программа 2014-2015 за здоровый образ жизни
методическая разработка ( класс) на тему
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В настоящее время вопрос о здоровье и здоровом образе жизни становится все более актуальным, особенно среди молодежи, так как они, несмотря на свой еще далеко юный возраст попадают под пагубное влияние социума, друзей и тем самым, разрушают себя. В последнее время сохраняются такие острые проблемы, как:
Ø невысокий уровень общей культуры;
Ø недостаток работы по пропаганде здорового и безопасного образа жизни;
Ø несбалансированное питание;
Ø неумение правильно организовать своё время и жизнь, справляться с конфликтами;
Ø отсутствие достаточного количества физических нагрузок негативно сказываются на самочувствии, количестве заболеваний;
Ø несвоевременное выявление и запаздывающая профилактика курения, алкогольной зависимости, наркомании, токсикомании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2014-2015_za_zdorovyy_obraz_zhizni.docx | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Лицей сервиса и индустриальных технологий»
СП «Детский дом»
ЦЕЛЕВАЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
квартиры № 26
«ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
2014 - 2016 уч. г.
Разработчики:
- Ященко Анна Борисовна – воспитатель
СП «Детский дом» СПб ГБПОУ
«Лицей сервиса и индустриальных технологий»
- Зарембо Андрей Андреевич – воспитатель
СП «Детский дом» СПб ГБПОУ
«Лицей сервиса и индустриальных технологий»
Куратор:
Горяйнова Валентина Ивановна –
ст. воспитатель
СП «Детский дом» СПб ГБПОУ
«Лицей сервиса и индустриальных технологий»
Санкт-Петербург
2014
Рассмотрено на заседании Методического совета СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»
________________________________
«___»____________20_______
Эксперт от работодателя _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
«___»____________20_______
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2. Нормативно-правовое обеспечение
8. Основные принципы построения воспитательной работы
10. Основные направления деятельности
12. План основной деятельности по реализации воспитательной программы
БЛИЦ-ОПРОС ОТНОШЕНИЕ К АЛКОГОЛЮ
БЛИЦ-ОПРОС ОТНОШЕНИЕ К НАРКОТИКАМ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В настоящее время вопрос о здоровье и здоровом образе жизни становится все более актуальным, особенно среди молодежи, так как они, несмотря на свой еще далеко юный возраст попадают под пагубное влияние социума, друзей и тем самым, разрушают себя. В последнее время сохраняются такие острые проблемы, как:
- невысокий уровень общей культуры;
- недостаток работы по пропаганде здорового и безопасного образа жизни;
- несбалансированное питание;
- неумение правильно организовать своё время и жизнь, справляться с конфликтами;
- отсутствие достаточного количества физических нагрузок негативно сказываются на самочувствии, количестве заболеваний;
- несвоевременное выявление и запаздывающая профилактика курения, алкогольной зависимости, наркомании, токсикомании.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Люди должны осознать,
что здоровый образ жизни –
это личный успех каждого.
В.В. Путин
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Необходимость введения программы «За здоровый образ жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. В современном обществе подростки получили гораздо больше соблазнов внутри помещения, чем на улице. Достаточно часто можно встретить тех, кто предпочтет компьютерную игру веселому футбольному матчу на площадке. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других ПАВ.
Отсутствие у молодых людей знаний в области репродуктивного здоровья приводит к ранним беспорядочным половым связям, венерическим заболеваниям. Известно, что российские подростки начинают сексуальные отношения в возрасте до 17 лет. Это нередко являются причиной того, что каждая 10-я супружеская пара в России страдает от бесплодия.
Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы каждый воспитанник жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности, духовная жизнь в целом. Здоровый образ жизни - понятие комплексное, человек должен держать в фокусе свое питание, физическую активность, свои мысли, общение с другими людьми и прочее. Именно совокупность всего этого включает в себя возможность предупреждения болезней, сохранения социальной активности.
Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Ерёменко Н.И. «Профилактика вредных привычек», Матвеева Е.М. «Азбука здоровья» и др.
