Программа по внеурочной деятельности "Здоровый образ жизни"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Белоук Вера Митрофановна

 

Образовательная деятельность программы направлена на формирование и углубление знаний о природе человека, его здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_zdorovyy_obraz_zhizni.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

1

программа курса «Здоровый образ жизни»

Пояснительная записка

Программа разработана для обучающихся 8 классов, составлена: на основании авторских методических разработок, а также сборника материалов Второго всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России».

Образовательная деятельность программы направлена на формирование и углубление знаний о природе человека, его здоровье.

Особое внимание уделено здравосбережению на примере творчества русских ученых, образа жизни выдающихся русских полководцев и писателей.

При изучении элективного курса реализуются межпредметные связи биологии с химией, математикой, физикой.

Основная цель программы: изучить влияние природной среды, труда, быта, образа жизни на организм человека, меры по сохранению и укреплению здоровья.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Образовательные: расширение экологических знаний,

ознакомление с принципами охраны природы и здоровья человека, овладение навыками практической экологической деятельности.

Развивающие:

развитие творческой личности,

развитие способностей к анализу, сравнению и обобщению знаний,

развитие логического мышления,

выработка у школьников собственного мнения и жизненной позиции по вопросам охраны

природы, здорового образа жизни.

Воспитательные:

воспитание бережного отношения к окружающему миру и к себе, воспитание культуры питания и здорового образа/жизни, практическое участие в природоохранной деятельности,

Подведение итогов по программе «Наследственность и окружающая среда» проводится в виде тестирования.

ТРЕБОВАНИЯ

к знаниям и умениям, навыкам программы «Здоровый образ жизни»

 Учащиеся должны знать:

  1. общую характеристику наследственности человека;
  2. типы наследственных болезней и причины их вызывающие;
  3. современные проблемы окружающей среды;
  4. особенности вредных привычек человека, их последствия;
  5. современные методы охраны здоровья человека. Учащиеся должны уметь:
  6. устанавливать причинные связи в природе в связи с человеческой деятельностью;
  7. уметь оценивать собственное состояние здоровья;
  8. решать разнообразные экологические и генетические задачи;
  9. уметь грамотно трудиться и отдыхать, составлять распорядок дня;
  10. практически участвовать в природоохранных мероприятиях.

Формы проверки уровня усвоения программы, оценки полученных знаний и навыков.

  1. На всех этапах обучения в группах проводятся срезы знаний в виде письменных или устных викторин, зачетов, экологических игр, тестов. Цель данных мероприятий - определение уровня освоения знаний, повторение и закрепление пройденного материала.
  2. Внутри учебных групп — игры, викторины, турниры, зачеты.
  3. Участие в научно-познавательных программах.
  4. Участие в исследовательских конференциях и конкурсах.

Программа элективного курса

                «Здоровый образ жизни»

примерный тематический план

ТЕМА

Всего часов

теорет

ическ

их

прак тиче ских

экскур сий

дата

примечание

I.

Введение. История ЗОЖ. Механизмы болезней и здоровья на разных биологических уровнях.

В теме предусмотрено 2 часа, теоретических занятий.

Теоретические занятия: «История ЗОЖ. Механизмы болезней и здоровья на разных биологических уровнях.

1 .Введение. История ЗОЖ. Механизмы болезней и здоровья на разных биологических уровнях.

В теме предусмотрено 2 часа, теоретических занятий.

Теоретические занятия: «История ЗОЖ. Механизмы болезней и здоровья на разных биологических уровнях.

2

2

II

Правила спортсмена и рекомендации для здорового образа жизни.

6

2

4

!

1.

Пять правил спортсмена и девять рекомендаций для здорового образа жизни. по Амосову.

2

2.

Общее знакомство с организмом человека.

2

3.

Влияние образа жизни на состояние здоровья

2

III.

Вредные привычки и здоровье человека.

10

6

4

1.

Видиолекция «Вредные привычки человека. Влияние алкоголя на здоровье человека».

4

2.

Культура отношения к наркогенным веществам. Курение, наркотики.

2

3.

Оценка состояния здоровья.

2

4.

Решение задач по теме «Курение, алкоголь и наследственность».

2

IV.

Культура физического здоровья.

8

4

2

2

1.

Его пример - другим наука. Резервы силы воли. А. Суворов, Л.Толстой.

2

2.

Культура питания.

2

3.

Составление суточного рациона для здорового образа жизни. Продукты питания и здоровье человека

2

4.

Экскурсия в продуктовый магазин для ознакомления с химическими компонентами продуктов питания на упаковочном материале.

2

V.

Проблемы окружающей среды.

6

2

4

1.

Современные проблемы окружающей среды. Основные загрязнители и их

Влияние на здоровье.



