «Как ты думаешь, какая польза от компьютера  на уроке?» 64% опрошенных отмечают высокую значимость использования компьютера. На вопрос «Если бы ты был учителем, с чем бы ты работал  на уроке?» 45% учащихся ответили с использованиями информационно-коммуникационных технологий, а 39% ответили с использованием учебника. Необходимо отметить, что этот показатель желания использовать компьютер на уроках в 2004 году довольно низок, так как оснащенность компьютерной техникой была невелика. На вопрос  «Как ты относишься к использованию компьютера на уроке?» почти все ученики классов ответили положительно. В 2004 году была проведена диагностика по росту мотивации к изучению предмета математики, которая показала: 42% учащихся выделяют познавательный интерес к предмету, 47%-отношение к преподавателю, 68%- практическая направленность предмета. Автором в 2004 году производился анализ настроения учеников, с которым они идут на урок математики, ученикам задавался вопрос: «C каким настроением вы обычно идете на урок математики?»: 53% ответили, что «с хорошим настроением чаще, чем с плохим»; 26% - «всегда с хорошим настроением», 17%- « с равнодушием». В 2005 году проводилось тестирование о росте интеллектуального потенциала (тест П. Н. Ржичан) [12], который показал 35%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

представление инновационного опыта работы по теме "Применение технологиии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии"

Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы  по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии....

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Представление опыта работы учителя английского языка ГБОУ «Школы №2000» Морозовой Людмилы Владимировны

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ  ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ  В МИРОВОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ"Здравствуйте, коллеги. Я, Морозова Людмила Владимировна, учи...

статья о распространении инновационного опыта работы учителя английского языка Афанасьевой Ирины Геннадьевны

Публикация о распространении нновационного опыта работы учителя английсого языка Афанасьевой И.Г. с описанием применяемых технологий и разработкой открытого урока с использованием интерактивной доски...

публичное представление собственного инновационного опыта работы учителя русского, родного языка и литературы

Представление опыта работы. Учителю-словеснику поручена   высокая духовная миссия: строить жизнь человека, заложить в души учеников высокие нравственные принципы. ...

Представление инновационного опыта работы

Представление инновационного опыта работыпедагога – психолога Бодровой Ирины Владимировны«Психологическое сопровождение инклюзивного образования»...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...