Представление инновационного опыта.
статья по теме

Володина Ольга Николаевна

Представление  инновационного педагогического  опыта учителя математики   Тема   «Формирование познавательного интереса учащихся к предмету»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_innovatsionnogo_opyta.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление  инновационного

педагогического  опыта Володиной О.Н., учителя математики «МОУ Лицей №31».

   

Тема инновационного педагогического опыта.

 «Формирование познавательного интереса учащихся к предмету»

Актуальность.

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентно-способным работником. Он должен быть  творческим, самостоятельным, ответственным  коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные  и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового , умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.

Все эти качества можно успешно формировать, чтобы  наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.  

Работая над  проблемой  «Формирование познавательного интереса учащихся к предмету» , использую различные виды деятельности, каждый из которых по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их самостоятельность, их творческую мысль.

  Работая в соответствии с современными требованиями, владею формами и методами активного обучения, использую на уроках коллективную, групповую и индивидуальную работу с учащимися. На уроках использую ИКТ.

Своеобразие и новизна опыта.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

Ведущая педагогическая идея.

    Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. А фундаментальные подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез, испытанию их на правдоподобие. Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы проявления интереса к тем математическим и логическим заданиям, которые я предлагаю на уроках и процессе внеклассной работы. Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к математике служит стимулом для их участия в олимпиадах, турнирах по математике, в математических викторинах, в выпуске математических газет и т.п. Происходит и обратное влияние: участие в различных математических соревнованиях, в занятиях спецкурса, на которых предлагаются занимательные упражнения, могут возбудить интерес к самой математике.

Выдвигаемые принципы.

Учить  ставить  цели и  планировать деятельность по их достижению.

Учить добывать нужную информацию,  используя  доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.

Совершенствовать  умения , навыки , учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.

Вносить посильный  вклад в достижение общего результата.

Обучать брать   на  себя ответственность. Прививать навыки самостоятельной творческой  работы.

Учить  грамотно  использовать в речи математические термины.

Учить применять  математические знания и умения в реальных ситуациях. Прививать навыки  самоконтроля.

Оптимальность и эффективность.

Дети используют знания, умения и навыки, полученные в процессе творческой деятельности на уроках математики, в практической деятельности.

Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе.

Дети   осваивают   коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.

Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в  математическом,  физическом классах, а также в классах с углубленным изучением информатики.

У учащихся  формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников. Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.

Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение. 

Наличие теоретической базы опыта.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока. При этом роль учителя состоит не в том, чтобы яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Учитель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску педагогических технологий и использование их в своей практике, направленных на формирование познавательного интереса.

На своих уроках,  наряду с традиционными технологиями,  я использую современные.

Я считаю, что использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения более  интересным, создает у детей хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности  в обучении. Я использую их на разных этапах урока. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На своих уроках постоянно использую такие игры: игра-викторина,  логические цепочки, игра «Продолжи» и многие другие. Так же мною разработаны уроки – сказки: («Линейная функция», 7 класс), уроки – путешествия («Путешествие на планету Нептун», математика 6 класс),  урок - деловая  игра («Метод цели», алгебра 9 класс и др.).

Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей  практике применяю задания открытого типа, такие как закончи предложение, задания закрытого типа, где  предлагается, только  ответ да \ нет.

Технология постановки проблемного вопроса так же помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так перед изучением новой темы ребятам вопрос или задача, решение которой требуются новые знания. На следующем этапе им предлагается выполнить практическую лабораторную работу, в ходе выполнения которой находят ответ на решение поставленной проблемы. Этот прием позволяет учителю держать в напряжении одну из пружин процесса обучения – детскую любознательность ( 5 класс « Площадь прямоугольника. Единицы измерения площадей»).

Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в  создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа детей в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, она позволяет в короткий срок опросить весь класс и при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю  взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Ученик  при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

Здоровьесберегающие технологии обучения. Роль переключения внимания детей могут успешно выполнять физкультминутки. Они наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам.  Провожу физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели). Упражнения для физкультминуток подбираю с учетом характера занятия. Я использую различные виды физкультминуток: оздоровительно-гигиенические, танцевальные, физкультурно-спортивные, подражательные, двигательно-речевые.  Отдых  сочетаем с закреплением пройденного материала. Например, математическая «зарядка»: верный ответ - хлопок над головой, неверный-поклон.

Широко применяю информационно-коммуникационные технологии. Ученикам очень нравятся уроки с использованием компьютера. Применение компьютера сосредотачивает их внимание, активизирует деятельность, вырабатывает быстроту и чёткость работы на уроке, развивает интерес к предмету. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. При этом  компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа); тренажер; средство диагностики и контроля.

