Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)
рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс  (индивидуальное обучение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx316.41 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Татьяна\Desktop\ИО\ИО 4 класс\Для сайта\русский 001.jpgРАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Русский язык»  для 4 класса

УМК «Школа России»

(индивидуальное обучение)

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 4 классасоставлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года),Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений авторов В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Предмет «Русский язык» играет важнуюрольв реализации основных целевых установок начального образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  •  ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирования на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;
  •  формирование коммуникативной компетентности учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

  •  система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  •  орфография и пунктуация;
  •  развитие речи.

Программа направление на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: -формирования первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  •  развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  •  развитие коммуникативных умений;
  •  развитие нравственных и эстетических чувств;
  •  развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  •  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  •  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  •  овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  •  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в котором изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

В четвертом классе ведущее направление работы по русскому языку функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи ( склонением имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи - наречием.

Место учебного предмета в учебном плане.

 Согласно учебному плану МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2018-2019 учебный год на учебный предмет «Русский язык» в 4 классе (индивидуальное обучение) выделено 2 часа в неделю, что составляет, согласно календарному графику МОУ Рогачевской средней общеобразовательной  школы на 2018-2019 учебный год:  68 часов.

Содержание программы (68 часов)

Повторение изученного в 1 - 3 классах (4 часа). Наша речь и наш язык. Текст. План текст. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Словосочетание.

Предложение (4 часа). Однородные члены предложения (общее понятие). Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления. Связь однородных членов в предложении с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

Слово в языке и речи (5 часов). Лексическое значение слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова.Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Морфологические признаки частей речи. Наречие как часть речи. Правописание наречий. Имя числительное.

Имя существительное (19 часов). Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. 2-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. 3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе. Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогами и без предлога в речи. Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа, и правильно употреблять их в речи. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное (10 часов). Имя прилагательное как часть речи. Словообразование имён прилагательных. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (5 часов). Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогом и без предлога. Раздельное написание местоимений с предлогами.

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах.

Упражнение в правильном употреблении личных местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (20 часов). Глагол как часть речи (повторение). Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, в прошедшем времени по родам в единственном числе. Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Спряжение  глагола. Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.I и II спряжения глаголов. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3 - м лице и в неопределенной форме по вопросам. Правописание буквосочетаний - тся в возвратных глаголах в 3 - м лице и -ться в возвратных глаголах неопределённой формы.

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени. Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов- антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов.

Развитие речи. Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста - повествования, текста - описания и текста - рассуждения. Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи. Изложение текста по составленному плану. Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств ( эпитетов, сравнений ,олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов. Сочинения по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Повторение (1 час).

Слова с непроверяемым написанием.

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбайнёр, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Учебно-тематический план

Темы курса

Кол-во часов по примерной программе 170 часов

Кол-во часов в рабочей программе 68 часов

1

Повторение

11 ч

4 ч

Количество часов уменьшено за счет отбора и уплотнения учебного материала, увеличения доли самостоятельной работы, использования средств информатизации.

2

Предложение

9 ч

4 ч

3

Слово в языке и речи.

21 ч

5 ч

4

Имя существительное

43 ч

19 ч

5

Имя прилагательное

30 ч

10 ч

6

Личные местоимения

7 ч

5 ч

7

Глагол

34 ч

20 ч

8

Повторение

15 ч

1 ч

Планируемые результаты 4 класс

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  •  внутренне позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  •  социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формированию личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
  •  осознанию языка как основного средства человеческого общения, пониманию важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  •  восприятию русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значению в процессе получения школьного образования, осознанию себя носителем этого языка;
  •  пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  •  способности к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
  •  основам российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности; формированию ценностей многонационального российского общества; становлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  •  уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  Пониманию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  •  развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  •  этическим чувствам — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  •  чувству прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;
  •  навыкам сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  •  развитию мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
  •  установке на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  •  принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  •  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  •  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  •  выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  •  выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  •  понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  •  использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  •  записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ);
  •  ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  •  использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
  •  владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
  •  осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  •  слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  •  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  •  понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  •  строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  •  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  •  стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  •  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  •  строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  •  активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  •  применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты. Общие предметные результаты освоения программы

  •  Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  •  осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  •  представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  •  позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
  •  овладение начальными представлениямионормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  •  приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач; освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  •  овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
  •  овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы.

Развитие речи. Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  •  осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  •  практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  •  выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  •  использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  •  оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  •  владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  •  работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  •  пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  •  письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  •  сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  •  составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
  •  письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  •  проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  •  пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  •  различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  •  создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  •  анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая        содержание, построение предложений и

выбор языковых средств.

Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика. Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные        твёрдые — мягкие, парные — непарные

твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

  •  соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  •  пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для        упорядочивания слов и поиска нужной

информации;

  •  пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;оценивать правильность проведения звуко-буквенногоразбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика. Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  •  осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  •  выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  •  распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  •  подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  •  понимать этимологию мотивированных слов-названий;
  •  выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  •  подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  •  находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
  •  пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  •  подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  •  иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  •  работать с разными словарями;
  •  приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика). Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  •  различать изменяемые и неизменяемые слова;
  •  различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  •  находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
  •  находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  •  узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  •  сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  •  соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  •  самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  •  понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  •  образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  •  понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  •  узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
  •  разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  •  подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология. Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  •  определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям

речи;

  •  распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  •  пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
  •  выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
  •  определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
  •  определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  •  определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  •  распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
  •  определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
  •  распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
  •  различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
  •  понимать роль союзов и частицы не в речи;
  •  подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  •  сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  •  различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  •  склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
  •  различать родовые и личные окончания глагола;
  •  наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  •  проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  •  находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис. Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  •  классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  •  находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  •  распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  •  составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  •  находить в предложении обращение;
  •  выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация. Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

  •  раздельное написание слов;
  •  сочетания жиши, чаща, чущу в положении под ударением;
  •  сочетания чкчн, чт, нч, щн и др.;
  •  перенос слов;
  •  прописная буква в начале предложения, именах собственных;
  •  проверяемые безударные гласные в корне слова;
  •  парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  •  непроизносимые согласные;
  •  непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  •  гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  •  разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
  •  мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  •  соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  •  е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
  •  безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  •  безударные падежные окончания имён прилагательных;
  •  раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы нес глаголами;
  •  мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);
  •  мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
  •  безударные личные окончания глаголов;
  •  раздельное написание предлогов с другими словами;
  •  знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  •  знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный тексте, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а)применять правила правописания:

  •  соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  •  е и и в суффиксах -ек, -ик;
  •  запятая при обращении;
  •  запятая между частями в сложном предложении;

б)объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, - ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е)применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж)при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.


График проведения контрольно-измерительных работ

Период

обучения

Кол-во

часов

Словарные

диктанты

Контрольные

диктанты

Диагностические

работы

Проверочные

работы

1 четверть

16 ч

2

2

2

2 четверть

16 ч

1

1

1

1

3 четверть

19 ч

1

-

3

4 четверть

17 ч

2

1

1

Итого:

68 ч

6

1

4

7

Развитие речи

Изложения

Сочинения

1 четверть

1

2

2 четверть

1

-

3 четверть

1

2

4 четверть

1

1

Итого:

4

5

Виды контрольно-измерительных материалов

№ урока

Вид работы

Вид контроля/тема

4

Входная диагностическая работа

Констатирующий

7

Словарный диктант

Констатирующий

8

Проверочная работа

Предложение

12

Словарный диктант

Констатирующий

14

Контрольно-диагностическая работа за 1 четверть

Констатирующий за 1 четверть

24

Контрольный диктант

Констатирующий

31

Контрольно-диагностическая работа за 2 четверть

Констатирующий за 2 четверть

32

Словарный диктант

Констатирующий

40

Словарный диктант

Констатирующий

42

Проверочная работа

Имя прилагательное

47

Проверочная работа

Личные местоимения

50

Контрольно-диагностическая работа за 3 четверть

Констатирующий за 3 четверть

59

Словарный диктант

Констатирующий

65

Проверочная работа

Глагол

67

Итоговая контрольно-диагностическая работа

Итоговый

68

Словарный диктант

Констатирующий

Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 4 классе

на  68 часов (2 недельных часа по учебному плану)

на 2018-2019 учебный год

урока

п/п

урока

по разделу

Наименование

разделов и тем

Дата

План

Факт

1. Повторение, 4ч

1

1-1

Наша речь и наш язык. Текст. План текст.

2

1-2

Типы текстов. Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

3

1-3

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

4

1-4

Входная диагностическая работа.

2. Предложение, 4ч

5

2-1

Г лавные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Словосочетание.

6

2-2

Однородные члены предложения (общее понятие). Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления.

7

2-3

Связь однородных членов в предложении с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант №1.

