Рефлексивное портфолио.
методическая разработка на тему

Дрига Елена Викторовна

Достижения в учебной деятельности. Достижения в сфере развития способностей  учеников. Использование современных образовательных технологий в учебно - воспитательном процессе. Достижения в воспитательной сфере. Направления профессионального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рефлексивное портфолио.29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексивное портфолио.

учителя математики

Дрига Е.В.


Личные данные.

Фамилия – Дрига

Имя – Елена

Отчество – Викторовна

Название оконченного ВУЗа - Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени В.И. Ленина

Год окончания ВУЗа – 1989 г.

Специальность – математика

Квалификация – учитель

Общий трудовой стаж – 32 лет

Педагогический стаж – 27 года

Стаж по специальности – 24 лет

Стаж в данной школе – 5 лет

Последняя аттестация – октябрь 2014 год

Квалификационная категория – высшая


Данные о повышения квалификации и профессиональной подготовке.

           курсы Дис 18 « Методика подготовки учащихся к сдаче экзамена в новой форме (ГИА)» , 72 часа, удостоверение, регистрационный номер 09 ДИС 18-2/4, МИОО 2010г.

          подготовка организаторов проведения ЕГЭ, сертификат №441, 6 часов, МИОО 2010г.

           курсы МА 30 «ИКТ-компетентность учителя математики (для учителей школ пилотного проекта по внедрению ФГОС ООО)», 108 часов, удостоверение, регистрационный номер МА 30 (15)/6, МИОО 2012 год.

           курсы ВСЕ-269 «Подготовка специалистов, сопровождающих организацию и проведение ЕГЭ», МИОО 36 часов, 2012г., 2013г.

           курсы МА-42 «Научные основы школьного курса математики 5-6 классов, технологии реализации требований ФГОС», 144 часа, свидетельство, регистрационный номер 12 МА42-7/9, ГАОУ ВПО МИОО 2013г. 

           курсы 2013-2014 г.  Диагностика экологической подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС МИОО МЦКО совместные программы (18 часов)  2013-2014 г

         курсы по программе «Методика работы по развитию детской одаренности в предметной области. Организация и проведение школьного и окружного этапов всероссийской олимпиады школьников и других интеллектуальных соревнований», предмет «Математика», 72 часа, удостоверение, регистрационный номер 14003090069, ГБОУ ЦПМ 2014г.

        ВСЕ-349. Подготовка специалистов, сопровождающих проведение государственной итоговой аттестации (ОГЭ) обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в 2014 году (для организаторов в аудитории и вне аудитории), МИОО 18 часов, 2014г.  

Достижения в учебной деятельности.

В любой системе общего образования математика занимает одно из центральных мест что, несомненно говорит об уникальности этой области знаний.

Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Подобные вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребёнка, его образовательных потребностей и требований современного мира.

Моё педагогическое кредо – создание благоприятных условий для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей, через личностно – ориентированный подход, что соответствует проблеме работы школы.

Основными целями обучения математики выделила для себя следующие: обеспечение прочного и сознательного освоения учащимися системы знаний и умений по математике и формирование навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности).

На своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:

  • учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
  • информационные компетенции: учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
  • коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

Наряду с решением основной задачи моя система работы предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, подготовку к дальнейшему обучению в СУЗе или ВУЗе.

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения.

На уроках математики направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей, используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика. Для этого успешно использую элементы разноуравневого дидактического материала по алгебре под редакцией Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. (7,8,9 класс),сборник «Самостоятельные работы» под редакцией А.П. Ершова, В.В. Голобородько (8, 10-11классы).

Важной составляющей своей работы считаю исследовательскую деятельность учащихся. В своей практике использую проблемные уроки. Благодаря созданию проблемной ситуации на уроке ученикам необходим поиск новых способов решения поставленных задач. Именно такие уроки развивают мышление обучающихся, делают уроки интересными, непредсказуемыми и разнообразными. Дети с удовольствием решают поставленные задачи, предлагая даже необычные варианты решения проблемы. Таким образом, на уроке работает исследовательский метод.

Для формирования творческих способностей учащихся использую уроки творческого характера. На них широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, деловые игры, побуждающие мыслительную активность, творческие работы – рисунки, рассказы, сочинения.

Например,
– по окончании темы составить контрольную работу и решить её, а затем предложить её соседу по парте и проверить его работу;
– подготовить дома с друзьями сценку на тему «Реклама целого отрицательного числа –15» и показать её на уроке; – придумать и изготовить математическую игру;
– составить кроссворд с математическими терминами, ребус, интересную задачу;
– сделать книжки-малышки про всё, что узнали о десятичных дробях. 
Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания и представляют их на суд одноклассников. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными.

