Программа по внеурочной деятельности "Здоровый образ жизни"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Образовательная деятельность программы направлена на формирование и углубление знаний о природе человека, его здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_zdorovyy_obraz_zhizni.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
1
программа курса «Здоровый образ жизни»
Пояснительная записка
Программа разработана для обучающихся 8 классов, составлена: на основании авторских методических разработок, а также сборника материалов Второго всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России».
Образовательная деятельность программы направлена на формирование и углубление знаний о природе человека, его здоровье.
Особое внимание уделено здравосбережению на примере творчества русских ученых, образа жизни выдающихся русских полководцев и писателей.
При изучении элективного курса реализуются межпредметные связи биологии с химией, математикой, физикой.
Основная цель программы: изучить влияние природной среды, труда, быта, образа жизни на организм человека, меры по сохранению и укреплению здоровья.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Образовательные: расширение экологических знаний,
ознакомление с принципами охраны природы и здоровья человека, овладение навыками практической экологической деятельности.
Развивающие:
развитие творческой личности,
развитие способностей к анализу, сравнению и обобщению знаний,
развитие логического мышления,
выработка у школьников собственного мнения и жизненной позиции по вопросам охраны
природы, здорового образа жизни.
Воспитательные:
воспитание бережного отношения к окружающему миру и к себе, воспитание культуры питания и здорового образа/жизни, практическое участие в природоохранной деятельности,
Подведение итогов по программе «Наследственность и окружающая среда» проводится в виде тестирования.
ТРЕБОВАНИЯ
к знаниям и умениям, навыкам программы «Здоровый образ жизни»
Учащиеся должны знать:
- общую характеристику наследственности человека;
- типы наследственных болезней и причины их вызывающие;
- современные проблемы окружающей среды;
- особенности вредных привычек человека, их последствия;
- современные методы охраны здоровья человека. Учащиеся должны уметь:
- устанавливать причинные связи в природе в связи с человеческой деятельностью;
- уметь оценивать собственное состояние здоровья;
- решать разнообразные экологические и генетические задачи;
- уметь грамотно трудиться и отдыхать, составлять распорядок дня;
- практически участвовать в природоохранных мероприятиях.
Формы проверки уровня усвоения программы, оценки полученных знаний и навыков.
- На всех этапах обучения в группах проводятся срезы знаний в виде письменных или устных викторин, зачетов, экологических игр, тестов. Цель данных мероприятий - определение уровня освоения знаний, повторение и закрепление пройденного материала.
- Внутри учебных групп — игры, викторины, турниры, зачеты.
- Участие в научно-познавательных программах.
- Участие в исследовательских конференциях и конкурсах.
Программа элективного курса
«Здоровый образ жизни»
примерный тематический план
№ | ТЕМА | Всего часов | теорет ическ их | прак тиче ских | экскур сий | дата | примечание |
I. | Введение. История ЗОЖ. Механизмы болезней и здоровья на разных биологических уровнях. В теме предусмотрено 2 часа, теоретических занятий. Теоретические занятия: «История ЗОЖ. Механизмы болезней и здоровья на разных биологических уровнях. 1 .Введение. История ЗОЖ. Механизмы болезней и здоровья на разных биологических уровнях. В теме предусмотрено 2 часа, теоретических занятий. Теоретические занятия: «История ЗОЖ. Механизмы болезней и здоровья на разных биологических уровнях. | 2 | 2 | ||||
II | Правила спортсмена и рекомендации для здорового образа жизни. | 6 | 2 | 4 | ! | ||
1. | Пять правил спортсмена и девять рекомендаций для здорового образа жизни. по Амосову. | 2 | |||||
2. | Общее знакомство с организмом человека. | 2 | |||||
3. | Влияние образа жизни на состояние здоровья | 2 | |||||
III. | Вредные привычки и здоровье человека. | 10 | 6 | 4 | |||
1. | Видиолекция «Вредные привычки человека. Влияние алкоголя на здоровье человека». | 4 | |||||
2. | Культура отношения к наркогенным веществам. Курение, наркотики. | 2 | |||||
3. | Оценка состояния здоровья. | 2 | |||||
4. | Решение задач по теме «Курение, алкоголь и наследственность». | 2 | |||||
IV. | Культура физического здоровья. | 8 | 4 | 2 | 2 | ||
1. | Его пример - другим наука. Резервы силы воли. А. Суворов, Л.Толстой. | 2 | |||||
2. | Культура питания. | 2 | |||||
3. | Составление суточного рациона для здорового образа жизни. Продукты питания и здоровье человека | 2 | |||||
4. | Экскурсия в продуктовый магазин для ознакомления с химическими компонентами продуктов питания на упаковочном материале. | 2 | |||||
V. | Проблемы окружающей среды. | 6 | 2 | 4 | |||
1. | Современные проблемы окружающей среды. Основные загрязнители и их Влияние на здоровье. влияние на здоровье человека. | 2 | . | ||||
2. | Решение задач по теме «Взаимодействие организма и среды», | 2 | |||||
3. | « Экология и практическая деятельность человека. Рациональное природопользование». | 2 | |||||
VI. | Наследственность и среда. | 2 | 1 | 1 | |||
1. | Культура психического здоровья человека. Стресс и мутации. | 1 | |||||
2. | Ваш психологический портрет. Самооценка стрессоустойчивости личности. Влияние цвета и визуальной среды на здоровье человека | 1 | |||||
| ИТОГО: | 34 | 17 | 15 | 2 |
Программа курса «Здоровый образ жизни»
I .Введение. История ЗОЖ. Механизмы болезней и здоровья на разных биологических уровнях.
