Пауза как выразитель эмоций (на материале произведений И.С.Тургенева)
статья на тему
В статье анализуется роль в художественном тексте паузы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pauza_kak_vyrazitel_emotsiy.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пауза как выразитель эмоций
(на материале произведений И.С.Тургенева)
Байрамкулова Л.М.,
И.С.Тургенев, большой знаток разговорной русской речи, прекрасно умел передавать ее в своих произведениях. Присоединительные конструкции различной формы, неполнота предложений, эллипсисы, известная аналогичность конструкций, фигуры умолчания, прерывистость речи, перебой в речи – все эти формы умело используются И.С.Тургеневым для создания речевых характеристик, для передачи внутреннего состояния героев.
Одним из способов выражения эмоционального состояния человека являются паузы, выраженные многоточием.
Многоточие может характеризовать несколько замедленную речь действующих лиц, но логически и грамматически целостную. Замедление речи вызвано разными причинами: раздумьем персонажей, поисками нужного слова, желанием сделать речь специально замедленной с целью ее большей акцентовки, неуверенности, волнением. Например:
–Вот… возьмите…сверток. Хороший сверток. Пахнет. (История);
–Ну… и что же…вы теперь ... – прошептала Елена ... (Накануне);
–Вы…про кого ... изволите ... – залепетал было Филиппыч (Пунин и Бабурин);
–Вы поступили благородно ... сегодня, сегодня – заметьте (История).
В некоторых случаях И.С. Тургенев специально отмечает намеренные паузы в речи героя произведения, который желает особо подчеркнуть свое высказывание:
... я ... в сущности ... очень вам ... благодарен... Я мог показаться ... вам ... вчера ... несколько ... резким ... что не в моем характере (Сипягин с намерением неправильно рассекал свою речь) (Новь).
Подобные паузы есть и в монологах автора, которые иногда настолько тесно переплетаются с речью персонажей, что образуют несобственно прямую речь. Например:
Голова у него кружилась ... Так это все было неожиданно ... Да и запах этот, пение ... свечи и днем ... щербет с ванилью ... (История ... ).
Встречаются многоточия, выражающие паузы, характеризующие взволнованность речи, отсюда иногда, так сказать, "алогический" характер конструкции. Такие паузы обычно сопровождаются повторами одного и того же слова, причем этими повторами выражаются самые разнообразные оттенки: неуверенность, чрезмерная возбужденность и т.д. Чаще
всего повторяются различные местоимения и служебные слова. (Примеры взяты из романа «Новь»):
"вы говорили о том... о том вашем приятеле ... ;
быть вполне откровенным с теми… с теми ... людьми, которые… словом, с близкими ему людьми, а поэтому я… я намерен ... ;
… этот свет после тьмы, ты ... ты ... возле меня ... ;
Нет! Вы должны ... Вы должны! А вы знаете, что это значит?;
И ты думаешь ... что я позволю тебе ... что ты ... ;
слова мои тотчас удержат вас ... вас ... ;
А я ... я не мог прийти в себя.
Несколько реже повторяются наречия и союзы:
... каким образом он мог опять ... опять полюбить это испорченное
светское общество ... (Дворянское гнездо).
Повторы других частей речи наблюдаются редко:
... все унесла, все, сервиз, шкатулку и платье ... да…и платье ...
Паузы данного типа могут выступать во фразах, представляющих собой прерывистые формы, вызванные значительной нелогичностью мышления персонажа в момент разговора:
Это ... это, вот видишь ... тут есть у меня знакомое семейство ... так это у них ... ты не подумай ...
Естественно, что такая прерывистость может быть и результатом тяжелого физического или морального состояния героя. Например:
–Я у Ефима… сычовского… – залепетал умирающий, – лошадь вчера купил…задаток дал …так лошадь-то моя…жене ее…тоже (Бурмистр);
–Батюшка, – заговорил он едва внятно, – за попом… послать… прикажете… Господь…меня наказал …ноги, руки, все перебито…сегодня… воскресенье…а…я…в…я…вот ребят-то не распустил. –Он помолчал. Дыханье ему распирало. – Да деньги мои… жене… жене… дайте за вычетом…вот Онисим знает …кому я что должен…(Бурмистр).