При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. В качестве основы предполагается построение учащимися различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции. Применение информационных технологий позволяет делать уроки математики не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению. Я вижу горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно.

На успешность деятельности учителя влияет качества материально-технической базы. В кабинете математики имеется различная научно –популярная литература, дидактические папки с систематизированным материалом по математике, алгебре и геометрии. Мною созданы учебно-методические комплексы для коррекции знаний по темам: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей» (5 класс); зачётных материалов по геометрии «Четырёхугольники», «Площадь», «Теорема Пифагора», «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

Я постоянно работаю над повышением своего профессионализма, систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету (научно теоретический и методический журнал «Математика в школе», приложения к газете «1 сентября»; научно-методический журнал «Классный руководитель»). Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах Министерства образования РФ поэтому в курсе последних событий в образовании. За прошедший аттестационный период прошла курсы повышения квалификации по темам «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по математике».

Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь рекомендовать среди коллег. Выступала на заседании МО в рамках темы «Новые педагогические технологии», где делилась опытом по использованию ИКТ на уроках математики. Обобщила собственный опыт по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках математики». В рамках недели математики проводила внеклассные мероприятия с использованием игровых технологий: урок-игра «Весёлое математическое путешествие» (5-6 классы), «Математическая карусель» (7-8 класс).

Для адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого учащегося применяю в своей деятельности методы психолого-педагогической диагностики: педагогическое наблюдение во время учебной деятельности учащихся на уроке, опрос (анкетирование), тестирование, собеседование (с учащимися, родителями). Анализирую продукт деятельности учащихся: тетради для контрольных работ, результаты контрольных срезов, тестов, разноуровневых заданий. Использование различного диагностического материала позволяет определить стартовый капитал каждого ученика, затем на основе поставленных целей учащимся разрабатывается личный перспективный план (программа) самообразовательной работы. Это позволяет мне вносить своевременные коррективы в свою педагогическую деятельность и оптимально организовать учебный процесс. 
Убеждена, что успешность в педагогическом труде возможна только при систематическом мониторинге.

Для достижения своей цели и поставленных мною задач выбрана тема самообразования: «Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики», над которой я работаю в течение нескольких лет. Познавательный интерес не присущ человеку от рождения. Он формируется и развивается только в деятельности. Интерес к познанию может выступать в различных модификациях: как мотив, как средство обучения, как качество личности. Но только в единстве этих аспектов, в их интеграции заключается успех его формирования и развития познавательного интереса.

Достижения в сфере развития способностей  учеников.

Потребности каждого ребенка в успехах не должны связываться только с одной учебной деятельностью. Поэтому вовлекаю своих учеников и во внеклассную работу по предмету. Результатом такой работы стало участие детей:

– во Всероссийской олимпиаде школьников (пока, к сожалению, только на муниципальном уровне), 
– дистанционных олимпиадах.

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

Как применяю, результат

Дифференцированное обучение

Выявляю и стараюсь максимально развивать способности каждого учащегося: при подготовке к уроку учитываю уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления; с другой стороны во внимание принимаю индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

происходит личностное развитие учащихся

Обучение в сотрудничестве

Использую обучение в парах, группах.

У учащихся развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

актуализируются полученные опыт и знания; повышается ответственность за результат коллективной работы; совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Игровые технологии

Использую на уроках игровые приёмы и ситуации, провожу уроки в нестандартной форме

Активизируется познавательная деятельность учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии

Разрабатываю интерактивные сопровождения к урокам, применяю электронные образовательные ресурсы. Даю задания детям по созданию мультимедийных презентаций. Использую социальные сервисы веб 2.0 для организации проектной деятельности, творческой работы учащихся. Использую возможности сети Интернет для работы с родителями: провожу анкетирование, своевременно решаю возникшие вопросы. Веду регулярную работу с электронным журналом.

Активизируется познавательная деятельность, раскрывается творческий потенциал учащихся, расширяется кругозор. Активное участие и поддержка родителей в учебно-воспитательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии

Выполняю санитарно-гигиенические требования при проведении занятий в кабинетах. Создаю на уроке положительный эмоциональный настрой, провожу на уроках гимнастику для глаз, физкультминутки, регулирую смену видов деятельности, включаю в урок игровые моменты, подачу материала осуществляю наиболее рациональными способами. Как классный руководитель - уточняю представление учащихся об элементарных правилах здоровьесбережения, добиваюсь сознательного выполнения этих правил, вовлекаю детей в участие в оздоровительных мероприятиях. Провожу информационно-обучающую работу с родителями по вопросам, касающихся здоровья; вовлекаю их в спортивно-оздоровительную деятельность класса и школы.