Данная программа составлена для воспитанников СП «ДЕТСКИЙ ДОМ»
Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Лицей сервиса и индустриальных технологий».
Воспитанникам предоставляется объективная информация, в результате которой происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам.
ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Название программы:
«ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Нормативно-правовое обеспечение:
Указы Президента
- Указ Президента РФ №1374 от 18.10.2007 г. (ред. от 27.07.2013) «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»
- Указ Президента РФ №690 от 09.06.2010 г. (в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483) «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
Федеральные Законы
- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (с изменениями от 27.07.2010 г.)
- Федеральный Закон №38-ФЗ от 30.03.1995 г. (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»
- Федеральный Закон №157-ФЗ от 17.09.1998 г. (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) "О предупреждении «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
- Федеральный Закон №52-ФЗ от 30.03.1999 г. (ред. от 23.06.2014) "О санитарно-эпидемиологическом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Федеральный Закон №329-ФЗ от 04.12.2007 г. (ред. от 23.06.2014) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Распоряжения Правительства
Постановления
Приказы и методические рекомендации МЗСР
- Приказ МЗ РФ №232 от 05.08.1997 г. «О создании центра и региональных групп мониторинга вредных привычек среди детей и подростков»
- Приказ МЗ РФ №82 от 10.03.1999 г. (РЕД. ОТ 10.01.2006) «Об организации медицинской помощи гражданам из подразделений особого риска»
- Методические рекомендации «Мониторинг и оценка эффективности мероприятий по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции» (утверждены 20.09.2007 г.)
- Приказ МЗСР №597н от 19.08.2009 г. (ред. от 19.04.2011) «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»
- Приказ МЗСР №826 от 14.10.2009 г. (ред. от 01.10.2012, с изм. от 04.09.2014) «О создании рабочей группы по вопросам организации работы центров здоровья в рамках реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»
Разработчики программы:
- Ященко Анна Борисовна – воспитатель
СП «Детский дом» СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»
- Зарембо Андрей Андреевич – воспитатель
СП «Детский дом» СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»
Куратор:
Горяйнова Валентина Ивановна – ст. воспитатель
СП «Детский дом» СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»
Объект воспитания:
воспитанники СП «Детский дом» Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Лицей сервиса и индустриальных технологий» квартиры № 26.
Цель программы
Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья воспитанников, борьба с вредными привычками, создание наиболее благоприятных условий для формирования у подростков отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.
Исходя из поставленной цели, определили основные задачи и направления совместной деятельности воспитанников, воспитателей, педагогов дополнительного образования, преподавателей физкультуры, работников медицины, работников правоохранительных органов по реализации программы.
Задачи:
- формирование у подростков понимания и потребности в здоровом образе жизни, стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья;
- воспитание у подростков негативного отношения к вредным привычкам;
- развитие навыков саморегуляции, повышение стрессоустойчивости;
- развитие умения использовать способы стабилизации психоэмоционального состояния, применять навыки межличностного взаимодействия в условиях проблемных жизненных ситуаций;
- формирование личных механизмов принятия решений, личностных качеств - самоуважения, самосознания, уверенности в себе;
- формирование положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта.
Сроки выполнения программы:
2014- 2016 учебные года
Основные принципы построения воспитательной работы:
- систематичность;
- оптимальность, эффективность;
- конкретность;
- информационность, открытость;
- принципы здравого смысла и обратной связи;
- дисциплина и порядок;
- стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы.
Содержание программы
В сложившихся условиях необходимы мероприятия, направленные на воспитание у подростка ценностного отношения к своему здоровью. Программа содержит 3 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с подростками.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с Личными делами воспитанников «группы риска».
Диагностическая работа предполагает изучение образа жизни воспитанников, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков со сверстниками, с педагогами лицея, организацию мониторинга воспитанников.
Профилактическая работа с воспитанниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему бесед, дискуссий, диспутов, круглых столов, открытых мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у воспитанников представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
В целях профилактики вовлечение подростков в кружки и секции.