Особенно характерны перебои при тавтологических нагромождениях вводных, союзных и подобных им слов:
…один только, самый храбрый из них, пробормотал… потряхивая головой: «Ну, это, однако…это бог знает, что… после этого?» (Отцы и дети);
– Аркадий, – начал он, – сделай одолжение…как же можно…там…;
–Я?.. скоро… конечно, я, с моей стороны… впрочем, как вы и как вы не ваша сестрица… я с моей стороны готов хоть завтра;
– А мы могли…тоже, поэтому, значит…
Наблюдаются паузы, вызванные переменой персонажами тем разговора, изменением интонации речи, перефразовкой и т.д.; эта группа очень многообразна. Например:
…сестра и красавица, и умница. И… вам в особенности, Аркадий Николаевич, не следовало бы говорить такие слова
(Отцы и дети);
Его лицо ... я нахожу, господа, что весьма трудно описать чье- нибудь лицо (Накануне);
... ты уверен. Что оно не изменится. Что я согласна на... как ты это сказал? На все или ничего ... (Накануне);
–Я желала... – начала Ася, стараясь улыбнуться. Но ее бледные губы не слушались ее, – я хотела ... Нет, не могу, –проговорила и умолкла (Ася).
Следующую разновидность образуют выраженные многоточием паузы на стыке речи персонажа и автора или на стыке речи двух лиц.
–Молчать, бездельник! Слушай. Мерзавец, если ты хоть во сне кому-нибудь об этом проговоришься ...
–Помилуйте! ... я делаю то, что мне повелевает совесть –И ... и ваша супруга, моя сестра ...
–Вы, может быть, хотите властвовать или ...
–О нет! К чему это. Напротив, я готова покоряться …(История).
Особо следует отметить в языке И.С. Тургенева его излюбленные паузы при союзе но, подчеркивающие алогичность, неожиданность характеристик второй части конструкции:
Нет ... мне хорошо ... но, пожалуйста, оставь меня;
.. . брак не что иное, как паспорт, как средство избегнуть полицейских затруднений ... но все-таки он некоторым образом обязывает ... к житию вместе…
Таким образом, паузы, выраженные многоточием принадлежат к таким стилистическим средствам, которыми Тургенев пользовался систематически для выражения различных чувств, эмоций.
Библиография
1. И.С.Тургенев. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Повести и рассказы. Стихотворения в прозе. –М: Раритет, 1998.
2. И.С.Тургенев. Записки охотника. –М: Детская литература, 1978.
3. И.С.Тургенев. Повести. –М: Правда, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья Базаровых.(По произведению И.С.Тургенева "Отцы и дети")
Мне очень нравится проводить уроки по технологии "Мастерская письма". Основное на таких уроках - внимательное отношение к слову. После того, как собран необходимый материал по данной теме, учащимся ле...
Литературный турнир по произведению И. С. Тургенева "Муму".
Данная презентация позволяет повторить рассказ....
Конспект урока по теме "В чём состоит главная ценность в человека? Почему мы можем говорить об актуальности проблемы, заключённой в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети", как о проблеме 21 века?"
Извечная тема - отцы и дети. Перед обучающимися стоит проблема, которую нужно разрешить, опираясь на жизненый опыт героев произведения. Понять на чём строится счастье и несчастливая судьба героя...
урок литературы в 7 классе по произведению И.С.Тургенева "Бирюк"
Тема урока И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Характеристика литературного героя.ТИП УРОКА : урок применения знаний, умений, навыковВИД УРОКА: комбинированныйЦЕЛИ УРОКА: Ι. образовательные:1)формиро...
«Литературный турнир по произведению И.С.Тургенева «Муму» в 5 классе
Урок-обобщение по произведению Тургенева И.С. "Муму". 3-й урок в теме....
проект "ЭМОЦИИ И ЖЕСТЫ ЧЕЛОВЕКА В СРАВНЕНИИ С ЭМОЦИЯМИ И ЖЕСТАМИ ГЕРОЕВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.М. ЗОЩЕНКО)"
В исследовательской работе «Эмоции и жесты человека в сравнении с эмоциями и жестами героев художественной литературы» сравниваются эмоции и жесты людей с действиями героев художеств...
проект "ЭМОЦИИ И ЖЕСТЫ ЧЕЛОВЕКА В СРАВНЕНИИ С ЭМОЦИЯМИ И ЖЕСТАМИ ГЕРОЕВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.М. ЗОЩЕНКО)"
В исследовательской работе «Эмоции и жесты человека в сравнении с эмоциями и жестами героев художественной литературы» сравниваются эмоции и жесты людей с действиями героев художеств...