В кабинете царит рабочая атмосфера. На уроке создаётся ситуация успеха. У учащихся поддерживается интерес, работоспособность; снимается напряжение органов, утомляемость. Во внеклассной работе - мои воспитанники занимают активную гражданскую позицию. Все мальчишки увлекаются групповыми видами спорта: хоккеем, футболом, баскетболом, самостоятельно организуют товарищеские встречи с командами учащихся из других школ, со своими родителями. Большинство девочек активно посещают спортивные секции. Учащиеся ведут здоровый образ жизни. Сохраняется и укрепляется физическое и психическое здоровье всех участников образовательного процесса.

Достижения в воспитательной сфере.

Третий год являюсь классным руководителем  7З класса. За это время мною проведено много интересных и полезных воспитательных мероприятий: конкурсов, викторин, КВН, вечеров, диспутов, тематических классных часов, встреч с интересными людьми, бесед. Ученики моего класса принимают активное участие во всех общешкольных мероприятиях, участвуют в городском конкурсе: «Брейн - ринг», посещают спортивные секции и кружки, художественную и музыкальные школы. Нами совершены многочисленные экскурсии в музеи и театры, а так же с целью профориентации экскурсия в  музей Дарвина, Кидбург, музей шоколада и какао «Мишка».

Занимаюсь диагностической деятельностью. Провожу анкетирование и микроисследовательскую работу. Исследую уровень воспитанности учащихся, память учащихся, уровень развития самооценки, уровень сплоченности классного коллектива, уровень мышления, уровень проявления формирующегося характера подростков, дифференцирую семьи учащихся по морально-психологическому климату, составляю карты изучения условий и проблем семейного воспитания и т.д.

Занимаюсь диагностической деятельностью. Провожу анкетирование. Исследую уровень воспитанности учащихся, память учащихся, уровень развития самооценки, уровень сплоченности классного коллектива, уровень мышления и т.д. Заполняю карты учащихся.

Выступаю с беседами на родительских собраниях, провожу тренинги для родителей. Темы родительского лектория: «Почему дети плохо учатся?», «Роль родителей в подростковом возрасте», «Режим дня школьника», «О вреде курения», «Дети и алкоголь», «Друзья моего ребенка. Кто они?», «Как отвлечь ребенка от компьютера».

Выступаю с беседами на родительских собраниях. Темы родительского лектория: «Почему дети плохо учатся?», «Роль родителей в подростковом возрасте», «Режим дня школьника», «О вреде курения», «Дети и алкоголь», «Культура общения с компьютером», "Друзья моего ребенка. Кто они?", "Если ваш ребенок влюбился?".

Направления  профессионального развития.

В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием творческого мышления у учащихся: полагая, что творческой деятельности можно и нужно учить. Для этого планирую уделить особое внимание исследовательской деятельности детей, расширять возможности использования метода проектной деятельности на уроке. Предполагаю, что в процессе проектного исследования над материалом, способствующем активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся будут самостоятельно «вырабатывать» определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно приёмы проблемного обучения позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта: "Языковой портфолио как средство рефлексивного обучения иноязычной письменной речи."

Долгое время обучение иноязычной письменной речи в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как сре...

Рефлексивно - деятельностный подход как направление работы с неуспевающим учеником

В каждом классе есть дети, которые имеют трудности в обучении. Использование рефлексивно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы поможет справиться с некоторыми ошибками, пробл...

Языковой портфель как средство рефлексивного обучения ИЯ.

Характеристика, цели и формы работы с языковым портфелем....

Развитие способностей понимания ,рефлексивного ,проблемно организованного мышления у школьников на уроке литературы.

На примере  урока литературы в 9 классе"Печорин - герой или жертва?" учащиеся учатся работать с текстом художественного произведения  с целью ответа на проблемные вопросы. Передо мной стоит ...

Развитие рефлексивной позиции обучающегося в условиях профессионального образования

Статья была опубликована в Четвертом Сборнике материалов II Федеральной сетевойэкспериментально площадки( 2010)  научные редакторы: Т.М. Скобелева, старшийпреподаватель УЦ ФИРО, В.И. Тютрин,...

Подходы к развитию рефлексивно-аналитических качеств школьников в процессе обобщения результатов туристско-экскурсионной деятельности

Статья, написанная в соавторстве с С.А. Кузнецовым, учителем физики, посвящена различным направлениям туристско-экскурсионной работы, рассказывает о системе  работы в данном направлении в ГБОУ ги...

Презентация "Рефлексивный комментарий к материалам портфолио"

В презентации представлено 9 слайдов. Даны методические рекомендации по применеию отдельных приемов педагогической технологии критического мышления. Такие приемы как -  "ПМИ" (плюс-минус-интересн...