Конспект урока по теме "В чём состоит главная ценность в человека? Почему мы можем говорить об актуальности проблемы, заключённой в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети", как о проблеме 21 века?"
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме
Извечная тема - отцы и дети. Перед обучающимися стоит проблема, которую нужно разрешить, опираясь на жизненый опыт героев произведения. Понять на чём строится счастье и несчастливая судьба героя произведения, актуальность некоторых черт человеческого характера важных как для героев 19 века, так и для современного человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_zanyatiya.docx | 36.56 КБ |
Предварительный просмотр:
План занятия.
Дисциплина литература.
Тема программы «Любовь и счастье в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Развитие речи».
Тема занятия « В чём же состоит главная ценность человека? Почему мы можем говорить об актуальности проблемы, заключённой в романе, как о проблеме 21 века?»
Цели занятия.
Образовательные:
Обучающийся знает:
- содержание романа и то, что главные герои романа «проходят испытание» любовь.
- как сопоставить разные истории любви в романе и сделать выводы.
Развивающие:
Обучающийся демонстрирует:
1. умение осмысленного, более пристального внимания к слову, к речи главных героев; критическое мышление.
2. навыки активного речевого общения, положительных эмоций.
3. умение лингвистического анализа текста.
Воспитательные:
Обучающийся проявляет:
1. эстетическое и нравственное осознание важных качеств личности (уважение, взаимовыручка терпимость и т.д.);
2. интерес к изучению классической литературы и развивает творческие способности; 3.навык учебной работы в бригадной форме
(навык коллективного труда).
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний
Вид занятия: урок-беседа с постановкой проблемной ситуации.
Методы обучения: исследовательский и диалогический, частично- поисковый.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Слово преподавателя(озвучивание темы занятия, цели, чтение эпиграфов).
3. Этап проверки домашнего задания.
А) Первая учебная ситуация
Б)Вторая учебная ситуация
В) Третья учебная ситуация
Г)Четвёртая учебная ситуация
4.Итог занятия. Рефлексия. Выводы по занятию.
5. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
КМО занятия:
1. Русская литература 19 века. Вторая половина/ Под ред. Л.Г.Максидоновой.-М. :
Олма-пресс.2002год.
2. Литература 1-2 ч.Учебное пособие./ Под ред. Ю.В.Лебедева.- М.: Просвещение, 1992год.
3.Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева/ М.:Просвещение, 2002год.
4.Критическая статья Д.И.Писарева «Базаров».
5.Оценки ведущих исследователей и критиков./ Под ред.Е.В.Амелина,- М.:
«Оникс 21век», 2005год.
Тема сегодняшнего занятия на первый взгляд покажется, может быть простой и понятной, а, может быть и не настолько простой, как кажется.
Тема занятия: « В чём же состоит главная ценность человека?
Почему о проблеме, заключённой в романе Тургенева, мы можем говорить как о проблеме 21 века?»
Цели:
Показать знание романа и то, что герои «проходят испытание любовью»;
Сопоставить разные истории любви и сделать выводы;
Показать более пристальное внимание к слову и речи героев, через которые понимается характер и поступки героев романа, а так же их судьба;
Делая выводы, по анализу речи героев понять, в чём же состоит главная ценность человека, и много или мало нужно человеку для счастья?
Обратим внимание на то, что главные герои романа «проходят испытания» любовь. Все они влюблены и у каждого своё отношение к любви. В романе четыре сложившиеся пары, при этом не трудно заметить, что в жизни каждого из них присутствует (или присутствовала) ещё одна женщина.
(Все вы были поделены на группы, и каждая группа готовила цитатный материал по своему герою)
№1. Николай Петрович и Мария. Фенечка;
№2. Павел Петрович и княгиня Р., Фенечка;
№3. Аркадий и Одинцова, Катя;
№4. Базаров и Фенечка, Одинцова.
(Все вы были поделены на группы, и каждая группа готовила цитатный материал по своему герою)
Первая учебная ситуация.
