От приобретения социальных знаний - к опыту общественного действия
статья (5, 6, 7 класс) на тему

От приобретения социальных знаний - к опыту общественного действия 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТ ПРИОБРЕТЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ –

К ОПЫТУ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

                     

 Белоусова Л.А, учитель русского языка и литературы,

руководитель ГПО учителей русского языка и литературы

Внеурочная деятельность – составляющая часть  Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Сегодня приоритет в образовании отдаётся воспитанию, которое должно стать главной составляющей в общем процессе обучения и развития. Воспитание в школе должно пронизывать собой все виды деятельности:  учебную и внеурочную. 

Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения

Личностные результаты обучающихся «получаем» через универсальные учебные действия. Предметные – через урочную, а  метапредметные – через внеурочную деятельность

Реализуя в практической деятельности основные принципы инициативы «Наша новая школа», создаю условия, которые позволяют обучающимся приобретать социальные знания и дают опыт самостоятельного общественного действия, а также  воспитывают у них  интерес к образованию, учебе, помогаю им проявить свою индивидуальность, развиваю их интеллектуальные и творческие способности и интересы.

Изучение литературы  рассматриваю  не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности учащегося.  Внеклассная работа по литературе  имеет большое воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание литературы, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции гимназистов, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов, повышает мотивацию  к изучению литературы и, как следствие, способствует саморазвитию, самоактуализации обучающихся, дает им опыт самостоятельного общественного действия.  

«Сила любви» (по новелле О.Генри «Дары Волхвов»)  - так назывался   Урок Открытого Чтения  в 8 а и 8 б классах. Анализируя новеллу, мои обучающиеся  учились выявлять авторскую позицию, размышлять о силе любви и мудрости, мы вспомнили  евангельскую легенду и нашли  её отголоски в тексте рассказа, работали над развитием речи и творческой фантазии. В ходе совместной работы ученики пришли  к следующему выводу:     праздник  Рождества  для  Деллы и  Джима  стал торжеством  подлинной  любви.  Они совершили  подвиг самоотречения, они «мудрейшие  из всех дарителей», так  как  пожертвовали друг для друга  «величайшими сокровищами».   «Они  есть волхвы», потому что главная ценность  земного бытия - это бескорыстное желание  счастья  ближнему. Главное богатство  героев  рассказа  «Дары волхвов» О.Генри  -  широта души,  открытой для   самопожертвования   во   имя ближнего.

 Чтобы активизировать интерес ребят к творчеству О.Генри,  каждому ученику я подарила буклет. В нем мое обращение к ним:

Дорогой друг!

Ценятся  подарки  не  по дороговизне, а  по тому, что вкладывает  дарящий. Каждый

может отличить «дежурный» подарок  от искреннего. Можно дарить подарки, не имея денег. Главное сделать это душевно, от всего сердца, с любовью. Я дарю тебе...

  • Я дарю  тебе капельку росы, чтобы в ней отражался  весь мир  всеми цветами радуги и

ты мог любоваться им.

  • Я  дарю тебе удачу,  веру, надежду,  оптимизм, чтобы ты мог осуществить свои самые

грандиозные  планы.

  • Я дарю тебе доброе слово, чтобы оно поддерживало тебя в трудную минуту.

                                                                  Лидия Александровна, твоя учительница литературы

В заключение урока (рефлексия) я попросила ребят записать, что бы вы подарили   своим мамам  ко Дню Матери, не имея денег. И вот что у них получилось:

 - я дарю тебе свою любовь, потому что ты,  мамочка, - самое дорогое, что есть у меня;

- я дарю тебе частичку своего тепла, пусть она живет в твоем сердце и согревает тебя;

- я дарю тебе счастье, любовь, удачу и мечты, которые всегда сбываются;

- я дарю тебе солнце на небе, звезды на заре, чтобы они удивляли  и радовали тебя;

-я дарю тебе веселые капельки дождя, чтобы ты видела в них свое прекрасное отражение;

- я дарю тебе радугу и все цветные краски, моря и океаны, материки и страны;

- я дарю тебе добрые слова, чтобы они поддерживали тебя в трудную минуту;

- я дарю тебе большое теплое солнце, чтобы оно согревало тебя тогда, когда меня не будет рядом;

- я дарю тебе прекрасное настроение, пусть твоя жизнь, как радуга,  сияет всеми цветами и радует тебя;

- я дарю тебе надежду, которая в мрачный день, поможет тебе увидеть просветы на темном небе;

- я дарю тебе маленький солнечный лучик, чтобы ты могла им любоваться.

     Мои ученики поняли, что в шкале ценностей (т.е ценного для человека) первые места должны быть отведены любви, дружбе, взаимопониманию. Творческие работы моих обучающихся накануне праздника Дня матери  были напечатаны  в  «Сухоложской новой газете» на страничке  «Школьная жизнь в режиме ON-LINE».