Работа выстраивается в несколько этапов:
1 этап: стартовый (сентябрь 2014 – январь 2015). Измерение исходного состояния показателей. Мониторинг. Подготовка и запуск подпрограмм и приоритетных проектов. В целях профилактики вовлечение подростков в кружки и секции.
2 этап: основной (январь 2015 – декабрь 2015). Реализация подпрограмм и приоритетных проектов. Текущий мониторинг.
3 этап: аналитический (январь 2016 – июнь 2016). Подведение итогов и анализ результатов.
Этап | Содержание |
Изучение подростка и окружающей его среды Динамика состояния здоровья воспитанников | Диагностика подростка (первоначальные и конечные результаты в сравнительном порядке) Динамика состояния здоровья воспитанников: а) уровня физического развития; б) нервно-психической устойчивости (напряжение, тревожность и др.); в) заболеваемости (данные проф. мед. осмотров, мед. справок)
|
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению | Беседы с воспитанниками, вхождение к ним в доверие, пробуждение у них интереса к той или иной деятельности, мотивация к ведению ЗОЖ. |
Накопление подростком нравственно - положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений профориентационная работа |
Взаимодействие с психологами, социальными педагогами, медицинскими специалистами | Проведение индивидуальных консультаций по здоровью с привлечением специалистов. |
Самовоспитание | Поддержка подростка в процессе самовоспитания. Самооценка воспитанниками состояния здоровья. |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Просветительская
- внедрение информации о ЗОЖ в тематику занятий, мероприятий
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, документальных фильмов
- Воспитательные беседы, дискуссии, диспуты, ликбезы, круглые столы
- Профилактические занятия
- Агитационная
- Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы
- Выпуск стенгазет, рисунки на асфальте по направлениям ЗОЖ
- Участие в акциях на формирование ЗОЖ
- Открытые мероприятия
- Встречи с медицинскими работниками, инспекторами ПДН
- Практическая
- Анкетирование, тестирование
- Индивидуальные консультации у специалистов
- Социальные опросы
- Совет профилактики общежития
- Обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических условий (в соответствии с санпинами)
- Грамотное использование технических средств
- Обеспечение воспитанников достаточной физической нагрузкой
- Создание благоприятного психологического климата
- Мероприятия, посвященные здоровью
- Занятия в кружках дополнительного образования
Обеспечение воспитанников достаточной физической нагрузкой:
- Секции, кружки в общежитии
- Секции, кружки в лицее
- Городские секции, кружки
- Физкультурно-массовая
- Спартакиады
- Спортивные праздники
- Соревнования
- Дни здоровья
- Конкурсы
- Турниры
- Выставки
- Оздоровительные лагеря
- Викторины
План реализации программы
Перспективные планы на 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.
План основной деятельности по реализации воспитательной программы
«ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
2014 -2016 гг.
№ п/п | Содержание основной деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Работа с воспитанниками «группы риска»
| в течение учебного года | ст. воспитатель воспитатели |
2. | «Формула здоровья»
| в течение учебного года | ст. воспитатель воспитатели |
3. 4 | Пропаганде здорового образа жизни
| сентябрь-октябрь май-июнь в течение учебного года еженедельно сентябрь-июнь (по плану спортивно-массовой работы) в течение учебного года | ст. воспитатель, воспитатели, руководители секций, преподаватели физкультуры |
44. | Режим дня и гигиенические нормы Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм
| еженедельно ежедневно ежемесячно еженедельно | воспитатели, бытовой сектор |
5. | Профилактика заболеваний
| ежемесячно в течение года сентябрь декабрь в течение года март в течение года в течение года | воспитатели, специалисты |
66. | Желание ЕСТЬ!
| сентябрь в течение года октябрь февраль | воспитатели |
77. | Это должен знать каждый
«Чума XXI века» - книжная выставка
| ежемесячно сентябрь декабрь апрель июнь | воспитатели, специалисты |
8. | Влияние конфликтов на здоровье воспитанников
| октябрь в течение года | воспитатели, психологи |
9. | «Этот непростой этикет»
| в течение года май в течение года | воспитатель |
10. | Профилактика алкоголизма, курения, наркомании (с приглашением специалистов) Проведение тематических мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни
| сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль апрель в течение года | ст. воспитатель, воспитатели |
Ожидаемые результаты:
Данный проект целевой воспитательной программы «За здоровый образ жизни» рассчитан на реализацию в течение 2 лет и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию.