Обратимся к эпиграфам. Какие точки зрения представлены в высказываниях Тургенева и Добролюбова на роль любви в жизни человека?
Любовь …сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовь держится и движется жизнь.
И.С.Тургенев.
Чувство любви может быть истинно хорошо
Только при внутренней гармонии любящих, и тогда
оно составляет начало и залог того общественного благоденствия, которое обещается нам в будущем развития человечества водворение братства и личной равноправности между людьми. Н.Добролюбов.
( любовь – стихия, которая сильнее смерти;
любовь – предвестие счастливого будущего)
Что такое любовь, по-вашему мнению? Каково её место в жизни человека? Как вы думаете, какая жизненная ценность стояла бы на первом месте у Тургенева?
Выстройте данные жизненные ценности по мере убывания.
(раздатки на столе, заполняются обучающимися)
Свобода.
Богатство.
Любимая работа.
Слава.
Любовь.
Дети.
Вера.
Семья.
Уважение людей.
Власть.
Здоровье.
Сделаем выводы. Зачитаем 1-4примера.
( Каждый человек имеет свои жизненные ценности. Очевидно, Тургенев поставил на первое место любовь.)
Вторая учебная ситуация.
Герои романа, как ни увлечены идейными спорами, постоянно говорят о любви.
Эта тема им интересна и важна. Каковы же убеждения декларируемые героями?
Проверим итоги вашей работы, объясняющие отношения героев к любви и к её месту в жизни человека. Работаем с цитатными материалами речи героев:
(выводы прописываем на доске)
Евгений Базаров | Аркадий Кирсанов | Павел Петрович | Николай Петрович. |
Одинцова | Катя | Княгиня Р | Фенечка |
Что для каждого из героев любовь? Реальное чувство или мечта?
(зачитаем и обобщим)
Аркадий: « Я нахожу, что он (отец) должен жениться на ней».
«… я не богат и чувствую, что готов на все жерты…»
Вывод(Любовь и семья – синонимы. Любовь –это взаимопонимание, уважение друг к другу, общие интересы.)
Базаров: « Ты придаёшь ещё значение браку; я этого от тебя не ожидал».
«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, художества, гниль. Пойдём лучше жука смотреть».
«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства что-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал своё удивление: почему не посадил в жёлтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами?»
«Нравится тебе женщина, - говаривал он,- старайся добиться толку; а нельзя – ну и не надо отвернись – земля не клином сошлась».
«..что за охота говорить и думать о будущем, которое большей частью от нас не зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать – прекрасно, а не выйдет, - по крайней мере тем будешь доволен, что за ранее напрасно не болтал»
«…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».
«Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка».
«… да при том любовь… ведь это чувство напускное».
«Сам себя не сломал, так и бабёнка меня не сломает».
Вывод (Любовь- это пустяки, романтизм. Оказывается, что она – сила природная, естественная, способная сломать любого человека.)
Павел Петрович: «Подумайте, что может быть ужаснее, как любит и не быть любимым?»
«Брат, исполни обязанность твою, обязанность честного и благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подаётся тобою, лучших из людей!.. Женись на Фенечке… она тебя любит, она мать твоего сына».
«…станем исполнять свой долг; и посмотрим, мы ещё и счастье получим в придачу».
Вывод (Любовь –загадка, страсть страдание, ломающее жизнь.)
Николай Петрович: «Но …те сладостные первые мгновения, отчего бы не жить им вечною, неумирающей жизнью?»
«Ты это говоришь, Павел! Ты, которого я всегда считал неприклонным противником подобных браков!»
Вывод (Любовь – мечта, сон, воспоминания о Марии, о молодости и красоте. Настоящее - примирение с жизнью.)
Одинцова: «По-моему, или всё, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо».
«Скажите, отчего, даже когда мы наслаждаемся, например музыкой, хорошим вечером, разговором с симпатичными людьми, отчего всё это кажется скорее намёком на какое-то безмерное, где-то существующее счастье, то есть таким, которым мы сами обладаем?»
«Нет…Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете».
Вывод (любовь – это любопытство, чувство, которого она боится и так и не хочет познать).
