Подходы к развитию рефлексивно-аналитических качеств школьников в процессе обобщения результатов туристско-экскурсионной деятельности
статья по теме
Статья, написанная в соавторстве с С.А. Кузнецовым, учителем физики, посвящена различным направлениям туристско-экскурсионной работы, рассказывает о системе работы в данном направлении в ГБОУ гимназии 1274 им. В.В. Маяковского. В статье представлены интересные примеры. выдержки из детских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_turisticheskoy_rabote.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецов С.А.
Зыкова Г.Ю.
Подходы к развитию рефлексивно-аналитических качеств школьников в процессе обобщения результатов туристско-экскурсионной деятельности.
Краеведение и экскурсионная деятельность всегда являлись важными формами внеклассной работы в ГОУ СОШ № 1274 им. В.В. Маяковского. Однако последние годы туристско-экскурсионная деятельность в нашей школе приобрела характер системы: создан «Клуб путешественников», регулярно работает «ШРЭК». В связи с этим возникла необходимость более вдумчивого осмысления этой работы не только учителями, но и школьниками – непосредственными участниками этого процесса. Одной из задач экспериментальной деятельности туристско-экскурсионного модуля стал поиск подходов к развитию рефлексивно-аналитических качеств школьников в процессе обобщения результатов экскурсионно-краеведческой деятельности.
Рефлексия - это деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. «В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля». (Энциклопедия практической психологии)http://www.psychologos.ru)
Многие считают, что рефлексия - основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь». Именно поэтому развитие рефлексивно-аналитических качеств для современного школьника просто необходимо.
В течение трех лет экспериментальной деятельности мы пытались найти наиболее оптимальные подходы к развитию рефлективно-аналитических качеств школьников подросткового возраста в процессе экскурсионной работы.
Прежде всего мы пришли к парадоксальному, но лишь на первый взгляд, выводу: чтобы осуществить хоть какие-то подходы к рефлексии, необходима предварительная подготовка детей к поездке. Речь здесь идет не об организационной подготовке, не об инструкциях по технике безопасности, хотя и они тоже важны, а именно о психологической и информационной подготовке детей. Наиболее простой вариант такой подготовки - предварительная беседа, готовящая учащихся к адекватному восприятию материала предстоящей экскурсии (похода в театр, выезда). Например, перед походом в театр проводится беседа о самом театре, его актерах, о пьесе и ее авторе, о культуре поведении в театре во время коллективного выхода. Такого рода предварительная беседа необходима, без нее невозможно требовать от детей какого бы то ни было рефлективно-аналитического действия, так как у них после мероприятия будет больше вопросов, чем возможности размышлять. Конечно, стоит отметить и такой способ предварительной подготовки к поездке, как сбор материалов и выступления с сообщениями о месте, куда предстоит путешествие, однако такой способ действенен лишь в тех классах и группах, которые привыкли к индивидуальным сообщениям как одной из форм подачи материала. В противном случае информация не дойдет до сознания ребят, останется пустым, чужим, а не личным знанием и вряд ли поможет в последующей поездке. Еще один способ предварительной подготовки учеников к экскурсии или поездке – знакомство с результатами рефлективно-аналитических действий их предшественников, например, просмотр фотоотчетов, видеофильмов, снятых другими классами, уже побывавшими в подобных выездах. Обычно такой способ пробуждает в детях интерес, желание собственными глазами увидеть те или иные места и достопримечательности, испытать не менее яркие эмоции.
Итак, предварительная работа проведена, вещи собраны. Мы отправляемся в поездку. Не стоит думать, что рефлексия и воспитание рефлективно-аналитических качеств происходит только по приезде домой. На самом деле мы поняли, что анализ прошедших событий, собственных состояний, своих поступков, их оценка, осмысление необходимы постоянно. Во время многодневных выездов обязательным ритуалом стало вечернее собрание, на котором обсуждается прожитый день. Каждый ребенок по кругу высказывает свои впечатления о нем, причем способ подачи этих впечатлений может быть самым разным. Так, например, в одной из поездок мы просили охарактеризовать прожитый день одним прилагательным или причастием (яркий, солнечный, тяжелый, унылый, насыщенный, запоминающийся и др.), в другой – отвечали на вопрос «как прошел сегодняшний день?» с помощью одного наречия. Во время трехдневной поездки в Санкт-Петербург на экскурсию по теме «Легенды и были Санкт-Петербурга» после второго дня экскурсии (то есть тогда, когда основная часть информации уже получена) мы готовили специальное собрание, на котором каждая комната рассказывала нам свою легенду о городе. Это был не только пересказ услышанного, но и сочинение собственных историй. Затем сразу были подведены итоги вечера (рефлексия рефлексии ), выбрана самая интересная легенда, самый точный пересказ. Самое главное – ребятам было интересно слушать товарищей, ждать оценки собственного труда. Нам удалось не только на два часа занять сорок шесть шестиклассников (что, согласитесь, немаловажно для организаторов поездки), но и помочь ребятам осмыслить информацию, полученную за два дня, осознать, что наиболее ценно и интересно для каждого ребенка.
