Представление собственного инновационного опыта
статья по теме

Давыдова Светлана Максимовна

В данном материале представлен опыт работы учителя мордовского языка, ее актуальность, перспективность, концептуальность, наличие теоретической базы. Ведущей педагогической идеей является "Идея педагогической свободы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

1.Представление собственного инновационного опыта

учителя мордовского языка муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения  «Гимназия № 1»

Рузаевского муниципального района

Давыдовой Светланы Максимовны

  1. Актуальность и перспективность опыта

             Воспитание бережного отношения к родному языку, традициям и обычаям своего народа; формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем мордовского  языка. Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свой родной язык, чтобы он смело мог сказать о том, что он мордвин и что он гордится тем, что родился, вырос и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей.

1.2.Концептуальность

                Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

1.3.Наличие теоретической базы опыта

             Мной разработаны поурочные планы-конспекты уроков, большое количество дидактического материала, в том числе к проверочным и тестовым работам, планы-конспекты открытых уроков: обобщающие уроки по темам «Времена года» в 3 классах, «Домашние и дикие животные» в 4 классах, «Города Мордовии» в 5 классах в форме путешествия.

      На заседании школьного методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла  был  подготовлен  доклад на тему «Развитие мышления и речи учащихся на основе проблемного обучения на уроках мордовского языка».

       Для активной стратегии преподавания характерно: центральная роль учителя, совместное обсуждение, взаимодействие и воздействие идут параллельно.  Воплощается через следующие формы работы: индивидуальные, общие и командные, групповые.

       Особенности интерактивной стратегии : центральная роль принадлежит ученикам, учитель - организатор и помощник, обсуждение происходит в малых группах, взаимодействие преобладает над воздействием, групповые формы работы, общие или командные формы работы

1.4.Ведущая педагогическая идея.

« Идея педагогической свободы»

В своей работе я использую такие принципы как:

-сотрудничество учителя и ученика,

- принцип равенства, индивидуализации и социализации ученика,

-развитие логической  мыслительной деятельности,

- свободу духа и выбора для педагога.

                 Реализация данных принципов позволяет создать на занятиях атмосферу  доверия, творчества и взаимодействия. Я считаю, что учитель должен видеть в каждом ребенке  его неповторимость, подбирать приемы и методы, которые позволят раскрыть его способности и возможности. Такая система взаимодействия позволяет моделировать ситуацию успеха как для        « слабого»  ученика так и  для более успешного. Применение активных и интерактивных методов обучения делает урок более « живым» и результативным.

                Выбор технологий и методик обучения, форм общения с учащимися на уроках, участие в исследовательской деятельности позволяет раскрыться не только  ученикам, но и самому педагогу. Самообразование учителя позволяет ему стать  более успешным, а, следовательно, и более свободным, т.е. ответственным за свои действия и знания.

1.5. Оптимальность и эффективность средств.

        Современному человеку в течение жизни приходится менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Поэтому обучение и воспитание должно быть направлено на личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие.

         Структура моих уроков  включает в себя:

- настройку на тему» - это самая сложная и энергоемкая часть занятия, требующая не только тщательного продумывания, но и адекватности ментальности педагога тематике занятия. Вся эта информация связывается с тем, что хорошо знакомо детям  и любимо ими. Стремлюсь вызвать в душах детей отклик, т.е. определить, что будет выполняться на занятии. Демонстрируются иллюстративные материалы, работы художников, которые могут разбудить фантазию детей;

       Таким образом, при  коллективном анализе работ особое внимание уделяется их индивидуальности и неповторимости, исключительности и своеобразию. Иногда работа, не являющаяся абсолютной ценностью, оценивается на «отлично», превосходящими ее по всем параметрам, только за то, что ребенок  сделал рывок в своем развитии и разрыв между качеством предыдущих ответов и данной работой достаточно велик.

               Для развития продуктивного мышления, воображения, обогащения интуиции, нравственного и духовного потенциала личности использую интегрированные занятия, которые формируют у воспитанников умение комплексного анализа изучаемой темы и использования разносторонних знаний и умений для выражения собственного видения изучаемой проблемы. Целостно интегрированный подход к педагогическому процессу позволяет дать ребятам объективную картину мира, осуществить многосенсорное насыщение детских представлений и деятельности разнообразными  чувствами и ощущениями.

1.6.Результативность опыта.

              Школа наша русскоязычная, поэтому  одной из главных  целей  и её назначением является создание благоприятных условий для возрождения, сохранения, развития национальной культуры, традиций, обычаев и языка мордовского народа.

         За все годы  работы обеспечиваю устойчивые положительные результаты обучения, благодаря грамотному и методически оправданному использованию в своей работе разнообразных методов и приемов обучения. На уроках всегда царит творческая атмосфера, они производят впечатление цельности, законченности, гармоничности,  сочетают в себе методическое мастерство, педагогический такт, психологическую обоснованность и языковую целесообразность.

          Два года подряд мои ученики участвуют  предметной олимпиаде по мордовскому языку. В 2012-2013 учебном году мы достигли высоких результатов:

Гурина Арина          ученица 3 «а» класса   - победитель муниципального тура        (1 место),  регионального тура  (3 место),

Лайков Никита        ученик 3 «а» класса     - призер муниципального тура,

Моисеев Илья           ученик 4 «а» класса     - призер муниципального тура,

Курочкин Вадим      ученик 4 «б» класса      - призер муниципального тура,

Сюбкаева Алина       ученица  5 «а» класса   - призер муниципального тура,

Букарева Виктория  ученица  5 «б» класса  - призер муниципального тура.

          Проведены такие мероприятия, как Неделя национальной культуры, День Мокшанского языка, экскурсии в музей. Под моим  руководством  дети с удовольствием занимаются поисковой исследовательской деятельностью.

          Все обобщающие уроки и  по развитию речи  провожу с ИКТ. Принимаю активное участие в работе методического объединения учителей русского, мордовского языков и литературы, выступаю с докладами, провожу открытые уроки на школьном  уровне.

               Для повышения своего профессионального уровня работаю над проблемой:  «Приобщение учащихся к традициям, обычаям, национальной культуре мордовского  народа на уроках мордовского языка и во внеурочное время с применением новых педагогических технологий».

         При планировании учебной деятельности особое внимание уделяю заданиям развивающего характера, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Это позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Обобщаю опыт работы над проблемой " Использование компетентностного подхода с использованием новых технологий на уроках русского языка и литературы"....