Пункт 10. Аннотация к программе по внеурочной деятельности
рабочая программа на тему

Куприна Евгения Владимировна

Аннотация к программе по внеурочной деятельности

Кружок «Православные традиции в русском изобразительном искусстве» 5-6 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10._annotatsiya_k_rabochey_programme.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к программе по внеурочной деятельности

Кружок «Православные традиции в русском изобразительном искусстве» 5-6 кл.

                                                                                               

         Ф.И.О.   Куприна Евгения Владимировна   0

Соответствие требованиям

(ФГОС или ФКГОС 2004)

Цель

Планируемые

результаты

Основные виды

учебной деятельности

Технологии

Содержание

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2 поколение).

Программа внеурочной деятельности «Православные традиции в русском изобразительном искусстве» является программой научно-познава-тельного и художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических навыков.

Структура программы представлена в соответствии с требованиями к составлению программы: пояснительная записка, в которой дано обоснование программы, отражены цель и задачи; тематическое планирование  с указанием разделов и тем по разделам, нумерацией занятий и количества часов по темам, а также планируемые  сроки проведения; содержание деятельности по разделам; ожидаемые  личностные, предметные и метапредметные  результаты реализации программы;   условия и ресурсы реализации программы; список литературы, соответствующий  содержанию программы.

Актуальность программы обусловлена тем, что основной акцент делается на изучение отечественного культурного наследия.

Предназначена для реализации в 5–6 классах.

Программа рассчитана на 2-годичное обучение учащихся из расчета 1 учебный час в неделю, 34 часа в год, 68 часов за два учебных года.

Цель:

Обогатить обучающихся знанием родной культуры, привить к ней любовь и уважение, содействовать формированию духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное.

Задачи:

осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе

  • изучения православной религиозной традиции;
  • изучения истории христианства;
  • изучения содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
  • изучения православной этики;
  • ознакомления с православным календарём;
  • ознакомления с особенностями церковного искусства;
  • изучения устроения православного храма;
  • ознакомления с особенностями православного богослужения;
  • ознакомления с мировыми религиями;
  • ознакомления с основными видами православного богослужения;
  • формирования целостного восприятия мира;
  • воспитания уважения к внутреннему миру каждого человека;
  • формирования культуры общения;
  • предупреждения возможных тупиков личностного развития;
  • воспитания волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
  • выработки этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
  • предупреждения религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
  • воспитания патриотизма;
  • формирования представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
  • духовно-нравственного воспитания через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
  • приобщения к художественно-эстетическим отечественным традициям;
  • расширения и активизация словаря обучающихся путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
  • возрождения православных основ семьи;
  • пробуждения интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
  • творческого развития ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
  • формирования потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта (презентации, доклада, сообщения, фотоальбома).

Главным критерием оценки ученика является не столько талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.

1. Результаты первого уровня (приобретение обучающимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни  человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения;  об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной культуре, труду, знаниям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Планируемые личностные результаты

Самоопределение:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание;
  • социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

  • мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Планируемые метапредметные результаты

характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

в ценностно-ориентаци-нной сфере:

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в трудовой сфере:

  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

в познавательной сфере:

  • развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
  • формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
  • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведений искусства как основы формирования навыков коммуникации.

Планируемые предметные результаты

характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
  • развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
  • развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение русской художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество, классические произведения отечественного искусства);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств;
  • формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

в ценностно-ориентационной сфере:

  • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
  • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

в познавательной сфере:

  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
  • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник;
  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

в коммуникативной сфере:

  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
  • диалогический подход к освоению произведений искусства;

в трудовой сфере:

  • конспектировать изучаемый материал (термины, определения, понятия, периодизация по плану, персоналии) в рабочей тетради в соответствии с предъявляемыми требованиями;
  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности.

Основные виды деятельности обучающихся:

  • художественное восприятие,
  • информационное ознакомление,
  • изобразительная деятельность,
  • художественная коммуникация (рассуждения об увиденном),
  • проектная деятельность
  • презентационная деятельность
  • участие в выставке
  • игровая деятельность
  • физическая деятельность
  • выполнение упражнений на релаксацию,  концентрацию внимания, развитие воображения.

Формы проведения занятий:

  • Информационные занятия – беседы и лекции;
  • Экскурсионные занятия;
  • Художественный образовательные события – презентация сообщений, представление выставки работ.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, изобразительной, физической и других видов деятельности.

Технологии:

  • развивающего обучения,
  • проблемного обучения,
  • обучения в сотрудничестве,
  • развития исследовательских навыков,
  • информационно-коммуникационные,
  • здоровьесбережения
  • игровые;
  • коллективного взаимообучения;
  • проектные.

Особенности:

Важную роль в культурной ориентации России играла и играет ее принадлежность к христианским цивилизациям (в ее православном варианте).

В ходе изучения этого предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Преподавание данного курса не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества – в глубь времен.

Программа кружка предполагает в большом объеме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни.

Знакомство с произведениями русской православной архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

Программа рассчитана на 2-годичное обучение учащихся из расчета 1 учебный час в неделю, 34 часа в год, 68 часов за два учебных года.

В МБОУ Школе № 124 г.о. Самара в соответствие с Учебным планом Школы занятия по данной программе проводятся в 5-6 классе.

В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем.

В каждом разделе выделены:

  • образовательная часть: получение первоначальных сведений;
  • воспитывающая часть: понимание значения вида или жанра искусства, его эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства;
  • практическая часть: практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей.

Заместитель директора МБОУ Школы № 124 г.о. Самара ______________________________________ /Цибер Л.Б./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности "По просторам России" 8-9 классы

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности "По просторам России" 8-9 классы...

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...