Одной из форм рефлексии «по горячим следам» можно считать проведение различных викторин прямо во автобусе, после окончания самой экскурсии. Интересно наблюдать за тем, насколько разная информация оседает в головах и сердцах наших школьников: кто-то прекрасно запоминает цифры, кого-то увлекают истории, связанные с романтическими чувствами, кто-то запоминает совсем уж незначительные подробности – для каждого экскурсия своя. Так, например, в музее Н.А. Некрасова в ответ на риторический вопрос «Сколько раз я уже упоминала об этом стихотворении?» один ученик совершенно серьезно ответил «Семь!». Оказывается, это показалось ему очень важным, он и посчитал. Кстати, он же на одном из спектаклей пересчитал все телогрейки, висящие на заднике сцены в качестве декораций, и объявил всем их количество. Долго потом дети спорили, имеет ли эта деталь какое-то художественное значение…
И все же само понятие рефлексии предполагает анализ и самоанализ по окончании мероприятия, оценку своих изменений, своих внутренних приращений, произошедших за это время. В процессе туристско-экскурсионной работы выявились несколько возможных форм рефлексии. Мы не претендуем на создание каких-то совсем инновационных форм рефлексии, нам хочется поделиться той системой по развитию рефлексивно-аналитических качеств школьников в процессе обобщения результатов туристско -экскурсионной деятельности, которая сложилась в нашем модуле.
Аналитическая беседа по обсуждению экскурсионных мероприятий. Первоначально в таких беседах присутствовала лишь односложная оценка (понравилось – не понравилось, весело, скучно, интересно и т.д.). В дальнейшем мы старались выходить на более высокий уровень рефлексии: не только констатировать свои эмоции и чувства, но и объяснять их, «расшифровывать», отделять главное от второстепенного. (О чем заставила тебя задуматься эта поездка? Что нового ты открыл в себе? Какие мысли и чувства вызвала у тебя поездка?) Если во время выезда происходит какая-то нестандартная или проблемная ситуация, мы, естественно, разбираем ее как с участниками, так и со всем классом, если в этом есть необходимость. Такие аналитические беседы проводятся обычно на классном часу на второй-третий день после приезда, чтобы у каждого была возможность обдумать произошедшее, обсудить с родителями. На родительских собраниях мы обращаемся с вопросом к родителям: «Что рассказал ребенок о поездке?», выясняем, какие впечатления, какие события доносятся до родителей, почему ребенок не открывает им какие-то эпизоды или размышления…
Написание отзыва о поездке, экскурсии, походе в театр – наиболее традиционная форма рефлексивно-аналитической деятельности школьника. Отзыв может быть написан как в произвольной, свободной форме, так и с учетом определенного задания или плана, данного учителем. Например, после поездки в Коломну создавались очень разные по содержанию и форме отзывы, некоторые из них оформлялись с помощью рисунков или фотографий. Тема работы звучала так: «Что подарила мне экскурсия в Коломну». Когда ребенок осмысляет прошедшую поездку, работая над созданием текста отзыва на такую тему, он невольно акцентирует внимание на самых важных именно для него моментах экскурсии, которые именно он воспринимает как подарок. Приведем примеры из отзывов учеников 5 класса «Б». «И вот наконец мы подошли к Успенскому храму. Его золотые и зеленые купола сверкали от ярких лучей солнца. Картина была невообразимая. Мы зашли в храм, поставили свечки за здравие наших родных и близких, помолились. Это было замечательно. Я так давно не была в храме…» (Даша Л.). «Немного погуляв рядом с крепостью, мы вместе с экскурсоводом отправились дальше знакомиться с историей Коломны. Мы зашли в храм, и я поставила свечку Святой Екатерине. После этого мы уговорили Сергея Александровича пойти к реке. Там мы пофотографировались и покатались по склону. Все смеялись, было очень весело! Даже мальчики помогали девочкам лезть вверх по склону! Грязные, но счастливые, мы пошли в автобус. Обратно ехали долго, но весело!» (Катя В.) Если для первой девочки посещение храма стало едва ли не самым значимым событием во всей экскурсии, то для второй – лишь мимолетным эпизодом, запомнившимся гораздо меньше, чем веселые игры с мальчишками. Честно говоря, эти отзывы открыли для учителей важные грани детской личности. А вот совершенно другой отзыв об этой же поездке: «В Кремле мы были в Грановитой башне. Там находится оружейная комната. Нам