В теме предусмотрено 2 часа, теоретических занятий.
Теоретические занятия: «История ЗОЖ. Механизмы болезней и здоровья на разных биологических уровнях».
II.Правила спортсмена и рекомендации для здорового образа жизни.
В теме предусмотрено 6 часов, из которых 2 часа, теоретических занятий и 4 часа практических работ.
1.Теоретические занятия: «Пять правил спортсмена и девять рекомендаций для здорового образа жизни по Амосову».
2.Практические работы: «Общее знакомство с организмом человека», «Влияние образа жизни на состояние здоровья».
III.Вредные привычки и здоровье человека.
Предусмотрено 10 часов, из них 6 часа теоретических занятий,4 часа практических работ,
- Теоретические занятия: «Видиолекция «Вредные привычки человека. Влияние алкоголя на здоровье человека», «Культура отношения к наркогенным веществам. Курение, наркотики».
- Практические работы: « Оценка состояния здоровья», «Решение задач по теме «Курение, алкоголь и наследственность».
IV.Культура физического здоровья.
Предусмотрено 6 часов, из них 4 часа теоретических,2 часа практических работ, 2 часа экскурсия.
- Теоретические занятия: «Его пример - другим наука. Резервы силы воли. А. Суворов, Л.Толстой», «Культура питания»,
- Практические занятия: «Составление суточного рациона для здорового образа жизни. Продукты питания и здоровье человека».
3. Экскурсия в продуктовый магазин для ознакомления с химическими компонентами продуктов питания на упаковочном материале,
V.Проблемы окружающей среды.
Предусмотрено 6 часов, из которых 2 часа теоретических занятий, 4 часа практических работ.
1.Теоретические занятия: «Современные проблемы окружающей среды. Основные загрязнители и их влияние на здоровье человека».
2. Практические занятия: «Решение задач по теме «Взаимодействие организма и среды», «Экология и практическая деятельность человека. Рациональное природопользование».
VI. Наследственность и среда.
Предусмотрено 2 часа, из них 1 час теоретических, 1 час практических работ.
1. Теоретические занятия: «Культура психического здоровья человека. Стресс и мутации»,
2. Практические занятия: «Ваш психологический портрет. Самооценка стрессоустойчивости личности. Влияние цвета и визуальной среды на здоровье человека».
БИБЛИОГРАФИЯ
- Амосов Н.М.Раздумья о здоровье. -М.: Физкультура и спорт, 1987.
- Гинтер Е.К.Медицинская генетика:Учебник.-М.:Медицина,2003.-448с.:ил.
- Генетические последствия загрязнения окружающей среды. Под ред.Н.П.Дубинина,М.,1977.
- Генетические проблемы загрязнения окружающей среды на территории Молдавии. Под ред. А.И. Суржиу. Кишинев, 1980.
- Медведева М.В. Роль детских и молодежных организаций экологической направленности в формировании здорового образа жизни// Материалы Второго всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». -М.:НЦССХ им. А.Н.Бакулева РАМН,2006.203-205 с.
- Меренкж Г.В.Загрязнение окружающей среды и здоровье населения.Кишинев, 1984.
- Наследственность человека и окружающая среда. Под ред.Ю.П.Алтухова.М., 1984.
1. Попа Н.Е.Влияние мутагенных факторов среды на здоровье человека.Кишинев:Знание, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы
Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы...
Учебный проект «Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры и во внеурочное время»
Проект направлен на воспитание у учащихся устойчивого интереса к здоровому образу жизни. В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают допол...
Формирование здорового образа жизни в школе через реализацию программ внеурочной деятельности
Здоровье – это главный результат воспитания, развития интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами сценариев поведения в плане укрепления физического, психического и духовного здоровья.В ...
Воспитание здорового образа жизни во внеурочной деятельности
Целью воспитательной работы является:Формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни.Обеспечение условий, необходимых, как для преобразования неадекватных предста...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"....
Внеурочная деятельность. Разработка мероприятия "Здоровый образ жизни"
Беседа падагога с детьми о здоровом образе жизни....
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....