8

2-4

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Проверочная работа №1 по теме «Предложение»

3. Слово в языке и речи, 5 ч

9

3-1

Лексическое значение слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

10

3-2

Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

11

3-3

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

12

3-4

Правописание приставок и суффиксов. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Словарный диктант №2

13

3-5

Части речи. Морфологические признаки частей речи.

4. Имя существительное, 19ч  

14

4-1

Контрольно-диагностическая работа за 1 четверть.

15

4-2

Распознавание падежей имен существительных.

16

4-3

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей.

17

4-4

Несклоняемые имена существительные.

18

4-5

Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных.

19

4-6

Падежные окончания имён существительных 1 - го склонения.

20

4-7

2-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 2го склонения.

21

4-8

3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 3го склонения.

22

4-9

Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 - го склонения.

23

4-10

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

24

4-11

Контрольный диктант.

25

4-12

Именительный и винительный падежи.

26

4-13

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

27

4-14

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

28

4-15

Дательный падеж, творительный падеж.

29

4-16

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных.

30

4-17

Предложный падеж. Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.

31

4-18

Контрольно-диагностическая работа за 2 четверть.

32

4-19

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Словарный диктант №3

5. Имя прилагательное, 10ч

33

5-1

Имя прилагательное как часть речи. Словообразование имён прилагательных. Род и число имён прилагательных.

34

5-2

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

35

5-3

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Именительном и Родительном падежах.

36

5-4

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Дательном падеже.

37

5-5

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Творительном падеже.

38

5-6

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Предложном падеже. Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами

описания.

39

5-7

Склонение имен прилагательных женского рода. Именительный и Винительный падежи имён прилагательных женского рода.

40

5-8

Родительный и Дательный, Творительный и Предложный падежи имён

прилагательных женского рода.  Словарный диктант №4.

41

5-9

Дательный и Творительный падежи имён прилагательных  множественного числа.

42

5-10

Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа №4по теме «Имя

прилагательное ».

6. Личные местоимения, 5ч

43

6-1

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1-го, 2го, 3-го лица

44

6-2

Склонение личных местоимений единственного и множественного числа.

45

6-3

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

46

6-4

Морфологический разбор местоимений.

47

6-5

Проверочная работа №5по теме «Личные местоимения»

7. Глагол, 20ч

48

7-1

Глагол как часть речи (повторение). Изменение глаголов по временам.

49

7-2

Неопределённая форма глагола.

50

7-3

Контрольный диктант за 3 четверть.

51

7-4

Изменение глаголов по временам. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

52

7-5

Спряжение глаголов.

53

7-6

2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени.

54

7-7

I и II спряжения глаголов.

55

7-8

Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

56

7-9

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

57

7-10

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме.

58

7-11

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

59

7-12

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Словарный диктант № 5

60

7-13

Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов.

61

7-14

Правописание глаголов в прошедшем времени. Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок.

62

7-15

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

63

7-16

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

64

7-17

Упражнение в распознавании спряжения глаголов. 

65

7-18

Проверочная работа №7 по теме «Глагол»

66

7-19

Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола.

67

7-20

Итоговая контрольно-диагностическая работа.

8. Повторение, 1ч

68

8-1

Повторение по теме «Наша речь и наш язык. Текст» Предложение». Словарный диктант № 6



СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания школьного методического объединения учителей  начальных классов  №1 от 28.08.2018г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР _________________________ И,В.Баранова

29.08.2018г

СОГЛАСОВАНО:

 Протокол педагогического совета  №1 от  30.08.2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе (профильное обучение) по учебнику В.Ф.Грекова

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Данный вариант программы обеспе...

рабочая программа по русскому языку для 10 класса (профильное обучение)

Рабочая программа составлена на основе:Программы по русскому языку.10-11 классы общеобразовательных учреждений филологического профиля. Автор программы: В.В.Бабайцева.-Москва: Дрофа, 2011....

Рабочая программа по русскому языку 9 кл. для надомного обучения

Рабочая программапо  русскому языкудля 9  класса/надомное обучение/на  2015/ 2016  учебный год...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Львов (надомное обучение)

Рабочая программа составлена на основе авторской Львова для обучения на дому и ориентирована на 3 часа обучения в неделю...

Рабочая программа по английскому языку для 10 класса (индивидуальное обучение)

Рабочая программа учебного предмета "Ангийский язык" для 10 класса составлена на основе УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English 10"...

Рабочая программа по английскому языку в 9 классе (индивидуальное обучение) к учебнику Spotlight

Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта образования (ФКГОС) и рассчитана на 34 часов в год, 1 час в неделю для осуществления индивидуально...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (индивидуальное обучение) Количество часов: 175

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(индивидуальное обучение)Количество часов: 175...