Катя: «О, нет! К чему это? (властвовать). Напротив, я готова покориться, только неравенство тяжело. А уважать себя и покоряться - это я понимаю; это счастье; но подчинённое существование… Нет, довольно и так».
Вывод ( Любовь – это семья и равенство в браке.)
Фенечка: «Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо.»
(Любовь – это служение «благодетелю»)
Княгиня Р: «Крест – вот разгадка».
Вывод (Любовь – это прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти).
Третья учебная ситуация.
Итак, мы видим, что декларации о любви и истинное значение её в жизни героя не всегда совпадают. Давайте сравним их, используя знание текста романа, и ответим на вопрос:
Как характеризуют истории любви и выбор женщин каждого из героев мужчин?
(Женщины, которых любят герои. Истории любви. Сообщения групп)
Герои | Истории любви и характеристики возлюбленных | Ответ на вопрос |
Николай Петрович | Ещё при жизни родителей влюбился в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, миловидную и, как говорится, развитую девицу: она в журнале читала статьи в отделе «Наук». Он женился на ней, как только минул срок траура, и…блаженствовал со своей Машей… Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством. А Аркадий рос да рос… Десят лет прошло как сон В 47 лет жена скончалась. Он вспоминает её недомовитою, доброю хозяйкой, а молодой девушкой с тонким станом, невинно-пытливым взглядом и туго закрученною косой над детской шейкой. Три года назад, т.е.1856 году, в отдалённом уездном городе, он ночевал на постоялом дворе, где хозяйкой была мать Фенечки. Ему понравились её рассудительность и аккуратность, и он пригласил её в дом экономкой. Фенечке тогда минул 17 год. Через год он лечил Фенечку и долго ему всё мерещилось чистое, нежное, боязливо-приподнятое лицо; он чувтвовал под ладонями эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губыиз-за которых на солнце блистали жемчужные зубки. По немногу она привыкла к нему. Вскоре умерла её мать. Она наследовала от неё любовь к порядку рассудительность и степенность. Но она была так молода, так одинока: Николай Петрович был ьакой добрый и скромный… К моменту приезда Аркадия их сыну был седьмой месяц. Для Фенечки он «благодетель». Через полгода после смерти Базарова они поженились. | Добрый и скромный человек Николай Петрович дважды выбирает один и тот же тип женщин. Это небогатые, юные, чистые, и доверчивые девушки, преданные кроткие – настоящие матери и жёны. Мария бале образованна. Фенечка более проста. Он любит музыку, поэзию, природу, красоту. Однис словом, романтик, как сказал бы Базаров. Тяга к красоте и молодости, неумение жить в одиночестве, необходимость семьи приводят его к такому выбору. Для него главное в жизни – семья. Он не общественный человек. |
Павел Петрович | Когда Павлу Петровичу было 28 лет, он встретил княгиню Р. Она была замужем, у неё не было детей. Она вела странную жизнь. Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась разного рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала пред обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки или сидела, вся бледная и холодная над псалтырём… Она была удивительно сложена; её коса золотого цвета и тяжёлая, как золото падала ниже колен, но красавицей её никто бы не назвал; во всём её лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, - но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали – загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нём даже тогда, когда язык её лепетал самые пустые речи. Одевалась она изысканно. Павел Петрович встретил её на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путнего слова, и влюбился в неё страстно. Он подарил ей кольцо с вырезанным на камне сфинксом. Она чуть не свела с ума его своей странной любовью, но она охладела к нему. Он терзался и ревновал, таскался за нею по всюду. Она уехала за границу. Он вышел в отставку и отправился за ней. Её образ этот бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу. Дружба снею была невозможна. Она избегала его. Он вернулся в Россию, прожил 10 лет бесцветно, бесплодно. Через 10 лет он узнал о её смерти. Она вернула ему кольцо, проведя по сфинксу крестообразную черту, и велеал ему сказать, крест – вот разгадка. Это случилось в начале 1848 года. Он поселился в деревне. Находил, что в Фенечке есть что-то общее с Нелли, в верхней части лица. | Две женщины, которые поразили Павла Петровича слишком не похожи. Объединяет их не сходство между собой, а отношение к нему: княгиня слишком непредсказуема в своих чувствах, а Фенечка даже не знает о его привязанности. Невозможность семьи ответного чувства - вот что их объединяет. Старый холостяк, он вряд ли готов к семейной жизни. Он самодостаточен. Для него любовь – загадка, которую невозможно разкадать. |
