Представление инновационного опыта
статья по теме

В данной статье представлен инновационный опыт работы учителя технологии Чернядьевой Т. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacionnyy_opyt.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя технологии

ГБОУ РМ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Рузаевский детский дом – школа №1»

Чернядьевой Татьяны Алексеевны

«ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ТРУДУ ПУТЕМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ

НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕТОВ»

Актуальность опыта

В образовательной области «Технология» использование метода проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки. Проекты создаются по разным областям человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся знакомятся со «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретённый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательским миром профессий.

Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный творческий трудовой процесс. Как воспитать убеждением в необходимости трудится, с уважением относится к любому виду общественно полезного труда, дать трудовые навыки и умения и на этой основе сформировать потребность в труде. Ведь сочетание физического и умственного труда обогащает человека, делает его более развитым, творческим, деятельным.  Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом?

«Умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение учащихся со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создаёт благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры» - эти слова В.Д.Симоненко отражают актуальность данного педагогического опыта, способствующего развитию личности, как учителя, так и ученика. Способность учащихся  понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. 

Таким образом, актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников трудовых навыков, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса к труду, творчеству, усадив детей за парты, усвоение знаний не произойдет.

Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:

  1. повысить познавательную активность воспитанников;
  2. изготовление проектного изделия самостоятельно воспитанниками – от идеи до её воплощения в реальность
  3. усилить практическую значимость обучения
  4. активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).

Концептуальность.

Метод проектов – это система обучения, при которой «Технология» -  гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала.

В своей работе я использую информационно-коммуникационные, проектные, исследовательские технологии. Сочетаю проблемно-поисковые, индивидуальные и групповые формы обучения.

Проектное обучение – это организация образовательного процесса, направленная на решение учащихся учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. При этом обучение приобретает для них значительно больший личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственного учения. Благодаря практической востребованности знаний и умений обеспечивается более осознанное и глубокое их усвоение.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта - создание оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой    самостоятельной    деятельности,    формирование исследовательских   умений   и   навыков   -   основы   развития творческих способностей учащихся.

Наличие теоретической базы опыта

Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов склонностей, возможностей. Деятельность учителя при проектном обучении заключается в формирование банка учебно-познавательных задач - создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.

На уроках во время работы над проектом использую дополнительную литературу:

1. Гуревич М.И., Павлова М.Б., Петрова И.Л., Питт Дж., Сасова И.А. Технология. 5 класс: Сборник проектов. Пособие для учителя. М.: «Вентана-Граф», 2003.

2. Павлова М.Б., Гуревич М.П., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников 5 – 9 классы. Пособие для учителя. М.: «Вентана-Граф», 2003.

3. Симоненко В.Д., Жураковская В.М., Чиркова С.Е., Сидорова Л.В. Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани.  Учебно-методическое пособие для учителя. Издательство БГПУ, 1998.  

Этапы работы над проектом:

Основная цель проекта - контроль знаний и умений учащихся, содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.

Выделяют следующие этапы работы над проектом.

  1. Организационный этап – это мотивация и уяснение ориентировочной основы действий, когда происходит выбор учащимися тем для проектирования, их осознание и обоснование; определение объема знаний и умений, необходимых для выполнения проекта; составление плана работы; работа с информационными источниками.
  2. Конструкционный этап, в процессе которого на основе уже освоенных методов и приемов технического творчества идет активный поиск оптимального решения конструкции будущего изделия.
  3. Технологический этап – это реализация проекта в материальной форме, основной целью которого является создание реального объекта. При этом учащиеся обосновывают конструкционные и технологические решения.
  4. Заключительный этап -  презентационный. На этом этапе происходит анализ выполненной работы, дается ее самооценка и как финал-проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений.

Новизна опыта.