рассказали о палице, мече, кистене, булаве. И даже дали потрогать! Я надел на себя шлем, взял кистень и меч… Мне казалось, что я настоящий ратник! Затем нам показали, как сражались в кулачном бою, как бились ратники, дружинники и даже женщины! Потом мы вышли на крепостную стену высотой двадцать метров. Нам рассказали, как штурмовали крепость. Правда, лично для меня это не было новым. Самое интересное, что нам дали пострелять из арбалета, лука и пометать ножи. Из арбалета я попал прямо в центр. Из лука – в край мишени. Хуже всего было с метанием ножей…» (Денис З.) Сколько эмоций и личных открытий, оценка своих возможностей, соотнесение имеющихся знаний с приобретенными. В этой работе о храме – одна строчка, а о катании с горки ни слова!
После спектакля «Сокровища Петера» писался отзыв по плану, данному учителем литературы. Этот план универсальный для работы над отзывом о спектакле, мы использовали его неоднократно. Работа по заданному плану требует от ребят не просто высказать свои впечатление, а заставляет их задуматься о каких-то конкретных аспектах события, на которые они, возможно, сразу не обратили внимания. Следует отметить, что при написании таких отзывов ребята часто обращаются за помощью к родителям, обсуждают спектакль вместе с ними, задают вопросы. Вот пример такого взаимодействия: «По дороге домой мы с папой обсуждали игру актеров. Особенно интересно было вспоминать актера, сыгравшего Михеля – Голландца – Клементьева. Мы спорили, кто больше производит впечатление на зрителя, положительный персонаж или отрицательный. Мы остановились на мнении, что отрицательный персонаж вызывает больше эмоций, чем положительный, поэтому играть злодеев проще и интересней». (Маша И.).
Наиболее интересные и совершенные в художественном отношении отзывы публикуются в школьном литературно-художественном альманахе «Маяковцы», остальные же используются классным руководителем для анализа общей картины от проведенного мероприятия.
Выполнение во время и после экскурсий конкретных заданий учителя-предметника – еще один способ развития рефлексивно-аналитических качеств школьника. Например, при поездке в Монино выполнялись задания по природоведению, а после посещения «Египетского зала» ГМИИ им. Пушкина выполняли работу по истории, основанную на полученных знаниях. Подобные задания позволяют заранее нацелить детей на восприятие какой-то определенной информации.
Отдельно следует выделить такую форму рефлексии, как создание художественных иллюстраций. Эта форма использовалась после просмотра спектакля «Ночь перед Рождеством»: ученикам было предложено нарисовать иллюстрацию одной из сцен спектакля или наиболее яркое впечатление от него. Задание это выполняли все, независимо от умения рисовать. Интересно отметить, как выходили из затруднительного положения те, которые рисовать не умели: изображали фрагменты декораций, занавес, утверждая, что именно это и являлось самым ярким впечатлением. Кроме того, в последнее время иллюстрации сопровождают текстовые отчеты. Рисуют в основном пейзажи, проникнутые особым чувством радости прикосновения к прекрасным местам России. Выполняют иллюстрации, конечно, те ребята, которые любят и умеют рисовать и способны передать свои впечатления именно с помощью карандашей и красок.
Создание фотоотчета об экскурсии – традиционная форма рефлексии. Данная форма активно использовалась в работе кружка «Основы фото- и видеосъемки». Фотография — один из способов рефлексии по поводу сегодняшней реальности, как технологической, так и социальной. Фотография как искусство есть поле приложения авторской рефлексии. «Фотография позволяет увидеть то, что не проговорено или не может быть проговорено. Практика рефлексии отлична от фотографии и не способна подменить её, не производя насилия над реальностью. Фотография – это поиск возможности уйти от заданности проговариваемых значений и насилия собственных интерпретаций. Указывая на необъективность мира, превращая мир в сплошную оптическую иллюзию и скрывая присутствующего субъекта за автоматическими действиями фотоаппарата, фотография обнажает смысл того, что происходит на самом деле». (Жан Бодрийар: Фотография как способ указать границы мира. Художественный журнал. №43/44, 2002, http://xz.gif.ru/numbers/43-44/bdrrd/)
Фотографирование как способ развития рефлективно-аналитических качеств у использовалась во время всех выездов. После некоторых мероприятий были созданы фотовыставки, тематические газеты.