- Укрепление физического, нравственного и психического здоровья воспитанников.
- Снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
- Получение теоретических знаний о последствиях табакокурения, алкоголя, ПАВ.
- Сформировать у большинства воспитанников негативного отношения к употреблению табакокурения, алкоголя, наркотиков.
- Более высокая занятость воспитанников спортом, занятиями в кружках.
- Сокращение количества детей «группы риска».
- Приобретение педагогического опыта в реализации данного направления работы воспитателей по профилактике употребления табакокурения, алкоголя, ПАВ и пропаганде ЗОЖ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
БЛИЦ-ОПРОС
ОТНОШЕНИЕ К ТАБАКУ
- Табак – это наркотик?
Да Нет
- Курите ли Вы?
Да Нет
- Во сколько лет Вы впервые закурили ____________________
- Причина курения?
- Подражание взрослым
- Ради интереса
- Другое
- Сталкивались ли вы с рекламой табака?
Да Нет
- Встречали ли антирекламу табака?
- Хотели ли вы бросить курить?
Да Нет
- Удалось бросить
Да Нет
БЛИЦ-ОПРОС
ОТНОШЕНИЕ К АЛКОГОЛЮ
- Алкоголь пробовали?
Да Нет
- Во сколько лет первый раз попробовали? _____________________
- Цель употребления?
- предложили родители
- с друзьями за компанию
- интерес
- другое _______________________________________________
- Ваше отношение к употреблению алкоголя?
- позитивное
- нейтральное
- негативное
- Сталкивались ли Вы с рекламой алкоголя?
Да Нет
- Встречали ли антирекламу алкоголя?
Да Нет
- Способен ли человек самостоятельно избавиться от алкогольной зависимости?
Да Нет
- К кому за помощью должен обратиться человек, страдающий алкогольной зависимостью?
- к родителям или близким
- в органы внутренних дел
- в органы здравоохранения
- к психологу или наркологу
БЛИЦ-ОПРОС
ОТНОШЕНИЕ К НАРКОТИКАМ
- Как вы относитесь к употреблению наркотиков, ПАВ в немедицинских целях?
- позитивное
- нейтральное
- негативное
- Известны ли Вам места распространения наркотических средств?
Да Нет
- Сталкивались ли Вы с рекламой наркотиков, ПАВ?
Да Нет
- Встречали ли Вы антирекламу наркотических средств?
Да Нет
- По Вашему мнению способен ли человек самостоятельно избавиться от наркотической зависимости?
Да Нет
- К кому должен обратиться за помощью человек, страдающий наркотической зависимостью?
- к родителям или близким
- в органы внутренних дел
- в органы здравоохранения
- к психологу или наркологу
- Есть ли в Вашем окружении лица, употребляющие наркотики?
Да Нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Здоровый образ жизни"
Образовательная деятельность программы направлена на формирование и углубление знаний о природе человека, его здоровье....
Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».
Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...
Программа "ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
Программа "ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"...
Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» для общеобразовательных учрежден...
Программа по формированию навыков здорового образа жизни в условиях центра
Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. К нам в Центр приходят дети, которые воспитывались в неблагополучн...
Учебно-методическое пособие к программе по выработке навыков здорового образа жизни и по профилактике табакокурения ( для работы с детьми 9-12 лет)
В данном учебно –методическом пособии представлена система работы по выработке привычки к здоровому образу жизни и по профилактике табакокурения. Пособие ориентировано на работу с де...
Антинаркотическая программа Школа ЗОЖ - территория здорового образа жизни.
программа по антинаркотическому воспиатнию детей общей образовательной школы, в программе предсталены темы классных часов, круглых столов на антинаркотическую тематику....