Какие УУД обеспечивает технология проведения Открытого Урока Чтения?

  • Коммуникативные – умение   слушать,   излагать,   комментировать  текст,  отстаивать

свою точку зрения в диалоге, работать в команде, формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора).

  • Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую

информацию, определять жанр литературного произведения, составлять аннотации к произведению, давать характеристику героев, сопоставлять героев. Осознание замысла автора в художественном произведении.

  • Личностные – определение    своего   отношения    к    прочитанному.   Формулировка

писательского замысла с переходом на сегодняшний день. Вариативность текста в свете личности автора и авторского замысла.

  • Регулятивные – работа в режиме диалога с автором, комментированное чтение, поиск

смысловых барьеров, умение выделить подтекст и концепт текста, умение работать по плану (алгоритму).

«Изображение праведницы в сказке Н.С.Лескова «Маланья – голова баранья» – тема Открытого Урока Чтения в 7 а классе. Анализируя это произведение, ребята пришли к выводу, что писатель восхищается своей героиней. Она пример скромности и самопожертвования. Крестьянка живет для других и в этом видит смысл своей жизни. Вовсе не «баранья голова» перед нами, а рассудительная, милосердная женщина. Нет в ее поступках никакой практичности, руководят ею искренние побуждения помочь людям, пожалеть.

Жизненные впечатления рождают переживания, значит, любое лирическое произведение – рефлексия, поэтому я предложила ребятам  сочинить синквейны на тему прочитанной сказки Лескова. Приведу наиболее интересные синквейны:

Маланья

Милосердная  и гостеприимная

Помогает, любит, уважает.

Такие люди, как она, редкость.

Забота.

                            Петухова Полина.

Маланья

Трудолюбивая  и человечная

Выслушает, поможет, утешит.

Бери с нее пример!

Доброта.

                       Костюкова Анастасия

Маланья

Мудрая и добрая

Заботится, жертвует, оберегает.

Таких людей на Земле мало.

Мудрость.

                          Черемискина Евгения

Маланья

Чуткая и ласковая

Заботится, привечает, утешает.

Как имя этой женщины?

Любовь!

                          Анюченко Юлия

 Эта сказка так понравилась ребятам, что к уроку они нашли инсценировку этого произведения, предложили  инсценировать, поэтому к юбилею Н.С. Лескова мы поставили эту сказку, показали ее на литературном фестивале «Знакомые незнакомцы».

Сквозная цель освоения содержания основного общего образования гуманитарного цикла – воспитание грамотного, компетентного читателя с помощью универсальных учебных действий через познавательную, коммуникативную, регулятивную  и рефлексивную деятельность.  (ФГОС).

В нашей гимназии по инициативе учителей-филологов ежегодно проводится литературный фестиваль. Эта форма  внеклассной работы понравилась и обучающимся,  и родителям, и учителям, поэтому  литературный фестиваль  стал традиционным,  мы назвали его «Знакомые незнакомцы».

Литературный фестиваль – это массовая  форма внеучебной деятельности, которая предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию обучающихся.

Цели фестиваля:

- создание благоприятных условий для приобретения опыта самостоятельного общественного действия, проявления детской инициативы, творчества, реализации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, повышения интереса к творчеству писателей-классиков.

- вовлечение обучающихся  в литературную деятельность для саморазвития, самоактуализации.

Задачи фестиваля:

- развитие у обучающихся потребности к поисковой, интеллектуально-творческой деятельности;

- формирование информационной, коммуникативной, социальной компетентностей средствами творческой деятельности.

Участниками мероприятий являются обучающиеся 5-10 классов, учителя литературы, классные руководители 5-10 классов МАОУ «Гимназия №1», родители.

         Номинации фестиваля:

  • Художественная  (конкурс рисунков по произведениям писателя-юбиляра; презентаций, посвященных жизни и творчеству писателя).
  • Литературная (выпуск литературных вестников, посвященных жизни и творчеству писателей-юбиляров).
  • Театральная  (театрализованные представления  по  произведениям  писателей-юбиляров;

чтение отрывков из художественных произведений). Театрализованные представления проходят по параллелям. Для инсценировки обучающиеся выбирают  любимые страницы произведений писателя-юбиляра. К юбилею Гоголя они инсценировали такие его произведения, как «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души», «Ревизор», «Майская ночь, или Утопленница», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Женитьба». В юбилейный год А.П. Чехова на школьной сцене мы увидели постановки по рассказам писателя: «Лошадиная фамилия», «Дома», «Мальчики», «Радость», «Размазня», «Хирургия» и другие. Во время подготовки к празднику каждому ученику находится дело по душе. Среди них проводится опрос, кем бы ты хотел быть: режиссёром, декоратором, гримёром, артистом и т.д. Литературный фестиваль как средство для саморазвития, самоактуализации  обучающихся  раскрывает  индивидуальные способности каждого  подростка, дает опыт самостоятельного общественного действия.

