Факторы образовательной среды, влияющие на развитие социальной одаренности учащихся
учебно-методический материал ( класс) на тему

Калашникова Юлия Валерьевна

Большую социальную значимость приобретает задача создания условий для развития социальной одаренности учащихся. Формирование такой личности стало одной из ведущих проблем модернизации образования. Ключевые слова: социальная одаренность, лидерская одаренность, детская организация, успешность, социальная адаптация, социальные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факторы образовательной среды, влияющие на развитие социальной одаренности учащихся.

Большую социальную значимость приобретает задача создания условий для развития социальной одаренности учащихся. Формирование такой личности стало одной из ведущих проблем модернизации образования. Ключевые слова: социальная одаренность, лидерская одаренность, детская организация, успешность, социальная адаптация, социальные способности. Современное общество нуждается в личностях, способных увлечь за собой, организовать совместную деятельность, понимать других людей и происходящие в мире события. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям. Обладает ли лидер какими-то исключительными, универсальными, независимыми от предметного содержания деятельности и специфики группы, качествами, или явление лидерства ситуативно, и один и тот же человек в одной ситуации группового взаимодействия — лидер, в другой — ведомый. Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия - они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, прямо ведут за собой. Иначе говоря, это как бы особый стиль жизни. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решение; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли. К сожалению, у многих учащихся с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие учащиеся с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие учащиеся часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны соответствующее негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учащихся, и в не меньшей степени их учителей. Проблема заключается в том, что нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учащихся с этим типом одаренности лицом к школе. Поэтому я  уверена, что для решения этой проблемы необходимо, чтобы помимо обучения, подростки и молодежь получали реальную возможность, практически осваивать действия, ведущие к овладению социальными отношениями людей. И здесь важную роль играют подростковые и молодежные общественные объединения и детские организации, где самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. Для этого особенно подходит наша студия КВН. Особенно хотелось бы подчеркнуть, что различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общими. В сообществе сверстников, где взаимодействие строятся на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Создание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других. Посещение и занятия в нашей студии может также служить средством коррекции поведения подростка и компенсацией нарушений его отношений в семье, в школе. Именно в студии КВН, по моему мнению,  ребенок получит свои первые социально значимые роли, будет брать ответственность не только за самого себя, но и за уcпex всего дела, которое зачастую важно не только группе детей, но и для целого жилого района. КВН культивирует и развивает детскую инициативу, активность, личностное самовыражение ребенка в привлекательной социально значимой деятельности; детскую солидарность, помощь и поддержка детьми друг друга, доверие и сотрудничество взрослых и детей в совместной деятельности; романтика, беззаветность в служении избранной идее. Ранее я уже говорила о том, что занятия и поездки на игры в студии помогают открыться и раскрепоститься ребенку, и будет актуально привести пример последних поездок на игры КВН. В студии появились новые учащиеся, и проведенная работа  с ними показала, что дети, пришедшие в студию с психологическими зажимами, раскрепостились и полностью взаимодействуют с педагогом и с командой. Учащиеся стали более дисциплинированными и ответственными.

Тренинг на взаимодействие в команде «Моя планета».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированная образовательная среда в обучении технологии с одаренными учащимися.

В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися....

«Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников». (из опыта работы педагога-психолога)

На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено ...

Факторы внешней среды, влияющие на самореализацию подростков

Подростку необходимо помочь в самопознании, самоопределении и самовыражении, способствовать их процессу, развитию в современных условиях. В кругу сверстников, единомышленников, друзей по интересам под...

Создание коммуникативной образовательной среды как условие развития одаренности детей

В условиях обновления содержания образования в рамках приоритетного проекта «Образование» и национальной инициативы «Наша новая школа» осо­бое значение приобретают выявление, поддержка, развитие и соц...

Развитие социальной одаренности средствами массовых мероприятий

В статье обобщён опыт работы педагогов художественно - эстетического отдела, которые особое внимание уделяют поддержке социальной одаренности детей, как через проектную деятельность, так и через участ...

Создание образовательной среды как условия развития творческих способностей учащихся

В данной статье автор рассматривает вопрос о влиянии образовательной среды школы на успешное обучение и развитие творческих способностей личности учащихся. Образовательная среда является своеобразной ...

Программа по развитию социальной активности учащихся в условиях образовательной организации

Особую значимость в формировании социальной активности личности приобретает воспитательная работа в рамках осуществления профессиональной деятельности образовательной организацией. Цель программы...