Эссе "Я учитель"
статья на тему
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая
Он будет солнце нести на крыле…
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!
Р.Рождественский
Учитель! Что стоит за этим коротким, но ёмким словом? Я думаю, не только профессия, но и призвание. В течение жизни я получила две абсолютно разные специальности: инженера-строителя и учителя русского языка и литературы. Первая из них оставила свой след в моей жизни: познакомила с интересными людьми и миром точных наук. А вторая - учитель вошла в жизнь и осталась в ней навсегда. Сейчас уверенно могу сказать о том, что я научилась строить не только здания и сооружения, но и «храмы» человеческой души. И всё это не случайно, а судьбоносно…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_moshkinoy_n.a.docx | 57.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский профессиональный конкурс
«Учитель года - 2017»
Конкурсное задание - эссе «Я учитель»
Наталья Алексеевна Мошкина,
учитель русского языка и литературы МКОУ Александровской СОШ
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая
Он будет солнце нести на крыле…
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!
Р.Рождественский
Учитель! Что стоит за этим коротким, но ёмким словом? Я думаю, не только профессия, но и призвание. В течение жизни я получила две абсолютно разные специальности: инженера-строителя и учителя русского языка и литературы. Первая из них оставила свой след в моей жизни: познакомила с интересными людьми и миром точных наук. А вторая - учитель вошла в жизнь и осталась в ней навсегда. Сейчас уверенно могу сказать о том, что я научилась строить не только здания и сооружения, но и «храмы» человеческой души. И всё это не случайно, а судьбоносно…
Ещё в детстве я играла в школу сначала с куклами, а потом с ровесниками. Дальше были замечательные годы учёбы в сельской Александровской школе, где формировался характер, убеждения, идеалы. Самыми интересными предметами для меня были литература и русский язык. Именно с тех пор я в душе храню образ любимого учителя словесности Анны Леонидовны Тарасовой и очень ей благодарна за то, что она привила мне любовь к родному слову, книгам, тем самым повлияла на выбор будущей профессии. Мне приятно и сегодня общаться с этим добрым и отзывчивым человеком!
Кроме того, среди родственников были учителя - филологи. Приезжая в гости, они много рассказывали о школьной жизни. С ними интересно было обсуждать прочитанные книги. Но родители отговаривали меня стать учителем, ссылаясь на сложность данной профессии.
Вот почему дорога судьбы увела меня в другую сторону. И теперь жалею об упущенном времени. Пока я была вне школы, мне все время чего-то не хватало, я чувствовала неудовлетворенность от того, что делаю. Да, я общалась и работала с хорошими людьми, но чувствовала, что мое место не здесь, а в школе. Хотя и сложно быть учителем, но ведь как интересно! Я долго думала, читала и перечитывала много книг, в том числе и о школьной жизни: повесть «Простите нас» Ю.Бондарева, «Чучело» В. Железникова, «Уроки французского» В. Распутина, «Обелиск» В. Быкова. В последнем произведении я задумалась над образом главного героя - школьного учителя, чьё сердце открыто навстречу людям, их радостям и бедам. Что в нём покорило меня? Величайшее чувство ответственности за тех, кого учил добру и справедливости, в ком воспитывал непримиримость к жестокости и злу. Только настоящий человек и учитель мог осознанно прийти к врагам во время Великой Отечественной войны, чтобы поддержать своих учеников в страшную минуту смерти. Ещё раз убеждаешься в том, что велика ответственность учителя перед Родиной: от него зависит, каких он воспитает ей сыновей и дочерей. Я поняла, что моя работа непременно должна быть связана с детьми. И судьба мне дала такой шанс, привела к моей детской мечте.
Борисоглебский педагогический институт гостеприимно открыл передо мной двери. Прекрасные преподаватели, сила знания, мощный дух творчества, исходящий от стен этого храма науки, не оставлял никаких сомнений: здесь я получу то, что ищу. Всё это и помогло мне разгадать тайны филологии. Я горжусь тем, что стала учителем русского языка и литературы.
И вот опять волею судьбы я с радостью спешу знакомой тропинкой в мою родную Александровскую школу, только теперь не в качестве ученицы, а в роли дипломированного специалиста. Какое это удивительное ощущение заниматься любимым делом и увлекать им тех, кто рядом! Я иду за мечтой, чтобы сделать мир чуть-чуть добрее и лучше, а, может быть, изменить себя и своё отношение к миру, благодаря ученикам, которые меня окружают. Сегодня они такие разные: могут дискутировать, свободно выражая свои мысли. Значит, они думают, они творят, они познают мир во всем его многообразии. И я учусь и открываю что-то новое вместе с ними. Да, иногда не все получается сразу, но, как говорят, на ошибках учатся. Главное, не отчаиваться и не опускать руки!
Моими помощниками на учительском поприще стали такие выдающиеся педагоги, как А.С.Макаренко и К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и Я.Корчак. «Сердце отдаю детям»- вот педагогическое кредо Сухомлинского, который оставил нам в наследство свои книги, размышления, педагогические находки. Он одним из первых вслух сказал о приоритете нравственного воспитания над всем остальным. Преклоняюсь перед высотой его духа. Понимаю, что нелегко дотянуться до его большого сердца, но тянуться обязательно буду. Иногда в работе мне помогают философские размышления Н.А.Бердяева о Боге и судьбе, о человеке и личности.