Аркадий | Аркадий оглянулся и увидал женщину в чёрном платье, высокого роста, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали вдоль блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силою веяло от её лица. Она посмотрела на Аркадия не то чтобы с высока, а так, как замужние сёстры смотрят на очень молоденьких братьев. Ей пошёл 29 год, но в её присутствии он чувствовал себя школьником, студентом… Аркадий решил, что он никогда ещё не встречал такой прекрасной женщины. Аркадий принимался болтать весь проникнутый счастием находиться в её близости, говорить с ней,глядеть в её глаза, в её прекрасный лоб, во всё её милое, важное и умное лицо. Сама она говорила мало, но знание жизни сказывалось в её словах. Аркадий ещё увлечён Одинцовой, когда она знакомит его с сестрой Катей. Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как –то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть – чуть сжатые плечи… она беспрестанно краснела и переводила дух. Катя неохотно приблизилась к фортепьяно; и Аркадий ..неохотно пошёл за ней. Он испытывает к Одинцовой томительное ощущение, похожее на предчувствие любви. Катя «ушла в себя.. она не скоро выходила наружу»… Она была не то что робкая, а недоверчива и немного запугана воспитывавшей её сестрой… Катя не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой дружбы…хорошо ему было с одной Катей. С Катей Аркадий был как дома; он обращался с ней, не мешал ей высказывать впечатления, возбуждённые в ней музыкой, чтением повестей, стихов, и прочими пустяками, сам не замечая или неосозновая, что эти пустяки и его занимали. Катя обожала природу и Аркадий её любил, хоть и не смел признаться в этом…Кате: вы одинаково умны; у вас столько же, если не больше характера, как у ней… Катерина Сергеевна!..Вам это, вероятно, всё равно: но знайте, что я вас не только на вашу сестру, - ни на кого на свете не променяю.
| Аркадий очень похож на отца. Он любит то же : красоту, природу, поэзию, музыку. Его увлечение Анной Одинцовой понятно: она прекрасна, значительна. Но с Катей у него много общего, а для него важно, что бы у мужа и жены были общие интересы. Сам он слабый человек, поэтому с радостью поддаётся воле Кати. Для него семейная жизнь - главная ценность жизни. |
Базаров | Встретил Одинцову на балу у губернатора. Первоначальные отзывы достаточно циничны: «Это что за фигура На остальных баб не похожа. Мне сейчас сказывал один барин, что эта госпожа – ой-ой-ой… Ты говоришь она холодна. В этом то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое? … у ней такие плечи, как я не видывал давно… Посмотрим к какому отряду млекопитающих принадлежит эта особа» При встрече с ней в номере гостиницы он как будто сконфузился. Её биография свидетельствует о нелёгкой жизни: мать её из обедневшего рода князей, отец – аферист и игрок. Он умер, оставив дочерям крошечное состояние. Она вышла замуж за очень богатого человека старше её, который, умирая, через шесть лет, оставил ей всё своё состояние. Она поселилась с сестрой в прекрасном доме с садом в Никольском. … характер у неё был свободный и довольно решительный. Ей льстило смущение Базарова Она умела поддержать беседу и поговорить о ботанике, медицине. Музыке. Базаров отозвался о ней: « Вишь как она себя заморозила…герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлей носить да корону на голове». И тут же: « этакое богатое тело! …хоть сейчас в анатомический театр». Позже он замечает: « Какой я смирненький стал». Одинцова о себе: « Я ужасная спорщица.. нетерпелива и настойчива…легко увлекаюсь». Девиз Одинцовой: «Во всё нужен порядок». Базаров об Одинцовой: «… баба с мозгом. Ну и видал же она виды… Но чудо не она, а её сестра…это вот свежо, и не тронуто, и пугливо, и молчаливо, и всё что хошь…Из этой ещё всё что вздумаешь, то и сделаешь, а та тёртый калач… » Базаров тоже понравился Одинцовой «отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нём что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, она была любопытна. Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время… Не будь она богат и независима, она, может быть, бросилась бы в битву, узнала бы страсть. Собственно ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего.» Базаров изменился в нём стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подымало. Одинцова была равнодушна к природе, так же как и Базаров. Чувство к Одинцовой мучило его и бесило… Она нравилась ему… он скоро понял, что с ней не добьёшь толку, а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил…что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чём ваше несчастье… Я люблю Вас глупо, безумно… Страсть в нём билась , сильная и тяжёлая – страсть, похожая на злобу и, быть может с родни ей…она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за неё – и увидала за ней даже не бездну, а пустоту…или безобразие. «Я боюсь этого человека,»- мелькнуло у неё в голове. Одинцова: «… с вами говорить весело… точно по краю пропасти ходишь» | Базаров объясняет свой интерес к женщинам физиологическими причинами, поэтому для него главное, чтобы женщина была молода и прекрасна. Остальное неважно. Между Фенечкой и Одинцовой нет ничего общего. Базаров не признаёт брака, считая его явлением обветшалым, и для себя не мыслит судьбы семейного человека. Любовь для него – которой он захвачен неожиданность, потрясение, страсть. Он хочет, но не может освободиться от неожиданного и непривычного чувства. Не сразу, но постепенно он осознаёт, что спасовал перед женщиной перед чувством, и эта слабость глубоко травмирует его, приводит в состояние депрессии. Он отрицал любовь, как ненужное чувство, а сам «рассыропился». Убеждения, которые он проповедовал, пошатнулись на практике, не выдержав испытания жизнью. |
Сделаем выводы: В чём же состоят главные ценности человека?
Главное место в жизни героев занимают их чувства, их привязанности, их личная судьба, Безусловная и неоспоримая ценность для Тургенева – семья. Даже непримиримый Базаров с уважение относится к своим родителям, к их семейному согласию, к семейным устоям, к дому как месту отдохновения, где живут истинно родные люди, хотя и не близкие по духу. Их близость нечто большее, чем близость идейная. При этом для себя и для новых людей, к которым Базаров себя причисляет, он не мыслит семейного поприща: их судьба иная, смысл их жизни в другом, они созданы для великих дел.
Какую же судьбу выстраивает для себя каждый из героев?
Четвёртая учебная ситуация.
Каким видят своё будущее герои Тургенева и соответствует ли это их реальной судьбе? Почему самый деятельный и уверенный в своём праве, самый интересный герой Тургенева умирает, а самый незаметный , неуверенный, «размазня», становится активным и полезным членом общества? В чём же счастье по Тургеневу?
Герои | Мечты о будущем | Реальное будущее |
Николай Петрович | Мечтает о жизни вместе с сыном и Фенечкой. О дружбе с Аркадием и о том, что Аркадий займётся хозяйством и они вместе будут проводить вечера, читать, слушать музыку, спорить. | Ещё лучше, чем он себе представлял: женится на Фенечке, живут вместе с семьёй сына, обожает невестку, да ещё и попал в мировые посредники – чувствует свою нужность людям. |
Павел Петрович | Хочет закончить свою жизнь в семье брата, живя воспоминаниями, как писал о себе Тургенев в одном из писем, на «краю чужого гнезда» и радуюсь счастью брата. | Уехал в Дрезден, где придерживался прежних взглядов «всё делает добро, сколько может…. Всё ещё шумит понемножку». Его уважают «туземцы». |
Аркадий | Мечтает заниматься хозяйством в семье отца, смутно представляет себе жизнь под влиянием нигилистических идей. | Сделался «рьяным хозяином» И ферма уже приносит довольно значительный доход |
Базаров | Мечтает о великом поприще, чувствует в себе силы необъятные, но при этом говорит Одинцовой о том, что вскоре будет уездным лекарем, не желая напрасно болтать о будущем, которое «не от нас зависит» | Умер заразившись от больного тифом. |
От кого или от чего в большей степени зависит будущее человека?