влияние на здоровье человека.

2

.

2.

Решение задач по теме «Взаимодействие организма и среды»,

2

3.

« Экология и практическая деятельность человека. Рациональное природопользование».

2

VI.

Наследственность и среда.

2

1

1

1.

Культура психического здоровья человека. Стресс и мутации.

1

2.

Ваш психологический портрет. Самооценка стрессоустойчивости личности. Влияние цвета и визуальной среды на здоровье человека

1

| ИТОГО:

34

17

15

2

Программа курса «Здоровый образ жизни»

 I .Введение. История ЗОЖ. Механизмы болезней и здоровья на разных биологических уровнях.

В теме предусмотрено 2 часа, теоретических занятий.

Теоретические занятия: «История ЗОЖ. Механизмы болезней и здоровья на разных биологических уровнях».

II.Правила спортсмена и рекомендации для здорового образа жизни.

В теме предусмотрено 6 часов, из которых 2 часа, теоретических занятий и 4 часа практических работ.

1.Теоретические занятия: «Пять правил спортсмена и девять рекомендаций для здорового образа жизни по Амосову».

2.Практические работы:  «Общее знакомство с организмом человека», «Влияние образа жизни на состояние здоровья».

III.Вредные привычки и здоровье человека.

Предусмотрено 10 часов, из них 6 часа теоретических занятий,4 часа практических работ,

  1. Теоретические занятия: «Видиолекция «Вредные привычки человека. Влияние алкоголя на здоровье человека», «Культура отношения к наркогенным веществам. Курение, наркотики».
  2. Практические работы: « Оценка состояния здоровья», «Решение задач по теме «Курение, алкоголь и наследственность».

 IV.Культура физического здоровья.

Предусмотрено 6 часов, из них 4 часа теоретических,2 часа практических работ, 2 часа экскурсия.

  1. Теоретические занятия: «Его пример - другим наука. Резервы силы воли. А. Суворов, Л.Толстой», «Культура питания»,
  2. Практические занятия: «Составление суточного рациона для здорового образа жизни. Продукты питания и здоровье человека».

3.      Экскурсия в продуктовый магазин для ознакомления с химическими компонентами продуктов питания на упаковочном материале,

V.Проблемы окружающей среды.

Предусмотрено 6 часов, из которых 2 часа теоретических занятий, 4 часа практических работ.

1.Теоретические занятия: «Современные проблемы окружающей среды. Основные загрязнители и их влияние на здоровье человека».

2. Практические занятия: «Решение задач по теме «Взаимодействие организма и среды», «Экология и практическая деятельность человека. Рациональное природопользование».

VI. Наследственность и среда.

Предусмотрено 2 часа, из них 1 час теоретических, 1 час практических работ.

1.   Теоретические занятия: «Культура психического здоровья человека. Стресс и мутации»,

2.      Практические занятия: «Ваш психологический портрет. Самооценка стрессоустойчивости личности. Влияние цвета и визуальной среды на здоровье человека».

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Амосов Н.М.Раздумья о здоровье. -М.: Физкультура и спорт, 1987.
  2. Гинтер Е.К.Медицинская генетика:Учебник.-М.:Медицина,2003.-448с.:ил.
  3. Генетические последствия загрязнения окружающей среды. Под ред.Н.П.Дубинина,М.,1977.
  4. Генетические проблемы загрязнения окружающей среды на территории Молдавии. Под ред. А.И. Суржиу. Кишинев, 1980.
  5. Медведева М.В. Роль детских и молодежных организаций экологической направленности в формировании здорового образа жизни// Материалы Второго всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». -М.:НЦССХ им. А.Н.Бакулева РАМН,2006.203-205 с.
  6. Меренкж Г.В.Загрязнение окружающей среды и здоровье населения.Кишинев, 1984.
  7. Наследственность человека и окружающая среда. Под ред.Ю.П.Алтухова.М., 1984.

1.   Попа Н.Е.Влияние мутагенных факторов среды на здоровье человека.Кишинев:Знание, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы

Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы...

Учебный проект «Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры и во внеурочное время»

Проект направлен на воспитание у учащихся устойчивого интереса к здоровому образу жизни. В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают допол...

Формирование здорового образа жизни в школе через реализацию программ внеурочной деятельности

Здоровье – это главный результат воспитания, развития интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами сценариев поведения в плане укрепления физического, психического и духовного здоровья.В ...

Воспитание здорового образа жизни во внеурочной деятельности

Целью воспитательной работы является:Формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни.Обеспечение условий, необходимых, как для преобразования неадекватных предста...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"....

Внеурочная деятельность. Разработка мероприятия "Здоровый образ жизни"

Беседа падагога с детьми о  здоровом образе жизни....

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....