Представление собственного инновационного опыта «Личностно – ориентированное обучение в условиях обновления содержания образования»
методическая разработка на тему

Разина Наталья Юрьевна

Представление собственного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstvlengie_sobstvennogo_innovatsionnogo_opyta.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного

педагогического опыта

«Личностно – ориентированное обучение в условиях обновления содержания образования»

учителя информатики

МОУ « Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района РМ

Разиной Н. Ю.

Актуальность и перспективность опыта

О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Кажется, что уже никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам учащихся во время их обучения. Однако, насколько в условиях ФГОС изменился подход учителя к планированию и проведению занятий по учебным предметам? Какие технологии проведения урока более всего соответствуют личностной ориентации?

Российское образование сегодня переживает ответственный этап своего развития. В новом тысячелетии предпринята очередная попытка реформирования общего образования через обновление структуры и содержания. Залогом успеха в этом деле служит глубокая, концептуальная, нормативная и методическая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечение в работу широких кругов ученых, методистов, специалистов системы управления образования, учителей, а также учащихся и их родителей.

Потеря общечеловеческих ценностей, духовности, культуры привели к необходимости высокоразвитой личности через развитие познавательных интересов. И сегодня Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.

Личностный и индивидуальный подходы отвечают на вопрос, что развивать. Вариант ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося. Это идеал, но необходимо помнить, что образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов и граждан. Поэтому задачу школы целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.

Условия формирования опыта

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

- требования ФГОС НОО;

- изучение методической литературы;

- изучение опыта коллег;

- курсы повышения квалификации.

Выбор темы самообразования объясняется моим желанием изучать и внедрять активные методы обучения в учебный процесс, совершенствовать собственное педагогическое мастерство, мотивировать учеников к изучению английского языка, на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Наличие теоретической базы опыта

Личностно-ориентированное обучение– это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-ориентированного образования:

  • гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
  • культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
  • социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
  • отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
  • опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Технология опыта

В своей педагогической деятельности я использую следующие виды деятельности ЛОО: дискуссии, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, деловые игры. Для применения ЛОО мною выбираются две формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая, так как есть ученики, которые любят работать в одиночку независимо от уровня их подготовки, но есть и такие, которые хотят, чтобы ими руководили, или постоянно помогали.

Метод «мозгового штурма» помогает формировать коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой сфере, способствует познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество.

При организации тестового контроля учащиеся выбирают форму тестирования: на персональном компьютере или на бумажном бланке. Ученики также выбирают оценивание работы: самоконтроль, проверку осуществляет учитель или отметку выдает тестирующая программа.

На уроке «Анимация» учащимся сначала демонстрируется анимационный мультфильм, а затем задается вопрос к классу о целеполагании и тематике урока: “Как вы думаете, почему мы начали урок с просмотра мультфильма? Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Попробуйте сами сформулировать тему и задачи урока”.

При необходимости учитель корректирует формулировку темы.

Анализ результативности опыта

Личностно ориентированное обучение дает возможность не только повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В процессе проведения таких уроках складываются благоприятные условия для разностороннего развития личности.

Как видно из вышеизложенного, все технологии и методы взаимосвязаны и несут единую новизну – коммуникативное развитие личности, так как реализуется цель – включение всех обучающихся в процесс деятельности.

В  целях обмена опытом с коллегами, я провожу и посещаю открытые уроки,  выступаю на семинарах. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов

других регионов.

Трудоемкость опыта

Опыт работы преподавания информатики и ИКТ в школе подсказывает, что в группе всегда есть учащиеся с различным уровнем подготовки. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные учащиеся отмалчиваются, стесняются, боятся сказать что-то не то и не так. Данный же вид деятельности проходит в непринужденной обстановке, в которой школьники не испытывают психологической закрепощенности, поэтому каждый может привнести что-то свое в этот вид деятельности, он может полнее осознать свое собственное «я» в процессе взаимодействия с другими людьми.

А трудность опыта  в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.

Адресность опыта

Итак, Личностно- ориентированное обучение способствует :

  • формированию положительной учебной мотивации;
  • повышению познавательной активности учащихся;
  • активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулированию самостоятельной деятельности;
  • развитию познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  • эффективному усвоению большого объема учебной информации;
  • развитию творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитию универсальных навыков.

Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

1)  Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

2)  Вопросы личностно-ориентированного обучения школьников актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Наглядные приложения

Фрагмент урока с применением активных методов обучения размещен на сайте

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Представление собственного инновационного опыта

В данном материале представлен опыт работы учителя мордовского языка, ее актуальность, перспективность, концептуальность, наличие теоретической базы. Ведущей педагогической идеей является "Идея педаго...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Публичное представление собственного инновационного опыта «Личностно-ориентированное обучение как ведущий подход современной образовательной политики».

Из  опыта работы учителя истории и обществознанияМБОУ «Приреченская СОШ» Рузаевского муниципального районаЧервяковой Людмилы Васильевны Российское образование сегодня переживает ответс...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...