Выступление на педагогическом совете по теме «Применение инновационных технологий на уроках русского языка»
статья ( класс) на тему
Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?”
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-primenenie_innovatsionnyh_tehnologiy_na_urokah_russkogo_yazyka-.docx | 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чехломеевская основная школа»
Выступление
на педагогическом совете
по теме
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка»
Подготовила: Борщева Н.А.,
учитель русского языка и литературы
Применение инновационных технологий на уроках русского языка
Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?”
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.
Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку, я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:
1) ассоциативный ряд;
2) опорный конспект;
3) мозговая атака;
4) групповая дискуссия;
8 синквейн;
9) эссе;
10) ключевые термины;
11) перепутанные логические цепочки;
12) дидактическая игры;
13) задания поискового характера;
14) нетрадиционные формы домашнего задания.
15) исследование текста;
16) работа с тестами;
Остановлюсь лишь на некоторых из них.
Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Ребята, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. 5-минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.
Для учебных проектов важно:
1) определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;
2) обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;
3) выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;
4) сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;
5) опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);
6) осуществить практическое выполнение плана проекта;
7) подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.
Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-диспут, урок-конференция, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.
вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Именно поэтому все вышеперечисленные виды уроков я с удовольствием применяю в своей работе.
Подсчитано, что в среднем ученик в течение пяти уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей “изюминкой”. Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это могут быть и лексический диктант или комментированное письмо Другое действенное средство - это дидактические игры, способные вызвать интерес к занятиям по русскому языку. Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Я использую большое количество дидактических лингвистических игр: это и и задание по типу “Исключи лишнее”, “Узнай меня " и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.
Последние годы довольно часто использую на своих уроках синквейн как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
- творческая работа;
-подготовка иллюстраций к литературным произведениям
- рисование обложек к литературным произведениям;
- художественное чтение;
- инсценировка художественного произведения;
- исторический комментарий к произведениям (слайды);
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой (фото);
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
Такие домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
Болевая точка любого урока – поиск таких форм взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда субъективная позиция ученика реализуется максимально. Ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Задача учителя – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость. Думаю, нет смысла доказывать, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.
Разберемся более подробно на примере урока в 5 классе.
Тема урока: «Имя прилагательное» 5 класс
Цели урока:
1.образовательные: дать понятие об имени прилагательнм,закрепить понятие о прилагательном как часть речи,закрепитждения и употребления прилагательных,научить изменять прилагательные по родам, по числам,по падежам.
2.развивающие: развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления учащихся;
3.воспитательные: воспитывать творчеси мыслящую,инициативную ичность, подготовленную свободно ортентироваться в окружающей действительности.
Тип урока: Урок-игра (обобщение)
Методы: словесный,наглядный,практический.
Формы обучения: групповая,индивидуальная
Оборудование:учебник, таблицыс заданиями карточки,схемы.
Ход урока:
І.Актуализация.Побужление.
Психологиеский настрой учащихся
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы
Будем слушать,рассуждать
И друг другу помогать
ІІ.Фронтальный опрос учащихся.Тест по теме: «Ия прилагательное»
1.Что обозначает имя прилагательное?
а)действие
б)предмет
в)количество
г)признак
2.На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
а)кто?что?
б)что делать?что сделать?
в)какая?какой?какое?какие?
г)когда?
3.Найдите прилагательное?
а)горячо
б)теплый
в)утро
г) завтра
4.Укажите прилагательное мужского рода?
а)нежное
б)мокрый
в)любимая
г)добрые
5.Укажите прилагательное женского рода?
А)холодная
б)радостная
в) прекрасный
г) серьезные
6. Укажите прилагательное среднего рода?
А)маленький
б)большое
в) сердечный
г)храбрые
7. Укажите прилагательное множественного числа?
А) музыкальный
б) аккуратный
в) вежливые
г) красивый
8. Укажите прилагательное единственного числа?
А) русский
б) народные
в) веселые
г) красивые
9.Как изменяются имена прилагательные?
а) по лицам
б)по родам, по числам,по падежам
в) по временам
г) по родам, по числам
10.Синтаксическая роль прилагательных в предложении?
а)дополнение
б) подлежащее
в)обстоятельство
г) определение или сказуемое
ІІ. Словарный диктант
Хороводный,пясовые,маленькие лебеди,деревянные солдатики,детский альбом,последний год,народные песни,музыкальное творчество.
ІІІ.Четверостишие о прилагательных
Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать , беречь
1.Составление кластера к слову прилагательное
склоняется
часть речи изменяется
определение
2.Деление ласса на 3 команды(уровневые задания)
«Добрые» «Отзывчивые» «Честные»
№1 задание дописать окончание
Дорог.. кол..цо, легк.. мяч, медленн.. черепаха, надежн.. товарищ, рядов.. солдат,свеж.. молоко,огромн.. слон,высок.. дом,красн.. яблоко,зелен.. трава.
№2 задание составить предложение со словами:
Теплое пальто,интересное кино,большой телевизор
Холодная зима,красивый город,маленькое село
Музыкальный вечер, новая игрушка,русский композитор
№3Составить рассказ по темам:
«Я люблю спорт» , «Жаркое время года» , «Любимый праздник»
№4 задание допольните ряд прилагательных
Родная,.....,...... (мать)
Старенькая,......,..... (бабушка)
Нежная,....,.... (любовь)
Отцовский,...,.... (наказ)
Яркое,....,.... (солнце)
Голубое,.....,.... (небо)
Ребята,обратите внимание на то,что слова мать,солнце,любовь связаны по смыслу.Мама,как и солнце изучает тепло,ласку,и любовь.
№5 задание подобрать к существительным ассоциации прилагательные
родная родительская горячее
любмая нежная материнская отцовская весеннеее огромное
добрая первая нежная
ласковая
сердечная ласковое
жаркое ясное
№6 задание по учебнику.Соедините прилагательные с существительными.Обозначьте окончания прилагательных,укажите их род,число.
Музыкальный (школа,вечер,произведение)
Художественный (гимназия,фильм,произведение)
Театральный (сезон,пора,искусство)
V.№7 задание просклоняйте по падежам прилагательные
Холодная вода, густой лес,театральное искусство,голубые ленты
№8.Пословицы.Найдите прилагательные,выделите окончание,укажите род.
Родная земля – золотая колыбель
Пережитое вместе с народом-великий праздник
Сильный победит одного-ученый тысячу
Здоровье –клад бесценный
Смелый джигит дорогу прокладывает,акын праздник открывает
№9Составление синквейна на тему «Музыка»
План синквейна пример :
1.Имя существительное музыка
2.Два прилагательных известная,любимая
3.три глагола написать,спеть,слушать
4.Предожение Музыка –искусство звука
5.Синоним. искусство
VІ.Рефлексия.
знаю | Хочу знать | узнал |
VІІ.Домашнее задание. Упр.301.Эссе. «Музыка –душа человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"
На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...
Выступление на педагогическом совете на тему «Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»
У педагогов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, нередко возникают вопросы, связа...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...
Выступление на педагогическом совете "О подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы"
Выступление на педагогическом совете "О подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы"...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества образования"
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…В.А. Сухомлинский Стандарт второго поколения впер...
Презентация выступления на педагогическом совете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества образования"
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…В.А. Сухомлинский Стандарт второго поколения впер...
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления– прием Кроссенс. Технология– интеллект–карты"
Описание опыта использования инновационных форм работы на занятиях русского языка и литературы....