  • Исследовательская    (защита    ученических    проектов,    посвященных     творчеству

писателя - юбиляра).

         Конференция, на которой учащиеся защищают свои литературные проекты,  формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность гимназистов. По творчеству А. П. Чехова были представлены проекты: «Художественная деталь в рассказах А.П. Чехова»,  «Тема детства в рассказах Чехова», «Псевдонимы писателя», «Виртуальная экскурсия в Мелихово – музей-заповедник А.П. Чехова», «А.П. Чехов – писатель или врач?» и другие.  

На сайте гимназии, на страницах газеты школьного издательства освещаются события  фестиваля. На итоговых мероприятиях награждаются грамотами и дипломами победители и призеры в разных номинациях. Обучающиеся выступают  перед родителями со своими  театральными постановками. Таким образом, идет развитее всех сфер деятельности ученика.

В «Приоритетном национальном проекте «Образование»  проектно- исследовательский  метод обучения отнесён к числу современных образовательных технологий. Он позволяет: обеспечить развитие ребёнка за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе. Для проектного метода в моей деятельности важна  направленность на решение действительно значимой, взятой из жизни, проблемы. Внешний результат работы над проектом  можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Кроме внешнего результата всегда есть внутренний – опыт деятельности.

Таким образом, проектная деятельность формирует у моих обучающихся  следующие умения (УУД):

-способность находить, перерабатывать и применять информацию (познавательные умения);

-умение работать в команде, принимать совместное решение (коммуникативные умения), умение строить диалог, отстаивать свою точку зрения, защищать проект (регулятивные);

-выражать с помощью проекта свое собственное отношение к миру (личностные).

 Занимаясь проектной деятельностью,  ребенок учится видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

Я понимаю, что патриотическое воспитание подрастающего поколения является  одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Моя работа  по патриотическому воспитанию направлена на формирование  у школьников чувства гордости за  свой народ, уважение к его свершениям и достойным страницам прошлого.

Изучив на уроке литературы в 7 классе произведение Б.Васильева «Экспонат №…», мы с ребятами решили стать участниками акции «Скажи спасибо ветеранам». Написали ветеранам  солдатские письма-треугольники со словами  благодарности, ребята собрали материал о своих родных-ветеранах войны и тружениках тыла и сняли видеофильм  «Скажи спасибо ветеранам». А письма со словами благодарности были вручены ветеранам в День Победы.

Мои ученики – активные участники всех гимназических, муниципальных, областных конкурсов, спортивных соревнований и олимпиад, творческие работы моих учащихся  печатаются  в  «Сухоложской новой газете» на страничке  «Школьная жизнь в режиме ON-LINE». Результаты достижений обучающихся в олимпиадах по русскому языку и литературе на муниципальном уровне.

Наряду с освоением предметного содержания (русский язык и литература) мои  учащиеся приобретают способность к деятельности, имеют достаточно высокий уровень коммуникативных умений и информационной культуры, могут оценивать поступки людей, явления, осуществлять самооценку, то есть обладают сформированной системой ценностных ориентаций, социальной зрелостью.

Многообразие форм обучения и воспитания порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности - это  неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющий не только расширить диапазон базового образования, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования. Принимая участие во внеклассной работе, обучающиеся приобретают опыт социальных знаний. А приобретенные социальные знания перерастают в опыт общественного действия.

Как сделать, чтобы годы учения стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь. В нашей сегодняшней жизни  школа - «точка опоры» для обучающегося. Значит,  предназначение учителя – создать благоприятные условия для проявления детской инициативы и развития   творческих способностей учеников, пробудить в них «чувства добрые», помочь приобрести им социальные знания.  Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания В4 при организации индивидуального повторения (на отработку умений использовать приобретенные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни)Смышляева На

"Задания В4 при организации индивидуального повторения (на отработку умений использовать приобретенны математические знания в практической деятельности и повседневной жизни)"Смышляева Натал...

урок приобретения новых знаний 5 кл "Площадь прямоугольника"

Материал содержит технологическую карту, конспект урока и презентацию. Метапредметный урок "Площадь прямоугольника"...

Решение проблемы приобретения социального опыта учащимися как одна из задач воспитательного процесса.

Обобщение педагогического опыта воспитательной работы классного руководителя  11-«А» класса Т.А.Бердниковой по теме       «Решение проблемы приобретения социального опыт...

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...

Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Самостоятельные и служебные части речи".

Цель урока глубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы знания и «незнания» у шестиклассников; совершенствовать умение определять части речи, их морфологически...

Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.".

Цель урока: закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии б...

Методы приобретения новых знаний

 Требования нового стандарта не являются абсолютно новыми для учителей. И всё же когда  я начала работу в 5 классах, которые уже освоили ФГОС начального образования,  возникло мн...