Создание фотоотчетов об экскурсии позволяет развить рефлексивно-аналитические качества школьника. Прежде всего, сам процесс фотографирования уже является своего рода рефлексией, анализом происходящего, выбором среди всех явлений и событий наиболее интересных для автора – фотографа. Затем начинается отбор наиболее значимых с эмоциональной и наиболее удачных с эстетической точки зрения фотографий. Такая работа проходит в несколько этапов: вначале отбор самим автором, затем работа комиссии из самих фотографов, которые определяют, чьи фотографии достойны появиться на большом стенде на первом этаже, чьи окажутся на школьном сайте. Вот, к примеру, во время «ШРЭКа -2» в доме отдыха "Колонтаево" был объявлен конкурс на лучшую фотографию по номинациям "Ситуация", "Пейзаж" и "Портрет". Поэтому фотографы старались не пропустить ни одного момента нашего "ШРЭКа". Жюри выбрало самые интересные работы в каждой номинации. В состав жюри конкурса вошли представители классов, участвовавших в поездке. «Конечно, нашим фотографам еще предстоит совершенствовать свое мастерство, но надеемся, что фотографии вызовут у вас улыбку и приятные воспоминания», - так написали мы на школьном сайте при публикации выбранных фотографий. Интересно отметить, что учителя и ученики участвуют в подобных конкурсах вместе, их работы отбираются на общих основаниях.
Естественным продолжением фотоотчетов стало создание проектов на основе фотографий, сделанных во время поездок. Суть проекта состоит в подборе поэтических текстов к сделанным пейзажным фотографиям, создание видеоклипа, в котором совмещены текст и видовой ряд.
Создание видеофильмов по материалом впечатлений поездки – еще одна форма рефлексии. За время существования туристско-экскурсионного модуля было создано несколько видеофильмов: «Экскурсия в Коломну», «ШРЭК» в «Сосновой роще» и в Монино», «Звенигород», «Санкт-Петербург 7 классы», «Ростов Великий – Ярославль – Кострома» и другие) К сожалению, пока эти фильмы созданы руками взрослых при частичном участии детей (фрагменты видеосъемок, фотографии, вошедшие в фильм), в дальнейшем планируется создание фильма, полностью сделанного детьми).
По итогам туристско-экскурсионной работы за год создается журнал «Я земной шар чуть не весь обошел». Пока создано два номера, в этом году готовится третий. В журнале собраны лучшие отзывы о поездках, рисунки и фотографии. Иными словами, журнал – некое обобщение рефлексивно-аналитической работы по итогам экскурсий.
Исходя из практики нашей работы, мы выявили наиболее приемлемые подходы к воспитанию и развитию рефлективно-аналитических качеств школьников во время туристско-экскурсионной работы. Процесс воспитания рефлексивной культуры, формирование умений анализировать мир вокруг себя и свое место в этом мире – процесс многодневный и многотрудный. Наша задача – помочь ребенку найти себя в этом мире и оценить свои поступки и действия, впечатления и эмоции, и предложенные нами формы рефлексии могут применяться каждым учителем, ведущим экскурсионную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание положительных личностных качеств школьников в процессе занятий физической культурой и спортом»
В работе говорится о формировании личности в условиях учебно-тренировочном прцесса, развитии морально-волевых качеств. Также описаны игровой и соревновательный методы физического воспитания....
Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...
Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в ЦРТДЮ
Инновационная деятельность в любом образовательном учреждении, будь то школа или Центр дополнительного образования детей, неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-иссл...
Развитие творческого воображения младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности.
Игровые творческие задания для всех видов музыкальной деятельности....
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ 8-11 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) педагогического работника...
Доклад "Современные подходы к развитию у учащихся качеств личности, востребованных в процессе межкультурной коммуникации"
Выступление на методическом объединении....
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Материал о том, как влияет развитие психомоторных качеств на развитие детей....