Дифференциация звуков Б – Б'.
учебно-методический материал на тему

Обыдина Елена Геннадьевна

Особенно ученики начальной школы не различают твёрдость и мягкость согласных. На  письме появляются стойкие ошибке. Все задания, которые даны в уроке, на различение твёрдости и мягкости звука Б. Эти упражнения развивают фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dif._b.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок (первый класс) по теме: 

  Дифференциация звуков Б – Б'.

                                    Цели и задачи:

  • познакомить детей со звуками Б – Б', с правильной артикуляцией звуков;
  • учить дифференцировать звуки Б – Б' изолированно, в слогах и в словах;
  • развивать навыки словообразования;
  • закреплять навыки слогового анализа и синтеза;
  • использование технологий развивающего обучения, игровых и здоровьесберегающих.

                         Оборудование:

  • символы для обозначения звуков Б – Б';
  • карточки со слогами;
  • картинки (банка, улитка, рак, арбуз, телефон, игла, ножницы, огурец, баран, барабан, бублики, белка, берёза, грибы, яблоки);
  • слоговые таблицы;
  • карточки со словами – паронимами;
  • два конверта;
  • демонстрационная картинка с изображением волшебника Бегемота;
  • индивидуальные карточки;
  • сюжетные картинки.

                          Ход занятия.

          Оргмомент.

  1. Закрепление навыков слогового анализа и синтеза.

Логопед: Соберите слова. Назовите сначала слова со звуком Б, а затем

– со звуком Б'.

БУ, МА, ГА                 ГЕ, МОТ, БЕ                  БО, ДА, РО

ЗОН, БИ                      ВА, БРИТ                       БИ, ЗА, РЮ

ДА, СВО, БО

Логопед: Что общего между всеми этими словами? (В них есть звуки Б – Б').

          Основная часть.

  1. Сравнительная характеристика звуков Б – Б'.

Звук Б – согласный, звонкий, твёрдый.

Звук Б' – согласный, звонкий, мягкий.

  1. Знакомство с героем занятия.

              Логопед: Отгадайте имя веселого человечка, который спешит к нам на

     занятие по первым звукам слов – названий картинок. (Показывает

     картинки, записывая буквы на доске.)

         Картинки: банка, улитка, рак, арбуз, телефон, игла, ножницы, огурец.

     (Герой занятия – Буратино. Выставляется картинка с его изображением).

  1.  Чтение слоговых таблиц.

Логопед: Прочитайте слоговые таблицы и назовите парные согласные

     по твёрдости – мягкости.

БА – БО – БЫ                 БЯ – БЕ – БИ               БА – БИ – БО – БЯ

БУ – БЫ – БЭ                 БЁ – БЮ – БЯ              БЕ – БУ – БЮ – БЫ

  1. Работа со словами – паронимами.

Логопед: Буратино нес нам карточки со словами. Уронил их и они

      рассыпались. Помогите Буратино собрать карточки так, чтобы слова  

      отличались только одной гласной.

БЫЛ – БИЛ                     БИЛЕТ – БАЛЕТ

БИНТ – БАНТ                БАТОН – БИДОН

  1. Дифференциация звуков Б – Б' в словах.

Логопед: Буратино благодарит вас за помощь. Он очень рад. Еще у

     Буратино есть два конверта и набор картинок. Он предлагает вам

     рассмотреть картинки и поиграть с ним в интересную игру.

         Помогите Буратино разложить картинки в конверты так, чтобы в

     первом находились картинки с изображением предметов, в названии

     которых есть звук Б, а во втором – со звуком Б'.

         

        Картинки: барабан, баран, бублики, белка, берёза, грибы, яблоки, билет, бидон.

  1. Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

  1. Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед: О нашем занятии узнал волшебник Бегемот. Он потихоньку

      подкрался к карточкам со словами и заменил во всех первую букву.

          «Верните» буквы на место и прочитайте слова (запись на карточках).

  МЫЛ – …                      ВАЛ* – …                       РАК – …  

  РАНКА – …                  КОРТ* – …                     ТАНЯ – …

  ДУДКА – …                  МУРКА – …                    КРОШКА – …

  СОТЫ* – …

Логопед объясняет детям значение слов, отмеченных звёздочкой.

  1. Дифференциация звуков Б – Б' на уровне предложения.

Логопед: Помните, в сказке «Приключения Буратино или Золотой

     ключик» Мальвина пыталась научить Буратино писать? Вот и сегодня

     девочка дала проказнику задание: составить предложения по картинкам.

         Примеры сюжетных картинок: Белка и бурундук играют в баскетбол.

     Белка и кабан играют в бокс. Барс борется с буйволом. Бык бодается с

     бараном.

                                     Итог занятия.

         Логопед: Назовите слова, в которых слышится твёрдый согласный звук  

    занятия. Теперь назовите слова, где слышится только мягкий согласный

    звук, а затем такие слова, где эти звуки встречаются вместе.

     

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук

Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».

На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...