«Литературный турнир по произведению И.С.Тургенева «Муму» в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок-обобщение по произведению Тургенева И.С. "Муму". 3-й урок в теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.zip | 687.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по литературе
на тему:
«Литературный турнир по произведению
И.С.Тургенева «Муму»
в 5 г классе
( третий урок в теме)
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №63 Берсенёва Ю.М.
ТОЛЬЯТТИ 2011
Тип урока: урок – обобщение
Оборудование: компьютеры, проектор, учебник, рисунки учеников, раздаточный материал, презентация.
Цели урока:
- обучающие:
1. уметь ориентироваться, находить главное в художественном тексте;
2. знать характерные особенности героев рассказа, их поступки;
3. знать и уметь находить в художественном произведении такие изобразительно – выразительные средства как сравнение, гипербола;
- развивающие:
1. формировать умение анализировать текст художественного произведения;
2. развивать умение выражать свои мысли, обобщать, делать выводы;
3. формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
4. развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
- воспитательные:
1. воспитывать любовь к русской литературе, к слову;
2. воспитание общечеловеческих, нравственных ценностей;
3. умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки;
4. здоровьесберегающая.
План урока:
- Организационный момент
- Литературный турнир
- Вывод
- Итоги
- Домашнее задание
- Выставление оценок
Ход урока:
- Добрый день, ребята! Мы с вами прочитали рассказ И.С.Тургенева «Муму». На этом уроке мы заканчиваем разговор об этом удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении русского писателя второй половины 19 века И.С.Тургенева «Муму». На уроке мы обобщим и проверим знания по содержанию рассказу, будем развивать умение выражать свои мысли, делать выводы, работать с текстом, сопоставлять графический и словесный портреты героев, воспитывать бережное отношение к слову, умение работать в команде.
1 СЛАЙД
Тема урока «Литературный турнир по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
Необходимо разделиться на две команды; придумать название команды, выбрать капитана. Ваша задача – отвечать на мои вопросы, не выкрикивать, поднимать руки. За правильный ответ вы будете получать «Мумуню». Мы не зря назвали эту награду так, поскольку вы помните, что все дворовые в рассказе так называли собачку, принесённую Герасимом. Чья команда набирает большее количеств «Мумуней» - выигрывает.
2 СЛАЙД
- Обратите внимание на доску. Первое задание связано с датами.
1).Перед вами следующие даты:
1)1818г 2) 1852г 3) 1861г. 4) 1850г. 5) 1813г. 6) 1834г.
Вопросы:
1.Когда родился И. Тургенев? (1818г.)
2.Когда была написана повесть И. Тургенева "Муму"? (1852г.)
3.В каком году отменили крепостное право? (1861г.)
Ребята, рассказ был написан за 9 лет до отмены крепостного права. Что вы можете сказать по этому поводу?
Ученик: В рассказе «Муму» Тургенев И.С. выразил протест крепостничеству, эта главная тема рассказа. Это история о том, как трудно победить рабство даже такому богатырю, как Герасим.
3 СЛАЙД
2).Следующее задание связано с населёнными пунктами.
"Населенные пункты".
1) Петербург.
2) Москва.
3) Дальняя деревня.
4) Спасское - Лутовиново
Вопросы:
1. Где происходит действие рассказа "Муму"? (г. Москва.)
2. Где служат сыновья барыни? (г. Петербург.)
3. Куда были отправлены барыней супруги Климовы? ( Дальняя деревня)
Ребята, какой населённый пункт остался не названным? Что вам известно о нём?
4 СЛАЙД
Учащиеся: Спасское – Лутовиново – это имение матери И.С.Тургенева, в котором проходило детство писателя.
5 СЛАЙД
3).Поговорим о женских персонажах. Перед вами женские имена.
1)Татьяна.
2) Варвара Петровна.
3) Барыня.
4) Любовь Любимовна
О ком говорится в тексте?
1) " Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей... всем людям в доме тогда становилось неловко..." (Барыня)
2) " Женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке". (Татьяна)
3) Как звали старую приживалку в доме барыни? (Любовь Любимовна)
Ребята, скажите, по-моему, в рассказе нет такого персонажа с именем Варвара Петровна? Кто она?
