Языковой портфель как средство рефлексивного обучения ИЯ.
методическая разработка на тему

Задворнова Людмила Александровна

Характеристика, цели и формы работы с языковым портфелем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazykovoy_portfel.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Языковой портфель

 как средство рефлексивного обучения иностранным языкам

Одним из новых, перспективных средств обучения иностранным языкам в последние годы становиться языковой портфель, который получает все большее распространение в системе языкового образования.

Языковой портфель – это пакет рабочих материалов, которые предоставляют тот или иной опыт, результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает учащемуся и преподавателю возможность по результату учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах.

Используются различные  виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:

- Языковой портфель как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения иностранным языком;

- Языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка (причем он может варьироваться по целевой направленности: по чтению, языковой портфель по аудированию, говорению, письму).

- Языковой портфель как инструмент демонстрации учебного продукта – результата овладения иностранными языками.

- многоцелевой Языковой портфель.

Цели и формы работы с языковым портфелем могут быть различными. Это – гибкое учебное средство, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации, различающейся по цели обучения, возрасту обучаемых, уровня овладения иностранными языками, условиям обучения, индивидуальным особенностям учащихся.

Использования языкового портфеля как средства рефлексивного обучения обусловлено общей тенденцией перенесения акцента в языковом образовании на самостоятельную учебную деятельность учащегося. Языковой портфель – зеркало этого процесса, инструмент оценки и самооценки достижений учащегося посредством опросников, контрольных листов самооценки, что позволяет осуществлять мониторинг развития коммуникативных умений, фиксировать динамику уровня владения иностранным языком.

В языковом портфеле могут отражаться все компоненты учебной деятельности учащегося по овладению языком и культурой:

- материалы накопления языковых средств, расширение словарного запаса, совершенствования качества речи;

- материалы тренировочных работ по закреплению языковых средств, схемы, таблицы,  логико-смысловые карты и другие средства общения, систематизации и запоминания;

- материалы самостоятельной практики в видах иноязычной речевой деятельности (материалы дополнительного чтения, материалы письменных или подготовки устных сочинений, творческие и проектные работы и т.д.)

Характер работы с языковым портфелем основывается на самостоятельной инициативе учащегося. При этом учащийся профилирует свою учебную деятельность и определенным образом составляет профиль своих потребностей в изучении иностранного языка. В качестве показателя продуктивной  учебной деятельности в процессе работы с языковым портфелем следует также рассмотреть такую особенность данной учебной ситуации, как взаимодействие с товарищами по учебной группе. Это взаимодействие может проявляться в обмене материалами и заданиями, в совместном обсуждении материалов, включенных в портфель, во взаимопомощи при совместном решении учебных задач.

Работа с языковым портфелем вносит в учебный процесс особую систему взаимодействия преподавателя и учащегося. Это взаимодействие приобретает характер переговоров, консультаций.

Таким образом, языковой портфель позволяет обеспечить:

- личностно – ориентированный характер обучения иностранным языкам;

- направленность на создание личностного образовательного продукта;

- аутентичность в обучении иностранному языку, аутентичность коммуникативного поведения и межкультурного общения, взаимодействие в системе учащийся – преподаватель – учебная группа;

- формирование учебной компетенции и развитие реальной самостоятельности учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком и иноязычной культурой;

- условия для проявления креативности учащегося и его творческой самореализации в языковой информационной и образовательной среде;

 Непрерывное изучение языка и культуры в условиях вариативного языкового образования.

Таким образом, технология «Языковой портфель» реализует инновационный подход к учебному  пособию для самостоятельной работы учащегося по иностранному языку и обеспечивает развитие продуктивной учебной деятельности учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика"

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации д...

Обобщение педагогического опыта: "Языковой портфолио как средство рефлексивного обучения иноязычной письменной речи."

Долгое время обучение иноязычной письменной речи в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как сре...

Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку

Языковой портфель – это пакет документов, позволяющий учащемуся самостоятельно  фиксировать и оценивать свои достижения и опыт  в овладении иностранным языком....

Европейский языковой портфель в российских учебных заведениях как средство оценки и самооценки, сформированности иноязычной коммуникативной компетенции школьников.

При разработке современных образовательных стандартов по иностранным языкам обращается особое внимание на - понимание статуса учащегося в образовательном процессе, - создание им личнос...

Языковой портфель – как средство комплексной оценки индивидуальных достижений обучающихся

Языковой портфель представляет собой современную технологию обучения иностранным языкам, которая обеспечивает как развитие продуктивной учебно-познавательной деятельности учащегося, так и его личностн...

Языковой портфель как средство формирования учебно-познавательной и коммуникативной компетенций при обучении учащихся основной школы иностранному языку

Статья посвящена формированию учебно-познавательной компетенции с помощью технологии "языковой портфель". В статье раскрываются понятия "компетенция", "учебно-познавательная компетенция", "языковой по...

Языковой портфель как инновационная технология обучения русскому языку

Выступление содержит описание одной из инновационных технологий, как "языковой портфель".Данная технология направлена на формирование рефлексивных умений, без которых невозможен процесс обучения по но...