Программа коррекции коммуникативных трудностей «Винни Пух и все-все…»
рабочая программа (5 класс) на тему
предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность) 5-х классов средствами мульттерапии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа коррекции коммуникативных трудностей у
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность) 5-х классов средствами мульттерапии
«Винни Пух и все-все…»
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Паспорт программы | |
2 | Пояснительная записка | |
2.1. | Краткая психолого-педагогическая характеристика коммуникативных трудностей пятиклассников с ОВЗ | |
2.2. | Цели и задачи программы | |
2.3. | Нормативное обоснование программы | |
2.4. | Основные принципы построения программы | |
3. | Общая характеристика курса | |
3.1. | Содержание тем коррекционно-развивающих занятий | |
3.2. | План коррекционно-развивающих занятий | |
3.3. | Основные требования к процессу реализации программы | |
3.4. | Ожидаемые результаты | |
3.5. | Критерии эффективности программы | |
3.6. | Сроки реализации программы | |
4. | Календарно-тематическое планирование | |
5 | Календарный график реализации программы |
1. Паспорт программы
Наименование образовательного учреждения | - |
Наименование программы | «Винни Пух и все- все…». |
Вид программы | Программа психологического сопровождения обучающихся 5-х классов |
Нормативное обеспечение |
1. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ. 2. Положение об индивидуальном образовательном маршруте. 3. Инструкция о психолого-педагогической диагностике обучающихся. |
Цель программы | Развитие коммуникативных умений обучающихся, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов. |
Задачи программы | - Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; - отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; - активизация процесса самопознания и самоактуализации; - расширение диапазона творческих способностей; - формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций; - формирование умения слушать, высказывать свою точку зрения, умение аргументировать и отстаивать свою позицию; - формирование моделей поведения, приводящих к компромиссному решению. |
Целевая аудитория программы | обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность), 5 класс |
Объём программы | I четверть — 9 часов II четверть — 7 часов III четверть — 10 часов IV четверть — 8 часов |
Ожидаемые результаты | Позитивная динамика развития коммуникативных умений : – умения общаться, то есть умения слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения, выстраивать систему доказательств (подбирать аргументы, задавать вопросы, возражать, дополнять); – использования приемов владения языком, самостоятельное совершенствование в нем.; – владения речевой деятельностью, характеризующейся: а) выразительностью, то есть эмоциональностью и образностью; |
Автор программы (Ф И О, должность и место работы, учебная степень, учебное звание) | педагог - психолог |
Контактная информация образовательного учреждения | - |
Пояснительная записка
В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развивающийся со второй половины 40-х годов прошлого столетия. В рамках классического психоанализа содержание и мотивация культурной активности сведены к первичным структурам психики, творчество есть аспект сублимации (3.Фрейд), проявление «трансцендентной функции» коллективного бессознательного (К.Г. Юнг); последующее развитие направления связывает с символообразованием прогрессивные и творческие проявления психической жизни (А. Эренцвейг, М. Милнер, Д. Винникотт, Э. Крис, М. Клейн и др.). Еще К.Г. Юнг утверждал, что творческая деятельность является внутренней потребностью человека. Известный арттерапевт М. Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека прежде всего проявляются в виде образов.
В отечественной психологии методы арттерапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых (Бурно, 1989) и неврозов у детей (Захаров, 1986). Проблемами арттерапии занимались педагоги, разработавшие концептуальные основы использования арттерапии в школе: Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольникова, Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева; специалисты в области клинической психологии, психотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии: К. Юнг, В. М. Бехтерев, В. Вундт, Б. Ф. Ломов, Т. Ю. Калошина, С. В. Шушарджан, В. И. Петрушин, А. И. Копытин, О. А. Карабанова, Н. В. Серов, Г. Э. Бреслав, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева и др.
Специалисты подчеркивают роль арттерапевтического, в том числе и мульттерапевтического, процесса в повышении адаптационных возможностей человека. Небогатый собственный жизненный опыт пятиклассников может быть существенно обогащен за счет знакомого любому из них мира мультипликации. Коррекционные возможности мульттерапии по отношению к младшим подросткам с коммуникативными трудностями имеют огромный потенциал.
Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников является одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира; через просмотр мультфильмов, игру, музыку, театрализацию, реконструирование мультситуаций мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт конструктивного общения , проигрывания возможных вариантов развития ситуации, разрешения конфликтных ситуаций, поэтому мульттерапия является наиболее доступным методом решения данных проблем.