Метод проектов представлен как личностно-ориентированная технология обучения, которая может применяться в работе с учащимися  по любому предмету. Новая форма организации обучения способствует развитию личности   обучающихся,  способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

В связи с этим  новизна моего  опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в  использовании педагогических инноваций в процессе обучения  технологии, в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. подбор проблем и проблемных задач по темам образовательной области «Технология» для создания творческих проектов;
  2. разработка и реализация творческих, исследовательских учебных, а также социально-значимых проектов;
  3. создание педагогических условий для творческой самореализации школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности;
  4. использование разнообразия форм и методов проведения занятий с целью поддержания интереса к предмету, активизации познавательной деятельности учащихся;
  5. сочетание коллективных, групповых и индивидуальных приемов обучения на уроке и во внеклассной работе;
  6. создание атмосферы сотрудничества, атмосферы созидания в ходе проектно-исследовательской деятельности;
  7. вовлечение учащихся к участию в выставках, олимпиадах и конкурсах различного уровня (городской, региональный, всероссийский);
  8. реализация деятельностного, личностно-ориентированного подходов в организации учебной деятельности школьников;

Трудоемкость внедрения опыта заключается в строгой продуманности при подборе проблемных вопросов и задач при выполнении творческих проектов, их посильности для определенного возраста учащихся, а также большой подготовительной работе при выполнении теоретической части проекта (сбор информации построение чертежей и т. д.).

Результативность опыта

Многолетний опыт работы, использование проектного метода обучения, проведение внеклассных мероприятий, производительный труд,  позволяют сделать определенные выводы.

Качество обученности учащихся по технологии подтверждается результатами итоговой аттестации в конце учебного года:

Учебный год

Качество знаний %

2009 – 2010 г.

88

2010 – 2011 г.

97

2011 – 2012 г.

98

Воспитанники детского дома – школы принимают активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников, показывают высокие результаты в международных, всероссийских, республиканских и муниципальных конкурсах.

О результативности работы говорят следующие результаты:

Хрячкова С. Карельская В. участницы конкурса «Рождественские фантазии» проводимых Международной детской художественной галереей.

Козлова Надежда участница Всероссийского проекта «Создай Свой Стиль» среди воспитанников детских домов.

Козлова Светлана участница Всероссийского конкурса декоративно – прикладного искусства «На берегах Волги семьей единою живем» среди воспитанников детских домов Приволжского Федерального округа.

Бардина Анна - I место в республиканском конкурсе профессионального мастерства среди  воспитанников детских домов и школ – интернатов Республики Мордовия.

Бардину Ирину, призера Республиканского тура 50 Всероссийской предметной олимпиады школьников.

Бардина Ирина - I место в муниципальном туре 50 Всероссийской предметной олимпиады школьников.

Бардина Ирина - призер  муниципального тура 51 Всероссийской предметной олимпиады школьников по технологии.

Охрамейко Татьяна - победителем муниципального тура 53 Всероссийской предметной олимпиады школьников по технологии.

Рузманова Нина - победителем муниципального тура Всероссийской предметной олимпиады школьников по технологии.

Библиографический список:

  1. Морозова, Л.Н., Кравченко, Н.Г.,Технология // Проектная деятельность учащихся. - «Учитель»,  2008 –  203 с.
  2. Перова, Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5 – 9 класс - М.: «5 за знания», 2006 – 203с.
  3. Петрукевич, О.А. Проектированию надо учить  - Школа и производство, 2003 – 80с.
  4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии – М.: Народное образование, 1998.- 29 с.
  5. Симоненко, В.Д., Хотунцев, Ю.Л. Программы. Технология  5-11 классы - М.: «Просвещение», 2010 -206 с.
  6.  Хуторской, А. В.Педагогическая инноватика: Учебное пособие – 2008 – 256 с.
  7. Червякова, И.В. Поурочные планы по учебнику В.Д.Симоненко «Технология», (вариант для девочек), 7 класс - «Учитель», 2008 – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""

Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Смольяновой Татьяны Ивановны

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературыСмольяновой Татьяны Ивановны Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопро...

Представление инновационного опыта работы учителя английского

Представление инновационного опыта учителя английского языка по теме: "Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка посредством использования информационно-коммуникационной технологии...

Представление инновационного опыта

Использование компьютерных технологий...

Публичное представление инновационного опыта.

Публичное представление инновационного опыта учителя биологии и химии по теме "Исследовательский подход в процессе обучения биологии на уроках и во внеурочное время"...

Представление инновационного опыта

Представление инновационного опыта учителя математики...