Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"
материал по теме

Коновалова Екатерина Андреевна

Текст выступления на школьном мероприятии "День открытых дверей в МОУ Овчинниковская СОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                        Гражданско –патриотическое воспитание в

                                        МОУ Овчинниковская СОШ

 

  Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе.       Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения  к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Это необходимость также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство. Неоценима в этом ключе роль российского образования.  Гуманистическое  воспитание, пропагандируемое в нынешнем обществе, одной из своих задач ставит возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма.

      Происходящая в России дифференциация школьного образования по профилям заставляет по – новому взглянуть на содержание наработок последних лет в области   гражданско – патриотического воспитания. Оно стало направлением образовательной политики России. Это система знаний интегрированного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формирование духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека. В связи с этим гражданско – париотическое воспитание является составной частью процесса и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы  названо гражданское образование и воспитание.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 г.г.» поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения развития чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина  - патриота Родины.

В нашей школе накоплен определенный положительный опыт  по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся.

     

        Основные задачи школы по гражданско-патриотическому воспитанию

Познакомить учащихся с обычаями, традициями русского народа и народов России;

Сформировать у детей интерес к изучению истории страны, села, школы, своей семьи;

Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России;

Укреплять единство и дружбу народов России;

Знакомить с православными традициями русского народа.

Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.

В 2010 учебном году в школе введен курс «Основы православной культуры»

В курсе ОПК каждая тема работает на задачу: воспитание любви к своей Родине через понимание своей культуры, которая неразрывно связана с православием.

ОПК помогают нам вернуть утраченное. Одна из задач курса показать красоту и величие родной культуры, заронить в души учащихся любовь и гордость за нее.

Учителями начальных классов была организована экскурсия в Коченевскую     Воскресную школу.

   Традиционными стали классные и общешкольные мероприятия, посвященные Дню народного единства (открытые классные часы и уроки, выставки рисунков, выпуск тематических стенгазет). В этом учебном году в нашей школе прошел Фестиваль народов России. Каждый класс представлял отдельную народность России (русские, немцы, украинцы, татары, ханты-манты, белорусы). Ребята с большим интересом готовили национальные костюмы и блюда своего народа, подбирали материал для стенгазеты.

   Формирование гражданско-правовых аспектов воспитания начинается еще в начальной школе. Программы выстроены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Изучение «Окружающего мира» помогает воспитывать не только любознательность, но и понимание себя как частицы великого государства.

    Фундаментальной основой гражданско-правового развития и воспитания являются гуманитарные курсы. Программы по предметам истории, обществознания, литературы, ОБЖ, географии включают знания о политической и правовой жизни, о правах и обязанностях человека и гражданина, об истории и традициях нашей Родины.

 Становятся традиционными встречи старшеклассников и товарищеские матчи по волейболу с солдатами- срочниками  Коченевской  воинской части.

10 февраля 2011года Молодежным центром Коченевского района была организована встреча старшеклассников  с воинами-интернационалистами, приуроченная  к 22 годовщине вывода войск из Афганистана, постоянно поддерживаем связь с нашими выпускниками-солдатами срочной службы

(Специальный выпуск газеты «Рост», посвященный нашим воинам-землякам)

Значимым событием в жизни  для многих учащихся становится торжественное вручение паспортов. Учащиеся 11 класса Александрова Н. и Зыков А. стали победителями районного конкурса на знание избирательного законодательства

(учитель Фокина М.В.)

Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.  За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой»  школы: «День пожилого человека», «День матери», акция «Неделя добра»

      Члены детской организации «Осмид» активно занимаются тимуровской  работой, оказывая помощь престарелым и одиноким жителям села.

Эти мероприятия направлены  на формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания,  заботы о людях пожилого возраста.

     Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой Родине, в школе уделяется особое внимание военно – патриотическому воспитанию, воспитанию в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев, чувства любви к Родине, гордости за своё Отечество, подготовка молодых людей к защите Родины и службе в вооружённых силах.

В целом в школе соседствуют традиционные формы военно – патриотического воспитания и инновации.