Мульттетрапия является синтезом деятельностного педагогического подхода, психологических методик групповой работы, арт-терапии и анимационных технологий, дающих в совокупности синергетический эффект. Это мягкий и эффективный реабилитационный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит гармонично и естественно, что очень важно для детей, переживающих сложное время в своей жизни. Посредством коллективного «проживания» мультфильмов дети создают и оживляют свои представления о мире, о счастье, они учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.
2.1.Краткая психолого-педагогическая характеристика коммуникативных трудностей пятиклассников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность)
Программа «Винни Пух и все-все..» адресована обучающимся 5 класса.
Преобладающим контингентом школы – интерната являются дети с ограниченными возможностями здоровья (легкой и умеренной степенью умственной отсталости). Особенность дефекта при умственной отсталости – нарушение высших психических функций: отражательной способности мозга, регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания, речи).
Потребность в общении у ребенка возникает на первом году жизни в результате непосредственного эмоционального общения с матерью и с возрастом приобретает все более ярко выраженный характер. Дальнейшее развитие ребенка полностью зависит от того, как реализуется эта потребность, какое место занимает общение в его жизни, с кем он общается, каков круг и характер общения, каково отношение общающихся к ребенку и ребенка к ним.
К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста, затрудняются общаться со взрослыми и сверстниками, их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними, их избегают. В результате у таких детей возникают барьеры, препятствующие установлению нормальных контактов между людьми. Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общения детей и подростков, это:
— трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребенка (нарушение речевого развития, умственная отсталость, задержки психического развития и др.);
— трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная изоляция и депривация, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость и др.);
— трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний и др.).
Первая группа трудностей — трудности в общении, возникшие в связи с дефектами развития ребенка и его речи.
Каждый вид дефекта накладывает свои специфические особенности на речевое общение, что учитывается в коррекционной работе по исправлению речи. Вместе с тем у всех детей с дефектами развития различной этиологии много общего, что их сближает и делает похожими. У большинства из них наблюдаются дефекты произношения, что делает речь малоразборчивой. У многих детей бедный и недостаточно точный словарь с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие слова, отсутствуют необходимые навыки общения как со взрослыми, так и со сверстниками, что существенно отражается на их психическом и личностном развитии.
Адаптации к обучению в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения, а потому имеющиеся коммуникативные трудности усугубляются.
Основные показатели, определяющие необходимость проведения коррекции коммуникативной сферы пятиклассников с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность):
- Трудности коммуникации: низкий уровень коммуникативной компетентности, несформированность коммуникативных действий и операций, неумение согласовывать свои действия с партнерами, отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, необщительность, замкнутость (при условии сформированности потребности в общении), социальная изолированность, низкий социометрический статус;
- Низкий уровень сформированности широких социальных мотивов. Неудовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил. Неотчетливые и размытые представления о социальных ролях и системе социального одобряемых отношений;
- Трудности произвольной регуляции поведения и деятельности. Низкий уровень развития способности планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, неумение контролировать свои действия и предвидеть их последствия. Неспособность правильно оценивать результаты действия и внести необходимые коррективы в деятельность. Неспособность действовать в соответствии с заданным образцом и правилом;
- Нарушения поведения – умеренная агрессивность, вредные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и пр.);
- Трудности эмоционального развития – неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах, как самого себя, так и другого человека; трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; неспособность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социальных эмоций;
- Трудности личного развития. Неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неадекватная самооценка, неуверенность в себе;
- Несформированность социальной потребности в общении с другими людьми – взрослыми и сверстниками, крайний эгоизм и себялюбие.
2.2. Цель и задачи программы
Программа направлена на реализацию цели, задач школы-интерната, отраженных в адаптированной основной образовательной программе школы-интерната.
Цель школы-интерната: Обучающийся, компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья на основе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта
Задачи школы - интерната:
- Сформировать умение организовывать свою деятельность социально-приемлемыми способами на основе освоения предметов учебного плана и правил поведения в обществе.
- Проводить профориентационную работу на основе освоения профилей трудового обучения (занимательного и ручного труда), психологической коррекции и практической деятельности.
- Научить обучающихся самостоятельно применять знания, умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
- Обеспечить ресурсные условия (кадровые, материально-технические, финансово экономические, организационные) реализации цели образовательного учреждения.
Курс занятий по программе«Винни Пух и все- все…» ориентирован на приобретение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья коммуникативных умений средствами мульттерапии.
