Публичное представление собственного инновационного опыта
статья по русскому языку по теме
Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потому основные задачи урока направляю на развитие умения мыслить с помощью языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_3.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных потребностей у учащихся
на уроках русского языка и литературы
Я всегда была уверена в том, что учитель-словесник, как ни какой другой специалист, призван формировать этические устои личности, развивать ее душевный и духовный потенциал. Литература - часть культуры, представляющая вечные нравственные и этические ценности, путь освоения которых детьми и есть основа и путь их личностного становления и развития.
«Погружаясь» с учениками в Слово, в его происхождение, историю, современное осмысление, я пытаюсь приобщить к общественным ценностям своих учеников, приблизить их к пониманию и окружающего мира и самих себя. И поэтому мое педагогическое кредо сложилось таким - Развитие гармоничной личности на основе сотрудничества творчества учителя и ученика и самостоятельного поиска истины.
Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потому основные задачи урока направляю на развитие умения мыслить с помощью языка.
Овладение речью - это процесс творческий и воспринимать его как чисто технический навык в корне не верно. Потому считаю важным:
- развивать не только письменную речь, но и устную главным образом, т.к. именно она готовит учеников к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи;
-развивать способности не только к монологической речи, а в первую очередь к диалогу, т.к. речевое общение включает в себя и умение слушать и слышать собеседника, наблюдать, фантазировать, мыслить;
-прививать навыки речевого мышления, речевого творчества, адекватного восприятия чужой речи.
Важно сформировать коммуникативную потребность, т.к. ученик, овладев тем или иным речевым умением, расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей, поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, почувствует радость творческого роста.
Формировать мышление можно, если учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений; отделять в высказывании главного от второстепенного; аргументировать свои высказывания и понимать аргументы собеседника; анализировать и прогнозировать; оценивать свои и чужие высказывания; отстаивать ту или иную точку зрения.
В 2009 году мной разработана концепция опытно-экспериментальной работы «Формирование коммуникативных потребностей у учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Цель – создать целостную систему работы по формированию коммуникативных потребностей при обучении русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
- выявить сущность коммуникативных потребностей обучающихся;
- определить содержание, формы, методы и приёмы формирования коммуникативных потребностей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности;
- создать педагогические условия успешного формирования коммуникативных потребностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
Система работы
Система работы по формированию познавательной самостоятельности учащихся по русскому языку и литературе состоит из следующих компонентов:
- содержание;
- формы;
- методы и приёмы;
- педагогические условия.
Содержание
Система работы по формированию познавательной самостоятельности учащихся по русскому языку и литературе не возможна без внедрения в современный образовательный процесс технологий развивающегося обучения: проектную технологию, информационно-коммуникационных технологий, технологию проблемного обучения. Уделяю большое внимание внеклассной работе как необходимому условию формирования ситуации успеха у школьников.
Коллектив школы № 8 осуществляет целенаправленную деятельность по организации работы с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет возможность получать в стенах нашей школы интеллектуальное, творческое, физическое развитие.
В рамках реализации программы работы с одарёнными детьми в школе действуют Университет культуры, научно-исследовательское общество «Адонис», выпускается школьная газета «Ступени», редактором которой я была несколько лет. Работа в этих школьных сообществах создаёт условия для выявления и развития потенциала разных видов одарённости, для реализации личных творческих способностей детей в процессе обучения, научно-исследовательской и поисковой деятельности.
Результативность работы доказывают победы на муниципальных, республиканских предметных олимпиадах и конкурсах. Особенно ценным для меня является то, что ребята, творческий потенциал которых раскрылся в школе, продолжили обучение на филологическом факультете, факультетах журналистики в высших учебных заведениях Саранска, Москвы, С.-Петербурга.
Формы
При организации урочной и внеурочной деятельности по предмету использую коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Самыми эффективными, на мой взгляд, являются групповые формы работы, так как они подразумевают объединение детей по интересам.
Методы и приёмы
На уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности использую исследовательский, частично-поисковый, проектный, проблемный, репродуктивный методы и разнообразные приемы, помогающие формировать познавательную самостоятельность, развивать творческие способности, повышать познавательный интерес, мотивацию школьников.
Предпочтение отдаю методу проектов. В своей деятельности практикую интегрированные проекты (литература и кино, литература и изобразительное искусство, литература и история и др.). Итогом деятельности, как правило, является создание иллюстрированного сборника творческих работ учащихся.
Опыт работы по учебному проектированию был представлен в форме мастер-классов, творческих мастерских, выступлений на региональном и муниципальном уровнях.
Педагогические условия
1. Поэтапность работы
Выделяю три этапа работы: вводный, основной и концептуальный. Такая трёхэтапная система позволяет учащимся активизировать познавательную самостоятельность, развивать интеллектуальные и творческие способности.
2. Дидактическое обеспечение
Комплекс дидактического обеспечения может быть представлен в виде трех блоков:
информационно-содержательного;
контрольно-коммуникативного;
коррекционно-обобщающего
Результативность
О высоком уровне учебных достижений свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации (2010-2011)
Результаты ГИА по русскому языку (200/2009г.): качество – 100%;
средний балл – 4
Высокий уровень учебных достижений обучающихся, высокие результаты участия учеников в олимпиадах разного уровня, творческих конкурсах, смотрах, конференциях были отмечены дипломами Международного Московского форума «Одаренные дети», Всероссийского фонда «Новые имена», грамотами министерства образования республики, управления образованием муниципального района. За работу с одарёнными детьми награждена Дипломом.
Активно принимаю участие в различных профессиональных конкурсах и фестивалях. Опыт моей работы по использованию методической системы представлен в форме тезисов в различных научно-методических изданиях муниципального, регионального, всероссийского, а также в сети INTERNET.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного опыта
В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
Из материалов к аттестации -2013...
Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны
Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...
Публичное представление собственного инновационного опыта
В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...
Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...
Публичное представление собственного инновационного опыта
Обобщаю опыт работы над проблемой " Использование компетентностного подхода с использованием новых технологий на уроках русского языка и литературы"....
Публичное представление собственного инновационного опыта «Личностно-ориентированное обучение как ведущий подход современной образовательной политики».
Из опыта работы учителя истории и обществознанияМБОУ «Приреченская СОШ» Рузаевского муниципального районаЧервяковой Людмилы Васильевны Российское образование сегодня переживает ответс...