Выводы:
Базаров был прав, говоря, что будущее большей частью не от нас зависит. Но помимо логики героев существует ещё и логика художественного произведения, а она не всегда даже совпадает с замыслами автора: в настоящем произведении искусства герои живут своею жизнью, подчиняясь логике истории, характеров.
Как ни полюбил Тургенев Базарова, как ни старался впоследствии его оправдать, как ни ругал старшее поколение, он не мог не чувствовать, что Россия переломного периода нуждается в конструктивном решении своих проблем, что разрушение – а именно эту перспективу готовит нигилист Базаров- губительно для неё и не поможет для разрешения тех острых социальных проблем, которые стояли перед страной накануне реформ. Тургеневские размышления, которые он приписывает Аркадию в начале романа. чрезвычайно важны для понимания этого героя и его места: «Нет… небогатый край этот не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы….но как их исполнить, как приступить? » В конце романа автор без всякой иронии пишет, что все усилия Аркадия дали хороший результат.
Так чью же судьбу мы можем назвать счастливой и что такое счастье, по мысли автора?
Тургенев даёт нам пять примеров мужских судеб. Они различны, и это нормально, каждый проживает свою жизнь, непохожую на жизнь другого. Для счастья человеку необходимо слишком много и слишком мало: любовь, семья, дети, материальное благополучие, осознание своей нужности людям.
Заполните таблицу: что нужно было каждому герою для счастья?
Павел Петрович | Николай Петрович | Евгений Базаров | Аркадий Кирсанов | Родители Базаровы |
Почему несчастлив Базаров?
Не потому ли, что в расцвете своей жизни, когда он наконец выстроил себя в соответствии с собственными представлениями и не пред кем в жизни не спасовал – ведь для него нет авторитетов, ни научных, ни идейных, ни нравственных, - тем более что не было ни одного человека, который бы не спасовал перед ним, - именно в этот момент он встречает женщину, не уродливую, свободно мыслящую. Которая не только не пасует перед ним, но и обретает над ним власть, от которой он не может освободиться. И тогда происходит переоценка ценностей, в том числе и самого себя: и оказался слабее женщины ( мы помним его неуважительное отношение к женщине, истинно «материалистические» отзывы о женщинах!) Его вера-нигилизм - не оправдала себя. Как ни отрицай любовь ( читай – природу, естество человека), она сильнее, она тебя настигнет и сломает.
«Скука да злость» Базарова сменяются «глухим беспокойством», почти депрессией.
Последнее открытие Базарова печально: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает и баста!»
Так может ли быть счастлив человек, которого отвергли: сначала возлюбленная, а затем сама жизнь, как бы желая отомстить за его отрицание. Так складывается впечатление, что Базаров умирает от любви, без любви, от одиночества. Потому что любовь – стихия, которой не может управлять ни один человек на свете, даже если он нигилист, даже если он такой сильный и волевой как Базаров.
Он умирает от неверия: вера – это тоже любовь. В романе затрагивается религиозный аспект, вопросы христианской веры неразрывно связаны с вопросами культуры прошлого, традицией, убеждений. Последнее, что « мгновенно отразилось на помертвелом лице» Базарова в момент соборования, «когда святое миро коснулось его груди», - было «что-то похожее на содрогание ужаса».
Почему? Осознание своей греховности и неправоты? Осознание правоты религии и веры, которые он отрицал и которыми был побеждён?
Пятая учебная ситуация
( Анализ последнего абзаца – описание сельского кладбища).
Почему автор заканчивает роман именно этим описанием?
Как оно помогает разгадать тайну романа?
Почему можно согласиться или не согласиться с тем, что роман Тургенева - о любви?
