Патриотическое воспитание в школе средством изучения народного танца
статья на тему

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no9_publikatsiya.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в школе средством

изучения народного танца».

Томина Ольга Викторовна

Педагог дополнительного образования

           

«Танец – это тайный язык души» (Марта Грэхем)

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца.

Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

        Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.

Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают  жизненный тонус воспитанника. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями, родителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества.

 Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца.

Народный (фольклорный) танец — вид народного танцевального творчества, созданный этносом, распространенный в быту, отражающий этнические особенности, хореографический язык, пластическую выразительность этноса или этнической группы, которые проявляются в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения и др.

Искусство танца, созданное народом, формировалось на протяжении многих веков. Рожденный из жизни, народный танец возник как необходимая потребность проявления чувств. Он несет в себе большую жизненную энергию, воплощенную в художественных формах.

Общение в хореографическом жанре происходит посредством танцевального языка, который также древен, как и язык литературный. Посредством танцевального языка тоже выражаются мысли, чувства, раскрываются взаимоотношения людей, их характеры, образы героев, идея произведения. Так же как литературный язык одного народа отличается от другого, так и танцевальный язык у разных народов различен.

На развитие танца, его рисунка, хореографического языка влияли и условия быта народа, его занятия, климат и т. п. Танцевальный язык вобрал в себя характер народа, его темперамент, а также и его жизненный уклад, его социальный строй.

Сочинять хореографический текст в жанре народной хореографии следует в традициях танцевальной культуры того народа, о котором рассказывается в данном хореографическом произведении, ибо танцевальный язык, танцевальный текст находятся в тесной зависимости от национального характера народа, его образа жизни, особенностей мышления.

Ямал - суровый северный край, который славится не только своими полезными ископаемыми, но и богат разными традициями, которые передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней. И моя задача как педагога донести до детей традиции нашего края через хореографическое искусство – фольклорные игры, праздники, национальные обряды и танцы.

Развивать танцевальный язык, безусловно, нужно, но сохраняя его национальную первооснову.

Список литературы:

1.  Ваганова А. Основы классического танца. Л.: Искусство, 1980. 191с.

2. Захаров Р. Слово о танце. М.: Молодая гвардия, 1977. 159 с.

3. Мессерер А. Уроки классического танца. — СПб.: «Лань», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Линейка открытия месячника патриотического воспитания в школе

В нашей школе стали традиционными месячники гражданско-патриотического воспитания. Начинается месячник с торжественной линейки открытия, на которой классы знакомятся с планом проведения месячника....

Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Текст выступления на школьном мероприятии "День открытых дверей в МОУ Овчинниковская СОШ"...

Конференция и экскурсия как эффективные методы патриотического воспитания в школе

Школе как социальному субъекту принадлежит ведущая роль в осуществлении и успешной социализации подростка. В ФГОС ООО предусматривается решение таких основных задач как...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию в школе

Кружок  является  важной  формой  распространения  военных,  военно-технических  знаний,  повышения  качества  работы  по  патриотиче...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...