6 СЛАЙД
Учащиеся: В образе барыни изображена Варвара Петровна Тургенева -Лутовинова, родная мать писателя. С нее списаны все черточки и повадки барыни. Не дав имени барыне в повести, И. Тургенев, как бы указывает на то, что этот персонаж невымышленный, а списан с натуры. Варвара Петровна (как и образ барыни) воплощает в себе, если не самые худшие черты помещичьего класса , но самые его типичные, отталкивающие свойства. Прежде всего, взгляд на крепостного не как на человека. Это постоянное изо дня в день унижение человеческого достоинства терзало и мучило И. Тургенева в крепостном строе.
7 СЛАЙД
4)."Мужские персонажи повести"
Угадайте персонаж.
1) "Горький пьяница, башмачник, почитавший себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, а также человеком образованным и столичным". (Капитон Климов)
8 СЛАЙД
2) …носил сапоги с мягкими подошвами и умел деликатно браться за пульс. (Харитон, лекарь для госпожи)
9 СЛАЙД
3) «Мужчина двенадцати вершков роста сложенный богатырем и глухонемому от рождения». (Герасим)
10 СЛАЙД
5). Давайте поговорим о главном герое рассказа – Герасиме. Вы знаете, что И.С.Тургенев – мастер художественного портрета. Внешность его героев более всего определяется выражением его лица. При помощи каких изобразительно – выразительных средств автор передаёт нам образ главного героя.
Учащиеся: сравнение и гипербола.
Учитель: перед вами две карточки. Капитаны выбирают карточку, на которой написано то или иное выразительное средство. Вам необходимо найти в тексте примеры этого средства и объяснить.
Что называется сравнением?
Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Примеры сравнений: «…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»; Тургенев сравнивает Герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо»; Герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь»; Герасим «смахивал на степенного гусака»; когда Герасим работал, то «топор звенел как стекло, и летели во все стороны осколки и поленья…»
Что называется гиперболой?
Гипербола – это сильное преувеличение. Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух коров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води». Герасим сильный, он любит трудиться, аккуратный, всё всегда делает основательно.
11 СЛАЙД
ФИЗМИНУТКА
12 СЛАЙД
6).Следующее задание заключается в том, что вам необходимо подобрать к иллюстрациям соответствующие цитаты из рассказа И.С.Тургенева «Муму».
13 СЛАЙД
7). Защита рисунков.
Дома вам необходимо было нарисовать рисунок к вопросу: какой момент рассказа, связанный с главным героем Герасимом, вам больше всего запомнился? Почему?
- СЛАЙД
8).Послушайте отрывок из рассказа и ответьте на вопрос: какие чувства испытывали вы, слушая его?
(читает наизусть подготовленный ученик отрывок, где Герасим топит Муму)
15 СЛАЙД
- Выводы.
Известно, что в основе этого рассказа лежит действительно реальный случай, который произошёл с дворником в Спасском, однако после гибели собачки он остался верен своей госпоже и до самой смерти служил ей. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал?
Учащиеся: мы считаем, что правильно. Автор хотел показать всем, что Герасим топит любимую собачку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. А желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.
Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. В отличие от других персонажей рассказа у Герасима есть своя точка зрения на окружающий мир.
- Подведение итогов турнира.
16 СЛАЙД
- Домашнее задание.
Ответьте письменно на вопрос:
«3» - Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
«4» - Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества?
«5» - Что особенно понравилось и поразило в рассказе?
- Выставление оценок.
17 СЛАЙД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный турнир по произведению И. С. Тургенева "Муму".
Данная презентация позволяет повторить рассказ....
Тест по произведению И.С. Тургенева «Муму»
Тестирование по литературе для 5 класса по произведению школьной программы...
Самостоятельная работа по произведению И.С.Тургенева «Муму».
Самостоятельная работа по произведению И.С.Тургенева «Муму».Самостоятельная работа для учащихся с ЗПР....
ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ И.С.ТУРГЕНЕВА «МУМУ»
Вопросы на знание и понимание текста....
Конспект урока литературы по произведению И. С. Тургенева "Муму", 5 класс
Конспект по теме "Повесть И.С. Тургенева "Муму" для 5 класса...
Подготовка к домашнему сочинению по произведению Ивана Сергеевича Тургенева "Муму"
В презентации представлен материал по структуре сочинения, дан план к сочинению по теме "Образ Герасима", ориетировочные вопросы, на слайды выведены и предполагаемые ответы. Кроме того, данная п...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по произведению И.С.Тургенева "Муму"
На уроке используются различные приёмы и методы ТРКМ на разных этапах урока с целью активизации познавательной деятельности обучающихся....