Учитель русского языка и литературы – творец детских душ. Он ищет к каждому ученику свой ключик, закладывает основу характера на примерах героев художественных произведений, жизненном опыте, воспитывает у ребёнка нравственность, гуманные чувства, помогает стать хорошим человеком, умеет любить детей по-настоящему, так чтобы ребёнок это чувствовал.
Когда приходит время расставаться со школой, многое у выпускников происходит в последний раз. У одних никогда уже не будет химии, у других – истории, третьи уже сейчас готовы забыть физику. Но один предмет с ними будет всегда. Школа окончена. Литература продолжается!
У меня несколько выпусков и уже учу детей моих бывших учеников. За это время я поняла, что каждый урок – тайна. В нём всегда скрыты и возможности творчества, и возможности необыкновенных озарений. А может и не получиться на уроке – и тогда растерян учитель и скучны ученики. В этой неожиданности, непредсказуемости состоит, возможно, тайна притягательности нашей профессии.
Некоторые люди наивно полагают, что урок в школе дать нетрудно, посидеть вечерок, почитать, сделать выписки. Они думают, что учитель выдаёт только информацию. Но ведь даже владея информацией, надо уметь её преподать. Нельзя дать хороший урок, подготовившись только к одному этому конкретному занятию. Настоящий учитель готовится к урокам всю жизнь: читает книги, ходит в кино и театр, слушает музыку, путешествует, беседует с друзьями.
Лев Николаевич Толстой писал: «Лучшая методика та, которой вы владеете». И чтобы учить других, нужно быть самому методически грамотным человеком. Наша профессия всегда даёт возможность учиться, развиваться, самосовершенствоваться. В эпоху компьютерных технологий нельзя отставать, нужно идти в ногу со временем.
Призвание учителя – это призвание сеятеля разумного, доброго, вечного, а не призвание жнеца, ожидающего пополнение кармана от выгодной продажи выращенного. Поэтому Л.Толстой и Ф.Достоевский, Н.Некрасов и В.Белинский были совестью нации, по которым, по выражению Д.С.Лихачёва, их ученики «сверяли свои поступки, как по этическому камертону».
С годами моя деятельность всё больше наполняется новым содержанием, и я по-прежнему прихожу в класс на урок с большой радостью, вижу счастливые улыбки своих выпускников и бегущих навстречу мне новых учеников – всё плохое сразу забывается и хочется учить и творить. Часто стараюсь быть близким другом для своих ребят, а не авторитарным учителем, кроме того, быть нужной им, поддерживать их, вселять в них веру в будущее и находить правильные решения. Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь и радость общения с ними.
Каждый ребёнок для меня - это личность. За годы учёбы развиваю все необходимые для жизни качества своих учеников, ищу в них ту изюминку, которая присуща только им. Не забываю и о родителях детей. Вместе с ними ребята участвуют в утренниках и вечерах, собраниях, проектах , исследованиях, спортивных соревнованиях. Организую для родителей и детей открытые внеклассные и учебные мероприятия.
Более 20 лет я работаю в школе. За это время среди моих выпускников было 10 медалистов. Я горжусь достижениями своих учеников, которые были победителями и призёрами в олимпиадах и конкурсах. Три года занимаюсь по адаптированной и индивидуальной программам с особенными детьми. Взаимодействуя с ними, нужно понять, что ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений. Важнейшая потребность ребёнка - быть принятым, понятым и признанным. А в основе принятия особого ребёнка лежит безусловная любовь к нему.
Большое счастье - быть свидетелем детского восторга от их собственных достижений. Как здорово, когда ребёнок самостоятельно находит ответ на поставленный учителем вопрос, аккуратно выполняет карточку для урока, выразительно читает наизусть стихотворение! А потом все свои чувства и эмоции передаёт с помощью рисунка. А ты – учитель, бережно направляешь его, помогаешь ему.
Если ребята видят в своём наставнике воплощение истинного человека и блестящего специалиста, то он для них – образец гармонии, пример эстетического отношения ко всем проявлениям жизни.
Почему учителей литературы воспитанники школы относят к тем, о ком на всю жизнь сохраняется добрая память? А дело в том, что именно они обучают самому сложному и решительно всем необходимому искусству человеческого общения.
Дети должны иметь возможность и основание доверять педагогу. Ведь они часто уверены в том, что учитель никогда не ошибается. Так оно и должно быть. Профессиональная обязанность педагога - самому возвращаться в детство и вместе с ребёнком переживать эти прекрасные моменты!
Не могу не согласиться с высказыванием писателя Владислава Титова о том, что « одни говорят: я дышу – значит, существую, другие – я приношу пользу людям – значит, живу. Первый надеется пожить, второй - испытать гордую радость от сознания, что нужен людям». Теперь я точно знаю, почему пришла в школу, почему моя профессия важна. Необходимо не только научить ребят, но и помочь им сделать свой выбор так, чтобы потом не пришлось оглядываться на свои дороги судьбы и жалеть, что не на тот путь свернули.
Я считаю себя счастливым человеком: моё утро начинается со знакомой дороги в любимую школу, потому что я - учитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"
КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...
Профессия учителя в поколениях. (или трудно ли быть учителем, если родители – учителя?)
Легко ли быть учителем, если семья учительская?...
Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР
В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Конкурсное задание учителя английского языка Шахрай И. А. г. Горячий Ключ эссе "Я - учитель" муниципального этапа краевого конкурса "Учитель года Кубани" в 2017 году
Эссе "Я - учитель"...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...
- Мне нравится (1)