Цель программы: Развитие коммуникативных умений обучающихся, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов.
Задачи программы: - Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
- активизация процесса самопознания и самоактуализации;
- расширение диапазона творческих способностей;
- формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;
- формирование умения слушать, высказывать свою точку зрения, умение аргументировать и отстаивать свою позицию;
- формирование моделей поведения, приводящих к компромиссному решению.
2.3. Нормативное обоснование программы
Рабочая программа «Вини Пух и все-все… » разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (см. паспорт программы).
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ;
- Письмом Министерства образования и науки России от 12.05.2011года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Локальным актом «Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ».
2.4. Основные принципы построения программы
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач задает необходимость определения задач трех видов. Каждый ребенок находится на различных уровнях развития. Поэтому отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводит к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Поэтому цели и задачи коррекционной программы сформированы как система задач трех уровней – коррекционного (трудности общения), профилактического (предупреждение отклонений в развитии общения) и развивающего (обогащение развития общения). Только единство этих задач обеспечивает успех и эффективность коррекционной программы.
- Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии общения ребенка. Началу осуществления коррекционной работы предшествует этап диагностического обследования, позволяющего выявить характер и интенсивность трудностей в общении, сделать заключение об их возможных причинах и на основании заключения сформировать цели и задачи индивидуальной коррекционной работы. Эффективная коррекция может быть построена лишь на основе тщательного психологического обследования;
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка согласует требование соответствия хода психологического и личностного развития ребенка нормальному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой. Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка позволит наметить в пределах возрастной «нормы» развития, программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка с его индивидуальностью, утверждая право ребенка на выбор своего самостоятельного пути развития.
- Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов (метод игровой коррекции, элементы психогимнастики, методы, основанные на использовании креативных творческих процессов, специальные приемы игрового типа, направленные на повышение сплоченности классного коллектива). Центральное место принадлежит мульттерапии.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Это система отношений ребенка с близкими взрослыми, т.е. особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности и способы ее осуществления составляет важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяет зону его ближайшего развития. Успех коррекционной работы с ребенком вне сотрудничества с родителями или другим значимым социальным окружением в зависимости от характера трудностей развития оказывается либо недостаточно высоким, либо попросту невозможным.
- Принцип профессиональной компетентности психолога. Он исходит из более широкого этического закона «не навреди». Особенно это важно учитывать при работе с обучающимися (только что вышедшими из начальной школы и имеющими ОВЗ), которые сами не могут осознать качество воздействия.
3.Общая характеристика курса
3.1. Содержание тем учебного курса
Программа «Винни Пух и все-все…» включает материал, направленный на дальнейшее совершенствование ранее приобретённых знаний, умений и навыков.
Наименование раздела, темы | Количество часов | Содержание |
Изучение индивидуальных коммуникативных умений 5-классников с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность) | 7 | 1.Исследование информационно-коммуникативных умений: «Интервью» (О.В.Дыбина)-позволяет оценивать умения, получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог; «Необитаемый остров»(тот же автор) – дать оценку умениям выслушать другого человека, спокойно отстаивать свое мнение; методика на выявление уровня речевого развития(И.В.Дубровина) 2.Исследование интерактивных умений: методика изучения личностного поведения ребенка в условиях взаимодействия со взрослыми и сверстниками(Т.В.Синько); тест Розенцвейга, ориентированный на изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях. 3.Исследование перцептивных умений: методика «Отражение чувств» (О.В.Дубынина) – позволяет оценивать умение замечать и понимать эмоциональное состояние партнера; методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская)- исследует понимание обучающимися отношения других к себе. |
Групповые коррекционно- развивающие занятия . | 16 | Мульттерапия |
Повторная диагностика коммуникативных умений. Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста. | 7 | 1.Исследование информационно-коммуникативных умений: «Интервью» (О.В.Дыбина)-позволяет оценивать умения, получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог; «Необитаемый остров»(тот же автор) – дать оценку умениям выслушать другого человека, спокойно отстаивать свое мнение; методика на выявление уровня речевого развития(И.В.Дубровина) 2.Исследование интерактивных умений: методика изучения личностного поведения ребенка в условиях взаимодействия со взрослыми и сверстниками(Т.В.Синько); тест Розенцвейга, ориентированный на изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях. 3.Исследование перцептивных умений: методика «Отражение чувств» (О.В.Дубынина) – позволяет оценивать умение замечать и понимать эмоциональное состояние партнера; методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская)- исследует понимание обучающимися отношения других к себе. |