   Февральский военно – патриотический месячник, который в нашей школе проводится ежегодно .

В  ходе проведения месячника военно – патриотического воспитания учащиеся с 1 по 11 классы принимают активное участие в различных мероприятиях: конкурсах, посвященных Дню Защитников Отечества, операций «Поздравляем!», «Как живёшь, ветеран», благотворительной акции «Дети России – солдатам Отечества», военно-спортивная эстафета, тематические классные часы, встречи с тружениками тыла, подготовка праздничного концерта совместно с Домом культуры «Современник»

 2010 год был особенным для всех. Это год 65-летия со дня  Победы.

В канун 9 мая в школе прошёл Единый день, посвящённый 65 – летию, в ходе которого учащиеся побывали на уроках мужества, приняли участие в концертной программе, смотрели фильмы о войне. Учащиеся  Овчинниковской школы принимали активное участие в районных конкурсах, посвященных этой дате

(Выставка прикладного творчества, конкурс сочинений и др.)

      Обязательным для наших ребят стало шефство над памятником павшим  воинам- землякам и оказание помощи сельской администрации в наведении и поддержке порядка на территории сельского поселения. Это помогает воспитывать трудолюбие, формировать позиции хозяина родного села.

     Мероприятия спортивно-патриотического направления способствуют развитию силы, ловкости, выносливости, воспитанию воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни, готовности к защите Родины. В нашей школе ежегодно проводятся спортивные соревнования по волейболу, пионерболу, мини-футболу, настольному теннису, легкой атлетике.

Эффективным  методом реализации целей патриотического воспитания является

проведение школьных праздников. Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагога, учащихся и их родителей, позволяют им углубиться в историю и понять глубинную суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре. Изучение традиций русской народной культуры в школе реализуется в форме творческой фольклорной мастерской.

В центре внимания: семейный уклад, обряды, обычаи, история родного края.

«Святочные вечера » - под таким названием прошел общешкольный  вечер, в котором приняли участие ребята с 5 по 11 классы. На  празднике прозвучали рождественские колядки, гадальные подблюдные песни, представление ярморочного Петрушки. Интересно и необычно прошел классный час в 8 классе « Масленица» (учитель Кардаш О.А.)

     В рамках поисково-краеведческое направления в школе создана комната боевой и трудовой славы, в селе- музей «Русская изба». С историей создания музея вы познакомитесь сегодня на открытом классном часе «Листая страницы истории»

  Музеи становятся центрами воспитательной работы, местом получения дополнительных знаний по истории, культуре, обычаям и традициям родного края. Одним из важных  аспектов этой  деятельности  является совместная работа школы с ДК «Современник» Так в 2010году  школьники приняли активное участие в концерте, посвященном празднику села.

Дипломом  II степени была награждена ученица 9 класса Пугачева Наталья за участие в  районном фестивале детского творчества «Поклон тебе, Земля родная», посвященного 85-летию Коченевского района, в номинации Мультимедийная презентация «Земля родная»

   Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников.

    Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Нравственное воспитание учащихся школы VIII вида"

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношени...

Доклад на тему: “Трудовое воспитание в школе”

Доклад на тему: “Трудовое воспитание в школе”Мәктәптә хезмәт тәрбиясе  Педагог В.А. Сухомлинский фикеренчә, бары тик хезмәт кенә кешене иҗади, акыллы, мәдәниятле һәм белемле итә алачак. Нәкъ менә...

Доклад на тему "Основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате 8 вида"

Психологические основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью"...

Доклад"Актуальные вопросы военно-патриотического воспитания в школе"

рассматриваются проблемы военно-патриотического воспитания, раскрывается опыт работы школы...

Доклад «Проблемы воспитания в школе-интернате IV вида: между школой и семьей»

В данном материале представлены тезисы доклада о проблемах воспитательной работы в ГКОУ СКОШИ № 2...

Доклад на тему "Правовое воспитание в школе"

Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного повед...

Доклад: «Реализация рабочей программы воспитания в школе на уроках географии» 2023

Доклад: «Реализация рабочей программы воспитанияв школе на уроках географии»...