Представление инновационного опыта
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
МОУ Мордовскопошатская СОШ Ельниковского
муниципального района Республики Мордовия
Представление инновационного опыта
Тема: « Компьютерные технологии как средство активизации познавательных интересов учащихся на
уроках русского языка и литературы».
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Чикарева В.Д.
2013 г.
1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти были сказаны, когда о компьютерных технологиях еще никто и не помышлял. Но, мне кажется,эти слова о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Каждый ученик хочет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой любви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом. В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития познавательных интересов учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Век компьютерных технологий набирает обороты, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Образование не осталось в стороне от всеобщего процесса компьютеризации, поэтому использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе как никогда актуально. ИКТ на сегодняшний день являются одним из главных средств развития познавательного интереса учащихся, отсюда и выбор темы моего педагогического опыта: «Компьютерные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».
Именно ИКТ являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.
- Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость.Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение ИКТ позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Основополагающие принципы:
-Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
- Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
- Интерактивность и диалоговый характер обучения ( ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения).
-Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
-Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
3.Наличие теоретической базы опыта
В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги - дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М .И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьнико. В последнее время появилось значительное количество работ, исследующих зависимость развития познавательного интереса от преимуществ использования печатной, аудиовизуальной культуры, Интернета, новых информационных технологий (Ю.Д.Батаева, А.Е.Восткрунский).
В 2006 г. я прошла обучение по курсу «Интернет-технологии» в Мордовском Центре Федерации Интернет Образования; в 2010 - курсы по обучению детей-инвалидов. В настоящее время, кроме работы в общеобразовательной школе, 3-й год участвую в проекте дистанционного обучения детей-инвалидов. В своей практике использую существующие методические материалы и создаю собственные, адаптированные под действующие УМК.
- Ведущая педагогическая идея
К.Д.Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.
Я думаю, что для достижения высоких результатов в процессе обучения нужно расширять кругозор обучающихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
5. Оптимальность и эффективность средств
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной и самими учащимися. Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
Основным девизом в моей работе являются слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни, а педагогики в первую очередь: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
6.Результативность опыта
Применение ИКТ в образовательном процессе:
-позволяет индивидуализировать процесс обучения;
-повышает интерес к урокам русского языка;
-активизирует познавательную деятельность учащихся;
-развивает их творческий потенциал;
-делает урок современным
Результативность применения данной опыта проявляется в:
-результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА
-качестве знаний учащихся по русскому языку и литературе
-участии детей в конкурсах и научно- практических конференциях
- Возможность тиражирования
Материалы из опыта работы опубликованы на сайте: http://nsportal.ru. Проведение открытых уроков, ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СЕМИНАРАХ и ПЕДСОВЕТАХ, внеклассная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""
Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Смольяновой Татьяны Ивановны
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературыСмольяновой Татьяны Ивановны Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопро...
Представление инновационного опыта работы учителя английского
Представление инновационного опыта учителя английского языка по теме: "Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка посредством использования информационно-коммуникационной технологии...
Представление инновационного опыта
В данной статье представлен инновационный опыт работы учителя технологии Чернядьевой Т. А....
Публичное представление инновационного опыта.
Публичное представление инновационного опыта учителя биологии и химии по теме "Исследовательский подход в процессе обучения биологии на уроках и во внеурочное время"...
Представление инновационного опыта
Представление инновационного опыта учителя математики...