Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"
материал по теме
Текст выступления на школьном мероприятии "День открытых дверей в МОУ Овчинниковская СОШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско –патриотическое воспитание в
МОУ Овчинниковская СОШ
Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Это необходимость также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство. Неоценима в этом ключе роль российского образования. Гуманистическое воспитание, пропагандируемое в нынешнем обществе, одной из своих задач ставит возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма.
Происходящая в России дифференциация школьного образования по профилям заставляет по – новому взглянуть на содержание наработок последних лет в области гражданско – патриотического воспитания. Оно стало направлением образовательной политики России. Это система знаний интегрированного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формирование духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека. В связи с этим гражданско – париотическое воспитание является составной частью процесса и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 г.г.» поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения развития чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина - патриота Родины.
В нашей школе накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся.
Основные задачи школы по гражданско-патриотическому воспитанию
Познакомить учащихся с обычаями, традициями русского народа и народов России;
Сформировать у детей интерес к изучению истории страны, села, школы, своей семьи;
Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России;
Укреплять единство и дружбу народов России;
Знакомить с православными традициями русского народа.
Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.
В 2010 учебном году в школе введен курс «Основы православной культуры»
В курсе ОПК каждая тема работает на задачу: воспитание любви к своей Родине через понимание своей культуры, которая неразрывно связана с православием.
ОПК помогают нам вернуть утраченное. Одна из задач курса показать красоту и величие родной культуры, заронить в души учащихся любовь и гордость за нее.
Учителями начальных классов была организована экскурсия в Коченевскую Воскресную школу.
Традиционными стали классные и общешкольные мероприятия, посвященные Дню народного единства (открытые классные часы и уроки, выставки рисунков, выпуск тематических стенгазет). В этом учебном году в нашей школе прошел Фестиваль народов России. Каждый класс представлял отдельную народность России (русские, немцы, украинцы, татары, ханты-манты, белорусы). Ребята с большим интересом готовили национальные костюмы и блюда своего народа, подбирали материал для стенгазеты.
Формирование гражданско-правовых аспектов воспитания начинается еще в начальной школе. Программы выстроены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Изучение «Окружающего мира» помогает воспитывать не только любознательность, но и понимание себя как частицы великого государства.
Фундаментальной основой гражданско-правового развития и воспитания являются гуманитарные курсы. Программы по предметам истории, обществознания, литературы, ОБЖ, географии включают знания о политической и правовой жизни, о правах и обязанностях человека и гражданина, об истории и традициях нашей Родины.
Становятся традиционными встречи старшеклассников и товарищеские матчи по волейболу с солдатами- срочниками Коченевской воинской части.
10 февраля 2011года Молодежным центром Коченевского района была организована встреча старшеклассников с воинами-интернационалистами, приуроченная к 22 годовщине вывода войск из Афганистана, постоянно поддерживаем связь с нашими выпускниками-солдатами срочной службы
(Специальный выпуск газеты «Рост», посвященный нашим воинам-землякам)
Значимым событием в жизни для многих учащихся становится торжественное вручение паспортов. Учащиеся 11 класса Александрова Н. и Зыков А. стали победителями районного конкурса на знание избирательного законодательства
(учитель Фокина М.В.)
Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой» школы: «День пожилого человека», «День матери», акция «Неделя добра»
Члены детской организации «Осмид» активно занимаются тимуровской работой, оказывая помощь престарелым и одиноким жителям села.
Эти мероприятия направлены на формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, заботы о людях пожилого возраста.
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой Родине, в школе уделяется особое внимание военно – патриотическому воспитанию, воспитанию в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев, чувства любви к Родине, гордости за своё Отечество, подготовка молодых людей к защите Родины и службе в вооружённых силах.
В целом в школе соседствуют традиционные формы военно – патриотического воспитания и инновации.
Февральский военно – патриотический месячник, который в нашей школе проводится ежегодно .