Индивидуальная работа по коррекции коммуникативных умений. | 4 | Индивидуальные коррекционные занятия, разработанные на основании результатов диагностики. |
Итого: | 34 |
3.2. План коррекционно-развивающих занятий
№ | Наименование раздела, темы | Используемые мультфильмы | Используемые методики | Коррекционная задача | Диагностическая задача |
1 | Изучение индивидуальных коммуникативных умений 5-классников с ОВЗ(интеллектуальная недостаточность) | «Интервью» (О.В.Дыбина)- | Исследование информационно-коммуникативного умения получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог. | ||
2 | «Необитаемый остров» (О.В.Дыбина) | Исследование информационно-коммуникативного умения выслушать другого человека, спокойно отстаивать свое мнение. | |||
3 | Методика на выявление уровня речевого развития (И.В.Дуброви на) | Исследование информационно-коммуникативных умений- оценка уровня речевого развития. | |||
4 | Методика изучения личностного поведения ребенка в условиях взаимодействия со взрослыми и сверстниками (Т.В.Синько) | Исследование интерактивных умений- оценка личностного поведения ребенка в условиях взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | |||
5 | Тест Розенцвейга | Изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях. | |||
6 | Методика «Отражение чувств» (О.В.Дубынина). | Исследова ние перцептив ного умения замечать и понимать эмоциональное состояние партнера. | |||
7 | Методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская) | Исследова ние перцептив ного умения понимать обучающимися отношения других к себе. | |||
8 | Группо вые коррекционно- развивающие занятия . | Винни Пух и все – все.. | Создание условий для формирования умения плани ровать свою деятельность. | ||
9 | Антошка | Анализ особенностей поведения в отношениях с окружающими (положение в коллективе, самостоятель ность, взаимо отношения со сверстниками и старшими) | |||
10 | Морозко | Формирование критичного отношения к самому себе (недостатки, возможности, особенности самооценки) | |||
11 | Лунтик и его друзья. (Серия 305 и 42). | Систематизация знаний обучающихся об употреблении различных словесных форм вежливости; об этических нормах поведения в обществе и общениях между людьми. | |||
12 | Давайте жить дружно | Формирование умения отстаивать свое мнение | |||
13 | Подарок для самого слабого | Анализ взаимоотношений в коллективе | |||
14 | Обида | Формирование умения понимать эмоциональное состояние
| |||
15 | Зайка зазнайка | Формирование умения понимать отношение к себе | |||
16 | Цветик - семицветик | Формирование умения передавать в речи свои впечатления | |||
17 | Бюро находок | Формирование знаний о ценности дружбы | |||
18 | Заяц- хваста | Коррекция склонности ко лжи | |||
Жили-были мысли | Формирование навыков самопознания | ||||
20 | Бармалей | Формирование представлений о том, что может произойти, если не слушаться родителей. | |||
21 | Вовка в Тридевятом царстве | Формирование умения выбора правильной линии поведения | |||
22 | Мой друг зонтик | Формирование умения заводить друзей | |||
23 | Трое из Простоква шино | Формирование умения искать пути решения различных ситуаций, делать выводы, общаться с друзьями и взрослыми. | |||
24 | Повтор ная диагностика коммуникативных умений. Анализ результатов работы. Отслеживание динами ки личност ного роста. | «Интервью» (О.В.Дыбина | Исследование информационно-коммуникативного умения получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог. | ||
25 | «Ненобитае мый остров» (О.В.Дыбина ) | Исследование информационно-коммуникативного умения выслушать другого человека, спокойно отстаивать свое мнение. | |||
26 | Методика на выявление уровня речевого развития (И.В.Дуброви на) | Исследование информационно-коммуникативных умений- оценка уровня речевого развития. | |||
27 | Методика изучения личностного поведения ребенка в условиях взаимодействия со взрослыми и сверстниками (Т.В.Синько) | Исследование интерактивных умений- оценка личностного поведения ребенка в условиях взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | |||
28 | Тест Розенцвейга | Изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях. | |||
28 | Методика «Отражение чувств» (О.В.Дубынина). | Исследование перцептивного умения замечать и понимать эмоциональное состояние партнера. | |||
29 | Методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская) | Исследование перцептивного умения понимать обучающимися отношения других к себе. | |||
«Интервью» (О.В.Дыбина)- | Исследование информационно-коммуникативного умения получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог. | ||||
«Необитаемый остров» (О.В.Дыбина) | Исследование информационно-коммуникативного умения выслушать другого человека, спокойно отстаивать свое мнение. | ||||
30 | Методика на выявление уровня речевого развития (И.В.Дубровина) | Исследование информационно-коммуникативных умений- оценка уровня речевого развития. | |||
31-34 | Индивидуальная работа по коррекции коммуникативных умений. | Планируется по итогам диагностики. |
3.3. Основные требования к процессу реализации программы
В существующей практике использования мульттерапии предполагается создание конечного продукта- мультфильма, что предполагает наличие некой материально – технической базы и достаточного уровня развития участников.