Все перечисленные образовательные технологии помогают достигать лучшего результата  в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

Возможность  и  условия  использования  данного  опыта.

Может  использоваться в 5-9 классах школы при условии приведения в соответствие учебной программы с требованиями образовательного стандарта. Проектная  и исследовательская  работа реализуется также при изучении элективных курсов и во внеклассной работе в период подготовки к неделе математики и научно-практическим конференциям.

Результативность опыта.

В результате использования вышеописанных подходов в изучении математики удается:

     - раскрыть всесторонние способности учащихся;

     - повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

     - научить учащихся быть более уверенными в себе;

     - научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

    - повысить качество знаний учащихся.

Преподаватели математики, использовавшие представленный опыт в своей деятельности, отмечают высокую степень самостоятельности учащихся, что приводит к поисковой и познавательной  деятельности и раскрытию творческого потенциала детей.

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень

Название конкурса, олимпиады

Награда

Учебный год

Козин Александр

6

Международный

IX Международная олимпиада по основам наук (второй этап)

Диплом третьей степени

2012-2013

Киселёва Светлана

11

Международный

IX Международная олимпиада по основам наук (второй этап)

Диплом второй степени

2012-2013

Малинова Ольга

11

Международный

IX Международная олимпиада по основам наук (второй этап)

Диплом второй степени

2012-2013

Великанова Кристина

11

Российский

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта InfoUrok.RU

Диплом первой степени

2012-2013

Вождаев Александр

11

Российский

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта InfoUrok.RU

Диплом первой степени

2012-2013

Киселева Светлана

11

Российский

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта InfoUrok.RU

Диплом первой степени

2012-2013

Сульдина Анна

11

Российский

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта InfoUrok.RU

Диплом первой степени

2012-2013

Малинова Ольга

11

Российский

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта InfoUrok.RU

Диплом третьей степени

2012-2013

Бикмаева Элина

5

Российский

V Всероссийский математический конкурс « Ребус»

Диплом первой степени

2013-2014

Терёшина Дарья

5

Российский

V Всероссийский математический конкурс « Ребус»

Диплом первой степени

2013-2014

Цынайкин Кирилл

5

Российский

V Всероссийский математический конкурс  « Ребус»

Диплом первой степени

2013-2014

Яськина Оксана

5

Российский

V Всероссийский математический конкурс  « Ребус»

Диплом второй

степени

2013-2014

Яськина Оксана

6

Международный

Международный дистанционный блиц- турнир по математике проекта « Новый урок»

Диплом второй

степени

2014-2015

Крыжимская Кира

7

Муниципальный

Всероссийская предметная олимпиада

Призер

2015-2016

Родькина Алина

5

Международный

Международный дистанционный блиц- турнир по математике « Математика-царица наук» проекта « Новый урок»

Диплом второй

степени

2015-2016

Яушев Андрей

5

Международный

Международный дистанционный блиц- турнир по математике « Математика-царица наук» проекта « Новый урок»

Диплом второй

степени

2015-2016

Яськина Оксана

7

Международный

Международный дистанционный блиц- турнир по математике « Математика-царица наук» проекта « Новый урок»

Диплом первой

степени

2015-2016

Цынайкин Кирилл

7

Международный

Международный дистанционный блиц- турнир по математике « Математика-царица наук» проекта « Новый урок»

Диплом первой

степени

2015-2016

Бикмаева Элина

7

Международный

Международный дистанционный блиц- турнир по математике « Математика-царица наук» проекта « Новый урок»

Диплом второй

степени

2015-2016

 

  Также   мои ученики   ежегодно участвуют в  школьных  научно-практических конференциях,  принимают активное участие в Международном конкурсе «Кенгуру»,   в общероссийском  конкурсе  «Смекалка» .

Педагогическое  кредо.

«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». (Ян Амос Каменский)

Реализация опыта.

Размещение материалов на сайтах  http://nsportal.ru/volodina-olga-nikolaevna, http://infourok.ru,    http://kopilkaurokov.ru,   http://multiurok.ru/ii-ii, http://pedsovet.org.   

В этом году свои разработки я реализую при обучении математике в 6 и  8 классах.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""

Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Смольяновой Татьяны Ивановны

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературыСмольяновой Татьяны Ивановны Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопро...

Представление инновационного опыта работы учителя английского

Представление инновационного опыта учителя английского языка по теме: "Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка посредством использования информационно-коммуникационной технологии...

Представление инновационного опыта

В данной статье представлен инновационный опыт работы учителя технологии Чернядьевой Т. А....

Представление инновационного опыта

Использование компьютерных технологий...

Публичное представление инновационного опыта.

Публичное представление инновационного опыта учителя биологии и химии по теме "Исследовательский подход в процессе обучения биологии на уроках и во внеурочное время"...