«Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников». (из опыта работы педагога-психолога)
материал (психология, 5 класс) на тему
На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено и т.д. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства. Большинство детей переживают это событие как важнейший шаг в своей жизни. Одни пятиклассники гордятся тем, что они повзрослели и быстро втягиваются в школьный процесс, другие, наоборот, испытывают боязнь и не как не могут адаптироваться к новым условиям образовательной среды. Поэтому многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему, которое представлено набором новых социальных ролей. Таким образом, серьезность данной проблемы подтолкнули меня начать работу в данном направлении и в настоящее время, формирование социальной адаптации пятиклассников является одной из основных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adres_peredovogo_pedagogicheskogo_opyta.docx | 32.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Адрес передового педагогического опыта.
- Общие сведения.
- Копнина Татьяна Ивановна.
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№7», адрес: 629830 ЯНАО г. Губкинский мкр.14 дом 32, e-mail: S7-secretar@uo-gub.ru
- Должность: педагог- психолог.
- Стаж работы: 17 лет, I квалификационная категория.
- Уровень обобщения опыта: городской.
- Сущностные характеристики опыта.
- Наименование опыта: «Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников».
- Условия возникновения и становления опыта.
На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено и т.д. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства. Большинство детей переживают это событие как важнейший шаг в своей жизни. Одни пятиклассники гордятся тем, что они повзрослели и быстро втягиваются в школьный процесс, другие, наоборот, испытывают боязнь и не как не могут адаптироваться к новым условиям образовательной среды. Поэтому многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему, которое представлено набором новых социальных ролей. Таким образом, серьезность данной проблемы подтолкнули меня начать работу в данном направлении и в настоящее время, формирование социальной адаптации пятиклассников является одной из основных.
- Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность опыта заключается в том, что под социальной адаптацией школьников к образовательной среде понимается многосторонний активный процесс его вхождения в новую социальную ситуацию развития: смена ведущего типа деятельности и социально значимых отношений, новые требования образовательной среды, формирование способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью как социально значимой. Поэтому эффективное взаимодействие с субъективно новой для школьника социальной средой является определяющей в дальнейшем личностном и социальном развитии.
Перспективность опыта.
Процесс социальной адаптации и развитие адаптивных возможностей личности в формировании здоровой, зрелой, целостной, конкурентоспособной к самореализации в социуме сводится не только к успешной адаптации пятиклассников, а формируется поэтапно, в течение обучения в среднем звене:
1 год – 5 класс
Успешная адаптация к школьной жизни в период перехода учащихся в среднее звено обучения; эмоциональная устойчивость детей; создание условий для формирования классного коллектива, профилактика девиантного поведения.
2 год – 6 класс
Устойчивые положительные результаты обучения; воспитание силы воли, организованности, умения управлять собой.
3 год – 7 класс
Проявление интеллектуальных способностей; ответственности за совершаемые поступки; проявление самостоятельной и творческой активности.
4 год – 8 класс
Овладение методами самовоспитания, самоконтроля; готовность к самоопределению в социуме; овладение способностью оценивать собственные действия, умением анализировать процесс своей мыслительной деятельности.
- Теоретическая база:
В процессе работы над опытом я руководствовалась правовой базой:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Устав школы;
- Программа «Здоровье».
Анализ используемой литературы:
Проблеме адаптации школьников к новым условиям посвящено много публикаций.
Материалы книги В.С. Волкова «Психология подростка» позволили мне детально изучить особенности психического развития детей в подростковом возрасте.
Изучив материал книги В.А. Крутецкого «Психология обучения и воспитания школьников» позволили мне выделить основные положения возрастной психологии и учитывать их при разработке мероприятий по адаптации школьников.
Авторы книги «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» А.Д. Андреева, Т.В. Вохмятина, А.А. Воронова и др. определяют место и роль психического здоровья в общем развитии личности детей, обсуждают условия его обеспечения и сохранения на всех возрастных этапах – дошкольном, младшем школьном, подростковом и раннем юношеском.
Материалы книги И.В. Дубровиной «Рабочая книга школьного психолога» позволяют мне скорректировать и организовать психолого- педагогическую работу по сопровождению пятиклассников, согласно Положения о школьном психологической службе и нормативных документов, прописанных в ней.
Автор Смирнова М.А. в своей книге «Деятельность образовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся» знакомит читателей с опытом работы в данном направлении. Данный материал позволил мне проанализировать опыт создания адаптивных образовательных систем в Москве, Самаре, Челябинске и разработать систему социализации обучающихся в конкретной школе (МБОУ «СОШ№7»).
- Новизна опыта.
Создание благоприятного психологического микроклимата, способствующего становлению развития личности, раскрытию нравственного потенциала учащихся чрез разнообразные формы работы: диагностическая, развивающая и просветительская. Такие формы работы позволяет применять активные методы педагогического взаимодействия:
- акции, классные часы, интеллектуальные игры;
- конкурсы рисунков, коллажей;
- тренинговые упражнения, дискуссии;
- ролевые и деловые игры;
- моделирование и разыгрывание проблемных ситуаций;
- проектная и исследовательская деятельность.
При этом любая проблема обсуждается с опорой на жизненный опыт самого учащегося, сравнивается с жизненным опытом окружающих и точкой зрения науки.
- Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий для благоприятных возможностей развития личности ребенка, способствующих формированию социального интеллекта, посредством:
- самореализации и самовыражения личности каждого обучающегося;
-обеспечение освоения ведущих видов деятельности, учитывающих индивидуальные, характерологические и психофизиологические особенности подростков;
- формирования позитивной ситуации развития в становлении личности: адаптации, индивидуализации, интеграции;
- обеспечения преемственности обучающихся при переходе от одной ступени развития к другой, выраженного в видимом изменении социальной позиции, характере связей с обществом.
7. Технология опыта.
Данный опыт реализуется через организацию образовательной среды, посредством формирования здоровой, целостной, социализированной личности, способной к самореализации и развития адаптивных возможностей пятиклассников.
Этапы реализации опыта.
- Адаптационный этап.
- Развивающий этап.
- Преемственный этап.
№ п/п | Мероприятия | Цель проведения |
| ||
1.1 | Элективный курс «Я в мире, мир во мне». | формирование здоровой, зрелой, целостной, социализированной личности, конкурентоспособной и способной к самореализации в социуме. |
1.2 | Тематический классный час «Кто я? Какой я?» | создание условий для формирования представлений об индивидуальных особенностях каждого человека и представлений о себе. |
1.3 | Тематический день «День толерантности» | создать атмосферу общности и взаимопонимания у представителей разных этносов, представленных в образовательном учреждении. |
1.4 | Коллективное творческое дело «Книга радости» | развивать художественно- эстетические вкусы детей; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека |
1.5 | Большая психологическая игра «Планета нашего класса» | создание условий для дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе |
1.6 | Родительский лекторий «О поощрении и наказании в семье» | - обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье; - сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье |
| ||
2.1 | Психологический урок «Что такое способности и как они развиваются» | показать учащимся, что развитие видов способностей: инициативы, творчества, самостоятельность – это одно из главных требований жизни в современном обществе. |
2.2 | Викторина «Колесо фортуны» | развивать мышление, воображение, внимание и интерес к сказкам. |
2.3 | Психологическая игра «Калейдоскоп» | создание образа красивых, разнообразных и не повторяющихся узоров, которые можно наблюдать в калейдоскопе |
2.4 | Акция «Следопыт» | обучение детей навыкам коллективной самоорганизации, развитие коммуникативных умений и психологическая поддержка отдельных членов коллектива |
2.5 | Фотовыставка «Мир моих увлечений» | расширить кругозор детей об увлечениях своих одноклассников, посредством формирования положительной мотивации к саморазвитию. |
| ||
3.1 | Тематическая «Неделя добра» | организация преемственности между начальным и средним звеном |
3.2 | Служба спасения домашнего задания | оказание помощи учащимся начального звена в подготовке домашнего задания |
3.3 | Фоторепортаж «Перемена в школе» | расширить кругозор детей об увлечениях учащихся начальной школы и среднего звена |
3.4 | Большая психологическая игра «Путешествуй с нами» | формирование коммуникативных навыков и познавательной активности учащихся начального и среднего звена (участвуют команды 3-х, 4-х и 5-х классов) |
3.5. | Внеклассное мероприятие «Шоу детективов» | формировать познавательную компетенцию воспитанников начального и среднего звена (4-5 класс) |
3.6 | Родительский лекторий: «Подростки и родители. Конфликт поколений» | создание условий для осмысления методов воспитания и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения |
8. Результативность опыта.
Результативность опыта отслеживалась посредством проведения психодиагностического мониторинга. В процессе работы мною были использованы следующие диагностические методики: детский личностный опросник Кэтелла; методика изучения уровня воспитанности (Н.Н. Капустиной); методика Филлипс (изучение школьной тревожности); методика «Социометрия» (Дж. Морено).
Эффективность работы психолога в реализации данного опыта, позволяет:
- Заложить основы формирования потребностей к успешной самореализации личности (результаты опросника Кэтелла позволили определить, что у 85% обучающихся наиболее выражены коммуникативные потребности).
- Сформировать адаптивный тип взаимоотношения с внешней средой (снижение уровня тревожности с50% до25%).
- Сформировать устойчивые поведенческие навыки и способность к выполнению норм и требований школьной жизни (повышение уровня воспитанности с 42% до 55%).
- Сформировать положительные тенденции в освоении норм поведения социальной жизни в группе (повышение уровня социализации с 62% до 73%).
9. Адресная направленность.
Опыт работы по данной теме может использоваться педагогами – психологами в детских садах, общеобразовательных школах и профессиональных училищах.
10. Трудоемкость опыта.
Трудоемкость опыта заключается в изготовлении дополнительного дидактического материала, наглядных пособий, презентаций, исследовательских проектов.
11. Материальные продукты опыта.
Обобщая и распространяя собственный педагогический опыт, провожу занятия и внеклассные мероприятия с обучающимися школы. Опытом работы делюсь с коллегами, как на уровне школы, города, так и на уровне округа и России. Выступаю на педсоветах, семинарах, МО и ГМО, имею сертификаты и дипломы всероссийского уровня за публикации своего педагогического опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "
В Данной методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....
Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»
Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...
Обобщение опыта работы педагога-психолога
Обобщение опыта работы педагога-психолога по работе в районном кабинете диагностики и консультирования...
Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"
В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...
«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...
Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...
Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков
материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...