Статья "Приемы формирования компетенций на уроках литературы"
статья на тему

Приемы формирования компетенций на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_formirovaniya_kompetentsiy_na_urokah_literatury.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы формирования компетенций на уроках литературы

     

 С урока начинается учебно-воспитательный  процесс,  уроком он и заканчивается.  Каждый урок  - это ступенька к знаниям и развитию ученика, новое вложение в формирование его умственной и моральной культуры. Сегодняшнее, информированное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то багажа усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей, которые можно и нужно формировать на уроках литературы.

    Время диктует нам, что урок должен быть демократичным и должен строиться на принципах партнерства,  носить практическую направленность и быть ориентирован на формирование не просто эрудированного ученика, а зрелой личности. Поэтому важно при подготовке урока тщательно продумать его структуру, серию приемов и методов, позволяющих эффективно решать цели  и задачи урока. Рассмотрим приемы формирования компетенций на уроках литературы последовательно на каждом этапе урока.

 Театр начинается с вешалки, урок начинается с организационного момента, который дает импульс  работе всего класса, создает эмоциональный настрой, рождает атмосферу творчества и сотрудничества всех его  субъектов.

 По-прежнему актуальным и немаловажным является удачно подобранный эпиграф к уроку, который позволит красной нитью «пронести» и не потерять идею урока, выполнить его учебные и  воспитательные функции, чтоб на этапе рефлексии опять же, отталкиваясь от эпиграфа, подвести итоги урока, довести идею урока до логического конца. Так, например, на урок по роману Д.Дефо «Робинзон Крузо» можно использовать эпиграф: «Тот, кто умеет терпеть, достигнет всего, чего пожелает» (Д.Дефо). Хорошо «работают» на уроке портреты писателей, иллюстрации к произведениям. К этому же уроку можно соответственно оформить записи на доске с эпиграфом, портретом писателя,  иллюстрациями к произведению. Часто используются рисунки учащихся к произведению: Робинзон Крузо на острове (каким я его вижу и как представляю). Еще лучше применить этот материал в форме презентации, используя мультимедийную доску.  Этот прием действует как на сознание ребенка, так и на его эмоции. Важными на первоначально этапе являются такие приемы-моменты: чтение небольшого стихотворения, вхождение в класс под музыку, отражающую лейтмотив урока. Так, например, на урок внеклассного чтения по теме: «Строки, опаленные войной» учащиеся входят под аккорды «Марша славянки» или  можно урок начать с   показа на мультимедийной доске ролика «Хроника Великой Отечественной войны», или заранее подготовленный ученик красиво и проникновенно читает стихотворение одного из поэтов военного лихолетья.

На этапе мотивации учебной деятельности учащихся можно использовать  прием «Угадай героя», например, принести определенные вещи, предметы с тем, чтобы учащиеся обосновали, какое отношение они имеют к нашему уроку. Например, к уроку по повести Э.Хемингуэя «Старик и море » можно принести кусок рыболовной сети, нож, леску, крючки для старика Сантьяго. Возможен как вариант домашней работы следующее задание:  принести предметы, необходимые Родиону Раскольникову в жизненном  выборе «Тварь я дрожащая или право имею?», представить их и прокомментировать. Это будет способствовать формированию как коммуникативной (языковой) компетентности – умению вступать в коммуникацию с целью быть понятым, совершенствованию умений общения, так и  нравственной компетентности – готовности, способности и потребности жить по общечеловеческим нравственным законам. Учащиеся, как правило, приносят следующие предметы: топор - орудие убийства, библию – символ мудрости и правосудия.

При организации работы в парах, в команде можно использовать такой психологический прием: «Пожмите руки соседу по парте, однокласснику справа, слева, теперь вы партнеры, команда. Вы должны работать слаженно и четко, уважать мнение друг друга». Это формирует социальную компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, в коллективе, в команде, дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

         Народная мудрость гласит: все познается в сравнении.   Для того, чтобы постичь идейно-художественное значение произведения, можно использовать прием сравнения.  Так, например, при изучении сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»  прикрепить на доске с одной стороны розу, с другой – снежинку. В ходе урока в диалоге с пятиклассниками рассматриваются следующие вопросы:

  - Как вы думаете, что красивее – снежинка или роза?

 - Чем отличается красота снежинки, инея от красоты цветка, дерева, животного? (Одни – живые, другие – неживые)

   - Обязательно ли красота должна быть полезной?

Дети делают вывод: в  бесполезной, казалось бы, красоте высшая ценность – дарить людям радость.

Дети отмечают холодную и мертвую красоту Снежной королевы, говорят о том, что Андерсен неслучайно сравнивает лицо Герды с розой.

 - Как вы понимаете красоту человеческих поступков? Какие поступки вы называете красивыми?

 После рассказа о поисках Кая Гердой, о том, как ей помогла избалованная маленькая разбойница, дети делают очередной вывод: красота способна изменять людей в лучшую сторону.

Трудно переоценить игровые  моменты на уроке: ребусы, кроссворды, «верю – не верю», шарады… Игровые приемы: «третий лишний», «скажи наоборот», « собери рассыпавшееся изречение» - позволяют школьникукак субъекту общения удовлетворить    потребности в эмоциональных контактах, активизировать мыслительную деятельность.

Так, например, уже на этапе рефлексии можно использовать прием «Микрофон», а можно прием «Волшебная шкатулка»: ученик из шкатулки вытягивает номер вопроса, учитель озвучивает вопрос; в случае правильного ответа он получает смайликом очередной балл к другим баллам за своим ответы в течение всего урока. Казалось бы, пустяк, запутанный, завуалированный опрос, но вместе стем он вносит в урок элемент новизны, чем-то напоминает ситуацию на экзамене, а главное – оживляет урок, заинтриговывает ученика.

             Интересен прием «Задать вопрос герою». Учащиеся получают заранее задание: после прочтения произведения задать герою вопрос. Например, на завершающем этапе урока по роману  Стендаля  «Красное и черное»: «Жюльен Сорель, его характер и судьба» лучший знаток произведения  выступает в роли Жюльена Сореля. Ему учащиеся класса задают, например, такие  вопросы:

-О чем вы думали в последние дни вашей жизни? Не посещала ли вас          мысль о самоубийстве?

-  Каково ваше отношение к смерти? Раскаиваетесь ли вы в содеянном?

 - Почему вы отказались от возможности побега? Ведь его можно было совершить?

-  Как вы восприняли известие о том, что г-жа де Реналь жива? Почему отказались подавать апелляцию?

       В финале урока, чтобы определить эмоциональный уровень комфортности учеников, учащимся предлагается смайликами с разными настроениями оценить качество, эффективность урока, прикрепив свой смайлик на доске, на карте ожидаемого результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы....

Методическая статья "Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе"

Тема самообразования: «Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе»...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...

«Формирование культурологической компетенции на уроках литературы через интеграцию с искусством, историей, географией»

Обобщение опыта содержит детальную характеристику интегрированного урока литературы, демонстрирует технологию интеграции литературы с искусством, историей, географией....

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»  Дата проведения: 12.03.2014 г....