В условиях коррекционного образовательного учреждения использование мульттерапии осуществляется в адаптированном варианте. Специфика организации коррекционной работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, находят свое отражение в структуре коррекционно-развивающих занятий.
Структура коррекционно – развивающего занятия включает в себя следующие этапы:
1 этап- Просмотр мультфильма. Организуется деятельность , направленная на анализ ситуаций , обсуждение поступков героев.(Беседа, пересказ, комментирование).
2 этап – Формулирование различных вариантов развития сюжета «А вот если бы…», «А как бы вы поступили?», «А как правильно?».
3 этап – Ролевое проигрывание (в масках героев) ситуаций перед зеркалом, диалоги «лицо к лицу». Включаются элементы вокальных упражнений и звукоподражания, образно – сюжетных танцев с импровизацией.
4 этап- «Переозвучка» мультфильма. (Дети повторяют движения героев фильма и произносят «правильный» текст.)
5 этап – Рефлексия.
3.4.Ожидаемые результаты
Позитивная динамика развития коммуникативных умений:
– умения общаться, то есть умения слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения, выстраивать систему доказательств (подбирать аргументы, задавать вопросы, возражать, дополнять);
– использования приемов владения языком, самостоятельное совершенствование в нем.;
– владения речевой деятельностью, характеризующейся:
а) выразительностью, то есть эмоциональностью и образностью;
б) содержательностью, то есть точностью и ясностью, насыщенностью информацией;
в) достаточной степенью развития устной и письменной речи.
3.5.Критерии эффективности программы:
Ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству.
Сформированность навыка рефлексии, т.е. умения понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние.
Умение управлять своими эмоциями и чувствами и знание способов выражения собственных эмоций.
Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях.
Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
Повышение уровня самооценки и самоконтроля, уровня уверенности в себе и своих силах.
Сформированность навыков совместной деятельности.
3.6. Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год
- Рабочая программа рассчитана на 1 год.
- Ежегодно в рабочую программу вносятся дополнения.
Используемая литература:
1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом – М.: Глобус, 2006.
2. Клюева Н.В. Филиппова Ю.В. Общение дети 5-7 лет.-Яр.: Академия развития, 2001.
3. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 – 9 лет-М.; Издательство Гном и Д, 2001.
4. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. - М.: Педагогика-Пресс, 1966.
5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.- М.: Издательский центр Академия, 2001
6. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей.- М.; Издательство ПЛЭЙТ, 2004.
7. Соловов А.В. Навыки жизни (программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет). – М.; Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические методы развития и коррекции коммуникативной функции учащихся с ДЦП
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ...
Методические разработки по коррекции коммуникативной деятельности
В разработке представлены разделы и тематическое планирование занятий, направленных на коррекцию коммуникативных умений и навыков младших школьников...
«Адаптированные программы . Особенности и трудности».
Адаптированные программы .Особенности и трудности Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку ...
Коммуникативные трудности на занятиях английского языка и пути их преодоления.
Коммуникативные трудности на занятиях английского языка и пути их преодоления....
Рабочая программа элективного курса Трудности английской грамматики Сальманова З.Ф.
Владение иностранным языком для ведения полноценной жизни приобретает все возрастающее значение в сферах межнационального и межэтнического взаимодействия. Возможность беспрепятственного общения с людь...
Программа занятий по развитию и коррекции коммуникативной, личностной и эмоционально – волевой сфер, социально- бытовых ориентировок и социальных навыков для обучающегося 8 класса по АООП с УО
Предлагаемая коррекционно – развивающая программа создана на основе собственных подходов и модернизации существующих. Программа сопровождается набором игр и упражнений по развитию и обеспечению ...
Рабочая программа элективного курса "Трудности английского языка" для обучающихся 9 класса.
Программа предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений, планирующих сдавать экзамен по английскому языку в формате ОГЭ....