В ходе проведения месячника военно – патриотического воспитания учащиеся с 1 по 11 классы принимают активное участие в различных мероприятиях: конкурсах, посвященных Дню Защитников Отечества, операций «Поздравляем!», «Как живёшь, ветеран», благотворительной акции «Дети России – солдатам Отечества», военно-спортивная эстафета, тематические классные часы, встречи с тружениками тыла, подготовка праздничного концерта совместно с Домом культуры «Современник»
2010 год был особенным для всех. Это год 65-летия со дня Победы.
В канун 9 мая в школе прошёл Единый день, посвящённый 65 – летию, в ходе которого учащиеся побывали на уроках мужества, приняли участие в концертной программе, смотрели фильмы о войне. Учащиеся Овчинниковской школы принимали активное участие в районных конкурсах, посвященных этой дате
(Выставка прикладного творчества, конкурс сочинений и др.)
Обязательным для наших ребят стало шефство над памятником павшим воинам- землякам и оказание помощи сельской администрации в наведении и поддержке порядка на территории сельского поселения. Это помогает воспитывать трудолюбие, формировать позиции хозяина родного села.
Мероприятия спортивно-патриотического направления способствуют развитию силы, ловкости, выносливости, воспитанию воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни, готовности к защите Родины. В нашей школе ежегодно проводятся спортивные соревнования по волейболу, пионерболу, мини-футболу, настольному теннису, легкой атлетике.
Эффективным методом реализации целей патриотического воспитания является
проведение школьных праздников. Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагога, учащихся и их родителей, позволяют им углубиться в историю и понять глубинную суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре. Изучение традиций русской народной культуры в школе реализуется в форме творческой фольклорной мастерской.
В центре внимания: семейный уклад, обряды, обычаи, история родного края.
«Святочные вечера » - под таким названием прошел общешкольный вечер, в котором приняли участие ребята с 5 по 11 классы. На празднике прозвучали рождественские колядки, гадальные подблюдные песни, представление ярморочного Петрушки. Интересно и необычно прошел классный час в 8 классе « Масленица» (учитель Кардаш О.А.)
В рамках поисково-краеведческое направления в школе создана комната боевой и трудовой славы, в селе- музей «Русская изба». С историей создания музея вы познакомитесь сегодня на открытом классном часе «Листая страницы истории»
Музеи становятся центрами воспитательной работы, местом получения дополнительных знаний по истории, культуре, обычаям и традициям родного края. Одним из важных аспектов этой деятельности является совместная работа школы с ДК «Современник» Так в 2010году школьники приняли активное участие в концерте, посвященном празднику села.
Дипломом II степени была награждена ученица 9 класса Пугачева Наталья за участие в районном фестивале детского творчества «Поклон тебе, Земля родная», посвященного 85-летию Коченевского района, в номинации Мультимедийная презентация «Земля родная»
Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников.
Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Нравственное воспитание учащихся школы VIII вида"
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношени...
Доклад на тему: “Трудовое воспитание в школе”
Доклад на тему: “Трудовое воспитание в школе”Мәктәптә хезмәт тәрбиясе Педагог В.А. Сухомлинский фикеренчә, бары тик хезмәт кенә кешене иҗади, акыллы, мәдәниятле һәм белемле итә алачак. Нәкъ менә...
Доклад на тему "Основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате 8 вида"
Психологические основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью"...
Доклад"Актуальные вопросы военно-патриотического воспитания в школе"
рассматриваются проблемы военно-патриотического воспитания, раскрывается опыт работы школы...
Доклад «Проблемы воспитания в школе-интернате IV вида: между школой и семьей»
В данном материале представлены тезисы доклада о проблемах воспитательной работы в ГКОУ СКОШИ № 2...
Доклад на тему "Правовое воспитание в школе"
Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного повед...
Доклад: «Реализация рабочей программы воспитания в школе на уроках географии» 2023
Доклад: «Реализация рабочей программы воспитанияв школе на уроках географии»...