Открывается печальная картина сельского кладбища. Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот( вид печальный, деревянные кресты поникли и гниют, каменные плиты… сдвинуты, два-три ощипанных деревца, скудную тень, овцы бродят по могилам ) автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса; это создаётся и синтаксическими средствами (однородные придаточные; короткие, чёткие бессоюзные предложения), и лексическими(не касается человек, не топчет животное, но одни птицы садятся у могилы Базарова). Затем снова скорбная картина описания страданий одиноких стариков. Она подробна, эпична и завершается риторическими вопросами: «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?, ведущими нас к философскому выводу о вечной жизни природы, «о вечном спокойствии», «о великом спокойствии «равнодушной» природы», «о вечном примирении», «о жизни бесконечной».
Писатель в последних строках своего романа приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных преходящих споров и ссор к вечной правоте природы, красоты, любви. Он как бы говорит нам: мгновенная жизнь человека, смешны его «идейные битвы», но вечна жизнь, и вечна любовь, благодаря которой «держится и движется жизнь». И только она права. И в этом смысле роман Тургенева – о любви, которая сильнее смерти, ибо она вечна.
Подведём итог нашей работы:
В чём главная особенность таланта Тургенева?
В чём же состоят главные ценности человека?
( главная особенность таланта Тургенева в его филисофичности, умении видеть и создавать произведения, живущие вне времени, способные пережить конкретные политические баталии и объяснить читателям, в чём же состоят главные ценности человека: не в спорах и ссорах, но в любви, согласии и взаимопонимании).
Давайте ещё раз вы выстроите свои жизненные ценности по мере убывания, а затем сравните с предыдущим.
Давайте оценим работу друг друга и прокомментируем свою точку зрения.
Для этого листы с тестом №2 каждая группа передаёт другой группе.
Система оценивания:
если на листке отмечены цифрами 1,2,3,4 –любовь, семья уважение, дети, то это «5»баллов;
если на листке какого-то из слагаемых нет, то это «4» балла;
если на листке нет двух и более слагаемых счастья, то это «3» балла.
Теперь посчитаем средний балл для всей группы: сложим все баллы и разделим на общее количество. Итак, получили результат работы всей группы.
Что важного вы взяли для себя из сегодняшнего занятия?
Что было полезного и интересного на уроке?
Как вы теперь относитесь к проблеме счастья и любви и в жизни человека?
Почему мы может утверждать, что проблема, заключённая в романе,- это проблема актуальная сегодняшнему дню?
Можно ли взять для себя какой-то пример для подражания из произведения Тургенева?
Как вы теперь будете выстраивать свою судьбу, чтобы быть счастливым?
Д.З. Мини-сочининие по теме урока.
Заключительным аккордом нашего занятия я хотела бы прочитать вам стихотворение о счастье и любви.
Надежда – друг, а Вера – счастье,
Любовь – здоровье и успех!
Три слова эти в нашей власти:
Для человечества, для всех.
Отбросьте зло- придёт к вам счастье,
И доброта вернётся вновь.
Прогонит горе и ненастье надежда, вера и любовь.
Нам жизнь сюрпризы преподносит,
Пока живёшь, к борьбе готовь себя,
Но знай, тебя не бросит
Надежда, вера и любовь.
И эти чудные три слова
я повторять готова вновь:
Не покидайте меня снова
Надежда, вера и любовь.
Спасибо всем за урок! Будьте счастливы и не забывайте, что счастье мы строим своими руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока на тему " Семейные ценности"
Урок представляет собой урок-повторения и закрепления по теме " Семейные ценности" в 10 классе....
Конспект урока по теме "Главные политические центры Руси" (6 класс).
Конспект урока по истории России....
Конспект урока на тему: "Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?".
Конспект для 1 класса по окружающему миру....
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...
Конспект урока по теме " Исторические и культурные ценности Москвы и Санкт-Петербурга"
Урок по теме "Исторические и культурные ценности Москвы и Санкт-Петербурга" по учебнику "Happy Engiish.ru" под редакцией К.И.Кауфман. Данный урок разработан с учетом средних ...
Конспект урока по теме "Главные и второстепенные члены предложения"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»
Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....